Аштанга‑йога, метод механической медитации, помогает обуздать ум и чувства и направить все внимание на Параматму (Сверхдушу, Господа, пребывающего в сердце каждого живого существа). Кульминацией этого процесса является самадхи, полное осознание Всевышнего.
Бг 6.1
шри‑бхагаван увача
анашритах карма‑пхалам
карйам карма кароти йах
са саннйаси ча йоги ча
на нирагнир на чакрийах
шри‑бхагаван увача – Господь сказал; анашритах – тот, кто не ищет прибежища; карма‑пхалам – в плодах своего труда; карйам – тот, который следует делать; карма – труд; кароти – выполняет; йах – который; сах – он; саннйаси – отрекшийся от мира; ча – также; йоги – йог; ча – также; на – не; них – без; агних – огня; на – ни; ча – также; акрийах – не исполняющий свой долг.
Верховный Господь сказал: Тот, кто не привязан к плодам своего труда, но действует, верный своему долгу, воистину отрекся от мира. Именно он – настоящий йог, а не тот, кто не зажигает огня и не выполняет своих обязанностей.
Комментарий:
В этой главе Господь описывает практику восьмиступенчатой йоги, позволяющую обуздать ум и чувства. Однако обыкновенным людям, особенно в век Кали, очень трудно заниматься этим видом йоги. Рекомендуя в этой главе систему восьмиступенчатой йоги, Господь тем не менее подчеркивает, что метод карма‑йоги, деятельности в сознании Кришны, гораздо лучше. Каждый в этом мире трудится, чтобы содержать свою семью: никто не работает бескорыстно, не стремясь прямо или косвенно удовлетворить потребности своих чувств. Но человек, достигший совершенства, действует в сознании Кришны, ради Кришны, а не ради того, чтобы насладиться плодами своего труда. Действовать в сознании Кришны – долг каждого живого существа, так как по своей природе все мы – неотъемлемые частицы Всевышнего. Части тела работают на благо всего тела. Различные органы действуют не ради удовлетворения самих себя, а для того, чтобы удовлетворить потребности всего организма. Точно так же человек, который трудится не ради себя, а ради удовлетворения Высшего Целого, – это совершенный санньяси, или совершенный йог.
Некоторые санньяси ошибочно считают себя свободными от всех обязанностей, связанных с жизнью в материальном мире, и прекращают совершать агнихотра‑ягьи (огненные жертвоприношения). Но на самом деле ими движут корыстные интересы, поскольку они стремятся к слиянию с безличным Брахманом. Подобное желание лучше любого материального желания, но и оно не лишено корысти. Точно так же йог ‑мистик, который прекратил всякую материальную деятельность и медитирует, полузакрыв глаза, занимается этим ради собственного удовлетворения. Однако человек, действующий в сознании Кришны, трудится ради удовлетворения Высшего Целого, не преследуя личных интересов. Тот, кто обладает сознанием Кришны, не стремится к удовлетворению потребностей собственных чувств. Его цель – доставить удовольствие Кришне, поэтому его называют совершенным санньяси, или совершенным йогом. Господь Чайтанья, явивший совершенный пример отречения от мира, в Своих молитвах говорит:
на дханам на джанам на сундарим
кавитам ва джагад‑иша камайе
мама джанмани джанманишваре
бхаватад бхактир ахаитуки твайи
«О Всемогущий Господь, мне не нужно ни богатств, ни прекрасных женщин, ни последователей. Единственное, чего я хочу, – это по Твоей беспричинной милости жизнь за жизнью служить Тебе».
Бг 6.2
йам саннйасам ити прахур
йогам там виддхи пандава
на хй асаннйаста‑санкалпо
йоги бхавати кашчана
йам – которое; саннйасам – отречение; ити – так; прахух – называют; йогам – воссоединение со Всевышним; там – то; виддхи – знай; пандава – о сын Панду; на – не; хи – безусловно; асаннйаста – не освобожден; санкалпах – от стремления к удовлетворению собственных чувств; йоги – йог‑мистик; бхавати – становится; кашчана – любой.
Знай же, о сын Панду: то, что называют отречением от мира, по сути дела, и есть йога, или воссоединение со Всевышним, ибо йогом можно стать, только избавившись от стремления к чувственным удовольствиям.
Комментарий:
Практика истинной санньяса‑йоги, или бхакти‑йоги, подразумевает, что человек должен знать изначальное положение живого существа и действовать в соответствии с этим положением. Живое существо по своей природе не является полностью независимым. Оно принадлежит к пограничной энергии Верховного Господа. Попав в сети материальной энергии, оно становится обусловленным, а обретя сознание Кришны, то есть поняв принцип действия духовной энергии, возвращается в свое истинное, изначальное положение. Поэтому тот, кто обрел совершенное знание, перестает стремиться к чувственным удовольствиям и прекращает всякую материальную деятельность. Йоги пытаются достичь этой цели, не позволяя своим чувствам соприкасаться с материальными объектами. Однако у человека, обладающего сознанием Кришны, просто нет возможности занять свои чувства деятельностью, не связанной со служением Кришне. Поэтому он одновременно является санньяси и йогом. Тот, кто действует в сознании Кришны, естественным образом достигает цели, к которой стремятся гьяни и йоги, – обретает знание и подчиняет себе чувства. Если человек не способен отказаться от своих корыстных устремлений, какой тогда смысл в его занятиях гьяна‑йогой или мистической йогой? Истинная цель, к которой должен стремиться каждый, – перестать действовать ради собственного удовлетворения и развить желание удовлетворять Всевышнего. Человек, обладающий сознанием Кришны, не ищет чувственных удовольствий, но всегда стремится доставить удовольствие Верховному Господу. С другой стороны, тот, кто лишен знания о Всевышнем, вынужден действовать ради собственного удовлетворения, поскольку живое существо не может оставаться в бездействии. Действуя в сознании Кришны, человек достигает всех целей.
Бг 6.3
арурукшор мунер йогам
карма каранам учйате
йогарудхасйа тасйаива
шамах каранам учйате
арурукшох – тот, кто только начал заниматься йогой; мунех – мудреца; йогам – восьмиступенчатая йога; карма – деятельность; каранам – средство; учйате – называется; йога – восьмиступенчатой йоги; арудхасйа – того, кто достиг; тасйа – его; эва – безусловно; шамах – прекращение всякой материальной деятельности; каранам – средство; учйате – называется.
Говорится, что для того, кто только начал заниматься восьмиступенчатой йогой, средством достижения цели служит деятельность, а для того, кто достиг совершенства, средством становится полное прекращение материальной деятельности.
Комментарий:
Процесс воссоединения живого существа со Всевышним называется йогой. Его можно сравнить с лестницей, ведущей к вершине духовного самопознания. На низшей ступени этой лестницы стоит тот, кто находится в обусловленном состоянии, а поднявшись на высшую ступень, живое существо очищается от материальной скверны и осознаёт свою духовную природу. Ступени этой лестницы, соответствующие разным уровням духовного развития, носят разные названия. Но лестницу в целом называют йогой, разделяя ее на три части: гьяна‑йогу, дхьяна‑йогу и бхакти‑йогу. Того, кто стоит на низшей ступени этой лестницы, называют йогарурукшу, а на высшей – йогарудха.
Приступив к практике восьмиступенчатой йоги, йог должен следовать определенным правилам, которые упорядочивают жизнь, и выполнять различные асаны (физические упражнения), что поможет ему войти в состояние медитации. Эти занятия относятся к категории материальной деятельности. Они помогают привести в равновесие ум и обуздать чувства. А когда йог достигает совершенства в медитации, он прекращает всякую материальную деятельность.
Но что касается человека, обладающего сознанием Кришны, то он уже погружен в медитацию, так как всегда думает о Кришне. И поскольку он непрестанно служит Кришне, считается, что он полностью прекратил материальную деятельность.
Бг 6.4
йада хи нендрийартхешу
на кармасв анушаджджате
сарва‑санкалпа‑саннйаси
йогарудхас тадочйате
йада – когда; хи – безусловно; на – не; индрийа‑артхешу – в чувственных удовольствиях; на – не; кармасу – в кармической деятельности; анушаджджате – занимается вынужденно; сарва‑ санкалпа – от всех материальных желаний; саннйаси – отрекшийся; йога‑арудхах – достигший совершенства йоги; тада – тогда; учйате – называется.
Говорят также, что йог достигает совершенства, когда, полностью избавившись от материальных желаний, перестает искать чувственных удовольствий и заниматься материальной деятельностью.
Комментарий:
Когда человек всего себя отдает трансцендентному любовному служению Господу, он обретает внутреннее удовлетворение и потому перестает искать чувственных удовольствий и заниматься кармической деятельностью. Но тому, кто не служит Господу, приходится удовлетворять прихоти собственных чувств, потому что живое существо не может находится в бездействии. Человек, лишенный сознания Кришны, всегда действует в собственных интересах или в интересах своих родных и близких. Однако тот, кто обладает сознанием Кришны, каждым своим действием старается доставить удовольствие Кришне и потому никогда не станет действовать ради удовлетворения собственных желаний. Йог, не знакомый с практикой сознания Кришны, вынужден механически подавлять в себе материальные желания, прежде чем достигнет высшей ступени йогической лестницы.
Бг 6.5
уддхаред атманатманам
натманам авасадайет
атмаива хй атмано бандхур
атмаива рипур атманах
уддхарет – пусть освободит; атмана – умом; атманам – обусловленную душу; на – не; атманам – обусловленную душу; авасадайет – вынуждает деградировать; атма – ум; эва – ведь; хи – поистине; атманах – обусловленной души; бандхух – друг; атма – ум; эва – безусловно; рипух – враг; атманах – обусловленной души.