Самым важным был вопрос о Высшем Церковном Управлении и большинство членов высказалось за восстановление патриаршества.
Главным событием стало принятие решения о возрождении патриаршества 28 октября 1917 г. Теперь Синод стал называться не Святейшим, а Священным Синодом.
1-й тур заключался в том, что каждый делегат мог выдвигать кандидата в патриархи. Записка с любым кандидатским именем.
После обработки информации 3 раза в следующие туры выходили следующие кандидаты, из которых нужно было избрать 3 кандидатов в патриархи: 1. Архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий); 2. Архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий); 3. Митрополит Московский Тихон (Белавин).
Следующим этапом стал жребий, который вытянул старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий 5/18 ноября из ковчега[5].
4 декабря 1917 г. на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы была совершена интронизация на патриарший престол Митрополита Тихона (Белавина), чье имя было в записке.
Патриарх Тихон является автором ряда акафистов, посвященных Божией Матери.
После Октябрьской революции 1917 г. в России патриарх Тихон считал своим долгом не вступать в политическую борьбу и сохранить церковь. Вскоре после обстрела Кремля и вооруженного захвата Александро-Невской и Почаевской Лавры Патриарх Тихон выпустил послание от 19 января 1918 г., известное, как «анафематствование Советской власти». Патриарх мужественно исполнял свой пастырский долг, разъясняя народу смысл происходящего с церковной точки зрения и предостерегая от участия в грехах и преступлениях, в которые втягивали простой народ большевики. В послании Патриарх выступил против разрушения храмов, захвата церковного имущества, гонения и насилия над Церковью. Указывая на «зверские избиения ни в чем не повинных людей», которые совершаются «с неслыханной доселе дерзостью и беспощадной жестокостью», святитель Тихон призывал творящих беззакония опомниться, прекратить кровавые расправы, и данной ему от Бога властью запрещал тем из беззаконников, кто носил еще имя христианское, приступать к Святым Тайнам Христовым. Отлучив от Церкви всех «творящих беззакония», Патриарх призвал христиан не вступать в общение и союзы с кем-либо из них. И хотя в послании речь шла лишь об отдельных «безумцах» и советская власть прямо не называлась, послание было воспринято как анафема советской власти.
Осудив политику кровопролития и призвав к прекращению междоусобной брани, Патриарх Тихон в ряде посланий 1918-1919 гг. отвергал участие Церкви в борьбе против советской власти и звал к примирению, стремясь сохранить нейтралитет в гражданской войне и окончательно определить позиции аполитичности Церкви. В первую годовщину октябрьского переворота Патриарх Тихон обратился к Совету Народных Комиссаров со словом «обличения и увещания». Указывая на нарушение всех обещаний, данных народу до прихода к власти, Патриарх снова осудил кровавые репрессии, особенно выделяя убийства ни в чем не повинных заложников.
В августе 1921 г. он обратился с Посланием о помощи голодающим и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления. Советское правительство расценило это как саботаж. Патриарх был арестован и с мая 1922 г. по июнь 1923 г. находился под домашним арестом и в заключении. После его заявления о лояльности к Советской власти был освобождён. В ноябре 1924 г. на патриарха Тихона было совершено покушение.
23 февраля 1922 года был издан декрет «об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих». (Также изымались лошади и продукты из сельской местности на нужды армии)
В семидесятые годы за рубежом, а в девяностые в Росси было опубликовано секретное письмо Ленина от 19 марта к членам Политбюро. В этом письме указывались истинные цели компании по изъятию церковных ценностей. «…теперь мы можем и поэтому должны провести изъятие ЦЦ…полученные от продажи средства будут направлены на поддержку индустриализации страны, и поддержку рев движений в других государствах». Указывалось так же и на то, что это хороший повод для начала репрессий духовенства. Это и были две основные задачи – получение средств и уничтожение духовенства.
Церковь в годы ВОВ
22 июня Неделя 2-я по Пятидесятнице 1941 г. Всех святых в земле Русской просиявших начало войны в 4.00. В течении 1-го месяца 5.000.000 красноармейцев попали в плен. К концу 1941 г. была захвачена вся Беларусь, Украина, Прибалтика. Были образованы Рейхкомиссариаты «Беларусь», «Украина». На территории Латвии, Литвы, Эстонии действовало 400 приходов и 6 монастырей. За время оккупации было открыто около 400 приходов, издавались газеты, книги, молитвословы. Из 175 священников 70 уехали, а те кто остался были репрессированы. В октябре 1943 г., когда митр. Сергий стал патриархом, 28 апреля 1944 г. митр. Сергий (Воскресенский) из Вильнюса в Каунас по дороге был убит. До сих пор не ясно. НКВД или нацисты расстреляли его. После него стал Даниил (Кузлюк). До этого возглавлял Пинскую кафедру.
Было открыто 2000 храмов и 6 монастырей на оккупированной территории РСФСР.
Была образована УАПЦ во главе с еп. Пиликарпом (Сикорским) на Соборе 1942 г. В Украине было две Церкви. Митр. Алексий (Громадский) возглавил автономную Церковь. В 1943 г. был убит.
Было открыто 5400 приходов на территории Украины. На территории Беларуси за время оккупации было открыто не менее 600 храмов. На территории Беларуси действовало около 1200 храмов.
Итак 22 июня 1941 г. митр. Сергий (Старогородский) составил послание пастырям и пасомым. Дал оценку войне, как захватнической и призвал всех стать на защиту своей Родины. Было распределено по всем храмам и зачитано.
В октябре 1941 г. местоблюститель митр. Сергий был эвакуирован в Ульяновск. Немецкая власть еще в августе отдала приказ об аресте митр. Сергия, митр. Николая, если захватят Москву.
4 ноября 1941 г. в Елоховском соборе митр. Алексий (Симанский) и митр. Николай (Ярушевич) провозгласили после Божественной литургии многолетие главному вождю Сталину.
Союз воинствующих безбожников был распущен. Окружение Рузвельта обратилось к Сталину, чтобы он способствовал развитию Церкви. Летом 1942 г. выходит книга «Правда о религии в России» для распространения заграницей. Числом экземпляров 50000 в тираж. Содержалось несколько богослужебных чинов – молитва, которая читалась за литургией во время ВОВ, вставка в сугубую ектенью, молебен о нашествии супостатов.
Акцией стало материальная помощь Церкви и армии. Танковая колонна имени Дмитрия Донского 7 марта 1943 г. передача 40 танков от лица Церкви митр. Николаем (Ярушевичем). На авиационную эскадрилью имени Александра Невского.
Был открыт счет в банке, куда можно было перечислить пожертвования. Для совершения Евхаристии Церкви выделялась мука и вино.
Были учреждены ордена Суворова и Кутузова. С начала войны до середины 1943 г. было совершено 10 архиерейских хиротоний. 4 сентября 1943 г. из Ульяновска вернулся в Москву митр. Сергий (Старогородский). Его вызвал Сталин. Состоялась встреча Сталина с митрополитами Сергием, Николаем, Алексием. Встреча стала началом отношения Церкви и государства. Совет по делам религии РПЦ возглавил Карпов. Из заключения вернулись епископы, священники. Открылись храмы, духовные школы: семинарии, академии, монастыри, Не было возражений по вопросу избрания патриарха.