В 1448 г. Русская Церковь отделяется от Константинопольской Церкви и объявляет Автокефалию, т.е. независимость.
Преподобный Сергий Радонежский (14 век)
(1314-1392 гг.)
В 14 веке Господь Бог явил великого молитвенника и духовного защитника Русской земли преподобного Сергия Радонежского. Он родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом в семье бояр Кирилла и Марии. С младенчества он не принимал по средам и пятницам молока матери. У преподобного были два брата: старший Стефан и младший Петр. В 7 летнем возрасте его отдали учиться вместе с братьями, но в учении он сильно отставал, из-за чего переживал.
Однажды, когда отец послал ребенка в поле за лошадьми, то подороге он встретил Ангела в иноческом образе. Инок стоял под дубом и совершал молитву. Маленький Варфоломей, так звали преподобного в детстве, подойдя ближе, дождался окончания молитвы инока. А когда дождался, то инок благословил отрока и спросил чего он желает. Варфоломей ответил, что всей душой желает научиться грамоте и чтобы помолился за него. Инок помолился, а потом сказал, что теперь ты будешь хорошо знать грамоту, поскольку Бог тебе это дает. При этом инок достал специальный сосуд, из которого вынул частицу просфоры. Варфоломей употребил ее и пригласил Ангела домой. Родители хорошо встретили гостя и предложили угощение. Инок сказал, что прежде нужно отведать пищи духовной и попросил Варфоломея почитать Псалтирь. Родители были очень удивлены, когда услышали чтение, потому что до этого он не мог читать. Уходя, Ангел предсказал, что их сын станет обителью Святого Духа. В 1328 году родители переехали в Радонеж. Незадолго до смерти Кирилл и Мария приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы. После смерти жены старший брат Стефан в этом монастыре стал монахом. Похоронив родителей, Варфоломей и Стефан удалились по благословению в лес для пустынножительства, соорудив там келлии. Но вскоре Стефан ушел в другой монастырь, где его другом стал известный святитель Московский Алексий. В 1337 году Варфоломей принял монашеский постриг с новым именем Сергий. Вскоре после основания жительства в честь Пресвятой Троицы составилось братство из 12 человек.
Преподобный Сергий отличался трудолюбием. Сам строил келлии, рубил дрова, носил воду, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу. Отличался смиренной молитвой, бдением и постом. Через несколько лет братии монастыря попросили принять его игуменство. В 1354 году преподобный был возведен в сан иеромонаха и вскоре посвящен в игумена.
Слава о подвигах прп. Сергия дошла и до Константинопольского патриарха Филофея, который прислал преподобному крест, параман и схиму в благословение.
Побывав у святителя Алексия Московского, святой получил от него наказ вести строгое общежитие. Вскоре прп. Сергий ушел из монастыря, основав на реке Киржач, обитель в честь Благовещения пресвятой Богородицы, потому что иноки стали роптать из-за суровой и строгой жизни. Но вскоре вернулся, так как святитель Алексий возвратил святого обратно. В конце жизни Господь даровал своему угоднику дар чудотворений. Так, например, он воскресил мальчика, когда отчаявшийся отец думал, что он потерял сына навсегда. К преподобному приходило много народа. Он исцелял больных и всегда наставлял назидательным советом. Его почитали наравне с древними святыми отцами. Преподобный обладал необыкновенным даром видения, чему очень сильно удивлялись иноки.
Однажды во время Божественной литургии преподобному сослужил Ангел Господень, но он запретил рассказывать об этом братьям до конца своей жизни. Духовная жизнь и образец для иноческого жития всегда для братии была примером. Святитель Алексий Московский хотел поставить преподобного на Русскую кафедру, но блаженный отказался по смирению. В то время Россия страдала от нашествий манголо-татар, которые своими набегами и грабежами разоряли Русскую землю. Великий князь Димитрий Донской, собрав войско, просил благословения у блаженного Сергия. В помощь князю преподобный благословил отправиться двум монахам: Александру (Пересвету) и Андрею (Ослаблю) и предсказал победу, которая и произошла 8 сентября 1380 года на Куликовом поле.
А во время польского нашествия, когда в Русской земле было смутное время, то святой Сергий во сне явился нижегородскому гражданину Козме Минину. Он повелел Козме вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства. И когда в 1612 году войско Минина и Пожарского двинулось к Москве, то поляки разбежались. В 1618 году польский королевич Владислав подписал перемирие с Россией.
Достигнув глубокой старости и, читая однажды канон Божией Матери, преподобный удостоился видения Пресвятой Богородицы в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова.
Чувствуя, что он покинет скоро этот мир, святой игумен Радонежский благословил на игуменство своего ученика преподобного Никона.
В мирной тишине 25 сентября 1392 года он отошел в вечность. После себя он оставил завещание, сказав: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».
5 июля 1422 года были обретены мощи святого Сергия.
Радонежский подвижник явился духовным символом собирания Руси в единстве и любви. Его ученики обогатили Вселенскую Церковь, являя жертвенную любовь. Храм Живоначальной Троицы, который воздвиг преподобный, сейчас является духовным центром и местом паломничества православных христиан.
Недавно состоялся крестный ход, посвященный 700-летию со дня рождения преподобного.
Митрополит Петр
Святитель Петр, митрополит Киевский, Московский чудотворец. С личностью этого святого Первоиерарха нашей Церкви связен очень важный этап в ее истории – начало Московского периода.
Святитель Петр был выходцем из Галицко-Волынской земли, как и митрополит Кирилл II. Очень рано он принимает монашество в одном из монастырей на Волыни. Позже основывает собственную обитель на реке Рать. Поставление Петра на митрополию произошло при весьма примечательных обстоятельствах. Собственно в Константинополь он прибыл в качестве кандидата в митрополиты Галицкие, на место умершего Нифонта. Его прислал в Византию в 1305 г. Галицко-Волынский князь Юрий Львович. В это же время скончался митрополит Киевский Максим, который, как уже отмечалось, свою резиденцию перенес во Владимир. Великий князь Владимирский Михаил Ярославич Тверской, также как и Юрий Галицкий, отправил в Царьград своего кандидата в митрополиты – игумена Геронтия. Однако в Константинополе, по-видимому, решили исправить ошибку, допущенную с учреждением Галицкой митрополии, независимой от Киевской. Те же самые император Андроник II Палеолог и патриарх Афанасий, которые учредили Галицкую митрополию, решили упразднить ее. Поэтому в Царьграде был поставлен лишь один митрополит для единой Русской Церкви. Достойным сочли Петра. Это могло компенсировать Галицкому князю утрату собственной митрополии. Как и в случае с Кириллом II, мы видим поразительный пример того, как уроженец Галиции становится союзником князей Северо-Восточной Руси. В отличие от Галицких князей, озабоченных лишь интересами их княжества, в угоду которым они готовы поступиться даже Православием, митрополиты-галичане Кирилл и Петр выступают в качестве ревностных поборников единства Руси и Русской Церкви.
Петр был поставлен на митрополию в 1308 г., а в 1309 он приехал на Русь. К разочарованию Юрия Галицкого он отправился во Владимир на Клязьме. Святой князь-мученик Михаил был, конечно же, недоволен тем, что митрополитом стал Петр, угождая неприязни своего князя к Петру, епископ Тверской Андрей, сын литовского князя Герденя, отправил в Константинополь клеветнический донос на Петра. Петра обвиняли в симонии. Для разбирательства в Переславле-Залесском был около 1311 г. созван Собор, в котором приняли участие, кроме митрополита Петра, епископы Андрей Тверской и Симеон Ростовский, множество игуменов монастырей, представители приходского духовенства, князья и бояре. В конечном итоге Петр был полностью оправдан, а Андрей изобличен как клеветник. Однако на этом попытки очернить Петра не прекратились. Вероятно, Андрей продолжал интриговать против Первосвятителя, Андрей умело подогревал в Михаиле Тверском неприязнь к Петру. Однако митрополит, что естественно в такой ситуации, стал искать себе союзника среди других князей. И нашел его в лице Московского княжеского дома.
Это был огромный политический промах Михаила Тверского. На Северо-Востоке Руси, основное соперничество развернулось между Москвой и Тверью. Московский князь Юрий Данилович тут же замечательно уловил, какую ошибку допускает Михаил. Юрий мгновенно протянул, пусть из самых корыстных побуждений, свою руку Петру. Именно Юрий на Переславском Соборе выступил наиболее горячим защитником Петра. Сделано это было Московским князем не случайно: он хотел стать великим князем Владимирским, отобрав престол у Михаила. Авторитет Петра, мог ему в этом помочь. Когда в 1311 г. тверская рать во главе с сыном Михаила Димитрием пошла войной на Москву, Петр отлучил его от Церкви за разжигание междоусобицы.
О Петре его житие свидетельствует, что он, подобно своим предшественникам, много ездил по Руси, окормляя духовно даже самые отдаленные епархии. Пребывать в стольном и кафедральном Владимире Петру было, наверное, не слишком уютно. Поэтому он нередко подолгу жил в Москве. Поскольку интриган Юрий Московский почти все время пребывал в Орде у своего родственника – хана Узбека, – то Москвой управлял его младший брат Иоанн Данилович Калита. С ним у святителя Петра завязываются самые дружественные отношения. Иоанн был мало похож на брата Юрия. Это был князь благочестивый и нищелюбивый. Уже с 1322 г. митрополит практически безвыездно живет в Москве. В 1325 г. здесь, в Москве, св. Петр рукополагает на Новгородскую кафедру архиепископа Моисея. Однако об официальном переносе церковного центра речи пока нет, ибо нет повода переносить ее из крупного, вполне процветающего Владимира в куда менее значительный городок Москву. В Москве Петра окружают почетом и уважением. Митрополит отвечает дому московских Даниловичей искренней дружбой. В 1325 г. он погребает в московском Кремле убитого в Орде Димитрием Тверским Юрия Даниловича. Юрия сменяет на Московском княжении Иоанн Калита. по совету Петра Калита в августе 1326 г. спешно закладывает первый в Москве каменный храм – Успенский собор в Кремле. Святой митрополит собственноручно устраивает свою гробницу – в алтаре строящегося храма, вблизи жертвенника. Святитель Петр скончался 20 декабря 1326 г. и был погребен в еще недостроенном Успенском храме.
Митрополит Алексий
Святитель Алексий родился около 1300 года в семье боярина Феодора Бяконта, представителя родовитой черниговской фамилии, который вместе со своей женой Марией перебрался из разоренной татарами Черниговщины в набиравшую силу Москву, ко двору св. князя Даниила Александровича. Феодор Бяконт стал впоследствии родоначальником многих знатных русских фамилий: Плещеевых, Бяконтовых, графов Игнатьевых и прочих. Боярин пользовался такой благосклонностью св. князя Даниила, что крестным отцом одного из его многочисленных сыновей, нареченного Симеоном-Елевферием, стал молодой княжич Иоанн Данилович, будущий Калита. Впоследствии крестного и крестника связывали тесные узы дружбы. Уже в молодые годы Елевферий (в древне-русской транскрипции – Алферий), получивший блестящее образование и даже знавший греческий язык, проявил склонность к монашеству. В двадцатилетнем возрасте он стал монахом в Богоявленском монастыре, что в Китай-городе. Обитель эта впоследствии стала местом упокоения Феодора Бяконта и его многочисленных потомков, почитавших за честь быть ктиторами Богоявленского монастыря.
двадцать лет провел будущий святитель простым монахом в этой московской обители. Он обращал на себя аскетическими подвигами, отличался воздержанием. О молодом подвижнике узнали великий князь Симеон Гордый и митрополит Феогност. вопреки своему желанию и устремлению к тихой монашеской жизни он приближен ко двору. Около 1340 г. Феогност сделал Алексия своим митрополичьим наместником во Владимире. А когда в 1350 г. Первосвятитель заболел, он принял решение ходатайствовать перед патриархом Константинопольским о поставлении Алексия на митрополию в случае своей кончины. Не дожидаясь ответа из Царьграда, Феогност совершил в 1352 г., незадолго до своей кончины, хиротонию Алексия во епископа Владимирского, такая титуляция Алексия должна была свидетельствовать о том, что как викарий митрополита он является его официальным преемником.
Посольство Феогноста вернулось в Москву, привезя весть о согласии на поставление Алексия в митрополиты, в 1353 г., когда уже не было в живых ни самого Феогноста, ни великого князя Симеона, умерших от чумы. Великим князем стал Иоанн Иоаннович Красный (1353-1359 г.г.). Он отправил Алексия в Царьград на поставление. Здесь его, однако, продержали около года, долго не решаясь поставить в митрополиты. Алексия испытывали на предмет лояльности по отношению к грекам. Утвердив Алексия на митрополичьей кафедре, его поставили под весьма строгий контроль со стороны Патриархии. Ему вменялось в обязанность раз в два года являться в Константинополь для отчета о своей деятельности. На Русь был также отправлен экзарх – диакон Георгий Пердика, – который должен был также держать под контролем дела Русской Церкви.
Положение в стране было тяжелым. На великокняжеском престоле сидел в Москве тогда вялый Иван Красный. Св. Алексий был для него самым мудрым советником. События так складывались: Литва в это время окрепла и сделалась грозным противником Москвы. Тверские князья тянули к союзу с Литвой больше, чем к Москве. В противовес Москве росли Новгород и Рязань.
Попало под угрозу и единство Церкви. Князь Литовский Ольгерд, который извлек полезный урок из неудачной аферы с Феодоритом, решил повторить попытку изъятия своих православных подданных из Московской юрисдикции. Ольгерд убеждал Царьград посвятить Романа в митрополиты для Литвы, обещая взамен принять Православие и крестить всех литовцев. Роман был поставлен в митрополиты Литовские еще во время пребывания Алексия в Царьграде. Но к этому времени Алексий, к счастью, уже был поставлен на Киевскую кафедру. Он получил под свое начало те же епархии, которые входили в состав Литовской митрополии при Гедимине: Туров, Полоцк и Новогрудок. Роман претендовал на Киев, рассчитывая утвердиться в нем с помощью Ольгерда. в Константинополе все же определили иначе: святитель Алексий сохранил за собой Киев и титул митрополита Киевского и всея Руси.
Роман не оставил попыток выйти за пределы очерченных ему узких рамок Литовской митрополии. Он предпринял попытку явочным порядком утвердиться в Киеве. Однако «не прiяша его кiяне». Но домогательства Романа продолжались. Этому благоприятствовало то, что в 1355 г. в Константинополе императором вместо низложенного Иоанна VI Кантакузена вновь стал Иоанн V Палеолог. Патриарха Филофея сменил Каллист. Роман, надеясь на пересмотр своего статуса, в 1356 г. снова прибыл в Царьград. Был вызван и Алексий. У Алексия была грамота на Киевскую и всея Руси митрополию, поэтому его статус был не оспорим. Но все же Роману удалось оттягать у Алексия епархии Галицко-Волынской земли: Владимирскую, Луцкую, Холмскую, Перемышльскую и Галицкую. Это не удовлетворило Романа. Он уехал из Константинополя обиженный. В 1356 г. Роман самовольно прибыл в Киев и утвердился здесь. Роман совершал здесь богослужения и хиротонии. А когда Ольгерд завоевал Черниговское княжество и подчинил своей власти Брянск, Роман присвоил себе главенство и над Брянско-Черниговской епархией. Ненависть Романа к святителю Алексию была столь велика, что по его наущению литовцами была разорена митрополичья вотчина св. Алексия – город Алексин на Оке (ныне в Тульской области).
Св. Алексий жаловался на Романа в Константинополь, но особого успеха это не возымело. Когда же Алексий в 1358 г. лично приехал в Киев, он был арестован по приказу Ольгерда, его казна разграблена, а сам святитель едва сумел спастись бегством. По этой причине Алексий более не посещал православных епархий на территории Литовского княжества. В 1360 г., Роман предпринял ответный демарш, прибыв в родную Тверь. Тверской епископ Феодор не принял его, хотя Тверские князья, враждебные Москве выказали Роману дружественные чувства. Распря между Алексием и Романом превращалась в продолжительную церковную смуту. Она постепенно приучала русских людей к мысли о возможности разделения единой Русской Церкви и последующего бытия двух независимых друг от друга митрополий – Московской и Литовской. Наконец, в дела Русской Церкви решил вмешатьсяпатриарх Каллист, который послал на Русь двух своих клириков для расследования причин конфликта. Но их помощь не понадобилась: в 1361 г. распря двух иерархов закончилась со смертью Романа.
святитель Алексий продолжает дело возрождения православной духовности на Русской земле, начатое его предшественниками. Во время его святительства Москва окончательно обретает статус духовного центра Северо-Восточной Руси. Митрополиты со времени св. Феогноста прочно обосновались в Москве. Трудами св. Алексия за Москвой был окончательно закреплен авторитет нового церковного центра Руси. Не последнюю роль при этом сыграло то обстоятельство, что Первосвятитель стал, согласно духовной великого князя Симеона Гордого, попечителем его братьев – князей Иоанна Красного и Андрея. По смерти же Иоанна (правил в 1353-1358 г.г.) Алексий становится опекуном малолетнего сына и преемника великого князя – Димитрия Иоанновича, – будущего Донского, героя Куликовской битвы. Это был беспрецедентный случай, когда Предстоятель Русской Церкви стал фактически главой Русского государства. Подобное стало возможным благодаря тому, что в ней народ видел главный залог единства. Мудрость и святость митрополита Алексия проявились в том, что он не воспользовался слабостью государственной власти для того, чтобы возвысить над ней Церковь. Святитель помнил слова Спасителя: «Царство Мое – не от мира сего». Святитель Алексий служил верой и правдой Московским князьям. Св. Алексий понимал: если Русь не станет великой и свободной от Орды и Литвы державой, она потеряет не только государственность, но, неминуемо, и православную веру. Интересы Церкви и государства в этом историческом промежутке сошлись как никогда тесно. Св. Алексий основал несколько монастырей. В частности, в Москве: Спасо-Андронников, созданный им по обету в благодарность за спасение от бури на Черном море; Чудов в Кремле; Алексеевский женский, где подвизались родные сестры святителя. В Серпухове митрополит основал Владычный монастырь.
Он занимался также исправлением церковных книг, поднятием нравственности русского духовенства и т.п.
В правление Ивана Красного св. Алексий был главным советником князя, а содействие святителя было тогда очень важно, вследствие особого благоволения к нему ордынских ханов. В 1357 г. святитель ездил в Орду по просьбе Джанибека, который просил святителя приехать и исцелить ханшу Тайдулу, больную глазами. Вскоре в Орде произошел переворот. Сын Чанибека Бердибек зарезал отца и 12 своих братьев, захватил власть и стал требовать от русских князей, чтобы они явились в Орду. Князья испугались и стали упрашивать св. Алексия поехать вместо них. Алексий знал и слабость Орды, слабость Бердибека во власти, в поэтому отверг требование Бердибека и при содействии Тайдулы выхлопотал подтверждение старых льгот.
При малолетнем Димитрие Ив. Донском (сыне Ив. Красного) государством управлял 10 лет митр. Алексий. Он помог Дмитрию удержать великокняжеское достоинство, несмотря на то, что было несколько претендентов на великокняжеский престол. В Нижнем Новгороде восстал Борис Суздальский. Алексий послал туда для умиротворения Сергия Радонежского с повелением закрыть все храмы, чем и заставил Бориса смириться.
королем Польши Казимиром III Великим. Во II половине XIV в. он окончательно присоединил к своим владениям Галицию и часть Волыни. Король требовал восстановления Галицкой митрополии, независимой от юрисдикции святителя Алексия. Посылая в Константинополь на поставление в митрополиты Галицкие своего кандидата – Антония, – Казимир в случае невнимания к его пожеланию король обещал перевести всех православных галичан в католичество. В 1371 г. Антоний был поставлен митрополитом Галицким. В его юрисдикцию вошли, помимо Галича, епархии Владимиро-Волынская, Перемышльская и Холмская.
Подобный пример, вдохновил Ольгерда Литовского на новые притязания. После новых жалоб Ольгерда на Алексия патриарх прислал в Литовскую Русь для ознакомления с церковными делами иеромонаха Киприана, родом из элинизированных болгар. Его целью было примирение Ольгерда с Алексием. Киприан повел дело так, что сумел убедить Филофея Константинопольского в невозможности мира между Литовским князем и митрополитом Алексием и необходимости ради блага Православия поставить на Литовскую Русь независимого от Москвы митрополита. Киприан привез из Литвы грамоту, которая содержала новые обвинения в адрес св. Алексия и угрозу Литовского князя перевести свой народ в католичество в случае отказа греков дать Литовской Руси отдельного митрополита. В конце 1375 г. Киприан был поставлен в митрополиты «Киевские и всея Руси», то есть с тем же титулом, который имел Алексий. При этом в Москву была направлена группа греческих патриарших чиновников для проведения расследования.
Однако в Москве греки не обнаружили фактов, подтверждающих возведенные на Алексия обвинения. Киприан прибыл в Киев и отсюда отправил грамоты в Новгород и Москву, объявляя себя митрополитом всея Руси. Из обоих городов ему ответили достойным образом. Димитрий и Алексий послали в Константинополь свой протест.
Между тем, реальностью стало расчленение Русской Церкви на три независимые митрополии с центрами в Москве, Киеве и Галиче. Наступало время, когда появлялась необходимость обрести независимость от Царьграда. Неблаговидные действия Константинопольской патриархии уже поставили Русскую Церковь в ситуацию, которая могла привести к весьма драматическим последствиям в случае смерти святого Алексия. Преп. Сергий, которому Алексий предлагал стать его преемником, решительно отказался. Князь Димитрий исподволь готовил почву для продвижения в митрополиты своего духовника – священника Митяя-Михаила. Впереди уже обрисовывались контуры новой церковной смуты. Она разразилась после кончины св. Алексия, последовавшей 12 (25) февраля 1378 г.