В 1589 году Русская церковь достигла полной самостоятельности, будучи организована в виде особого патриархата. На практике она жила самостоятельной жизнью еще со времени митрополита Ионы. Союз ее с восточной церковью выражался в одних вспомоществованиях страждующему востоку, за которыми едва не каждый год приезжало в Россию по нескольку духовных лиц от восточных иерархов, а также из афонских, палестинских, египетских, сербских и других монастырей. Но оставалась еще номинальная зависимость русского митрополита от патриарха. Теперь и она оказалась уже неуместной, так как Россия стала могущественной державой, а патриарх был подданным турецкого султана. К этому присоединилось еще подозрение касательно целости православия в Греции, доходившее до того, что около 1480 года в архиерейскую присягу внесено было обещание, против которого в свое время восставал Максим Грек — не принимать от греков никого ни на митрополию, ни на епископии. В 1586 году прибыл в Москву за милостыней антиохийский патриарх Иоаким; это был первый случай приезда в Москву одного из патриархов. Воспользовавшись его приездом, царь Феодор на совете бояр и духовенства предложил решительную мысль, нельзя ли при посредстве приезжего святителя устроить на Москве собственный престол патриаршеский. Мысль эта была всеми одобрена и об исполнении ее было положено снестись с патриархом. Иоаким тоже одобрил ее, но заметил, что для исполнения ее нужно согласие всех восточных патриархов, и при отъезде из Москвы обещал постараться об этом деле, предложив о желании царя собору восточной церкви.
Летом 1588 года прибыл в Москву сам константинопольский патриарх Иеремия, и русское правительство поспешило воспользоваться его приездом для более решительной постановки вопроса о русском патриаршестве. Быть патриархом в Москве сначала предложили было самому Иеремии. Но при этом взяли в расчет и крайнее неудобство иметь патриархом грека, к которому относились недоверчиво, который к тому же не знал ни русского языка, ни русских обычаев; с другой стороны — ни царю, ни Годунову, который правил всеми делами, не хотелось отстранять от себя наличного первосвятителя Русской церкви, митрополита Иова, к которому они оба чувствовали полное доверие. Поэтому патриарху предложили жить не в Москве, где по-прежнему оставляли Иова, а во Владимире, о котором кстати вспомнили теперь, как о городе, возникшем раньше Москвы. Иеремия не согласился на это, говоря: что это за патриаршество, что жить не при государе? Тогда уже прямо предложили ему поставить патриархом Иова. Торжество поставления совершилось 26 января 1589 года. При отъезде из Москвы Иеремия оставил здесь уложенную грамоту об учреждении им патриаршества и обещал по возвращении на восток провести это дело через собор восточных иерархов. Собор состоялся в Константинополе в 1590 году, но так как на нем не было патриарха александрийского Мелетия Пигаса, а между тем в Москве сделалось известно, что этот влиятельный патриарх не одобряет действий патриарха Иеремии в Москве, как совершенных без полномочия других патриархов, то собор о патриаршестве московском, по желанию московского правительства, был созван в Константинополе снова в 1593 году с участием и Мелетия. Русское патриаршество было утверждено с назначением для нового патриарха пятого места, после иерусалимского; право поставления московских патриархов предоставлено вполне собору местных епископов.
Церковь в смутное время
Начало XVII в. в истории Русской Православной Церкви получило название Смутного времени. Этот период времени охватывает временной промежуток с конца 16 в. и до 1613 г. Дело в том, что в 1591 г. при невыясненных обстоятельствах погиб прямой наследник Рюриковичей царевич Дмитрий. После смерти в 1584 г. царя Ивана Грозного его место занял сын Феодор, который умер скоропостижно в 1598 г. Тогда Земским собором для управления страной был избран Борис Годунов.
«Положение страны при Борисе Годунове оставалось весьма сложным. В условиях невиданного по масштабам неурожая и голода 1601-1603 гг. произошел обвал экономики, умерших от голода людей считали сотнями тысяч, цена хлеба поднялась в 100 раз».
К началу смуты патриархом был Иов, а государством управлял Борис Годунов. После объявления того, что царевич Дмитрий жив, в Московском государстве начали поговаривать о его возвращении. Так Лжедмитрий I при помощи грека Игнатия, который и короновал его, взошел на Московский престол. Патриархом же стал Игнатий.
Самой страшной и опасной угрозой власти Б. Годунова стало появление в Польше самозванца, объявившего себя сыном Ивана Грозного. Этот молодой человек по имени Григорий Отрепьев назвался Дмитрием, использовав слухи, что жив царевич Дмитрий, “чудесно спасшийся” в Угличе. В итоге к осени 1604 г. образовалась мощная армия для похода на Москву. Вскоре в 1605 г. Годунов умер.
Лжедмитрий женился на католичке Марине Мнишек и пытался ввести с стране унию, как он обещал поддержавшим его магнатам Речи Посполитой. Патриарх Игнатий его в этом поддерживал. Но когда об этом узнали православные люди, то в защиту Церкви встал Казанский архиепископ Гермоген, который после этого был отправлен в ссылку. 17 мая 1606 г. бояре ввели народ в Кремль с криками “Поляки бьют бояр и государя”. В итоге убит был Лжедмитрий, а патриарх Игнатий был лишен патриаршества. В это время на Московский престол ставится князь Василий Шуйский, который из заточения возвращает будущего патриарха Гермогена. Он стал третим по счету патриархом в 1606 г., который очень много потрудился для установления стабильного положения в государстве.
Летом 1606 г. у народных масс появился предводитель — Иван Исаевич Болотников, который в битве под Москвой претерпел поражение и не смог воплотить хотения и чаяния столичного и провинциального дворянства.
Изучая многие памятники письменности смутного времени: грамоты, акты, повести и сказания можно найти обильный материал и обстоятельные сведения характеристики деятельности патриарха Гермогена, иерархов, представителей белого и черного духовенства.
В 1610 г. патриарх Гермоген поручил издать в 1610 г. крылошанину черному Логгину «Око церковное» или Церковный устав. Здесь патриарх потрудился в деле установления церковной дисциплины в Церкви: устава и пения.
Время патриаршества Гермогена (1606-1612 гг.) было очень сложным и тревожным в политическом плане. Дело в том, что после Лжедмитрия I на сцену вышел Лжедмитрий II, основавший со своими приверженцами под Москвой в Тушине поселение и был прозван «цариком» или «тушинским вором».
20 февраля 1607 г. патриарх Гермоген пригласил слепого старца патриарха Иова в Успенский собор для торжественного разрешения русскому народу преступных клятв и для служения «царю благочестивому и поборателю по православной вере». Патриотическими воззваниями к народу патриарху Гермогену «второму Златоусту» удалось на некоторое время отсрочить разразившуюся грозу над Василием Шуйским.
В январе 1608 г. Лжедмитрий II двинулся на Москву. За самозванцем пошли не только казаки, но и поляки и даже природные русские из знатных боярских родов. В это время князь Григорий Шаховский, владевший государственною печатью, возмутил против Шуйского всю северную Украину, Ляпунов – Рязань, Тулу – Пашков. Московский трон пошатнулся, а патриарху нужно было всеми силами его удержать. Для этого патриарх Гермоген по всем городам разослал грамоты, в которых говорилось, что царевич Дмитрий был убит в Угличе, как об этом свидетельствует его мать инокиня Марфа. В грамоте говорилось и о том, что Лжедмитрий II «враг Божий и наш губитель и веры крестьянской разоритель… тушинский царик – вор и злодей». Такая информация доносилась до каждого монастыря и храма. Грамоты имели успех и содействовали отрезвлению народных масс.
В это время молодой витязь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский – царский племянник прогнал из Москвы тушинцев во главе с самозванцем Лжедмитрием II. Тем временем враги законного царя Василия Шуйского - Захар Ляпунов и Петр Засекин потребовали отречься его от престола 17 июня 1610 г., так как подозрение в смерти молодого Михаила Шуйского пало на царя Василия Шуйского. После этого власть перешла в руки «седми московских бояринов». Положение стало критическим. Тем временем король Речи Посполитой Сигизмунд III двинул часть войск под командою Жолкевского к Москве. Одновременно двинулся со своими войсками и тушинский самозванец Лжедмитрий II. В это время надежда русского народа была обращена на молитвенную помощь патриарха Гермогена. Патриарх выход из положения видит в избрании нового царя на Московский трон. Избранником на престол становится 14 летний боярин Михаил Феодорович Романов, сын будущего патриарха Филарета. Поляки хотели поставить на Московский престол Владислава IV, сына Сигизмунда III Вазы. Для этого было направлено посольство во главе с митрополитом Филаретом и князем Василием Голицыным для переговоров с Сигизмундом III. Тем временем польские войска захватили Китай-город и даже Кремль. Король Речи Посполитой уже начал распоряжаться в Москве, как у себя в Польше. Стало понятно, что русские попали в ловушку.
Был заключен договор о признании королевича Владислава IV русским царем, а до его прибытия повиноваться Сигизмунду. 4 февраля 1610 г. был заключен договор, включавший план государственного устройства при Владиславе: неприкосновенность православной веры, ограничение свободы от произвола властей. Государь должен был делить свою власть с Земским Собором и Боярской думой. 17 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу. А за месяц до этого Василий Шуйский был насильно пострижен дворянами в монахи и увезен в Чудов монастырь.
Патриарх Гермоген обращается к народу с речью: «Чада паствы моея, послушайте словес моих! Что всуе мятетеся и вверяете душа своя поганым поляком? Которое вам, словесным овцам причастие со злохищными волки: вы кротцы о Христе, сии же дерзостни о сатане. Весте сами, яко издавна, православная наша христианская вера греческого закона от иноплеменных стран ненавидима: киими же правы примиримся со инопленники сими?»
Взоры были обращены на патриарха и его речь стала призывом к борьбе с поляками ради сохранения истинной православной веры. 11 декабря 1611 г. погиб Лжедмитрий II. Предавшие страну полякующие русские бояре и воеводы во главе с Гонсевским, Салтыковым, Масальским и Андроновым увидели в патриархе врага. Даже князь Салтыков поднял нож на патриарха Гермогена «хотяше его резати». Через «протопопов, попов и диаконов», патриарх изобразил в своих посланиях бедственное положение Москвы, где господами положения были поляки и убеждал всех идти на освобождение столицы.
Вскоре было собрано Нижегородское ополчение под предводительством воевод и князей Козмы Минина и Дмитрия Пожарского. К этому ополчению придвинулись казаки и по указанию патриарха с Казанской иконой Божией Матери пошли освобождать Москву. К этому времени подошли ополчения из городов Ярославля, Владимира, Костромы. Поляки ворвались к патриарху и начали с угрозой смерти просить его, чтобы он своим требованием отвел ополчение от Москвы. Патриарх ответил: «аз их благословляю всех против вас стояти и помереть за православную веру». Патриарха безчестно изринули с престола и уморили голодом до смерти. До своей смерти патриарх благословлял стоять до конца за свою Родину и люди в словах патриарха увидели призыв Божий к защите своего отечества.
Все русское духовенство встало на защиту веры и отечества. Великие заслуги Церкви и государству оказала Свято-Троицкая Сергиева Лавра. В течении Смутного времени она пожертвовала до 65 тысяч рублей. Эти деньги она послала в Москву, когда сама терпела осаду от поляков. 16 месяцев длилась эта осада. У осаждавших было до 30000 человек, а в обители насчитывалось не более 2500 монахов. Сила Божия, по молитвам преподобного Сергия Радонежского, чудесно разрушила действия врагов. Вскоре в Лавре был устроен приют для ограбленных и изувеченных крестьян, сбегавшихся под кров ее от злого врага. Архимандрит Дионисий вместе с келарем Авраамием Палицыным рассылал грамоты в разные города, умоляя о спасении Москвы от врагов. Именно благодаря их стараниям Минин и Пожарский подоспели к Москве. Келарь Авраамий подоспел еще к ним на пути и своими пламенными речами воодушевлял ополченцев. Его присутствие в войске помогло во время последней и решительной битвы с поляками под Москвой. Он сумел подействовать и на казаков, которые также стали бороться против поляков.
В августе 1612 г. ополчение Минина и Пожарского достигло Москвы, а 26 октября польский гарнизон капитулировал.
После освобождения Москвы благодаря мужественным действиям Минина и Пожарского 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал царем России Михаила Романова.
После кончины святого патриарха Гермогена Церквью управляли временно митрополиты Казанский Ефрем и Крутицкий Иона. Ни тот, ни другой не имели патриаршего сана, который был предназначен родителю новоизбранного государя Михаила Феодоровича, патриарху Филарету (Романову).
«Какая же сила подвигла народ собраться во едино и единодушно восстать за Москву и Московское государство? – Его соединила сила церковного единства, слившись с силою единства народного!... Так единство церковное спасло единство государственное!»
В заключение нужно сказать, что именно благодаря Русской Православной Церкви: заслугами и стараниями патриарха Гермогена, заслугами монахов Троице – Сергиевой Лавры и русского казачества политический кризис начала XVII в. был преодолен и Русь стала самодержавной страной.
Церковь в смутное время восстала против самозванцев и до конца взывала к защите своего Отечества.
Никон и его реформы
Во второй половине ХVII века, русской Церкви пришлось пережить губительный раскол, поводу к которому было то направление, которое патр. Никон дал делу исправления книг, но корни были заложены в недоверии московских консерваторов к грекам и киевлянам.
Необходимость исправления книг сознавалась очень, многими, но патр. Никон, который только продолжил уже давно подготовленное дело, давал предпочтение греческим рукописям, справлялся в Греции о правильности того или иного исправления я не доверял московским справщикам. Он ввел кроме того трехперстное крестное знамение (при котором три пальца складывались вместе в честь св. Троицы) я тройное пение аллилуйя, тогда как в постановлениях Стоглавого Собора, авторитет которого был очень велик, говорилось о двуперстном знамении (двух пальцах, символизировавших два естества в Иисусе Христе) и двойном аллилуйя. Это дало повод защитникам старых русских текстов усомниться в истинности греческих исправлений и ссылаться в своих утверждениях на соборное постановление.
В 1654 году патр. Никон собрал в Москве собор, который принял все его исправления, а в 1655 г, они были одобрены восточными патриархами. Те, кто не согласились с постановлениями, были осуждены на ссылку. Во главе ревнителей старины был протопоп (протоиерей) Аввакум Петрович, человек неистового и властного характера, в своей ревности о благочинии церковном и в борьбе с распущенностью нравов доходивший до крайностей. Он происходил, как и патр. Никон, ив Нижнего Новгорода, приехал в 1647 году в Москву к Ивану Неронову и принял деятельное участие в деле исправления книг. Он был горячим московским патриотом и видел в греках изменников православию.
Патр. Никон сослал его в 1653 г. в Тобольск, а потом в Нерчинский край, но он был оттуда возвращен после оставления патриархом Москвы. Вместе с ним был сослан и еп. Павел Коломенский, не признавший исправлений. Царь Алексей Михайлович уважал Аввакума и убеждал его принять исправления, но он оставался непоколебимым.
На соборе 1666 года все, не признавшие новых книг и исправлений и защищавшие старые обычаи в обряды, были преданы проклятию, которое было отменено только в XX веке. Оно вызвало глубокий раскол в русском народе. За Аввакумом пошла часть боярства во главе с боярыней Морозовой в кн. Урусовой, боярином Салтыковым, много рядового духовенства и массы народа. Русская Церковь была лишена своих самых стойких и ревностных членов.
В защиту старой веры восстал Соловецкий монастырь, который сдался только после 7-летней осады московскими войсками. Монахи были перебиты или разбежались. Все вожди раскола были сосланы на север, а в 1681 году некоторые из них, и в том числе протопоп Аввакум, сожжены.
В 1682 году, при царевне Софьи, в Москве возник вновь спор между представителями «старой» я «новой» веры. Вождь раскольников, священник Никита Пустосвят, в присутствии царевны вел себя очень резко и нетерпимо. Начались волнения среди стрельцов, выступавших за старую веру. Тогда правительство приняло жестокие меры. Свящ. Никита был казнен, а против всех старообрядцев был усилен «розыск» (преследование их по всей стране). В 1685 году они были объявлены вне закона, в всякому укрывавшему их грозили тяжелые наказания. Раскол принес неисчислимый вред русской Церкви, и она не могла противостать реформе, которую ввел в начале ХVIII века Петр Великий, и которая разрушила весь ее строй.
В 1971 г. на Поместном Соборе Русская Православная Церковь признала спасительность старообрядческих обрядов, таинств и совершение крестного знамения двоеперстием.