Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Крещение Руси святым князем Владимиром, положение Русской Церкви в Х-ХII вв.




 

В X в. князем Владимиром начался выбор новой веры. Предание говорит нам о приходе к Владимиру послов из многих стран с предложением разных вер. Выбор князя, подробно изображенный в летописном сказании о беседе его с миссионерами разных религий, склонился на сторону греческого Православия. Греческий миссионер, согласно этому сказанию, произвел сильное впечатление на Владимира своим учением об Искуплении и будущей жизни и особенно иконой Страшного Суда, которую показал князю. По уходу его, блин, князь, посоветовавшись с дружиной и старейшинами, послал десять «разумнейших мужей» в разные страны для испытания вер. Ничья вера так не понравилась русским послам, как греческая. Когда они вернулись в Киев, то рассказали, что в храме святой Софии в Константинополе «они не знали, где стояли, — на небе или на земле». Нашлось и другое доказательство в пользу Православия — пример великой княгини Ольги, которая была «мудрее всех человек».

В 988 году войско Владимира осадило Корсунь (Херсонес). Подобно другим языческим вождям в таких же обстоятельствах, князь дал обет креститься в случае победы. Взяв город, он потребовал у тогдашних византийских итераторов Василия и Константина руки их сестры Анны и при этом обещал принять их веру. Императоры согласились и склонили сестру к этому браку. В ожидании невесты князь разболелся глазами. Прибывшая в Корсунь Анна убедила его ускорить принятие святого крещения, если он хочет избавиться от болезни.

И действительно, как только корсунский епископ крестил его, князь прозрел и, дивясь своему исцелению, воскликнул: «Теперь только узрел я Бога истинного!».

После крещения князя, дружины и всего стольного города христианство на Руси сделалось господствующей религией.

Первым стал митрополит Михаил с шестью епископами.

Христианство утвердилось в главных удельных городах — в Муроме, Полоцке, Владимире Волынском, Смоленске, Пскове, Луцке. После Владимира христианская вера продолжала распространяться по всем местам, которых прежде не коснулась или коснулась слабо. Этому способствовало раздробление Руси на уделы.

Киево-Печерская Лавра

Впервые пещеры Лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца (начало XII века).

Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители летописец называет священника Илариона, выдающегося подвижника и богослова, служившего в церкви Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Выдающийся церковный и государственный деятель, духовник Ярослава Мудрого, Иларион в 1051году стал первым русским по происхождению митрополитом. По избрании его на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. В том же году в ней поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно это дату – 1051 года, Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители.

Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись подле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. Десять лет спустя, когда число братии достигло двенадцати человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми).

С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.

После погребения в пещерах преподобного Антония (+ 1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной – до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже – замуровывали. По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет погребения открывались, и костные останки переносили в крипты - костницы. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Мощипреподобного Феодосия в 1091 году были торжественно перенесены в построенную в 1089 году Великую Успенскую Церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени их обретения были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике. На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как местночтимые святые.

В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, а в 1133 г. – преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская Лавра становится главной отечественной святыней – русским Иерусалимом,

 

 

Первым русским митрополитом был поставлен Иларион (1051-1055 гг.), священник из села Берестово, близ Киева, где находился летний дворец великого князя. Он отличался просвещением и благочестием. Не ограни-чиваясь исполнением обыкновенных своих обязанностей, он налагал на себя особенные подвиги. Из своего села он часто удалялся на соседнюю гору, где впоследствии была образована Киево-Печерская лавра, выкопал там себе пещеру в две сажени и предавался уединенной молитве и богомыслию.

«Слово» делится на две отдельные части. В первой показано превосходство благодати Нового Завета над заповедями Ветхого. Илларион пересказывает ветхозаветную историю Агари, служанки Авраама, и его жены Сарры, приравнивая Исаака («свободного сына свободной матери») к последователям христианства, а Измаила («сына рабыни») — к иудеям. Иларион подчеркивает, что Закон появился до благодати так же, как Измаил родился до Исаака, и далее объясняет, что Евангелие распространится по всей земле, в то время как «озеро Закона пересохло». Вторая часть представляет собой высокопарный панегирик Владимиру,великому князю Киевскому и крестителю Руси, написанный, вероятно, с целью представления Владимира кандидатом на канонизацию. Некоторые историки предполагают, что каждая из частей была написана по различным поводам и лишь спустя какое-то время скомпилированы в одно целое.

Митрополит Илларион был первым Киевским митрополитом русского происхождения. Кроме того, великий князь Ярослав возвёл Илариона в митрополиты, не спросив разрешения у константинопольского патриарха. В «Слове о законе и благодати» он, восхваляя дела князя Владимира Красное Солнышко, проводил мысль о самостоятельности молодых народов. Многие историки видят в этом жесте желание Руси продемонстрировать автономию от Константинополя.

Третий епископ, родом русский, святой Леонтий не бежал от вверенного ему стада, хотя язычники и его выгнали из города. Оставив старое поколение, закореневшее в язычестве, он обратился к молодому и, поселившись за городом, стал ласками привлекать детей и учить их. Язычники были раздражены против него и однажды большой толпой пошли убить святого. Но, когда он вышел к ним в своем святительском облачении с крестом в руках, окруженный клиром, они не дерзнули исполнить своё намерения. Сильное наставление святителя так подействовало на толпу, что многие изъявили готовность креститься. После этого святой Леонтий стал известен не только в Ростове, но и в окрестностях. Подвиги его, однако, увенчались мученической смертью (около 1070 года). Его преемник святой Исайя, киевской уроженец и постриженик Печерского монастыря, ходил с проповедью по всей Ростовской и Суздальской земле, крестил народ, ниспровергал идолов и строил церкви (§ 1090).

В конце XI века прибыл в Ростов русский инок, преподобный Авраамий и поселился в хижине на берегу озера Неро. Многие жители Ростова ещё поклонялись тогда идолу Волоса. Авраамий долго учил народ и молился о его обращении. Святой Иоанн Богослов, явившись ему в видении, дал преподобному жезл на сокрушение идола. На месте сверженного истукана Авраамий основал монастырь во имя святого Иоанна Богослова, в котором и был первым архимандритом.

В XII веке, благодаря трудам святых Леонтия, Исаии и Авраамия, Ростов был уже весь христианским городом. Вместе с тем христианство утвердилось по всей Ростовской земле и в Суздале.

В конце XI века, когда на Муромско-Рязанское княжение приехал сын Святослава Черниговского Константин, родоначальник рязанских князей и просветитель этого края. Он прибыл в Муром с детьми Михаилом и Феодором, с духовенством и целой колонией христиан. Язычники встретили его с оружием и убили княжича Михаила.

Однажды раздраженная ревностью князя толпа язычников собралась к его двору с намерением убить его. Святой князь один неустрашимо вышел навстречу толпе с иконою в руках. Мятежники были поражены его смелостью и просили крещения. В назначенный день на Оке произошло такое же крещение народа, как в Киеве при святом Владимире. После этого труды Константина по просвещению народа стали успешнее. До самой смерти (§ 1129) он занимался обращением язычников и строительством по своему княжеству церквей и монастырей.

Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Просветителем их был в ХII в. преподобный Кукша, — печерский инок, принявший у них мученическую смерть.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 364 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2336 - | 2047 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.