Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Седьмой Вселенский Собор и торжество иконопочитания.




В 730 г. император Лев III Исавр запретил почитать иконы. Итогом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально закреплено на Иконоборческом соборе в 754 г. при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося против иконопочитателей, особенно монахов.

Однако позднее, в 787 г., при поддержке императрицы Ирины, вдовы Льва IV Хазара, Седьмой Вселенский собор всё же утвердил догмат иконопочитания и отменил решение собора 754 г. – Иконоборческий собор (который было поста новлено не считать «вселенским»). Императоры Никифор Ι Геник и Михаил I Рангаве, правившие после Ирины, придерживались иконопочитания; но после сокрушительного поражения Михаила I в войне с болгарами в 813 г. на престол взошёл Лев V Армянин, при котором иконоборчество возобновилось, а решения собора 754 г. были признаны вновь.

Наконец в период регентства императрицы Феодоры патриарх-иконоборец Иоанн VII был свергнут. При сменившем его новом патриархе Мефодии в 843 г. состоялся в Константинополе новый собор, утвердивший и одобривший все определения VII Вселенского собора и снова подвергший иконоборцев отлучению. Тогда же был установлен и впервые совершён (11 марта 843 г.) чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам, совершаемый в православной церкви и до нашего времени в Неделю Православия («Торжество Православия»).

Франкфуртский собор 794 г. выразил полуиконоборческую позицию согласно книгам императора Карла Libri Carolini: «Иконы не являются идолами, но и служить им не следует». «Иконам нельзя выражать одинаковое благоговение, как евангелию или кресту».

Парижский соборы 825 г. – признал эстетическое значение иконы и выразил свою любовь к ним.

 

Церковный раскол 1054 г.

 

Начало отделения Западной Церкви от Православной Вселенской Церкви относится ко второй половине IX в. В это время в Константинополе неправедно низведен был со своего престола патриарх Игнатий по проискам регента империи Варды, которого патриарх обличал в незаконной жизни и один раз за открытое нечестие, причинявшее великий соблазн народу, лишил святого причастия. Когда патриарх Игнатий был уже низведен, тогда на патриарший престол с соблюдением установленных правил возведен был Фотий, один из высших сановников государства, отличавшийся необыкновенными дарованиями и редкой богословской ученостью. Жители Константинополя, издавна склонные к церковным спорам, разделились между патриархами Игнатием и Фотием, и происшедшие споры положено было умирить на поместном константинопольском соборе, на который приглашен был и Римский папа. Папа Николай I, человек в высшей степени властолюбивый, сам не поехал на собор, а прислал легатов. Собор утвердил возведение Фотия на патриарший престол, и легаты папы были согласны с этим; но папа Николай осудил своих легатов за то, что они приняли сторону патриарха Фотия, и отверг определение собора, поставив, таким образом, свою власть выше соборного решения. В то же самое время произошли между римской и константинопольской кафедрами споры из-за Болгарской Церкви, обострившиеся на почве старых пререканий между ними, бывших три века назад, из-за Фессалоникийского экзархата, который некогда был подчинен римской кафедре, но императором Юстинианом передан в ведение Константинопольского патриарха. Местность, на которой возникло болгарское царство, принадлежала прежде к округу этого экзархата. Болгары были обращены к христианской вере греческими проповедниками; но болгарский царь Борис, поссорившись с константинопольским императором, призвал латинских проповедников. Присланные папою епископы и священники стали отменять введенные в Болгарии обряды Греческой Церкви и заменять обрядами римскими, каковы были, например, разрешение на сыр ияйца в постные дни, пост в субботу и другие. Тогда в 867 г. патриарх Фотий написал окружное послание к другим восточным патриархам, в котором обличал незаконные притязания папы и указал на допущенные в Западной Церкви отступления от Православия. По этому случаю был созван собор в Константинополе, который отверг папские притязания и осудил отступления Западной Церкви. Но это осуждение еще не прерывало союза Церквей — Восточной и Западной. Восточные христиане продолжали чтить в папе патриарха древнего Рима и имя его вместе с именами других патриархов возносилось при молитвах в Церквах Восточных. Окончательное отделение Западной Церкви от Православного Востока произошло в 1054 г. Легаты папы римского Льва IX во главе с кардиналом Гумбертом положили на престол буллу, в которой говорилось об отречении от Церкви Константинопольского Патриарха Михаила, а Константинопольский Патриарх отлучил от Церкви папу Римского.

 

Реформация в Европе

Будущий реформатор, Мартин Лютер, родился в Германии, в семье рудокопа, ставшего впоследствии владельцем небольшого медеплавильного предприятия. Он сумел получить университетское образование, несколько лет провёл в монастыре, а затем начал преподавать богословие в университете г. Виттенберга, расположенного во владениях герцога Саксонского. Хорошее знание церковной жизни и многолетние размышления над религиозными проблемами привели Лютера к мысли о необходимости очистить католическую церковь от пороков, вызывавших всеобщее возмущение. Средство к достижению этой цели он видел в возврате к идеалам раннего христианства, когда единственным авторитетом для христиан был текст Библии в его первозданной чистоте.

31 октября 1517 г. в соответствии с принятым в те времена обычаем Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге знаменитые «95 тезисов» — свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается началом Реформации.

Переведённые с латыни на немецкий язык тезисы Лютера стремительно распространялись по всей Германии, заставляя миллионы его соотечественников задуматься над сложившимся в их стране положением. Попытка папы опровергнуть опасные мысли привела лишь к тому, что внимание народа ещё более сосредоточилось на Лютере.

В 1520 г. Лютер сделал следующий, ещё более решительный шаг, опубликовав обращение «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства» и ряд других сочинений, в которых опровергал основные догматы католической церкви и осуждал господствовавшие в ней нравы. В доказательство серьёзности своих намерений Лютер демонстративно сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви.

В 1521 г. Лютер был вызван на рейхстаг в Вормсе, где предстал перед судом императора Карла V. Согласно легенде, в ответ на предъявленные ему обвинения непреклонный реформатор решительно заявил: «На том стою и не могу иначе». Императору в тот момент было не до Германии. Назревала война с Францией, поэтому едва ли не в самую критическую минуту истории Германии он спешил оставить её для осуществления своих внешнеполитических замыслов. Карл V издал эдикт об осуждении Лютера, но тот вовремя скрылся во владениях герцога Саксонского Фридриха Мудрого, который первым из крупных германских князей встал на сторону Реформации.

Лютер подготовил перевод Библии на немецкий язык ок. 1530 г., который сыграл колоссальную роль в истории германской культуры, дав импульс к формированию немецкого литературного языка. Перевод Лютера лёг в основу всей системы немецкого образования, которой он всегда придавал большое значение.

Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. В настоящее время оно насчитывает десятки миллионов последователей во многих странах мира (их называют также евангельскими христианами, или евангелистами).

Основной смысл лютеранства сводится к идее об «оправдании верой», что означает отказ от внешних проявлений религиозности в пользу внутренних переживаний каждого человека. Спасение души провозглашалось индивидуальным делом верующего, не требующим вмешательства со стороны официальной церкви. Священное Писание объявлялось единственным авторитетом в вопросах веры, который не нуждался ни в каких толкованиях, а тем более — в формальных решениях церкви для своего подтверждения.

Лютеранство утверждало ненужность посредника между человеком и Богом — и, таким образом, ненужность церкви как особой организации. Новое учение предполагало отказ от монашества и церковного имущества. На место роскошных, богато декорированных католических храмов приходила «дешёвая церковь», лишённая ненужных украшений и пышных обрядов. От католичества сохранялось лишь то, что прямо не противоречило Писанию: крест, алтарь, орган. Важнейшее значение имело и то, что вместо латыни богослужение велось теперь на родном языке верующего. Религиозная жизнь сосредоточивалась теперь в церковных общинах, возглавляемых проповедниками — пасторами.

Лютер перевел Библию на немецкий язык в 1530 г.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 280 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2604 - | 2280 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.