Основная стойка – это вертикальное положение на одной или обеих ногах (рис. 28).
Рис. 28.
Стойка ноги врозь – в этой стойке ступни расположены так же, как в основной стойке, но ноги расставлены на шаг (на ширину плеч) (рис. 29).
Рис. 29.
Широкая стойка ноги врозь – стойка, в которой ноги широко разведены в стороны; о положении рук, если они не внизу, должны быть дополнительные указания.
Узкая стойка ноги врозь – стойка, в которой ноги расставлены врозь вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь (рис. 30).
Рис. 30.
Стойка ноги врозь правой – стойка, в которой правая нога находится на шаг впереди левой. Данная стойка может быть широкой и узкой, о чем следует указывать (рис. 31).
Рис. 31.
Стойка скрестно (скрестная), в которой одна нога находится перед другой скрестно и касается колена опорной ноги, ступни параллельны, на расстоянии 10 – 15 см. При названии слово «спереди» опускается, например: стойка скрестно правой, если правая нога находится перед левой (рис. 32).
Рис. 32.
Сомкнутая стойка – стойка, в которой ступни сомкнуты (рис.33).
Рис. 33.
Стойка пятки врозь – стойка, в которой носки сомкнуты, а пятки разведены врозь (рис.34).
Рис. 34.
Все перечисленные стойки можно выполнять на носке или одна на носке, другая на всей ступне, а также на пятках или одна на пятке. В этих случаях к основному названию стойки добавлять слова – на носках, на пятках, правая (левая) на носке, правая (левая) на пятке.
При наименовании стойки на одной ноге достаточно указывать, например: «стойка на правой». Дополнительно определяется положение другой ноги, туловища или рук (согнуть вперед левую, левую руку в сторону, правую полусогнутую вверх).
Стойки с согнутыми ногами именуют следующим образом.
Стойка на коленях – стойка, в которой колени, голени и носки опираются о пол (снаряд) всей длиной, носки вытянуты, при выполнении из основной стойки или из сомкнутой стойки опусканием, сгибая ноги, указаний о способе выполнения не требуется (рис. 35).
Рис. 35.
Стойка на правом (левом) колене – при обычном способе выполнения одна нога поднимается и, сгибаясь, отводится назад. Одновременно с этим сгибается другая нога, опускаясь на колено так, чтобы бедро опорной ноги и голень другой (находящейся впереди) были перпендикулярны полу (опоре) (рис. 36). Иное расположение ног или способ выполнения указываются. Например: шагом правой стойка на левом колене, руки за голову (если она выполняется шагом вперед). Положение рук, если они не внизу, указывается дополнительно. Например: левую вперед-кверху, правую в сторону-назад (или назад-книзу).
Рис. 36.
Присед – положение занимающегося, в котором ноги согнуты (опора на носках), руки в любом положении (рис. 37). Выполняется из основной стойки полным сгибанием ног. Положение ног на всей ступне указывать дополнительно.
Рис. 37
Различают:
присед на колено (наклонный) – присед, при выполнении которого бедра, туловище и голова на одной прямой линии. Положение рук, если они не вдоль тела, указывать дополнительно. Например: руки вперед (рис. 38);
Рис. 38
круглый присед (полуприсед) – приседание на носках, колени вместе, туловище согнуто вперед, руки вперед, голова опущена (рис. 39);
Рис. 39
присед на правой (левой) – приседание, выполняемое на одной ноге, другая поднята вперед, руки на пояс (рис. 40 а), а иное положение ноги и рук указывается дополнительно. При выполнении с захватом руками за голеностопный сустав свободной ноги называется «присед на левой с захватом» (рис. 40 б);
Рис. 40.
присед пружиня (пружинный) – приседание, выполняемое с добавочными пружинящими движениями после незначительного разгибания ног с последующим их полным сгибанием.
Выпад – выполняется выставлением ноги в любом направлении с одновременным сгибанием ее. Туловище сохраняет вертикальное положение, голова прямо (рис. 41).
Рис. 41.
По направлению движения различают:
выпад правой (левой) – выставление ноги вперед с одновременным таким сгибанием ее, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу;
выпад вправо (влево) – выставление ноги в сторону. Ступни сохраняют положение основной стойки;
выпад назад (или назад-наружу, внутрь и т. п.) – выставление ноги назад. Если нужно, указывать ногу. Например, выпад правой назад (рис. 42). О других направлениях необходимы дополнительные указания. Например: выпад левой вправо (или вправо-вперед и т. п.);
Рис. 42.
Разновидности выпада:
выпад наклонно (наклонный) – выпад, при котором туловище наклонено в сторону (вперед или назад) по направлению движения и составляет прямую линию с прямой ногой. Обычно руки подняты вверх (рис. 43). Иное положение рук указывается дополнительно;
Рис. 43.
выпад с наклоном – соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например: выпад влево (вправо) с наклоном (рис. 44);
Рис. 44.
глубокий выпад – выпад с максимальным разведением ног. Положение рук и туловища указывается дополнительно. Например: глубокий выпад правой, руки в стороны-назад (рис. 45).
Рис. 45.
Наклон – сгибание туловища в любом направлении. При наклоне головы всегда добавлять слово «головы», например: наклон головы вправо.
Различают:
наклон – термин для определения сгибания тела в тазобедренных суставах вперед, назад или в стороны с полной амплитудой движения. При выполнении вперед указание о направлении можно опускать. Например: наклон (рис. 46);
Рис. 46.
наклон прямым туловищем – наклон, при котором туловище сохраняет прямое положение. Например, из стойки ноги врозь (вперед) (рис. 47-а) или из стойки на коленях – наклон назад прямым туловищем;
наклон прогнувшись – выполняется обычно вперед, руки в стороны, голова приподнята (рис. 47-б);
наклон вперед-книзу – наклон, при котором туловище наклонено под углом 45° ниже горизонтали (рис. 47-в);
полунаклон – наклон, при котором туловище наклонено на 45° выше горизонтали (рис. 47-г);
Рис. 47.
наклон с захватом – наклон вперед, при котором руки захватывают голеностопные суставы с подтягиванием (голени) снаружи (рис. 48);
Рис. 48.
наклон касаясь – наклон назад, при котором руки касаются пола (рис. 49). Можно выполнять, касаясь одной рукой пола. В этом случае указывать: наклон назад, касаясь, например левой;
Рис. 49.
пружинящий наклон – обычный наклон вперед, выполняемый несколькими движениями при неполном выпрямлении туловища между наклонами;
наклон в широкой стойке – наклон прогнувшись, выполняемый в широкой стойке ноги врозь, руки в стороны, смотреть вперед (рис. 50);
наклон расслабленно – наклон, при котором тело гимнаста без напряжения, как бы падая (в силу тяжести), сгибается вперед или в другом направлении, о чем следует указывать дополнительно. Например: наклон расслабленно влево-вперед;
Рис. 50. |
наклон последовательно (последовательный) – наклон, при котором туловище сгибается последовательным включением в движение отдельных суставов (позвоночника). Выполняется в различных направлениях.
Для определения разгибания тела после наклонов установлен термин «выпрямиться» (выпрямление).
Сед – положение занимающегося (гимнаста) сидя на полу или на снаряде с прямыми ногами, руки касаются опоры или находятся в каком-либо другом положении (рис. 51).
Рис. 51.
Существуют следующие разновидности седов:
сед ноги врозь – положение сидя с разведенными врозь ногами;
сед углом – положение сидя с поднятыми вперед ногами, образующими с туловищем прямой угол (примерно), голова прямо (рис. 52). Иные положения указывать дополнительно. Например: сед углом, руки в стороны.
Рис. 52.
сед на бедре – сед, при котором тяжесть тела находится на бедре одной ноги; ноги обычно согнуты. При выполнении на полу руки обычно подняты в разные стороны;
с ед согнувшись – сед, при котором ноги подняты до вертикального положения (примерно);
сед с захватом – то же, но туловище и голова наклонены к ногам, а ноги захватом за голеностопные суставы притягиваются к туловищу, голова опущена;
сед на пятках – сед на обеих пятках, туловище вертикально, руки обычно на поясе (рис. 53). Иное положение рук указывается дополнительно;
Рис. 53.
Рис. 54. |
Разновидности положения лежа:
на спине – ноги сомкнуты, прямые, руки вдоль тела. Иное положение рук указывается;
на животе – согнутые руки касаются пола (опоры), сомкнутые прямые ноги лежат свободно;
прогнувшись – тело максимально прогнуто, руки вверх-наружу, ноги и голова приподняты (рис. 55). Иное положение рук или одной ноги указывается;
Рис. 55.
на груди с опорой коленом – положение с опорой на грудь и одно колено; другая нога отведена назад; руки обычно подняты в стороны. Иное положение рук и неопорной ноги указывается;
правым (левым) боком – положение с опорой одним боком. Обычно ноги сомкнуты, прямые руки вверх. Иное положение ног и рук указывается дополнительно. Например: лежа левым боком с опорой предплечьем, правую руку в сторону;
кольцом – положение лежа с касанием ногами головы (рис.56);
Рис. 56.
Кольцом с разноименным захватом (рис.57).
Рис. 57.
Упоры делятся на простые – с опорой одними руками, и смешанные – с дополнительной опорой какой-либо частью тела, кроме рук (чаще всего ногами).
Упор – положение занимающегося (гимнаста) с опорой одними руками.
Различают:
упор стоя – смешанный упор, при котором тело гимнаста ближе к вертикальному положению, т. е. угол больше 45° (по отношению к опорной плоскости). Аналогичным термином обозначается положение упора согнувшись (рис. 58); слово «согнувшись» можно опускать, поскольку такой упор представляет собой единственный вариант;
Рис. 58.
упор лежа – положение, в котором угол меньше 45° (рис.59).
Рис. 59.
По отношению к опоре (полу или снаряду) упоры могут быть:
спереди – когда занимающийся обращен передней стороной тела к опоре. Термин «спереди» принято опускать, но всегда указывается термин «сзади», когда гимнаст обращен к опоре спиной (рис. 60);
Рис. 60.
боком (правым или левым) – при опоре на одну руку, тело обращено боком к опоре, другая рука обычно у тела, о чем указаний не требуется (рис. 61). Иное положение свободной руки указывается;
Рис. 61.
упор на коленях – тело опирается руками и коленями. Носки вытянуты (рис.62);
Рис. 62.
Упор на правом (левом) колене – при наименовании указывается опорная нога, другая отведена назад;
Упор на колене одноименный – опора правой рукой и правым коленом или разноименный – опора правой рукой и левым коленом;
упор на колене боком – тело обращено к опоре боком (рис.63);
Рис. 63.
упор на колене с захватом – упор, при котором неопорная нога захватывается свободной рукой за носок и сгибается в колене;
упор присев – присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи, голова прямо (рис. 64). При выполнении на одной ноге указывается название ноги, на которой выполняется приседание, а также положение свободной ноги. Например: упор присев на правой, левая сзади на носке; или левую в сторону на носок;
Рис. 64.
упор лежа на бедрах – упор, при котором тело максимально прогнуто (бедра касаются опоры или лежат на ней) (рис. 65). При опоре предплечьями именуется упор лежа на предплечьях и упор лежа на бедрах на предплечьях;
Рис. 65.
упор лежа сзади на предплечьях (рис. 66). Если аналогичное положение выполняется сидя, то оно называется упор на предплечьях сидя;
Рис. 66.
упор лежа кольцом (или кольцом правой, левой) – упор лежа на бедрах, при выполнении с неполной амплитудой называют полукольцом (когда нет касания).
Равновесие – положение, в котором занимающийся стоит на одной ноге, наклонившись вперед, другая нога отведена назад до отказа, руки в стороны (рис. 67). Для определения этого основного равновесия достаточно двух слов. Например: равновесие на правой (левой), так как положение рук и другой ноги само собой разумеется. Иные положения рук и свободной ноги указываются. Например: равновесие на правой, согнув левую назад («аттитюд»).
Равновесие с наклоном – туловище наклонено вперед-книзу (под 45°), кисти у пола (рис. – пунктир).
Рис. 67.
Боковое равновесие – исполнитель находится боком к опоре, одноименная рука вверх, другая за спину (рис. 68). Иное положение свободной ноги и рук указывается.
Рис. 68.
Одноименное равновесие – одноименная с опорной ногой, рука вперед-кверху, другая назад.
Разноименное равновесие показано на рис. 69. Иное положение рук указывается.
Рис. 69.
Заднее равновесие – исполнитель обращен спиной к опоре, руки в стороны. Иное положение рук указывается.
Фронтальное равновесие – одна нога поднята в сторону (или выше), руки в стороны (рис.70).
Фронтальное равновесие с захватом – аналогичное, но поднятая в сторону-кверху нога удерживается одноименной рукой, другая вверх-наружу (симметрично).
Рис. 70.
Высокое равновесие (вертикальное) – тело в вертикальном положении (или близком к нему), свободная нога отведена назад, одноименная рука в сторону, другая вперед или вверх (рис. 71). Может выполняться на носке, со сгибанием свободной ноги и иным положением рук, о чем указывается особо.
Рис. 71.
Равновесие полукольцом – нога сгибается назад на уровне головы или выше, но не касаясь головы, руки вверх-наружу (рис. 72). Иное положение рук указывается.
Равновесие кольцом – аналогичное равновесие с касанием носком головы. Обычно выполняется с захватом рукой за носок за головой или над ней.
Рис. 72.
Равновесие на колене – выполняется с опорой коленом (рис.73).
Заднее равновесие на колене – аналогичное, но спина к опоре.
Рис. 73.
Равновесие на локте – исполнитель уравновешивается, опираясь на локоть (рис. 74). При выполнении боком указывать – «боковое».
Рис. 74.
Крестообразное равновесие – выполняется отведением неопорной ноги в сторону с наклоном туловища вперед; одноименная опорной ноге рука в сторону, другая вперед (рис. 75).
Рис. 75.
Равновесие шпагатом – нога отведена назад с одновременным наклоном вперед и захватом (рис. 76).
Большинство описанных равновесий можно выполнять как на всей ступне, так и на носке. Во втором случае необходимо дополнительно указывать – «на носке». Например, высокое равновесие на левом носке, правая слегка согнута назад, левую руку в сторону-назад, правую полусогнутую перед собой (кисть на уровне живота), голову наклонить назад.
Рис. 76.
Боковое равновесие на правой (левой) руке показано на рис. 77.
Рис. 77.