6.1 Теория – метод – форма
Теория кинетического конструирования строится на альтернативном способе измерения и восприятия человеческого тела, включающем качественные и биохимические параметры. Она противостоит широко распространенной теории конструирования, в основе которой лежат традиционные горизонтальные и вертикальные мерки, снимаемые с неподвижного тела в вертикальном положении.
Развитие кинетического метода конструирования, исследованием которого мы занимались в 5 главе, имело задачу изучить прикладную эффективность данной теории. Нужно подчеркнуть, что кинетическое конструирование – это не муляжный метод в традиционном смысле, хотя мы и используем в процессе работы скалывание и различные отметки на ткани. В отличие от муляжа, который, как вы помните, опирается на швейную матрицу и изначально в работе исходит из характеристики ткани, или лекала, применяя их к телу, кинетическое конструирование в первую очередь работает сживым и подвижным телом.
Сама по себе, наша теория не является более оригинальной и креативной, чем предыдущие созданные теории. Она не позволяет создавать более подвижные типы одежды, не гарантирует того, что в итоге не получится нечто неносибельное и неудобное. Также как и швейная матрица, кинетическое конструирование является лишь способом понять наше тело – и это понимание крайне важно в процессе конструирования, но также не избавляет конструктора от необходимости много учиться, трудиться и доходить т=до всего путем проб и ошибок. Как бы то ни было, кинетическое конструирование родилось из исследований взаимодействия живого тела и ткани, а потому эта теория – едва ли не самая важная составляющая создания подвижных, удобных изделий. А в качестве альтернативы системе швейной матрицы она предполагает неограниченный простор для исследований и экспериментов.
Существующие и принятые в сегодняшней моде направления долевой нити в изделиях и расположения швов обусловлены различными изделиями-архетипами, о которых мы говорили в предыдущих главах. И большая часть модной индустрии сегодня опирается именно на эти архетипы. Что же касается кинетического конструирования, то его фундаментальное отличие заключается в том, что направление долевой и расположения швов зависят только от структуры тела и характеристик ткани. Все это позволяет рассматривать кинетическое конструирование как более креативную и выразительную альтернативу существующим способам создания одежды. Особенно наглядно это видно при сравнении двух полосатых комбинезонов – первый из них сделан с помощью базовых лекал, сконструированных с помощью швейной матрицы, а второй – на основе теории кинетического конструирования в части 5.2.14 (рис. 210 и 211).
6.2 Движения – направления – функциональность – форма
Эксперименты, проводимые в главе 5, служили различным целям. В части 5.2.1-5.2.6 обосновали и обозначили ключевые понятия теории, такие как действие силы тяжести, направления, движения, а также объяснили, почему разрезы являются главным звеном процесса конструирования. Классический пиджак из части 5.2.7 позволил исследовать прикладную эффективность нашей теории. Также данный эксперимент показал, что с помощью кинетического конструирования можно даже уменьшить количество используемой ткани. Прикладная эффективность была доказана и в части 5.2.16 на примере ветровки, лекало которой мы разделили на несколько деталей и запустили в промышленное производство.
Эксперимент с пиджаком в части 5.2.8 позволил выявить незаметные, но важные отличия между кинетическим и традиционным конструированием –1) скроенная по под углом полочка ложится ровно на груди без использования вытачек, 2) обеспечивается бОльшая свобода рук, чего редко можно добиться в классических пиджаках.
Купальный костюм (часть 5.2.15) позволил задействовать все направляющие линии на теле и, благодаря своим гипертрофированным формам, наглядно продемонстрировал выразительные возможности теории. Что касается футболки «Витрувианская сфера», то ее вообще едва ли было бы возможно создать с помощью швейной матрицы, хотя вопрос – пригодится ли в дальнейшем эта идея – остается пока открытым.
Если же говорить о классическом пиджаке, платье из части 5.2.11 и брюках 5.2.8, их можно считать примерами того, как кинетическое конструирование позволяет создать похожие с традиционными изделиями силуэты, но обладающие совершенно иными выразительными и функциональными качествами.
6.3 Дополнительные эксперименты – разнообразие форм
В рамках этого проекта мы провели целый ряд экспериментов (не считая представленным в Главе 5), три из которых проиллюстрированы ниже.
В 2011 году совместно с Андреасом Эклофом было разработано несколько изделий, объединивших лекала из единого куска ткани и альтернативный метод шитья. Лекала были нанесены на ткань, и затем вещь была сшита по линиям швов, но излишки ткани, выходящие за рамки чертежа, не отрезались.
ДжесперДэниэлссон из Шведской школы текстиля в Борасе и АннабельФитцжеральд из Университета Мэсси, Новая Зеландия, создали большую часть своих выпускных коллекций с применением ранней версии теории кинетического конструирования. Несколько их работ представлены ниже.
Рис. 212
Лекала платья напечатаны на ткани в четырех разных цветах и положениях. Разрезы были сделаны только по низу рукавов, а затем платье было сшито по голубой линии швов.
Рис. 213 (справа)
Платье из вискозного джерси.
Рис. 214
Лекало платья было напечатано на ткани четыре раза красным цветом и в четырех положениях. Далее – также как в предыдущем.
Рис. 216
Вид спереди и сзади на «брюки-передник». Лекала брюк были напечатаны белым цветом на черной шерстяной ткани. Единственный разрез – для шагового шва и талии, затем брюки сшит по белым линиям шва.
6.4 Обобщение теории – дело не только в едином куске ткани
Кинетическая теория конструирования – такая же универсальная теория для создания одежды, как и широко распространенная теория швейной матрицы. Как мы уже убедились, ее можно использовать не только для создания изделий из одного куска ткани – такие единые лекала всегда можно разделить на несколько деталей и подкорректировать исходя из ширины ткани, желаемого направления долевой нити и т.д.
6.4.1 Посадка – форма – размер – расход ткани
В рамках обсуждения универсальности и прикладной эффективности кинетического конструирования, нужно сказать, что для желтого пиджака в части 5.2.7 мы выполнили градацию на три размера. На рис. 231 видно, как меняется длина и угол линий, а также как меняют свое расположение основные точки. Далее мы сравнили полученные линии с градацией на базовых лекалах, и выяснилось, что основные структурные точки лежат на тех же осях, что и на «кинетическом» лекале.
В процессе мы использовали традиционные правила градации, для чего сначала разделили единое лекало на более мелкие детали, у которых затем меняли размер, а после – вновь соединяли в общее лекало. Из этого эксперимента следует, что теорию кинетического конструирования (как и швейную матрицу) можно применять для создания моделей на любой тип человеческой фигуры и видоизменять их как с учетом разных размеров, так и индивидуальных особенностей.
Данные схемы не стоит использовать как точную инструкцию для градации, поскольку они выполнялись чисто с иллюстративной целью, и не обладают точностью, необходимой для градации. Поскольку принципы градации в современной модной индустрии исходят из горизонтальных и вертикальных линий швейной матрицы, теория кинетического конструирования позволяет отыскать новые методы работы в области изменения размеров изделия. Для этого можно сконструировать несколько одинаковых изделий на разные размеры и разные фигуры, а затем проанализировать полученные формы и пропорции, взаимоотношение линий и точек на плоском чертеже.
Тот факт, что на классический пиджак в части 5.2.7 нам понадобилось меньше ткани, чем на аналогичный, построенный традиционным способом, разумеется, ничего не доказывает. Но, с учетом того, что общее лекало можно разделить на части (как в 5.2.16), это явно дает понять, что кинетическим конструированием не стоит пренебрегать из страха увеличения расхода ткани.
Рис. 232
Традиционные базовые лекала, на которые наложили направления и точки «кинетического» классического пиджака (сверху), их же – после градации для трех размеров (центр) и только основные точки в трех размерах (снизу).
6.4.2 Живое тело или обобщенный стандарт – возможности развития нового метода проектирования
Швейная матрица применяется в трехмерном моделировании на манекене и двумерном – на плоских чертежах – также можно использовать и теорию кинетического конструирования. Здесь мы приводим эксперимент по созданию чертежа для пиджака с изогнутыми рукавами на основе матрицы из направлений и точек классического пиджака (част 5.2.7).
Чертеж был выполнен в программе CAD (LectraModaris V7R2). Основные линии и точки пиджака были отцифрованы и стали базой для создания чертежа (рис. 534-248). В процессе конструирования на компьютере был создан трехмерный аватар, чтобы постепенно визуализировать полученный результат. Этот эксперимент можно рассматривать как попытку проиллюстрировать универсальность кинетического конструирования и обозначить области для дальнейших возможных исследований.
Модели, представленные в Главе 5 и части 6.3, были созданы на живом человеке, что лежит в основе кинетической теории конструирования. И если мы будем ее применять в развитии альтернативных методов проектирования с помощью матриц, выделенных в процессе экспериментов в 5 главе, то как тогда созданные таким образом модели будут взаимодействовать с живым телом?
Рис. 234
Аватар и лекало чертежа
Рис. 235
Левая сторона матрицы и точки, оцифрованные с желтого пиджака (часть 5.13), изображенные в программе LectraModaris.
Рис. 236
Линия середины переда начерчена параллельно линии действия силы тяжести и на расстоянии X см от нее, и равна ей по длине.
Чертеж горловины начинается из центра горловины сзади, следует вдоль передней линии действия силы тяжести и идет к линии середины переда. Линия середины спинки отмечена вертикалью, которая также пересекает стартовую точку в центре горловины на спинке.
Рис. 237
Ширина груди + Xсм чертится под углом в 90 градусов к линии середины переда.
Горизонтальная прямая соединяет линию середины спинки и заднюю основную точку подмышкой.
Рис. 238
Отрезок, равный расстоянию от пересечения линии длины переда с линией середины спинки минус длина спинки, откладывается под углом 90 градусов от линии низа изделия и образует центральный задний шов.
Рис. 239
Аватар и лекало, полученное в результате чертежей с рисунка 240.
Рис. 240
Расстояние, равное отрезку между линией середины спинки и задней точкой подмышки, откладывается под углом 90 градусов от вершины линии середины спинки.
Рис. 241
Кривая, образующая пройму, чертится через основную переднюю точку подмышки, отметку на линии баланса торса и оканчивается в вспомогательной точке на плече.
Отрезок, равный длине линии проймы, чертится от задней точки подмышкой под углом в Xградусов (угол и форма этой линии зависят от параметров рукава).
Рис. 242
Чертится линия из точки окончания проймы в направлении к точке сзади на локте, а оттуда к точке на локте спереди. Отрезок длиной 5 см чертится cсерединой в задней точке локтяпод равными углами к ранее начерченным линиям.
Рис. 243
Две линии, начерченные к задней точке локтя на предыдущем чертеже, переносятся от этой точки к концам 5тисантиметрового отрезка с прошлого чертежа.
Рис. 244
Аватар и лекало, полученное в результате чертежей с рисунка 248.
Рис. 245
Из передней точки локтя откладывается отрезок длиной 2 см под углом 90 градусов.
Рис. 246
Под углом в 90 градусов из конца предыдущего 2хсантиметрового отрезка чертится линия, которая под прямым углом соединяется с концом линии направления рукава. Этот последний отрезок будет обозначать ширину рукава.
Рис. 247
Из конца линии оката рукава рисуется отрезок и соединяется с линией ширины рукава. Проверяем, чтобы эта линия была равна уже начерченному шву рукава.
Рис. 248
Симметрично повторяем все линии на второй половине.