В Российской империи право утверждения законопроектов принадлежало единственно императору. Согласно ст. 50 и 51 «Свода Основных государственных законов» (изд. 1832 г.), все законопроекты «восходят на высочайшее усмотрение» и не могут «иметь своего совершения без утверждения самодержавной власти». Та же норма подтверждена в «Своде Основных государственных законов» (изд. 1906 г.): «Государь Император утверждает законы и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения» (ст. 9).
В Советской России до вступления в силу Конституции СССР 1924 г. правом утверждать законопроекты обладали съезды Советов, ВЦИК (с 1919 г. и Президиум ВЦИК) и СНК РСФСР.
232
233
В 1924—1936 гг. это право имели съезды Советов, ЦИК и Президиум ЦИК СССР. Законопроекты, рассматриваемые ЦИК, согласно ст. 22 Конституции СССР 1924 г., «получают силу закона лишь при условии принятия их как Союзным Советом, так и Советом национальностей».
Конституция СССР 1936 г. закрепляла право утверждения законопроектов исключительно за Верховным Советом СССР и трактовала его однозначно: «Закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами Верховного Совета СССР простым большинством голосов каждой палаты» (ст. 39). То же правило утверждается в ст. 114 Конституции СССР 1977 г. Кроме того, согласно ст. 108 этой Конституции, законы могли приниматься всенародным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета СССР. После учреждения института Съезда народных депутатов в Конституции было закреплено право Съезда принимать законодательные акты.
В Российской Федерации в связи с большим количеством разновидностей законодательных актов утверждение каждой из них требует соблюдения особых условий. Проект новой Конституции может быть утвержден двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного собрания или в результате всенародного голосования (референдума). В случае проведения референдума его результат будет признан положительным, если в нем примет участие больше половины лиц, имеющих право голоса, и если большинство из них проголосует за этот проект (ст. 135 Конституции РФ 1993 г.). Таким образом, проект новой Конституции будет считаться принятым, если его одобрит четвертая часть граждан, имеющих право участвовать в голосовании, плюс один.
Федеральные конституционные законы должны быть одобрены большинством членов Совета Федерации (не менее трех четвертей голосов) и депутатов Государственной думы (не менее двух третей голосов) (ст. 108, п. 2).
Федеральные законы принимаются Государственной думой простым большинством голосов от общего числа ее депутатов. Принятый Государственной думой федеральный закон должен быть одобрен Советом Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной думой. В случае несогласия Государственной думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух тре-
гей от общего числа депутатов Государственной думы (ст. 105,
.4-5).