Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отрывки из философских текстов




Если вернуться к нашей шкале ценностей, то мы должны сказать: в "Я" не только самое глубокое, но и самое высокое может быть бессознательным.

***

Толкование сновидений есть дорога в царские чертоги к познанию бессознательного, самое определенное основание психоанализа и та область, в которой всякий исследователь приобретает свою убежденность и свое образование.

***

Мы выработали себе  понятие о либидо, как о меняющей­ся количественной силе,

 которая может измерять все про­цессы и превращения в области сексуального возбуждения. Это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить в основу душевных процессов, в отношении ее особого происхождения, и этим приписываем ей также особый качественный характер.

***

To, что мы называем "характером" человека, создано в значительной степени из материала сексуальных возбужде­ний и составляется из фиксированных с детства влечений, приобретенных благодаря сублимированию, и из таких кон­струкций, которые имеют своим назначением энергичное по­давление нервозных, признанных недопустимыми душев­ных движений.

3. Фрейд

 

Дело в том, что мы должны различать личное бессозна­тельное и не- или сверхличное бессознательное. Последнее мы обозначаем также как коллективное бессознательное именно потому, что оно отделено от личного и является абсо­лютно всеобщим...

***

Коллективное бессознательное как оставляемый опытом осадок и вместе с тем как некоторое его, опыта, a priori есть образ мира, который сформировался уже в незапамятные времена. В этом образе с течением времени выкристаллизо­вывались определенные черты, так называемые архетипы, или доминанты. Это господствующие силы, боги, т.е. образы доминирующих законов и принципы общих закономернос­тей, которым подчиняется последовательность образов, все вновь и вновь переживаемых душой.

***

Психология отдельного человека, однако, соответствует психологии нации. То, что делают нации, то делает и каж­дый отдельный человек, и пока он это делает, это делает и на­ция...

К. Юнг

 

Для экзистенциалиста человек потому не поддается опре­делению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.

***

 

Экзистенциализм охотно заявит, что человек — это тре­вога. А это означает, что человек, который на что-то решает­ся и сознает, выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с со­бой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности.

***

Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как этот выбираемый вами смысл.

Ж.П. Сартр

 

Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии.

А. Камю

Религия и наука — две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта познания, который только один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции, чтобы их рассмотреть, измерить и завершить. Во взаимном усилении этих двух все еще антагонистических сил, в соедине­нии разума и мистики человеческому духу самой природой его развития предназначено найти высшую ступень своей прони­цательности вместе с максимумом своей жизненной силы.

Т. де Шарден

Я делаю утверждения о действительности с различной степенью уверенности. Как проявляется степень увереннос­ти? Каковы ее последствия?

***

Наставление "А является физическим объектом" мы ад­ресуем лишь тому, кто пока еще не понимает — либо того, что означает А, либо — что значит "физический объект". Стало быть, это — наставление об употреблении слов, а "фи­зический объект" — это логическое понятие (подобно цвету, величине…) Вот почему нельзя [корректно] сформулировать такое предложение, как "физические объекты существуют".

***

Словом "достоверный" мы выражаем полную убежден­ность, отсутствие всяких сомнений и тем самым стремимся убедить других. Это субъективная достоверность. А когда можно говорить об объективной достоверности? Когда ошиб­ка невозможна? Но что это за невозможность? Не должна ли ошибка быть логически исключена?

Л. Витгенштейн

 

Я полагаю, что цель науки найти удовлетворительное объяснение всего того, что заявляет о себе как нуждающееся в объяснении.

***

Всякий раз, когда мы приступаем к объяснению некото­рого предположительного закона или теории посредством новой предположительной теории более высокой степени универсальности, мы открываем нечто большее о мире, мы проникаем глубже в его секреты. И всякий раз когда нам удается фальсифицировать теорию этого рода, мы совершаем новое важное научное открытие. Ибо эти фальсификации наи­более важны. Они учат нас неожиданности. И они снова и снова убеждают нас в том, что наши теории, хотя они сотво­рены нами, хотя они наши изобретения, являются, тем не менее, подлинными утверждениями о мире: ведь они сталки­ваются с тем, что никогда нами не создавалось.

К. Поппер

 

Противоречие между догматиками, заявляющими, что мы можем знать, и скептиками, заявляющими, что мы не можем знать или, по крайней мере, не можем знать, что и когда мы можем знать, — основной вопрос эпистемологии.

И. Лакатос

Не только от случая к случаю, но всегда смысл текста превышает авторское понимание. Поэтому понимание явля­ется не только репродуктивным, но всегда также и продук­тивным отношением. Пожалуй, неверно в связи с этим про­дуктивным моментом, заложенным в понимании, говорить о том, что мы понимаем лучше... Достаточно сказать, что мы понимаем иначе — если мы вообще понимаем.

Х.-Г. Гадамер

 

Мое я современного человека сформировалось... в диа­лектическом тупике "прекрасной души", не умеющей раз­глядеть в обличаемом ею хаосе мира причины собственного своего бытия. Но из тупика этого, где дискурс субъекта при­обретает характер бреда, ему предлагается выход. Он может вступить в полноценное общение в рамках общего дела нау­ки и в тех ролях, которые принадлежат ей в мировой циви­лизации; внутри колоссальной объективации, этой наукой обусловленной, общение это будет эффективным и позволит ему забыть о своей субъективности. Он примет деятельное участие в этом общем деле своим повседневным трудом и за­полнит свой досуг всеми щедрыми благами культуры, кото­рые — от детектива до исторических мемуаров, от общеобра­зовательных лекций до ортопедии группового общения — дадут ему все необходимое, чтобы забыть о своем существо­вании и смерти и в мнимом общении пренебречь смыслом своей собственной жизни.

***

То, что я ищу в речи — это ответ другого. То, что консти­туирует меня как субъекта — это мой вопрос. Чтобы полу­чить признание от другого, я говорю о том, что было, лишь ввиду того, что будет. Чтобы найти его, я называю его по имени, которое, отвечая мне, он должен либо принять, либо отвергнуть.

Ж. Лакан

 

Знать — значит говорить так, как нужно, и так, как это предписывает определенный подход ума; говорить — значит знать нечто и руководствоваться тем образцом, который навязан окружающими людьми. Науки - это хорошо органи­зованные языки в той же мере, в какой языки - это еще не разработанные науки.

                                                                                                                               М.Фуко

Тесты

1. Понятие "сублимация" означает:

а) взаимосвязь и взаимообусловленность явлений;

б) наличие диалектических противоположностей в

окружающем мире;

в) отрицание возможности познания универсума;

г) переключение сексуальной энергии человека на соци­ально значимые действия.

2. Сентенция "Я не является хозяином в своем доме" при­надлежит:

а) Ф. Ницше;

б) Ж.П. Сартру;

в) Б. Расселу;

г) 3. Фрейду.

3. Категория свободы сопрягается философами-экзистен­циалистами:

а) с необходимостью;

б) действительностью;

в) ответственностью;

г) произволом.

4. Главным понятием в философии экзистенциализма

является:

а) верификация;

б) экзистенция;

в) реминисценция.

5. К философам-неотомистам принадлежат:

а) Э. Жильсон;

б) Ж. Маритен;

в) П. Тиллих;

г) М. Бубер.

6. Автором принципа фальсификации в позитивистской философии является:

а) Р. Карнап;

б) Л. Витгенштейн;

в) Б. Рассел;

г) К. Поппер.

7. Постмодернизм акцентирует внимание:

а) на науке;

б) религии;

в) искусстве;

г) единстве всех "предметных полей".

 

Тема 11. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Ключевые понятия

Всеединство — единство Вселенной, всего сущего — выс­ший онтологический принцип организации бытия в филосо­фии В. Соловьева.

Русская идея — идея особой судьбы и предназначения России. Разрабатывалась русскими мыслителями XIX-XX вв. (П.Я. Чаадаевым, Ф.М. Достоевским, B.C. Соло­вьевым, Н.А. Бердяевым).

Соборность — понятие, выражающее сущность и приро­ду человеческого бытия и человеческого сознания как сверх­личных, сверхиндивидуальных качеств, возникших на базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценнос­тей.

Славянофильство — направление русской обществен­ной и философской мысли 40-50 гг. XIX в., выдвинувшее идею особой мессианской роли России и других славянских стран в мире.

Западничество — движение русской общественной мыс­ли 40-50 гг. XIX в., сторонники которого пропагандировали идею "европеизации" России.

Евразийство — концепция, отводящая России, как осо­бому этнографическому миру серединное место между Евро­пой и Азией.

Теократия — термин, используемый русской религиоз­ной философией для обозначения общественного строя, осно­ванного на любви и правде как высших ценностях христиан­ской религии.

Царство божие — центральный образ русской религиоз­ной философии, означающий совершенный нравственный миропорядок.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 468 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2502 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.