Едва ли известность, какой пользовался искусный живописец по имени Маринус из Роймерсваля, или Маринус Зеландец, позволяет обойти его молчанием. В Зеландии прежде было много его произведений.
Он искусно писал в новой манере, но скорее грубо, чем красиво, судя по тому, что мне пришлось видеть. У Вейнтгиса в Мидделбурге есть его работы «Сборщик таможенных пошлин, сидящий в своей конторе»; картина эта, превосходно написанная, хороша и по композиции.
Время его рождения и смерти мне неизвестно, но я знаю, что он жил во времена Франса Флориса.
Примечания
О жизни нидерландского художника Маринуса ван Роймерсвале (ок. 1490, Роймерсвале – после 1567, Антверпен?), прозванного за свое происхождение Зеландцем, почти ничего неизвестно. Учился он, по‑видимому, в Антверпене, где испытал влияние Квентина Массейса. В 1509 г. он был записан в антверпенскую гильдию св. Луки, однако вскоре вернулся в Зеландию. Работал Маринус в основном в Мидделбурге, откуда был изгнан в 1567 г. за участие в иконоборческих волнениях. Предполагают, что после этого он перебрался в Антверпен, где и скончался. Маринус ван Роймерсвале – один из крупнейших жанристов первой половины XVI в.; даже евангельские сюжеты, к которым он иногда обращался, трактовались им в жанровом духе. Сохранился целый ряд его произведений, в том числе подписных: «Меняла и его жена», известные во множестве вариантов (1537 и 1538, оба – Мадрид, Прадо; 1538, Нант, Музей изящных искусств; 1541, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров; Копенгаген, Государственный художественный музей; и др.); «Сборщики податей» (Лондон, Национальная галерея; Антверпен, Королевский музей изящных искусств; Санкт‑Петербург, Государственный Эрмитаж; и др.); «Сборщики налогов и крестьяне» (1542, Мюнхен, Старая пинакотека); «Св. Иероним» (1541, Антверпен, Королевский музей изящных искусств; 1547, Мадрид, Прадо; Берлин, Государственные собрания); «Призвание Матфея» (Мадрид, Музей Тиссен‑Борнемисса; Гент, Музей изящных искусств); «Мадонна с Младенцем» (Мадрид, Прадо).
Жизнеописание живописца Хендрика ван Стенвейка (Hendrick van Steenwijck)
Как искусные произведения Хендрика ван Стенвейка справедливо пользуются почетом у любителей искусств за их достоинства и добрые качества, так равно и имя его должно быть поставлено в ряду лучших мастеров, ибо он вполне заслуживает того, чтобы память о нем с честью навеки сохранилась в потомстве.
Я думаю, что он родился в Стенвейке и был учеником Ганса де Вриса. У него была та особенность, что он писал исключительно внутренние виды новых церквей, которые исполнял удивительно хорошо и чисто. В этих интерьерах видны красивые группы людей; их композиция так прекрасна и так основательно продумана, что нельзя и предположить, чтобы кто‑нибудь мог сделать что‑либо лучшее в этом роде.
Он, так же как братья Фалькенборх и де Врис, чтобы избегнуть ужасов войны, покинул Нидерланды и под конец поселился во Франкфурте‑на‑Майне, где, как я думаю, он умер в 1603 году.
После себя он оставил сына, который твердо следует ему в этой отрасли искусства и также пишет перспективные картины с античными колоннадами[322].
Примечания
Нидерландский художник Хендрик ван Стенвейк Старший (ок. 1550, Стенвейк – 1603, Франкфурт‑на‑Майне), происходивший из провинции Оверейссел, учился у Ганса Вредемана де Вриса, вслед за которым стал мастером архитектурного жанра, иногда изображал рыночные сцены. Фигуры в его картинах писали, как правило, другие художники. Известно, что в годы испанского террора юный Стенвейк, бывший протестантом, жил некоторое время в Экс‑ла‑Шапель. Вернувшись на родину в 1577 г., он вступил в гильдию св. Луки в Антверпене. В 1585 г., после взятия города войсками Алессандро Фарнезе, Стенвейк эмигрировал во Франкфурт‑на‑Майне, где работал до конца жизни. Сохранился ряд подписных работ мастера: «Капелла собора в Ахене» (1573, Шлейсхейм, Государственная галерея); «Ночная сцена в крипте» (Амстердам, Рейксмузеум); «Внутренний вид собора в Антверпене» (Будапешт, Музей изобразительных искусств); «Дворцовый зал с музыкантами» (1588, Дессау, Амалиен‑штифт); «Рыночная площадь» (1598, Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха).