себе от блудниц, а первых своих жен оставят, старших
отцев и матерей слушать не станут, а начнут слушать
жен своих и во след их ходити. В то время чистыми
из тысяща жена, из пятисот муж един едва обрящется.
Тогда вси с праваго пути совратятся, путь неправды вос-
приимут, христиане вси погани будут, от Божия службы
уклоняться, Бога не знающе, чем Богу зело согрубят».
Пятый сон
Рече царь пятый сон. «Видех лисицу на гноищи лежащу
и брешущу на щенята своя, они же на нее лают».
Отвеща философ: «То будет в последнее время. Отцы
и матери станут чад своих учити доброму делу, а дети не
станут их слушать, забыв, яко рече Господь Моисею:
«Чти отца твоего и матерь твою». Тогда дети начнут от
цев и матерей укоряти и рекут им: «Вы глупии, нера-
зумнии, и несмысленнии! Мы вас не слушаем. Вы жили
долгое время, вы из ума выжили, а мы будем жить сво
им разумом» и жен своих почитати. Слышавше то отцы
от детей своих горько начнут плаката».
Шестой сон
Рече царь шестой сон: «Видех в некоей стране страх ве
лик и ужасахся, яко множество лютых и страшных зве
рей, двуглавых и троеногих. На главах их венцы, а сами
скачуще и храмлюще, зубы своими скрежещуще, гла
вами вертяще, языки высовывающе, — траву терзают,
древеса подкапывают, ногты своими землю рыют и на
человеки мещут, хотя всех пожрете. — И прииде на них
с небеси огнь и пожже их всех, венцы же их все почер-
неша».
Отвеща философ: «В то последнее время человецы
начнут взирати друг на друга звериным образом; зло-
150
Будущее России и мира
честивыя благочестивых пожрети хотяще, предадят их
смерти. Двоеглавые звери, то есть лживые двуликие
купцы и клеветники, а троеногие звери храмлюшие —
все волхвы и чародеи-обманщики, кои многих прель
стят, начнут к ним человецы приходити и помощи от
них просити, а Божию помощь оставят. Вси купцы
лжами и лестьми станут торговати, но богатство собе
рут на пагубу душам своим. Ибо богатии купцы убо
гим обиду многу сотворят, убогие же тогда воспла-
чутся горько ко Господу обид ради. — Господь вернет
обиду их вскоре и воздаст месть обидникам, погубит
их в море. Тогда убогие, благочестивые за злочести-
вых обманщиков станут молить Бога об обращении от
зол их, и правда укрепится на земле на немногое вре
мя».
Седьмой сон
Рече царь седьмый сон: «Видех попа в кап падша по
горло и кричаша вельми несть можно, но никтоже его
выняти не может».
Отвеща философ: «В то последнее время священ-
ницы станут жить скаредно и студно, закона Божия не
храняще, и ныне уже заповедям Божиим учат, а сами
того не творят, бремена на людей тяжкие накладыва
ют, а сами и перстом двигнуть не хотят. Я ко же рече
пророк: «Пасту с и мнози посмрадиша виноград мой, и
паки, срыша священницы путь мой, — станут иереи де
тей своих духовных без твердости учити мзды ради и
гортаней своих. Страха же ради человеческаго станут
прощать грехи не по правилу Апостол и святых отец,
станут принимати приношение от недостойных: от пия-
ниц, от татей, от разбойников, клеветников и блудни
ков и в грехах их прошати. Того ради сами с ниму муку
приимут».
151