ких лет насмешки язычников, они спасутся от рабства
и ярма, потому что были собраны на своей земле, но не
спасутся, как я уже сказал, от вечного наказания, ибо,
если страдание не убедило их поверить в животворного
и единородного Сына Божьего, как же убедит их так на
зываемая радость? И так далее.
Епифаний сказал: «Оставь это, дражайший отец, а
возвести мне следующее: ведь некоторые говорят, что
эта великая церковь Божья не потонет вместе с этим го
родом, но с помощью невидимой силы повиснет в воз
духе». А праведник ответил: «Что ты говоришь, дитя?
Как же она останется, если весь город утонет? Неуже
ли Бог живет в рукотворных храмах? Однако не совсем
ложно это мнение: останется лишь колонна на Форуме,
ибо в ней находятся драгоценные гвозди. Поэтому толь
ко она одна останется и будет спасена, так что проходя
щие корабли, привязывая к ней свои канаты, будут ры
дать и оплакивать этот Вавилон, говоря: «Горе нам, что
затонул город наш великий, в который мы заходили и в
котором успешно вершили свои дела».
И скорбь по нему будет сорок дней. А после тех дней
будет дана царская власть Риму, Силеону и Фессалони-
ке, ибо конец уже будет близок. А потом дела пойдут
хуже и ужаснее, и гибельнее: ведь в тот год отворит Го
сподь Бог врата в Индалии, которые запер Александр
Македонский, и выступят семьдесят два царя со свои
ми народами, так называемые нечистые народы, отвра
тительнее всякой мерзости и зловония, и рассеются по
всей земле поднебесной, поедая живую людскую плоть,
выпивая кровь, с наслаждением пожирая собак, мышей,
лягушек и всякую мерзость мира. И горе всякой земле,
по которой они пройдут. И потому в эти дни да не бу
дет, Господи, христиан, если это возможно! Но знаю,
что будут. И воздух в эти дни омрачится, словно в трау
ре, из-за пакости, которую сотворят эти отвратительные
народы. Солнце превратится в кровь, взирая на мерзо
144
Будущее России и мира
сти, устремившиеся на землю. А луна и все звезды по
меркнут, ибо станут есть они даже прах земной. Они
обратят алтари в жаровни и используют драгоценные
сосуды для мерзости. Тогда пусть населяющие Азию бе
гут на острова Киклады (потому что Азия будет опла
кивать острова, а острова — Азию), ибо туда эти наро
ды не пойдут. Но горевать будут шестьсот шестьдесят
дней.
Тогда поднимется Сатана-Антихрист из племени
Дана (не собственной силой, однако, он превратится в
человека, вовсе нет, но Господь Бог сделает для него
оболочку, позорную и мерзкую, дабы исполнилось в
нем реченное пророками), и будет освобожден из адских
оков, в которые его заключил Владыка Христос, когда
был там, и войдет он в оболочку, изготовленную для
него. И когда обратится он в человека, возмужает и во
царится, тогда начнет являть свое обольщение, как ска
зал Иоанн Богослов. Затем он поднимет войну против
островов Киклад (островами же, как говорит Исайя, яв
ляются церкви язычников), в то время как Илия и Енох,
и Сын Грома выйдут возвестить о его обольщении и о
втором пришествии Господа Иисуса Христа. И он горь
ко унизит живущих в то время христиан, истязая их до
последнего вздоха и губя — чудовищный негодяй! Тогда
тот, кто не впадет в заблуждение, окажется большим и
могущественным другом Христа, ибо блаженны все свя
тые, но более, безусловно, те, которые засвидетельство
вали святость свою во времена Антихриста, они блажен
ны и трижды блаженны, ибо величайшая слава примет
их на бесконечные века. Но сначала он намеревается
убить Илию, затем Еноха и, наконец, Сына Грома, а
потом он предаст жестокой смерти тех, кто не верит в
него. Тогда произойдет между ним и Владыкой страш
ная война: ведь когда он узнает, что существование это
го мира подходит к концу, то в ужасном неистовстве
выступит против неба, сверкая молниями, громыхая и
145