Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава IV. Обучение основам теории и практики изобразительной деятельности на занятиях по рисунку и живописи




Цель обучения основам изобразительной деятельности на первом курсе ХГФ на занятиях по рисунку и живописи – подготовить учащихся к творческому усвоению последующих программ спецдисциплин факультета. Педагог должен сконцентрировать усилия учащихся прежде всего на усвоении основных теоретических установок и формировании практических умений и навыков рисунка, являющегося, как известно, основой художественного образования.

Упражнения по живописи вводятся парралельно усвоению студентами последовательности выполнения тонального рисунка и гризайли.

Изучение и использование основных правил, закономерностей и приемов композиции осуществляется в процессе выполнения как аудиторных, так и самостоятельных упражнений по рисунку и живописи, и закрепляется в несложном композиционном задании (тематический натюрморт) в планируемой домашней работе.

Программы специальных дисциплин предусматривают в качестве основной формы обучения практические занятия, вместе с тем целесообразно применение вводных лекций-бесед (15–30 мин.)  наряду с теоретическим спецкурсом перед каждой новой постановкой. Использование такой формы обучения, как экскурсия в художественный музей, мастерские художников, является обязательным условием работы, проводимой по художественному воспитанию будущего художника-педагога. Консультации с отстающими проводятся по мере необходимости.

Программа практического обучения теории ИЗО складывается из выполнения:

а) набросков, зарисовок (от 5 до 45 мин.);

б) краткосрочных рисунков  и этюдов (от 1 до 6 ч);

в) заданий по цветоведению;

Последовательное, продуманное применение методов обучения (информационно-рецептивного, репродуктивного, проблемного изложения, исследовательского и эвристического), а также различных методических приемов в сочетании с применением различных средств обучения (словесных, наглядных, практических) позволяет решать поставленную цель пропедевтического обучения изобразительной деятельности.

Для выявления индивидуального уровня начальной подготовки целесообразно выполнение контрольного упражнения: рисунок несложного натюрморта из 2-3 предметов. Например, темный кувшин, яблоко и т.д., на нейтральном фоне.

В соответствии с установкой преподавателя студент должен самостоятельно определить последовательность решения учебных задач и выполнить рисунок предложенного натюрморта (исходя из выделенного времени). Наблюдение за ходом работы и последующий анализ позволяет педагогу организовать индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося.

  В самостоятельной домашней работе студенты первокурсники наряду с выполнением технических упражнений (например рисование шкалы тональности с использованием штриха и тушевки) должны во множестве делать наброски различных простых предметов прямоугольной формы, линейные и с легкой светотеневой моделировкой, штрихом по форме, и рисовать простые геометрические тела. Эти тела несложно выполнить из плотной бумаги или картона. При этом используются различные методы, изобразительные материалы и изобразительные средства учебного рисунка, изучаются технические приемы (линия, штрих, тушевка). Изучая теоретическую и методическую литературу, студенты усваивают закономерности и правила учебного рисунка – основы изобразительной деятельности, изучают элементы наблюдательной перспективы (понятие о точке зрения, линии горизонта, картинной плоскости и т.д.); при рисовании плоских фигур (квадрат, шестиугольник, круг); объемных тел (куб, шестигранная призма, цилиндр) в различном положении к линии горизонта.

Особенности конструктивного рисования тел вращения студенты усваивают в процессе выполнения:

а) линейно-конструктивного рисунка шестигранной призмы в двух положениях (стоящей вертикально и лежащей под углом к рисующему);

б) линейно-конструктивного рисунка цилиндра с легкой светотеневой моделировкой (свет, тень) в двух положениях (стоящего вертикально и лежащего под углом к рисующему). Параллельно выполняются наброски простых предметов, прямоугольной и цилиндрической формы с легкой светотеневой моделировкой.

Все многообразие предметного мира и его формообразующее начало – простые геометрические тела – изучается в быстрых (до 15 мин.) линейно-конструктивных набросках цилиндрических тел под различным углом зрения и положения к линии горизонта и набросках предметов домашнего обихода (коробка, книга, табурет, бидон, ведро, кувшин и т.п.).        

Основные законы, правила и приемы композиции сообщаются студентам в практической работе над учебным натюрмортом и в многочисленных композиционных набросках с несложных натюрмортов из двух-трех предметов с легкой моделировкой светотени.       

Используя методику ведения светотеневого, конструктивного рисунка,  студенты выполняют натюрморт из 2–3 предметов на сближенные светлотные отношения (на нейтральном фоне) и наброски предметов в интерьере с неглубоким пространством (стол и стул, шкаф и вешалка и т.д.).

Наброски предметов быта из натурного фонда кафедры с использованием изобразительных возможностей линии и штриха для передачи объема и плановости завершают несложным тональным натюрмортом из 2–3 предметов.

Поскольку тональный рисунок является основой живописи, то в этой работе необходимо изложить правила передачи светотени; метода работы отношениями при целостном восприятии натуры; способы определения тонального масштаба и общего тонового состояния постановки. Здесь возможны и тональные рисунки отдельных гипсовых тел (шар, куб или цилиндр) и различных предметов (кувшин, яблоко, чайники) из разных материалов с фоном (2–3 рисунка на одном листе) на сером фоне, в которых решается задача  передачи формы и материальности этих предметов.         

Для усвоения метода работы отношениями целесообразно выполнение тонального рисунка или гризайли несложного натюрморта на контрастные тональные отношения. При этом возможно использование как метода «а ля прима», так и работы по увлажненной основе. В дальнейшем выполняется гризайль натюрморта на сближенные тональные отношения.

Освоение техники акварельной живописи следует начинать с лекции-беседы, посвященной учению о цвете и цветовых системах (цвет в живописи; хроматические и ахроматические цвета; основные и дополнительные цвета, контрасты и нюансы, теплые и холодные цвета и т.д.). Подробная методика организации самостоятельной работы по живописи студентов-первокурсников бакалавриата дается в нашей работе [ ].

Выполнение цветового круга и других упражнений по элементарному цветоведению на занятиях по теории изо предшествует собственно акварельной живописи. Основное внимание на аудиторных занятиях по живописи следует уделить изобразительным материалам и изучению основных приемов работы (работа «по-сырому», вливание цвета в цвет: тоновые растяжки, наложение цвета на цвет и т. д.).         

Изучение основных свойств цвета (цветовой тон, светлота, насыщенность) и несобственных (теплый – холодный, легкий – тяжелый, радостный – печальный, и т.д.) на основе репродукционного материала и лучших студенческих работ способствует усвоению понятий «цвет предметный» и «цвет живописный» (обусловленный). Выполняя этюд натюрморта цветовыми отношениями в различных условияз среды с ярко выраженными светлотными и цветовыми отношениями, студенты изучают факторы обусловленного цвета.В любом этюде несложного натюрморта на контрастные или сближенные цвета студенты применяют метод работы цветотоновыми отношениями.

В домашних упражнениях по живописи количественно преобладают краткосрочные этюды натюрморта при различном освещении – дневном и электрическом. Здесь студенты изучают влияние силы освещения и его спектрального состава на цветовые характеристики натуры.

Учитывая желание студентов-первокурсников рисовать и писать человека, необходимо изложить принципы и методическую последовательность построения головы человека. Педагог должен познакомить студентов с особенностями изображения головы и фигуры человека в светотеневых конструктивных рисунках в рамках аудиторной работы.

В самостоятельных (домашних) краткосрочных линейно-конструктивных рисунках фигуры человека (стоящей и сидящей, в несложном движении) поощряется применение различных изобразительных материалов (карандаш, фломастер, перо, кисть, сангина).

На завершающем этапе обучения первого курса в домашних упражнениях студенты выполняют многочисленные композиционные поиски тематического натюрморта, наброски головы и фигуры человека, и этюды натюрмортов.

Длительному этюду натюрморта предшествует изучение методической последовательности его выполнения в аудиторной работе, а выполнению рисунка головы (автопортрет) в двух поворотах – краткосрочные наброски гипсовой головы Антиноя и Аполлона с натуры и по памяти.

Для грамотного выполнения обучаемыми набросков элементов пейзажа на воздухе (дерево, архитектурные мотивы и т.п.) проводится вступительная беседа по особенностям рисунка и живописи пейзажа. Это особенно важно с точки зрения подготовки студентов к летней пленэрной практике. Эти упражнения не только развивают профессиональные умения и навыки, но и способствуют формированию целостного видения в живописи.

В процессе подготовки к итоговому просмотруучащиеся           выполняют контрольное упражнение: длительный учебно-творческий этюд натюрморта. При этом ставится задача не только создать целостное, колористическое решение постановки, но и передать образное решение темы.   

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 405 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2493 - | 2241 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.