ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА – значимая пауза, помогающая эмоционально интерпретировать текст, скрытый, глубинный смысл подтекста, раскрыть движение мысли.
ПУБЛИЦИСТИКА – вид литературы, посвященный актуальным общественно-политическим вопросам и текущей жизни общества; произведения этого вида – статьи, очерки, памфлеты, фельетоны и т.п.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – один из ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ РЕЧИ, входящий в группу КНИЖНЫХ СТИЛЕЙ. П.с. характеризуется массовой адресованностью. Точка зрения автора, как правило, является выражением коллегиального взгляда данного СМИ. Общая социальная роль публицистики – служить формированию общественного мнения по поводу реальных событий, состояний и лиц, заслуживающих внимания общества.
ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ – речь, открытая для всех, речь оратора. Противостоит интимной, дружеской, деловой, дипломатической речи.
ПУНКТУАЦИЯ – система знаков препинания и правила их применения в русской письменности.
Р
РАЗГОВОР – жанр, к которому относятся художественные, философские, публицистические и научные произведения, имеющие четкую и законченную форму беседы двух или многих персонажей.
РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА – общеупотребительные слова и речевые обороты, характерные для устного, неофициального общения. Р.л. имеет несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску: бедняга, зачетка.
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ – разновидность НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА, а именно неофициальное личное речевое общение, связанное с повседневной деятельностью и обыденным сознанием. Основная функция Р.р. – коммуникативная (функция общения). Р.р. – одна из ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЯЗЫКА, отличающаяся от остальных разновидностей тем, что ее особенности не кодифицируются, т. е. не фиксируются в словарях и правилах грамматики. «Нигде не говорится, например, что в определенных условиях общения можно встретиться с употреблением именительного падежа существительного в высказываниях типа: Нe скажете Третьяковка как пройти?» (пример Е.Н. Ширяева). Р.р. имеет существенные особенности на всех языковых уровнях, однако остается функциональной разновидностью именно литературного языка. Языковые особенности разговорной речи – это не речевые ошибки. Отсюда вытекает важное требование к КУЛЬТУРЕ РЕЧИ: в условиях проявления разговорной речи не следует стремиться говорить по-письменному, хотя надо помнить, что и в разговорной речи могут быть речевые погрешности, их надо отличать от разговорных особенностей.
Р. р. характеризуется тремя экстралингвистическими, внешними по отношению к языку, признаками: 1) спонтанностью, 2) неофициальной обстановкой, 3) возможностью реализации только при непосредственном участии партнеров общения. Примечательно в этом отношении такое наблюдение: если вы долгое время говорите по телефону и не получаете от собеседника каких-либо подтверждений, что вас слушают (хотя бы в форме «угу»), то вы прерываете себя репликами типа «Ты меня слышишь? Алло!» и подобными.
РАЗГОВОРНЫЕ СТИЛИ (по одной из классификаций): литературно-разговорный и разговорно-бытовой - в рамках нормы; вне рамок нормы - просторечие, жаргоны.
РАЗМЫШЛЕНИЕ – композиционно-стилистический прием в публичном выступлении, который используется для активизации внимания слушателей и т.п. и смысл которого состоит в том, что оратор рассуждает вслух, не скрывая своих сомнений, раздумий, противоречивого хода мысли, как бы предлагая аудитории пройти вместе с ним путь, ведущий к истине.
РАССКАЗ – описание предмета речи (то, о чем идет речь). Задачи рассказа: 1) показать, что предмет речи есть факт (то, что он действительно существует); 2) показать, что факт именно таков, каков его хочет представить оратор; 3) обосновать важность факта для аудитории. В результате этих действий рассказ должен давать основание для оценки справедливости или несправедливости, вреда или пользы
РАССУЖДЕНИЕ – функционально-смысловой тип речи (наряду с описанием, повествованием), строится на логических умозаключениях, на причинно-следственных связях. Истинность какого-либо суждения доказывается или опровергается с помощью аргументов.
РЕДАКТИРОВАНИЕ – совершенствование текста при его подготовке к изданию. Осуществляется при неоднократном глубоком чтении текста, затрагивает его содержание и оформление.
РЕМА – ядро высказывания, содержание сообщения, то новое, что говорящий сообщает, опираясь на ТЕМУ. Р. Выделяется в рамках АКТУАЛЬНОГО ЧЛЕНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, является его информационным центром, поскольку содержит в себе сообщение о теме этого высказывания, т.е. новую информацию.
РЕПЛИКА – замечания, возражения, ответ на слова говорящего, собеседника; краткое возражение, возглас удивления, подтверждения и т.п. с места по ходу речи оратора или по поводу какой-либо зрелища.
РЕПУТАЦИЯ, РЕНОМЕ – приобретенная организацией или личностью общественная оценка, создавшееся мнение о качествах, достоинствах и недостатках; установившееся мнение о ком-либо, чем-либо.
РЕФЕРАТ – письменный вторичный текст, цель которого состоит в изложении и осмыслении содержания первичного текста или группы текстов. Жанр Р. актуален для книжных стилей речи. Р. относится к клишированным текстам.
РЕФЛЕКСИЯ – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. Рефлексивный этап в ораторской деятельности – этап критического осмысления проделанной работы, ее оценка.
РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ – это процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.
РЕЦЕНЗИЯ – письменный текст, содержащий в себе интерпретацию научного, художественного произведения или другого информационного явления: спектакля, кинофильма, концерта, телевизионной программы. По типу речи Р. – это текст-рассуждение.
РЕЦЕПЦИЯ – трансформация энергии внешнего мира в нервный процесс распространяющегося возбуждения, несущий нервным центрам информацию о действии соответствующего раздражителя.
РЕЦИПИЕНТ – субъект (читатель, зритель, слушатель), воспринимающий адресованное ему сообщение.
РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ – общая активность человека, особенно в общении, быстрота речевых реакций; умение выслушивать собеседника, быстро извлекать главное в его высказывании; быстрота выбора слов, автоматизм в построении синтаксических конструкций. Высшая степень речевой активности человека проявляется в творческой деятельности.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – система целенаправленных мотивированных речевых действий в социально значимых ситуациях, обусловленных правилами речевого поведения и нормами речи.
РЕЧЕВАЯ НОРМА – совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Нормированность речи – это ее соответствие литературно-языковому идеалу.
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ – стечение обстоятельств жизни, побуждающее человека к высказыванию.
РЕЧЕВАЯ (ЯЗЫКОВАЯ) СРЕДА – совокупность речевых влияний на человека: речь окружающих людей, читаемая литература, передачи по радио и пр. На основе речевой среды у ребенка накапливаются языковые средства, аналогии форм и значений, формируется языковое чувство.
РЕЧЕВОЙ АКТ – в речеведении: основная единица коммуникации, отдельное речевое действие, речевой поступок личности, оказывающий определенное влияние на речевого партнера. М огут быть выделены ступени Р.а. – от ситуации и мотивов, до высказывания, восприятия его перципиентом и обратной связи. В речевом акте участвуют говорящий и адресат речи (адресаты).
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – стереотипные единицы речи, значение которых определено шаблонными ситуациями этикета поведения. Этикет публичной речи определяется тональностью речи и обстановкой общения. Обстановка выступления должна соблюдаться официальной, нейтральной или дружеской. Однако если она и может оказаться на практике любой, то тональность речевого этикета обязана постоянно сохранять высокую или нейтральную окраску, т. е. из ряда синонимов приветствую вас! здравствуйте! здорово! здрассьте! допустимы только 1 и 2.
Невербальные средства речевого этикета проявляются в общении не только как сопутствующие (простите – руку к груди, легкий поклон; привет – улыбка, кивок; привет – взгляд в сторону), но и как “заменители” некоторых реплик (приветствие = пожатие или взмах руки).
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ – общее название нарушений действующей языковой нормы, отступлений от правильности речи и других качеств хорошей речи.
РЕЧЬ I. 1. Речь как процесс, т.е. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; напр., МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ; РЕЧЕВОЙ АКТ. 2. Речь как результат, т.е. текст; напр., грамматически правильная речь; записи речи ребенка. 3. Речь как ораторский жанр; напр., Прокурор произнес обвинительную речь.
РЕЧЬ II. Исторически сложившаяся форма общения людей посредством национального ЯЗЫКА. Р. и Я. находятся в сложном диалектическом взаимодействии. Язык представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических, стилистических средств и правил общения. Речь – конкретное использование этих средств в ситуации речевого общения. Р. подразделяют на УСТНУЮ, ПИСЬМЕННУЮ и ВНУТРЕННЮЮ, с помощью которой планируются и «контролируются» в уме речевые действия. Само порождение речи происходит в такой последовательности: намерение (интенция) – мотив – внутреннее программирование – реализация в речевом акте.
РЕЧЬ III. Использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Выполняет две функции: средства, орудия общения (коммуникации) и средства обобщения, орудия мышления. Различают: собственно речь, или внешнюю речь, которая имеет коммуникативную направленность и ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность; внутреннюю речь-общение человека с самим собой для постановки и решения какой-либо познавательной задачи; отличается использованием вспомогательных средств (образы, схемы и т.д.), специфическим синтаксическим строем, «она свернута, в ней нет ничего лишнего» (Панов); отличается от внутреннего проговаривания («речь про себя», «беззвучная речь») и внутреннего программирования (создания плана будущего высказывания).
РИТМ – одна из характеристик звучащей речи; чередование ее элементов: ударяемых и безударных слогов, синтаксических конструкций сходных типов и пр. с целью выразительности, легкости усвоения и пр.
РИТМ РЕЧИ – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, обусловленная ее смысловым заданием. Ритмичная речь более выразительная и сильнее воздействует на аудиторию. На признаке отношения к Р. основывается деление речи на прозаическую и стихотворную, однако и прозаическая речь ораторов подчиняется определенному Р., особенно там, где наблюдается эмоциональный подъем.
РИТОРИКА – 1) наука о построении убеждающей речи (риторика говорящего), а также наука о том, как адекватно воспринимать убеждающую речь (риторика для слушающего), 2) искусство речи, то же, что красноречие.