НОРМЫ ОРФОГРАФИИ относятся к НОРМАМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ и представляют собой правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, правила переноса слов.
НОРМЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ – один из основных ТИПОВ НОРМ. Специальными нормами письменной речи являются НОРМЫ ОРФОГРАФИИ, НОРМЫ ПУНКТУАЦИИ.
НОРМЫ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ ФОРМ РЕЧИ – один из основных ТИПОВ НОРМ. Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов. К этим нормам относятся ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ; ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ; СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
НОРМЫ ПУНКТУАЦИИ относятся к НОРМАМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ и определяют употребление знаков препинания. Средства пунктуации имеют следующие функции: отграничение в письменном тексте одной синтаксической структуры (или ее элемента) от другой; фиксация в тексте левой и правой границ синтаксической структуры или ее элемента; объединение в тексте нескольких синтаксических структур в одно целое.
НОРМЫ УСТНОЙ РЕЧИ – один из основных ТИПОВ НОРМ. Только к устной речи применимы ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ – нормы произношения; ударения и интонации.
НОРМАТИВНОСТЬ речи предполагает соблюдение НОРМ произношения, словоупотребления, формообразования, построения предложений. Культура речи отличается богатством словаря, разнообразием грамматических форм и конструкций, логической стройностью и художественной выразительностью, в то время как неряшливость и отступления от норм литературного языка во многом снижают эффективность воздействия публичного слова.
«НОВОЯЗ» – новый языковой стиль и система специфических НЕОЛОГИЗМОВ административно-бюрократического характера в государстве тоталитарного типа (широко вошел в употребление после перевода на русский язык романа-антиутопии Дж. Оруэлла «1984»).
НРАВЫ – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. Н. – обычаи, имеющие моральное значение, т.е. те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.
НЮАНС – оттенок; тонкое, едва заметное отличие, переход (в музыке, цветовой гамме, мысли и т.п.); Н. произношения.
О
ОБИХОДНАЯ ЛЕКСИКА – то же, что БЫТОВАЯ ЛЕКСИКА.
ОБЛАСТНОЙ язык – то же, что местный, диалектный (связанный с территориальным диалектом). Областные словари – то же, что диалектные словари.
ОБМАНУТОЕ ОЖИДАНИЕ – схема выдвижения, при которой сначала формируются ожидания слушателя или читателя (обычно с помощью сцепления), а затем нарушаются.
ОБОБЩЕНИЕ – одна из основных форм (операций) мышления – выделение относительно устойчивых свойств явлений и предметов, образование понятий, выявление связей между ними и пр.
ОБОРОТ – словосочетание, словесное выражение; неправильный О. речи.
ОБОСНОВАНИЕ – логическая операция; обосновать – значит привести те достаточные основания, в силу которых положение должно быть принято. Способы О. могут быть рациональными, или объективными, и нерациональными, или субъективными; в основе последних лежат интуиция, вера, авторитет, традиция. Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим (Паскаль).
ОБОСНОВАННОСТЬ – подтверждение истинности идей, сформулированных в публичной речи. Обоснованность опирается на закон достаточного основания, оперирующий доказательностью, т. е. связью любого выдвигаемого довода с действительными, обоснованными наукой, теорией и практикой фактами, примерами из жизни.
Вместе с тем следует иметь в виду, что сформулированные на основе законов формальной логики требования к тексту публичного выступления не распространяются на диалектическую логику, поскольку взятые за основу законы представляют собой обобщение практики правильного мышления и не предполагают отражения всей диалектики реального материального мира. Это, в свою очередь, создает возможность при всем жестком соблюдении требований общей истинности речи использовать логические нарушения для создания выразительности. Так, нарушением логической непротиворечивости созданы каламбуры плавающий топор, женатый холостяк и др.
ОБРАЗ – это всякий чувственно вообразимый предмет или лицо, т.е. потенциально каждое существительное.
ОБРАЗ АВТОРА – концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого.