СЛОВОБЛУДИЕ – пустая, бессодержательная болтовня, преподносимая как серьезное рассуждение о чем-либо.
СЛОВОИЗВЕРЖЕНИЕ – многословная речь (обычно пустая).
СЛОВОИЗЛИЯНИЕ – многословное, обычно взволнованное изложение своих мыслей, чувств, переживаний.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОШИБКА –употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с другим аффиксом, напр., описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубиной и правдивостью.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ – относятся к ГРАММАТИЧЕСКИМ НОРМАМ и определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.
СЛОВОПРЕНИЕ – спор, препирательство. Прекратить пустое С.
СЛОГ – способ, манера словесного изложения, высокопарный, канцелярский С. Писать, говорить хорошим С. Работать над С.
СЛОГАН – компонент рекламы, рекламный девиз.
СЛУХИ – межличностный обмен искаженной, эмоционально окрашенной информацией, возникающий при ограниченности достоверных сведений.
СЛУШАНИЕ – аудирование, восприятие речи, вид мыслеречедеятельности, заключающийся в том, что получаемая информация воспринимается на слух. Установка на слушание – общий настрой слушающего, который определяется не только стремлением говорящего заинтересовать собеседника, сделать его внимательным слушателем, осознающим содержание получаемой информации, но и дать прогноз предполагаемого разговора, его цели и планируемого результата.
СЛУШАТЕЛЬ – человек, способный понять речь.
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК – русский язык последнего периода развития, в течение которого он предстает сложившейся целостностью, сохраняющей свою основу на всех уровнях языковой системы.
СОЛЕЦИЗМ (происходит от названия древней афинской колонии Сол, утратившей чистоту греческого языка) – синтаксическая или морфологическая ошибка: особые формы деепричастий – погубя, вм. погубив; падежные формы некоторых существительных – сколько время? вм. сколько времени? из пламя вместо из пламени и др.
СОФИЗМ – ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.
СОФИСТ – человек, который в своих рассуждениях прибегает к СОФИЗМАМ.
СОФИСТИКА – спор, имеющий своей целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ РЕЧИ – проявляется в общении, в обмене информацией, в диалоге. Через речь человек включается в социальные процессы (в семье, в труде, в учении, в творчестве и т.п.).
СОЦИОКОММУНИКАЦИЯ (социальная коммуникация) – коммуникативная деятельность людей в социальной среде, формирующая социальные отношения, обусловленные социальными нормами и оценками; взаимодействие людей, обусловленное рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе.
СОЦИОЛИНГВИСТИКА – наука, изучающая социальные аспекты языка и речи. Развивается на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии, исследующей проблемы, связанные с социальной природой языка, его общественными функциями и воздействием социальных факторов на язык.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА – часть лексики ограниченного употребления, выделяемая на социальном основании. Связана с различными областями трудовой деятельности человека и употребляется специалистами той или иной профессии. В состав С.л. входят ТЕРМИНЫ и ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ.
СПОР – словесное состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, правоту; пререкания, ссора, вызванные несогласием в чем-либо. См. ДИСКУССИЯ, ПОЛЕМИКА, ЭКЛЕКТИКА, СОФИСТИКА.
СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ – слова, заимствованные из старославянского языка: вождь, освящать, агнец, юродивый.
СТИЛИЗАЦИЯ – последовательное и целенаправленное воспроизведение существующих черт какого-либо СТИЛЯ; используется в ораторском искусстве как одно из средств экспрессивности речи.
СТИЛИСТИКА – раздел языкознания, изучающий функционирование языка, его использование в различных речевых ответвлениях, СТИЛЯХ.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ (РИТОРИЧЕСКИЕ) ФИГУРЫ – конструкции, способствующие выразительности речи: анафора (единоначатие), эпифора (повтор-концовка), параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторические вопросы, обращения и восклицания, многосоюзие и бессоюзие и др.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ относятся к НОРМАМ, ОБЩИМ ДЛЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ и определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и – шире – с целью и условиями общения. Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ. Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных помет, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста. Наиболее типичными стилистическими ошибками являются: стилистическая неуместность (зацикливается, царский беспредел, пофигист, любовный конфликт обрисован во всей красе – в тексте сочинения, в деловом документе, в аналитической статье); употребление громоздких, неудачных метафор (Пушкин и Лермонтов – два луча света в темном царстве; Этим цветам – посланникам природы – неведомо, что за буйное сердце бьется в груди под каменными плитами!; Имел ли он право отрезать эту ниточку жизни, которую не сам подвесил?); лексическая недостаточность (Меня до глубины волнует этот вопрос); лексическая избыточность (Он их будит, чтобы они проснулись; Надо обратиться к периоду их жизни, то есть к тому периоду времени, когда они жили; Пушкин – поэт с большой буквы этого слова); двусмысленность (Во время того, как Обломов спал, многие готовились к его пробуждению; Единственное развлечение Обломова – Захар; Есенин, сохраняя традиции, но как-то не так любит прекрасный женский пол; Все действия и отношения между Ольгой и Обломовым были неполными).
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ – способ организации высказывания (текста), усиливающий его выразительность.
СТИЛЬ – результат языкового варьирования: одна из речевых подсистем, связанная с определенной сферой речевого употребления, целью речевого общения и составом его носителей. В любом понимании термина, С. характеризуется определенными принципами отбора, комбинации, композиции языковых средств в речевом произведении или группе речевых произведений, важная синтезирующая характеристика единства содержания и формы литературного произведения.