Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Образ художественный – СМ. Художественный образ.




 

 

ОБРАЗНОСТЬ РЕЧИ – свойство слова нести информацию не только в абстрактно-логической, понятийной, но и в предметно-чувственной форме.

 

ОБРАЗНЫЕ СЛОВА – слова, сохраняющие в языке внутреннюю производность, мотивированность, напр.: белоснежный (ср. белый снег), подснежник (растущий под снегом), дубовый (о чем-либо грубом, неотесанном, нечутком), клад (о человеке или предмете, обладающем большими достоинствами) и др.

 

 

ОБРАЩЕНИЕ – 1) призыв, воззвание, речь или просьба, обращенные к кому-либо; О. к народу; 2) слово или группа слов, обозначающая лицо (лица, иногда предмет), к которому обращаются с речью. Основная функция О. – привлечь внимание слушателей; установить с ними контакт; выразить к ним свое отношение; напр., ср. О. товарищ и господин, друзья и коллеги и т.п.

ОБЩЕНИЕ – процесс взаимосвязи и взаимодействия личностей, групп, классов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Это реальная форма нашего человеческого существования.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ – одно из проявлений моральных отношений; средство духовного воздействия общества (массы, коллектива) на поведение отдельных лиц или групп.

 

ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА – слова и обороты, которые, в отличие от специальной лексики, употребляют все носители языка, напр.: дерево, родник, поле, береза, мама и др. (ср. гласный, синтаксис – термины; кочет, махотка – диалектизмы и пр.).

 

 

ОБЩИЕ ФРАЗЫ – об идеях, мыслях, словах не новых, неинтересных; об избитых истинах.

 

 

ОБЫЧАЙ –традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.

 

ОБЫЧАИ – одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать.

 

 

ОБЪЕКТ – предмет, явление, на который направлена человеческая деятельность; О. изучения.

 

 

ОБЪЯСНЕНИЕРАССУЖДЕНИЕ, содержащее информацию, достаточную для выведения из нее рассматриваемого факта или события. Различают научное О. (на основе научных законов) и повседневное О. (с позиции житейского здравого смысла). Объяснить что-то – значит подвести под уже известный закон.

 

 

ОДНОЗНАЧНОСТЬ, или МОНОСЕМИЯ – способность слова иметь только одно значение, называть какой-либо один предмет, явление, действие, качество, напр.: мотоцикл, мостовая, карандаш, тротуар. О. присуща научной лексике и терминологии: суффикс, водород, катет и др. (см. МНОГОЗНАЧНОСТЬ).

 

 

ОККАЗИОНАЛИЗМЫ – слова, не вошедшие в общепринятое употребление, отражающие индивидуальное словотворчество: многопудье (В. Маяковский).

ОКРАСКА – традиционный термин лексикологии и стилистики, указывающий на добавочные характеристики, оттенки значения языковых единиц.

 

ОМОНИМ – слово, совпадающее с другим словом по звучанию и написанию, но расходящееся по значению и системе форм. напр., нота — музыкальный знак, нота — дипломатическое письмо, ключ (ручей) и ключ (отмычка); наряд (одежда) и наряд (распоряжение). Различают: собственно О.; омоформы – случайно совпавшие грамматические формы различных слов (мой – местоимение и мой –глагол); омографы – слова, совпадающие по написанию (гвоздИки и гвОздики, мукА и мУка); омофоны – слова, совпадающие только по произношению (луг и лук, плод и плот, столб и столп). Явление омонимии используется в речи как средство создания каламбуров, в «языковой игре»,напр., Молодая была уже не молода (Ильф и Петров).

 

 

ОНОМАСТИКА – раздел лексикологии, изучающий собственные имена.

 

 

ОПИСАНИЕ – один из функционально-смысловых типов речи (наряду с повествованием и рассуждением), в нем раскрываются признаки предметов, рисуются картины, внешность человека и т.п., – портрет, интерьер, пейзаж. В описании сюжет не играет существенной роли, действующее лицо - сам автор.

 

 

ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ – четкое, конкретное обнаружение и изложение идеи сообщения. Определенность подразумевает апелляцию к закону тождества, который предписывает обязательность сохранения одного и того же понятия предмета речи. Подмена основного тезиса приводит к ошибке, предполагающей не-истину; умышленная подмена тезиса, обычно посредством использования многозначности слов, омонимии, приводит к софизму (Но когда говорят «камни, бревна, железо», то ведь этомолчащие, а говорят!); неразрешимое логическое противоречие – к паралогизму (апории Зенона: «Стрела», «Ахилл и черепаха») или семантическому парадоксу (парадокс Лжеца: «Все критяне лжецы», – сказал критянин).

ОРГАНЫ РЕЧИ: речевые центры мозга; системы, координирующие действие всех органов; голосовые органы, резонаторы; органы восприятия речи – устной и письменной.

ОРФОГРАФИЯ – система правил правописания слов и значимых частей речи, слитных, дефисных и раздельных написаний, употребления прописных и строчных букв, переноса слов с одной строки на другую, сформировавшаяся исторически и принятая в качестве НОРМЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, О. изучается в школьном курсе русского языка и охраняется государством.

 

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМАНОРМА литературного произношения и ударения: мАркетинг (а не маркЕтинг), фенОмен (а не феномЕн), инцидент (а не инциндент), красивее, звонят.

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫНОРМЫ УСТНОЙ РЕЧИ включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, так как их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи.

 

 

ОРФОЭПИЯ – совокупность, система НОРМ и правил, определяющих правильное литературное произношение данного языка; раздел языкознания, изучающий формирование нормативного литературного произношения, в т.ч. в процессе словоизменения и слов употребления.

 

ОСНОВНОЙ СЛОВАРНЫЙ ФОНД – наиболее важная в жизни народа и наиболее устойчивая в языке часть общеупотребительной лексики.

 

ОСТРОСЛОВИЕ – особая манера речи, при которой необычная форма выражения связана с более образной, экспрессивной передачей содержания. Исторически сложившиеся приемы О. – основа каламбуров, пародий, эпиграмм и т.п. форм «языковой игры». Например, у Карамзина о придворной среде: «Больше лиц, нежели голов; а душ еще меньше».

ОТВЕТ – высказывание, сообщение, вызванное вопросом.

 

 

ОТЗЫВ – оценочное мнение о чем-либо, устное или письменное, оформленное в виде отдельного высказывания или текста.

 

 

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ – разновидность ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, котораяиспользуется в сфере деловых и официальных отношений, в области права, законотворчества и законодательства. Характерные черты официально-делового стиля: безличность и сухость изложения (выносится на обсуждение, а не мы выносим на обсуждение); стандартность формы и содержания, отражающая определенный регламент деловых отношений; точность и конкретность формулировок. Используется преимущественно книжная и нейтральная лексика, Речевые клише (см.) (вменить в обязанность, принять меры, по истечении срока), сочетания с отглагольными существительными (установление контроля, устранение недостатков, проверка исполнения). Речевые жанры: закон, указ, резолюция, протокол, договор, рапорт, заявление, расписка, доверенность и др.

 

 

ОШИБКИ РЕЧЕВЫЕ: неточное употребление слова; просторечные и диалектные слова в литературном тексте; неправильное образование форм склонения, спряжения; нарушения сочетаемости слов; неправильное построение предложений, словосочетаний; не оправданные повторы и пр.

 

П

ПАРАДИГМА – это по возможности минимальное множество объектов (единиц), откуда мы запрашиваем такой объект или единицу, которые хотим наделить актуальным смыслом. Парадигматический объект характеризуется тем, что он связан с другими объектами своего класса отношением сходства или несходства: две единицы одной парадигмы должны иметь некоторое сходство для того, чтобы могло стать совершенно очевидным различие между ними.

 

 

ПАРАДОКС – мнение, резко противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу, расходящееся с общепринятым утверждением.

ПАРАЛИНГВИСТЙЧЕСКИЙ КАНАЛ речевого воздействия – те звуковые средства языка (интонационные модуляции голоса, темп речи, а также покашливание, вздохи, хмыканье и пр.), которые располагаются как бы параллельно с основными языковыми единицами (словами, предложениями) и также несут определенную информацию.

 

 

ПАРОНИМИЯ – отношение формального, семантического и грамматического сходства словообразовательно соотнесенных слов; значительное внешнее сходство однокоренных или связанных родственными корнями слов: соседский – соседний, земельный – земляной.

ПАРОНИМЫ – слова одной и той же части речи, связанные отношениями паронимии, т. е. значительного внешнего сходства и, как правило, родства корней. В отличие от ОМОНИМОВ, П. сходны, но не тождественны по форме, они имеют разное написание и никогда не совпадают полностью в произношении: молодеть – молодить, абстракция – абстрактность, сломанный – сломленный, невежа – невежда.

 

 

ПАССИВНАЯ ЛЕКСИКА – слова, редко употребляемые; к П.Л. относятся слова, вышедшие из повседневного употребления и получившие архаическую окраску, а также слова, которые еще только входят в язык и поэтому имеют оттенок необычности. Принадлежность слова к активному или пассивному запасу оказывает существенное влияние и на его стилистическую окраску, а следовательно, и на использование в речи; напр.: злато, кольчуга, лобзать; карма, карт-бланш и др.

ПАССИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС – слова и выражения, известные говорящему, но редко им употребляемые. В пассивный запас входят АРХАИЗМЫ, ИСТОРИЗМЫ, НЕОЛОГИЗМЫ, устаревающая лексика.

 

 

ПАУЗА – краткий перерыв в речи, служащий словоразделом. Пауза обусловлена грамматическими, логическими и физиологическими факторами.

 

ПЕРИОД – сложная синтаксическая конструкция, с нарастанием напряженности по ступеням и с ее разрешением в конце. Например: Когда волнуется желтеющая нива... (Лермонтов).

ПЕРИОДИКА – периодическая печать (газеты, журналы, ежегодники, сборники, бюллетени).

ПЕРЦЕПЦИЯ – восприятие, представление, отражение.

 

 

ПИСАТЕЛЬ – профессиональный мастер слова, автор прозы, стихов, публицистики, научно-популярных произведений и пр. Далеко не всегда писатель бывает оратором; мастером чтения своих произведений был Н.В. Гоголь.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ – речь в графическом коде, предназначенная для записи речь, обладающая определенными стилистическими особенностями. Имеет достоинства: сохранность, многоразовость воспроизведения, высокий уровень правильности, возможности редактирования, точность.

 

 

ПИСЬМО – жанр письменного творчества, форма диалога. Виды писем: деловые (официальные), дружеские, интимные. Стиль последних двух – эпистолярный. Обычно начинается ОБРАЩЕНИЕМ, заканчивается пожеланиями, подписью.

ПЛАГИАТ – присвоение чужого авторства, литературное воровство.

ПЛАН – схема, модель, словесные наброски проектируемого произведения. Необходимый этап работы автора.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 141 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2487 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.