Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Домашнее рисование учащихся




Особенно сложной формой внеклассного руководства является наблюдение за домашней работой учащихся. Педагогу необходимо регулярно просматривать, кроме домашних заданий, еще и рисунки учащихся, выполненные ими по собственной инициативе. Это даст ему возможность сохранить творческий подход школьников к рабо­те, направлять ее и оберегать от влияния дурного вкуса, фотографич­ности, натурализма.

Просматривая самостоятельные работы учащихся, преподаватель в нужном случае подскажет новую тему, пути ее решения, внушит ученику, что с этой задачей он справится, напомнит, что авторы из­вестных картин — большие художники-реалисты — всегда использо­вали натуру. Надо убедить учащихся в том, что залог успеха в творче­ской работе — регулярное рисование с натуры. Параллельно с этим

224


педагог указывает, какие постановки можно ставить, как их решать, какие задачи может на себя взять ученик в дальнейшем.,

Серьезное внимание надо уделять работам по декоративно-при­кладному искусству. Раскрывая особенности построения орнамен­тов, различных рисунков для вышивок, оформления альбомов, сле­дует постоянно воспитывать эстетический вкус.

Домашний быт учащихся влияет на психику ребенка, на его эсте­тические вкусы. Учитель в очень деликатной форме, на примерах ра­бот учеников, раскрывает недостатки их художественного вкуса.

Например, девочка принесла рисунок для салфетки с нагроможде­нием цветов, птичек, бабочек, с дисгармоничными, кричащими со­четаниями красок. Педагог объясняет ей, что нагромождение в узоре и пестрота красок еще не есть признак красоты, наоборот, часто бо­лее простое и скромное решение композиции оказывается более кра­сивым. Для примера учитель показывает рисунки народных узоров, где каждая линия, каждое пятно говорит о высоком, веками склады­вавшемся вкусе.

Высокий эстетический вкус не сразу возникает, он формируется под воздействием многих факторов: и окружающей среды — приро­ды, архитектуры зданий, интерьера, — и знакомства с произведения­ми живописи, музыки, литературы и т. д., и мастерства одаренного человека, в частности преподавателя. Словом, перед учителем рисо­вания открываются богатые возможности выработки методических приемов эстетического воспитания, формирования художественного вкуса детей.

В книге "На вкус, на цвет..." А. С. Молчанова очень убедительно пишет о влиянии окружающей среды на ребенка: "...педагогика чув­ственного знания еще не создана. Стихийность формирования чув­ственной сферы личности создает видимость врожденности вкуса. На самом деле, складываясь стихийно, восприятие тем не менее фор­мируется социальной средой. Его воспитателем является предмет­ный мир, мир вещей и явлений, который окружает человека, особен­но в детском возрасте. Отсюда первая задача в воспитании вкуса — создать среду, достойную человека, построить прекрасный мир. Это выходит за рамки собственно педагогики. Однако создание среды в более узком смысле, как непосредственного окружения ребенка, ус­транение из его мира всего уродливого, дисгармоничного, безобраз­ного входит в педагогическую задачу воспитания вкуса. Педагогу не может быть безразлично, какими книжками, игрушками, предмета­ми быта пользуется ребенок. Тот, кого в детстве приучили называть куклами разных уродов и страшилищ, вырастая, не отличит красиво­го костюма от безобразного, а при отсутствии исправляющих влия-

8-3312                                                      225


ний и соответствующем выборе профессии он со временем становит­ся производителем безвкусицы где-нибудь на посту директора арте­ли игрушек, швейной фабрики или даже в качестве художника" '.

ШКОЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА-КОНЦЕРТЫ

В последние годы отечественная школа стала искать новые пути и методы эстетического воспитания. В эту работу включились не толь­ко учителя рисования, но и учителя истории, литературы, иностран­ных языков, музыки и пения, физкультуры и труда. В некоторых школах они объединяются и совместными усилиями устраивают очень интересные мероприятия: диспуты, театрализованные лек­ции, спектакли о выдающихся деятелях науки и искусства, вечера-концерты.

Для учителя рисования, если он желает быть организатором по­добных мероприятий, больше всего подходят вечера-концерты, по­священные выдающимся художникам.

Главную роль в проведении вечеров-концертов играют дети: они и организаторы, и исполнители. Они сами, конечно под наблюдением взрослых, распределяют между собой обязанности: кому-то поруча­ют быть ведущим, организуют музыкантов для участия в самодея­тельном оркестре, подбирают чтецов-декламаторов, художников-оформителей, техников-осветителей. Эта работа вдохновляет их, обостряет интерес к тому художнику, которому посвящается вечер, заставляет глубоко изучить его биографию, его эпоху. Кроме того, та­кие вечера дают возможность приобщать детей к различным видам искусства в комплексе. Здесь привлекается одновременно и живо­пись, и литература, и музыка. Это оказывает особенно сильное воз­действие на эмоциональный мир ребенка, дает яркое, образное пред­ставление об искусстве той или иной эпохи.

Ведь, к сожалению, нередко бывает такое: когда с юношей начина­ешь говорить, например, о хорошо знакомом ему композиторе, он проявляет подлинное понимание, но как только переходишь к ху­дожникам, писателям, ученым, жившим в то же время, этот юноша становится совершенно беспомощным, он не может представить их всех вместе, связать их во времени. Вечера-концерты помогают лик­видировать этот разрыв, они содействуют всестороннему и гармо­ничному развитию личности.

Вечера-концерты, где живое слово соединено с музыкой и красоч­ной картиной, создают волнующую и торжественную атмосферу в за-

' Мол чанов а А. С. На вкус, на цвет... М., 1966. С. 177—178.

226


ле. Дети, затаив дыхание, слушают своих товарищей. Даже те, кто раньше с пренебрежением относился к занятиям по искусству, те­перь начинают ощущать на себе силу его воздействия, переживать моменты сотворчества.

Вот как описывает фрагмент вечера-концерта, посвященного творчеству И. Е. Репина, С. И. Дембинский:

"Постепенно звуки мелодии Рубинштейна замолкают, и, словно на смену им, откуда-то издалека несется протяжное пение "Дуби­нушки". Это под аккомпанемент оркестра за сценой поет хор. Звуки "Дубинушки" усиливаются, уже отчетливо слышатся слова "Эй, ух­нем!", и в этот момент медленно открывается занавес. Взоры присут­ствующих переносятся на сцену, на освещенное яркими желтовато-золотистыми лучами света панно с изображением почти в полный рост репинских бурлаков. Раздаются аплодисменты. Их заглушает могучая русская песня, с глубоким чувством исполняемая хором и оркестром. Затем музыка так же медленно затихает, и на фоне ее от­четливо звучат слова из стихотворения Некрасова "Размышления у парадного подъезда". "Выдь на Волгу, чей стон раздается над вели­кою русской рекой..." — выразительно читает мальчик, с которым немало потрудился Илья Николаевич в дни напряженной подготов­ки к вечеру" '.

В дальнейшем устройство вечеров-концертов может привести к организации школьного театра. С методикой подготовки школьного театра можно познакомиться по книге А. Н. Прийменко "Опыт эсте­тического воспитания в школе-интернате" (М., Просвещение, 1964).

В последние годы к внеклассной работе учителей рисования при­бавился новый ее вид — проведение факультативных курсов с учащи­мися старших классов. Хотя он и входит во внеклассную работу, мы его выделяем в специальную главу, так как материал здесь большой, сложный и разговор о факультативах должен быть особый.

'Дембинский С. И. Вечера-концерты в школе, посвященные искусству. М., 1969. С. 26-27.

227






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 246 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2288 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.