Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Принцип доступности и посильности обучения




Принцип доступности обучения требует от педагога четкого уста­новления степени сложности и глубины освещения учебного мате­риала для каждого класса, для каждого возраста детей. Чтобы приве-

159


сти сложность учебного материала в соответствие с возрастными особенностями детей, необходимо хорошо знать, какие знания и на­выки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.

Младшие школьники (7—10 лет) уже способны анализировать объекты реальной действительности в процессе восприятия. Этот анализ выступает в двух формах: при первой он осуществляется на уровне первой сигнальной системы и проявляется в том, что дети практически реагируют на разные воздействия; в другом случае веду­щую роль играет вторая сигнальная система, взаимодействуя с пер­вой. При подобной форме анализа ребенок не только практически по-разному реагирует на различные раздражители, но и осознает их особенности. Первая форма анализа характерна для учащихся пер­вых-вторых классов, вторая — для детей третьих-четвертых классов. Дети первого-третьего классов вполне могут нарисовать с натуры один предмет (лист дерева, пилу, молоток), но им не под силу нари­совать группы предметов (натюрморт).

Или другой пример. Развивая творческие способности детей на уроках тематического рисования, надо иметь в виду, что учащиеся первого-второго классов еще не могут самостоятельно решать компо­зиционные проблемы. Их тематические картины являются лишь рас­сказом, иллюстрацией того, что ребенок хочет поведать зрителю. За композиционной связью между предметами он не следит, он их вво­дит в картину постольку, поскольку этого требует само содержание.

В третьем-четвертом классах дети уже способны компоновать, они начинают искать связь между предметами. Однако образы компози­ции у них остаются примитивными и не возникает потребности их обогащать.

В пятом-шестом классах учащиеся уже ставят перед собой компо­зиционные проблемы, ищут наилучшие варианты и постоянно стре­мятся обогащать художественные образы в своих работах.

Все это объясняется закономерностью развития восприятий и представлений. Восприятие, как указывают психологи, не есть про­сто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами. Восприятие всегда связано с прошлым опытом, с опытом зрительных восприятий в частности. У детей пер­вого-второго классов, естественно, меньше этого опыта, чем у шес­тиклассников. Обогащая опыт зрительных восприятий ребенка, мы тем самым обогащаем и его представления. Отсюда психологи дела­ют вывод, что в процессе обучения мы можем не только развить и обогатить представления детей, но и способствовать развитию их воображения.

160



 


75. Рисунок пятиклассника до изуче­ ния натуры.


76. Рисунок пятиклассника после изу­ чения натуры.


Рассматривая изобразительное искусство в школе как общеоб­разовательный предмет, мы должны следить не только за развити­ем изобразительной деятельности детей, но и за развитием их вос­приятий и представлений. А представления, как указывает психо­лог Б. М. Теплов, развиваются только в процессе определенной де­ятельности, в том числе и в процессе обучения рисованию.

В своих исследованиях психолог Е. И. Игнатьев приводит нагляд­ный пример формирования представлений у детей разных классов в период работы над иллюстрацией к басне И. А. Крылова "Ворона и Лисица". Раскрывая характер изменения изображения до изучения объектов изображения и после изучения, например, в пятом классе (рис. 75, 76), автор указывает и те методы преподавания, которые да­ют наилучшие результаты '. Исходя из этих данных, учитель легче оп­ределяет объем знаний и навыков для каждого класса, а следователь­но, вырабатывает и правильную методику работы с детьми опреде­ленного возраста.

Вместе с тем преподавателю не следует занижать возможности уче­ников. Школьников нужно нацеливать на посильную активную ра­боту, чтобы они могли преодолевать известные трудности. Тогда ре­бенок будет не только усваивать знания и навыки, но и делать для се­бя, пусть небольшие, открытия, испытывать радость от творческой самостоятельной работы.

Например, в начальных классах на уроках декоративного рисова­ния дети составляют узор по схеме, предложенной учителем. Педагог поэтапно рисует на классной доске узор, а дети переносят все это в

' См.: Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.


6—3312


161


 


I


свои альбомы. В таком плане может быть выполнено одно из зада­ний, но следующее будет проходить иначе. Объяснив методическую последовательность работы и продемонстрировав ее на классной до­ске, учитель все стирает и дает возможность детям вести работу само­стоятельно. Это способствует развитию инициативы школьников, заставляет их творчески подходить к делу.

Некоторые учителя считают, что в первом-втором классах дети должны работать только вместе с педагогом. В результате у школьни­ков развивается пассивность, они все время ждут от учителя помощи и боятся самостоятельно работать. При такой методике принцип до­ступности и посильности искажается.

Соблюдая принцип доступности и посильности обучения, необхо­димо учитывать и индивидуальные способности каждого школьника. В классе не может быть совершенно одинаковых учеников: одни ус­ваивают материал быстро, другие — с большим трудом; одним легко дается тот или иной технический прием, другие долгое время не мо­гут овладеть им. Учителю следует поставить каждого в такие условия работы, при которых все смогли бы достигнуть наибольших успехов.

Заканчивая перечень принципов обучения, подчеркнем, что каж­дый принцип тесно связан с другими и эффективность его зависит от всей системы обучения.

Итак, преподавание изобразительного искусства в общеобразова­тельной школе требует определенной методики обучения. Как бы ни строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы ни были положены в основу построения изображения, они должны от­вечать основным принципам дидактики. В процессе обучения школьник должен усваивать знания, навыки и сведения об изобрази­тельном искусстве в единой, последовательной системе.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 230 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2247 - | 2192 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.