Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Преподаватель как организатор и руководитель учебного процесса




 

Изобразительное искусство в школе, как и любой другой учебный предмет, имеет свои специфические особенности, свои задачи и свой систематический курс обучения. На уроках рисования дети прежде всего приобретают с помощью учителя необходимые знания и навыки.

Говоря о рисовании в школе, надо прежде всего иметь в виду, что изобразительная деятельность ребенка в школьных условиях, уже на­чиная с первого класса, перестает быть игровой деятельностью, а ста­новится учебной. С первого класса следует закладывать у учащихся основы знаний и навыков реалистического изображения, отводить их от наивного и примитивного рисунка. В школе детей начинают обучать основам наук, и в области изобразительного искусства им надо дать правильное понятие о правилах и законах изображения формы на плоскости. Отсюда понятно, что основная руководящая роль принадлежит учителю, который должен правильно организо­вать учебный процесс, направить внимание ученика на самое основ­ное, указать путь быстрейшего усвоения учебного материала.

Отстаивая необходимость художественного образования, квали­фицированного руководства со стороны педагога, мы стремимся к тому, чтобы дети не ограничивались поверхностным знакомством с искусством, а по мере возможности получали более глубокие знания. Человек не может любить то, чего он не знает, он не может


I


заинтересоваться тем делом, которым ему никогда не приходилось заниматься.

В раннем возрасте дети готовы заниматься любым делом, они охотно строят города, рисуют, танцуют, поют и т. д., но, как только наступает момент для дальнейшего совершенствования в этом деле, они требуют помощи, руководства. Если в этот момент к ним не явится опытный руководитель, они забрасывают свое занятие, кото­рому вначале отдавались всей душой. Выдающиеся представители педагогической мысли всегда выступали и за то, чтобы преподавание рисования было поставлено правильно.

Рассматривая рисование в школе как общеобразовательный пред­мет, нельзя в то же время превращать его в игру, забаву.

В дореволюционной России богатые дворянские семьи тоже забо­тились об эстетическом воспитании детей, для чего они приглашали лучшего учителя танцев (не для того, чтобы из дочери сделать бале­рину), выдающегося музыканта-композитора, известного художни-

163


ка. Это было доступно только избранным. Теперь в нашей стране все дети имеют возможность овладеть основами изобразительного ис­кусства, музыки, пения, так как данные предметы включены в школьный курс как учебные.

Итак, каждый преподаватель изобразительного искусства является ответственным за обучение и воспитание, он возглавляет и направ­ ляет деятельность школьников, организует их работу. Без руководя-щей и направляющей роли педагога, без неустанного и внимательно­го наблюдения за каждым школьником немыслима учебно-воспита­тельная работа в школе.

Преподавание изобразительного искусства в массовой школе, как мы уже говорили, прежде всего преследует общеобразовательные, а не специальные цели. Оно помогает детям познавать окружающий  мир, развивает наблюдательность, учит различать форму предметов и   окраску, сравнивать предметы между собой, устанавливать сходство и различие.Преподаватель раскрывает перед школьниками мир прекрасного, развивает их эстетический вкус, воспитывает стремление к позна­нию, к совершенству, к тому чтобы делать все окружающее лучше и красивее. Педагог может добиться всего этого, не только вдохновляя учащихся произведениями большого искусства, но и обучая основам изобразительной грамоты.

Овладеть основами изобразительной грамоты школьник может только с помощью учителя. С первых шагов обучения ему нужен на­ставник и руководитель. Например, начиная рисовать с натуры, уче­ник обычно не знает, как приступить к рисунку, с чего начать, как преодолеть чистый лист бумаги. Опытный педагог покажет ему, как расчленить свою работу на отдельные этапы и в какой посдедова-тельности их осуществлять.

/

При обучении рисованию с натуры педагог прежде всего уделяет внимание вопросам наблюдения и восприятия натуры. Способность  правильно видеть — прирожденная в человеке, и она должна разви­ваться. Для этого надо с детского возраста приучать его внимательно рассматривать предметы, обращать внимание на характерные осо­бенности формы, окраски, пропорции, приучать анализировать строение предметов.

Прежде чем начать анализ натуры, учитель привлекает внимание    детей к данному предмету и задает ряд вопросов: каков характер фор- мы предмета? Каковы пропорции: что больше — высота или шири- на? Как освещен предмет? Каков его цвет? Такое предварительное ознакомление с натурой служит поводом к дальнейшему ее изуче­нию. Педагог постепенно переходит к более углубленному наблюде-

164


нию: он указывает на основные особенности строения натуры, рас-крыват её своеобразие, т. е. подводит к серьезному научному анали­зу. Он объясняет конструктивную особенность строения формы предмета, закономерность распределения света на поверхности фор­мы, закономерность перспективных явлений.

Чтобы ученик ясно представил изучаемый объект, он должен прежде всего охватить его форму в целом, затем четко и ясно увидеть все существенные признаки этого предмета, все его важные детали, свойства и вместе с тем ясно представить взаимное расположение этих элементов, т. е. структурное единство натуры.

Объяснения учителя будут понятны всем, если словесные поясне­ния иллюстрировать рисунками на классной доске или методически­ми пособиями.

Когда ученик ознакомился с натурой, он может переходить к рисо­ванию. Педагог ставит перед ним учебные задачи, организует его на­блюдения в процессе построения изображения по определенной сис­теме, направляет внимание на самые важные особенности строения натуры.Педагог внимательно следит за работой мысли ученика, постоян­но ее направляя, поддерживая. Не следует "думать за ученика", а осо­бенно рисовать за него, пусть он сам упражняет свою мысль, свои на­выки, но не следует и упускать его работу из вида. В момент, когда ученик сам не сможет преодолеть затруднения, надо вовремя помочь ему намеком, наводящим вопросом.

В начальных классах дети еще не привыкли анализировать натуру в процессе построения изображения и рисунок выполняют по перво­му впечатлению. Они мало обращаются к натуре, почти совсем не сверяют свой рисунок с натурой. Этому их учит педагог, направляя внимание с поверхностного наблюдения к серьезному анализу нату­ры. Рисуя, ученики должны не торопиться, а осторожно и последова­тельно усложнять свою работу.

Если ученик дает неверное изображение, педагог немедленно указы­вает на это и советует выправить. Исправляет изображение ученик по-прежнему легким прикосновением карандаша к бумаге и по возможно­сти без применения резинки (ластика). Резинка применяется в крайнем случае, когда рисунок сильно загрязнен и новая поправка не видна.

Технику исправления ошибок учитель показывает школьнику на его же рисунке. Причем исправление ошибки проходит с обстоятель­ными пояснениями, чтобы ученик ясно осознал причину ошибки и методику ее исправления. На практике это правило часто не соблю­дается. Учитель просто говорит: "неверно", а где ошибка и как ее ис­править, не объясняет.

165


Указать на ошибку надо вовремя и вовремя оказать помощь. Если педагог запоздает, то потом помочь ученику исправить ошибку будет значительно труднее.

Как же преподавателю наилучшим образом организовать свою ра­боту в классе, когда учащиеся начали рисовать? Спустя 2—3 минуты после объяснения он обходит класс и наблюдает за работой детей. За­метив ошибку, обращает на нее внимание ученика. Таким образом, в результате первого обхода каждый ученик получает от педагога заме­чания, которые направляют его на правильный путь дальнейшего ве­дения работы. Обойдя весь класс, учитель снова возвращается к тому ученику, с которого он начал обход.

Когда же педагог замечает типичную ошибку у всего класса,он приостанавливает работу и обращает внимание всех учащихся на эту

ошибку. Объяснения в таких случаях надо проводить у доски. Внача­ле учитель обстоятельно объясняет причину ошибки, а затем, рисуя на классной доске, показывает, как ее следует исправить.

При изложении учебного материала перед учителем должна посто­янно стоять задача — сделать все возможное, чтобы все ученики по­нимали его. Каждое слово учителя должно быть понято детьми. Учебный материал должен излагаться так, чтобы дети воспринимали его без особых усилий. А для этого надо стараться избегать тех слов и выражений, которые ученику непонятны, которые он слышит впер­вые. Если же учитель не может обойтись без этих слов (например: тон, колорит, валер, лессировка), то он обязан тут же разъяснить уче-никам~их значение, рассказать об этом просто и ясно. 0чень важно, чтобы изложение материала не было сухими скучным, Надо заинте­ресовать учащихся, увлечь их.

Если педагог объясняет материал просто и увлекательно, то, как правило, весь класс слушает с напряженным вниманием. Если же учитель излагает материал неясно, запутанно, то ученики постепен­но перестают его слушать.

В период педагогической практики нам пришлось много наблю­дать за учениками и учителем и отмечать такое явление. Учитель вхо­дит в класс и сразу же привлекает внимание всех детей. Они в его вла­сти, и теперь все зависит от учителя: сумеет он удержать внимание учеников или упустит этот момент. Хороший учитель сразу овладева­ет вниманием учеников и, не ослабляя его ни на один миг, умело пе­реходит к теме урока. Малоопытный педагог часто тут же разрушает сосредоточенность своих учеников. То он неумело объявит тему уро­ка, не сумев заинтересовать ею детей, то начнет так непонятно объ­яснять материал, что дети перестают его слушать.


166


 


Во многих случаях урок проходит плохо именно по вине учителя, а не ребят. Например, проводя урок-беседу об искусстве, учитель за­мечает, что многие его не слушают. Он прерывает урок, наводит по­рядок и начинает снова. И опять тот же результат. Учитель начинает думать, что этих ребят ничем нельзя заинтересовать. Но причина кроется в другом: преподаватель злоупотреблял непонятными детям выражениями и терминами. В его речи то и дело звучали, например, такие слова и выражения: "пастозная живопись", "сфумато", "экс­прессия", "фактура", "художник хорошо решает вещь в тоне", "ху­дожник применяет лессировки" и т. п. А раскрыть значение этих тер­минов он не считал нужным. Конечно, это утомляло детей, им было непонятно, а следовательно, и неинтересно.

Как уже говорилось выше, особое внимание должно быть уделено методике организации учебного процесса на уроках декоративного и тематического рисования. Многие учителя проводят эти занятия пассивно, предоставляя школьникам полную свободу действий. Они исходят из того, что на этих занятиях дети должны вести самостоя­тельную творческую работу. Например, если во втором классе, на первых уроках декоративного рисования, школьники изображали орнаменты по схеме, данной учителем, и в основном копировали об­разцы народного творчества, то следующие задания они, по мнению некоторых учителей, должны выполнять самостоятельно, без помо­щи педагога. Это неверно. Учителю нельзя полностью самоустра­няться, он должен постоянно руководить школьниками, помогать им решать сложные творческие задачи.

Знакомя детей на уроках декоративного рисования с правилами и законами ритма, симметрии и асимметрии, педагог не лишает детей творческой инициативы, а, наоборот, активизирует их творческую фантазию. Детям очень поможет в творческой работе, если они узна­ют от учителя, например, следующее:

— в композиции, построенной по законам симметрии, может иметь место известный акцент (рис. 77);

— в орнаментальных композициях использование ритма может выразиться в повторении какого-либо изобразительного элемента (рис. 78), в ритмическом чередовании одного и того же элемента (рис. 79, 80), в сложных ритмических вариациях (рис. 81);

— ритм может быть выражен линиями (рис. 82), тональным чередованием;

— в орнаментальных изображениях ритмически могут повторяться как геометрические, так и природные формы: цветы и листья расте­ний (рис. 83, 84), фигуры людей (рис. 85), птицы и животные (рис.86);

167


77. Русский орнамент.

78. Орнамент северных народов.

79. Литовский орнамент.

168



 


80. Латвийский орнамент.

правила соблюдения ритма можно проследить в рапортных по­вторениях на обоях, тканях, коврах (рис. 87, 88).

Все это обогащает творческую фантазию школьников. Более то­го, обращение к правилам и законам композиции заставляет и пре­подавателя активно строить учебно-воспитательный процесс, а не просто предоставлять ученикам возможность заниматься детской самодеятельностью.

Особое внимание надо уделить вопросам методики преподавания композиции на уроках тематического рисования.

Школьная практика показывает, что нередко учителя рисования пу­скают на самотек и уроки по сочинению тематических картин: дают только тему для композиции, а дети решают ее "кто во что горазд".

Конечно, педагогу легко вдохновить детей на тематическое рисо­вание, особенно в начальных классах. Стоит только спросить их, что они видели летом, как у них моментально возникают яркие воспо­минания о лесе, купанье, ловле рыбы и другие красочные картины. Этого оказывается достаточно не только для того, чтобы вдохновить детей на работу, но и для того, чтобы оставить их без руковод­ства, а учителю стать пассивным наблюдателем.

Работа над тематической ком-с поисков

81. Платок "Келагай ". Азербайджан.

сюжета, и задача учителя — по­мочь детям выбрать такой сюжет композиции, который был бы доступен учащимся данного возраста и увлекателен для них. Успешному решению постав­ленной задачи прежде всего по­могает использование прошлых зрительных впечатлений детей, их представлений об окружаю-щей действительности.


169


 



 



84. Поставок. Хохломская роспись.

82. Киргизский орнамент.

Без использования прошлого опыта восприятий и представле­ний человек не может творчески создавать новое — воображать, фантазировать. Художник или писатель, создавая произведе--ния, всегда исходит из реальных образов, почерпнутых из жизни. "Даже в процессе воссоздания фантастических образов худож-ник опирается на элементы ре­альных образов, хорошо извест­ных человеку.

83. Свечной шкаф. Фрагмент.

Развивая творческое вообра­жение на уроках тематического рисования, учителю надо это учитывать и постоянно активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогать им в ра­боте, начиная с поисков композиционного замысла и до его завершения в рисунке. Здесь же учитель объясняет, что компози­ция картины помогает художнику не толь­ко яснее раскрыть сюжет, но и выразить свое отношение к данному событию или явлению.

Прежде чем учащиеся приступят к со­ставлению эскиза композиции, их надо предупредить, что обилие изобразитель­ных объектов не всегда помогает рас­крыть содержание темы. Излишек объек­тов часто мешает отображению идейного содержания.


170


 



 


85. Древнегреческий орнамент.

Обучение самой композиции должно начинаться с раскрытия ос­новных ее правил и законов.

Некоторые художники, искусствоведы, педагоги считают, что чет­ких и строгих правил и законов композиции не существует, а потому и обучать тут нечему; что композиция — дело индивидуальное, зави­сящее от интуиции художника, от его природных дарований.

Однако старая Академия художеств обучала своих воспитанни­ков правилам и законам композиции, и сегодня художники-педаго-ги,уважающие традиции реалистического искусства, стараются их восстановить. Так, например, академик М. Г. Манизер указывает десять правил композиции, А. М. Лаптев — пять правил (1),ака­демик А.,А. Дейнека — девять 2. Академик В. Н. Яковлев гово­рил, что в нашем изобразитель­ном искусстве существует две­надцать общих законов компо­зиции и сорок частных правил композиционного решения те­матической картины.

В связи с затронутым вопро­сом рассмотрим ряд законов композиции, с которыми часто приходится встречаться в тема­тических картинах: симметрия и асимметрия, равновесие и ритм, статика и динамика, под-чинение второстепенного глав-

' См.: О композиции. Сб. статей. М., 1959. С. 16-18.

86. Городецкая роспись.

2 См.: Дейнека А. А. Учитесь рисо­ вать. М., 1961. С. 170.


171


 


87. Набивная ткань.

88. Эстонский шерстяной ковер.

172


89. Помпейская фреска.

ному, выделение зрительного центра и выявление главного в компо-зиции картины.

Закон симметрии в композиции требует точного соответствия пра­вой и левой частей композиции, как бы зеркального взаимного отра­жения левой и правой частей картины. Примером такого композици­онного решения может служить фресковая роспись стены (рис. 89), "Гадалка" Д. Б. Караваджо (рис. 90), "Сикстинская мадонна" С. Рафаэля (рис. 91).

Асимметрия требует нарушения равновесия в композиционном раз­мещении объектов изображения. Нарушение симметричного равнове­сия в композиции рождает динамику, вносит в картину элемент беспо­койства. Примерами такой композиции могут служить рисунок К. Колъвица "Прорыв" (рис. 92), плакат Ф.Холдера "Дровосек" (рис. 93).

Равновесие требует композиционной устойчивости картины. Здесь уже не требуется точного зеркального соответствия правой и левой частей картины, однако композиционное равновесие должно быть. Это равновесие может выражаться в таком расположении объектов изображения, когда, например, одна половина картины заполнена фигурами людей, а другая — домами или деревьями; в распределении цветовых и тоновых отношений — когда на одной половине картины верх решен в светлом тоне, низ — в темных тонах, а на другой полови­не, наоборот, верх — в темных тонах, низ — в светлых. Примерами могут служить картина К. Брюллова "Последний день Помпеи" (рис. 94), групповой портрет работы Д.Б. Караваджо (рис. 95).

173


90. Д. Б. Караваджо. "Гадалка ".

 

У Ритм в композиции создается чередованием одного и того же предмета изображения или одного и того же движения фигуры. За­кон ритма помогает художнику передать стройность и непрерыв­ность движения. Примерами могут служить "Прогулка заключен­ных" Ван Гога (рис. 96), "Смерть коммисара" К.С. Петрова-Водкина (рис. 97), "Оборона Петрограда" А. Дейнеки (рис. 98).    Закон статики требует ровных, спокойных движений линий и  масс, четких членений композиции по вертикалям и горизонталям. Классическим примером этого может служить "Тайная вечеря" Лео-нардо да Винчи (рис. 99).

Закон динамики, наоборот, требует резкой смены в направлении движения масс, расположения фигур в картине по диагоналям, спи­ралям, зигзагообразного движения. Примерами могут служить рису­нок О. А. Кипренского "Пир Валтасара" (рис. 100), "Слепые" П. Брейгеля, "Боярыня Морозова" В. И. Сурикова и многие другие.     Закон подчинения второстепенного главному требует от художни­ка такого расположения предметов в картине, чтобы один предмет привлекал к себе внимание через другие, чтобы все предметы были обращены к главному. Примером такого решения композиции мо-

174


91. С. Рафаэль "Сикстинская мадонна'

175


жет служить картина В. А. Серова

'Ленин провозглашает Совет­скую власть".

 Закон выделения зрительного  центра, т. е. выделение главного необычным композиционным раз­мещением его, требует от художни­ка такого решения, чтобы зритель не видел в этом нарочитости.

92. К. Кольвиц. "Прорыв ".

Например, в картине А. К. Са­врасова "Грачи прилетели" выде­лена центральная вертикальная ось композиции. По законам перспективы зрительный центр в картине должен бы находиться на линии горизонта, в точке пересе­чения центральной вертикали с линией горизонта. Однако ху­дожник переносит зрительный центр выше, туда, где изображе­ны грачи. Для наглядности мы приводим композиционную схе­му данной картины (рис. 101). Тот же прием мы можем отметить в картине И. Е. Репина "Дуэль", где зрительный центр смещен вправо по отношению к цент­ральной вертикали (рис. 102).

93. Ф.Ходлер. "Дровосек".

Конечно, дети не будут решать эти задачи в такой сложной фор­ме. Каждому возрасту необходим свой объем знаний и навыков, своя методика изложения учеб­ного материала. Но с основными законами композиции дети должны познакомиться в школе.

И мы знаем, что там, где учитель руководит их приобщением к изоб­разительной грамоте, успехи у детей налицо.

 Основной формой организации учебного процесса является урок. Четкое планирование работы по урокам обеспечивает распределение учебного материала на каждый день, месяц, четверть на всем протя­жении учебного года. Интенсивность отдельного урока определяется


176


 


94. К. Брюллов. "Последний день Помпеи ".


95. Д. Б. Караваджо. "Распятие апостола Андрея".

количеством нового учебного материала, нормой физической на-грузки на каждого ученика при продолжительности урока в 45 минут. Такая система дает возможность, не переутомляя ученика, эффек­тивно использовать учебное время. Работа по урокам определяется твердым недельным расписанием, что дает учителю возможность четко спланировать работу по программе на весь год.


Приступая к планированию

прежде всего необходимо хоро­шо изучить программу. Про­грамма дает перечень основных заданий и постановок, указывает порядок и последовательность, изучения курса по годам обуче- ния, количество часов, отводи-

мых на каждое задание, и средст-ва выполнения.

. Ван Тог. "Прогулка заключенных ".

Знания и навыки, которые учащиеся должны усвоить в каж­дом классе, надо распределить по четвертям и неделям. Начи­нающим педагогам часто кажет­ся, что такая работа не нужна, что в учебной программе все это есть. Но хотя программа и рас­крывает методическую последо­вательность усложнения учеб-

ных задач по годам обучения, однако многих частных вопросов мето­дики преподавания она не касается. Как мы уже выяснили, педагоги­ческий процесс - творческий процесс. Поэтому учебную программу надо рассматривать не как догму, а как общее руководство к дейст­вию. В программе дается лишь основное направление, а реализация его, решение многочисленных частных вопросов — дело самого учи­теля, организатора работы.

Некоторые начинающие учителя спрашивают, как можно реали­зовать программу, когда в ней даются иногда невыполнимые реко­мендации. Например, в беседах об искусстве указываются такие кар­тины, репродукции которых найти в магазинах не всегда удается. Или в разделе по рисованию с натуры предлагается ставить натюр-мортные постановки из таких предметов, которых в сельской мест­ности нет.

Учебная программа и не требует такого буквального исполнения. Она указывает, с какими художниками надо познакомить учащихся и какие произведения наиболее ярко раскрывают творческое лицо ху­дожника. Вполне понятно, что если у преподавателя нет указанных репродукций картин того или иного художника, то он может заме­нить их другими картинами того же художника.


179


 




 


97. К. С. Петров-Водкин. "Смерть комиссара ".

98. А. Деинека. "Оборона Петрограда ".

180



 


99. Леонардо да Винчи. "Тайная вечеря ".

То же и с натюрмортными постановками. Программа указывает только степень сложности форм предметов для натурных постано­вок, но если у учителя нет указанных предметов, он может заменить их другими, аналогичными по форме.

Поэтому, планируя учебную работу по программе, педагогу необ­ходимо, с одной стороны, выделить основное содержание учебного материала, а с другой — согласовать его с тем дидактическим матери­алом, который имеется в его распоряжении.



100. О.А. Кипренский. "Пир Валтасара ". 181


работу по изобразительному искусству. Если бы последним заданием в четверти было декоративное или тематическое рисование, то ребя­та легко настроились бы на продолжение этой работы и в каникуляр­ное время. Дети охотно выполняют декоративные работы и темати-


101. Композиционная схема картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели ".


При составлении индивиду­ального плана работы в школе учителю необходимо разработать и годовые планы работы для каждого класса. Же "годовые планы лучше всего делать иллюстративными: они позволяют наглядно видеть сразу весь комплекс работ. Со­ставляя годовой план работы без иллюстраций, многие неудачно планируют отдельные виды за­нятий по четвертям: на конец четверти относят либо беседы об искусстве, либо уроки рисования с натуры. Такое планирование занятий нельзя признать удач­ным. Дети, заканчивая занятия в школе, уходят на каникулы без всякого настроя на дальнейшую


102. Композиционная схема картины И.Е. Репина "Дуэль ".

182


ПРИМЕРНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН ПО РИСОВАНИЮ ВО 2 КЛАССЕ/ЗЗчаса-урока /



3 урок    4урок     5 урок 6урок     7 урок    8урок


у/юн      12 уро*       0 драя        I * доелг        15 урок      № урок


11 ирок \ Парок 2«Я8вс гэдря 16ура*


 


103. Иллюстрированный учебный план.

ческие композиции, связанные с праздниками — Нового года, Восьмого марта, Первого мая и др..

Иллюстрированный план позволяет сразу увидеть эти недочеты. Кроме того, в иллюстрированном плане легко отразить и характер учебных постановок, и их методическую направленность.

Годовой учебный план лучше всего составить в виде таблицы, в клетках которой распределяется учебный материал и по четвертям, и по отдельным урокам. В каждой клетке указывается вид учебной ра­боты, тема урока и наглядно показывается содержание работы. На рисунке 103 дан пример подобного плана.

Некоторые методисты считают такой вид работы излишним, так как для выполнения иллюстрированного плана требуется известная затрата времени. Практика убедила в обратном. Те, кто не составля­ет иллюстрированного плана, тратят времени гораздо больше, им приходится перекраивать свой план работы по нескольку раз в год. Имея перед собой иллюстрированный план, учитель сразу видит, где целесообразнее дать школьникам то или иное задание. Кроме того, такие иллюстрированные планы в значительной степени облегчают дальнейшую работу по ежегодному планированию учебного матери-


1


183


 


ала — составлению календарных планов для каждого класса, темати­ческих разработок и конспектов уроков.

Одновременно с составлением учебного плана преподаватель под­бирает дидактический и методический материал. Сюда входит мето­дическая и специальная литература, выписки из нее в виде цитат, ан­нотаций, иллюстративный материал, различного рода методические пособия (схемы, плакаты, приборы), образцы народного творчества.

Небольшой по размеру учебно-методический материал следует разложить по темам и хранить в отдельных папках или конвертах. Для материала крупного размера (репродукции, плакаты, методичес­кие таблицы) следует завести специальные папки.

Более детальная подготовка преподавателя к учебным занятиям может быть выражена в составлении тематических разработок. В них определяется конкретное содержание каждого урока, указываются методика построения учебного процесса, оборудование и те меро­приятия, которые необходимы для усвоения и закрепления учебного материала.

Вышеизложенное дает возможность учителю увереннее присту­пать к составлению конспекта урока.


УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 271 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2339 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.