Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Принцип активности и сознательности обучения




В педагогической науке принцип активности и сознательности рассматривается как один из главных. Поэтому и в деле обучения ри­сованию мы этот принцип рассматриваем как один из основных.

Между понятиями "сознательность", "активность", "самостоя­тельность" есть известное различие, но одно без другого не сущест­вует. Сознательное овладение знаниями требует обязательной ак­тивности и самостоятельности учеников, без чего невозможно эф­фективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а со­знательно овладевающий знаниями, как правило, более активен и самостоятелен.

Особое значение, как отмечает большинство методистов, принцип активности и сознательности имеет в практических занятиях.

На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика до­биться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе. Этого можно добиться самыми различными метода­ми. Например, многие учителя на уроках тематического рисования (при иллюстрировании сказок), чтобы активизировать работу уча­щихся, читают отрывки из сказок, включают магнитофонные записи с фрагментами музыкальных произведений (например, Н. А. Рим-ского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", "Снегурочка"; П. И. Чай­ковского "Щелкунчик", "Спящая красавица"; Р. К. Щедрина "Ко­нек-горбунок"); показывают цветные слайды и диапозитивы художе­ственных иллюстраций (И. Я. Билибина, В. М. Васнецова, В. В. Ле­бедева и др.). При этом педагог обращает внимание детей на то, как мастера искусств — поэты, музыканты, живописцы — своими сред­ствами решали подобные темы.

На уроках декоративного рисования в экспериментальных школах Б. М. Неменский предлагает предварительно показать детям серию цветных слайдов, изображающих формы природы и сочетания цве­тов в реальной действительности: узоры ветвей деревьев; теплые от­тенки почвы земли ранней весной и холодные тени на оставшемся снегу; орнаментальные рисунки на крыльях бабочек, жуков, стрекоз и т. п. (рис. 70, 71). Художник-педагог Н. Н. Лукин (Чувашия) ис­пользует на уроках декоративного и тематического рисования живые фрагменты природы — листья и ветки растений; скомпонованные фрагменты природы в виде гербариев, но подобранные в определен-

147



 


70. Бабочка.

71. Гусеница.

ной цветовой гамме. Такие художественно скомпонованные герба­рии помогают развить у школьников чувство колорита, цветовой гар­монии. В начале эти занятия связываются с несложными заданиями по декоративному рисованию (со­ставление узоров, мозаичных ра­бот из цветной бумаги), а затем и при решении тематических кар­тин, рисовании с натуры.

Сознательная, активная и само­стоятельная работа всегда ведет к лучшему усвоению учебного мате­риала и к более прочному закреп­лению его. Кроме того, сознатель­ность и активность являются пре­красной предпосылкой для углуб­ления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим искани­ям. Предмет приобретает для ре­бенка познавательное значение


148


 


только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характер­ное, главное.

В практике мы наблюдаем, что учащиеся плохо усваивают учеб­ный материал, если они пассивно воспринимали объяснения учите­ля, а активно включиться в работу не успели. Так, если при изучении конструктивного строения формы предмета дети внимательно слу­шали объяснение педагога, рассматривали модель и натуру, но прак­тически закрепить эти знания не пытались, этот учебный материал будет усвоен слабо. При активной же работе усвоение материала зна­чительно улучшится. Отсюда возникает требование к преподавателю: направить активность учащихся, дать им возможность самим решить поставленные задачи.

Учитель вызывает активность детей наводящими вопросами, предложением сделать новое решение композиции рисунка и т. п. Например, ученик приступил к построению изображения куба, но пассивно срисовывает его и дает искаженный перспективный вид формы, а как исправить изображение, не знает. Учитель, ничего не показывая, задает ему ряд наводящих вопросов, чтобы он сам дога­дался, как надо вести построение изображения.

"Что находится рядом с гипсовым кубом?" Ученик смотрит на на­туру, видит рядом проволочную модель куба и правильно отвечает. "Что необходимо понять, прежде чем начать рисовать?" Ученик вспоминает предварительные объяснения учителя и отвечает: "Надо понять строение куба, чтобы правильно наметить основу его формы, представить, как располагаются все поверхности куба в пространст­ве, а потом изобразить куб "прозрачным", наметить его видимые и невидимые стороны". — "Так. А что необходимо сделать, чтобы изо­бражение получилось правильное, отвечало законам перспективы?" Ученик отвечает: "Надо определить линию горизонта (уровень зре­ния), точки схода и использовать их при построении. А потом пока­зать объем с помощью светотени".

Таким образом учитель помогает школьнику активно работать, анализировать форму натуры и сознательно строить ее изображение на плоскости.

Другой пример. На уроке дети составляют узор в квадрате. Многие хорошо справились с заданием. Учитель направляет их дальнейшую активную работу. Он дает следующее задание: составить узор для квадратной коробки. Дети начинают самостоятельно работать. При этом они используют домашние зарисовки, составляют целый ряд эскизов, ищут наиболее удачное композиционное и цветовое реше­ние. Работа идет с большим увлечением.

149


Одним из средств активизации учащихся является повторный во­прос.Например, педагог объяснил то или иное правило, задал учени­кам вопросы, они дали правильные ответы. Педагог разрешил при­ступить к работе, но в процессе наблюдения за работой заметил ошибки в рисунках; значит, не все усвоили объяснение. Он прерыва­ет работу и задает классу один из прежних вопросов, но ставит его в несколько иной формулировке. Такой видоизмененный вопрос за­ставит учащихся подумать и проверить себя.

Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе как в классе, так и дома. Задания на уроках и дома должны быть раз­нообразными по характеру, по самому типу работы (в соответствии с требованиями программы): то это рисование с натуры карандашом, то работа над натюрмортом акварельными красками, то декоратив­ное рисование.

Степень самостоятельности в работе ученика зависит от уровня его знаний и тесно связанных с ними умений и навыков. Развитие у детей способности выполнять самостоятельно то, что они раньше делали только под руководством учителя, является важным показателем ус­пешного обучения. Школа должна обеспечить также и сознательное отношение учащихся к самому процессу обучения. Это выражается в понимании учащимися конкретных задач учебной работы, в понима­нии значимости работы, в знании тех средств и приемов, при помощи которых можно добиться лучших успехов, в умении проверить и оце­нить свои достижения не только в конце работы, но и в самом ходе ее.

Чтобы показать значение этих элементов сознательного отноше­ния к работе в процессе обучения, рассмотрим их на примерах.

Ученик рисует с натуры гипсовый орнамент. Выявив общую форму предмета, он начинает сознательно проверять качество изображения. Простейший способ проверить правильность рисунка — сравнить его с натурой, посмотрев на нее прищуренными глазами. Это дает воз­можность видеть форму более цельно, без деталей. Уже в этом приме­ре мы видим сознательное отношение ученика к процессу изображе­ния. Для выполнения поставленной задачи он прилагает известное старание и тем самым показывает понимание значимости работы.

Передавая объемную форму при помощи линий и светотеневых отношений, ученики ищут наиболее подходящие средства выраже­ния: один может выявлять форму предмета гладким наложением то­на, другой передает ее в рисунке штриховкой. Каждый работает са­мостоятельно и осознанно.

Повышая активность и сознательность учеников, надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в

150


свои силы, тактичная критика, разные формы помощи. Признавая важность и необходимость руководящей роли учителя,' отечествен­ная педагогика рассматривает ученика не как пассивный объект вос­питания, а как сознательного, активного работника.

В индивидуальной работе могут быть применены активные и пас­сивные методические приемы работы.

Рассмотрим пассивный метод (пассивный для педагога и активный для ученика). Заострив внимание рисующего на той или иной части учебного задания, преподаватель не дает пространного объяснения (имеется в виду, что оно уже было сделано для всего класса), а толь­ко кое-что напоминает, задает ряд наводящих вопросов, чтобы воз­будить сообразительность ученика, и затем указывает направление к достижению намеченной цели.

Активный метод работы, напротив, заставляет активно работать преподавателя, а ученика — выполнять его указания. Рассмотрим это на примере. Ученик плохо усвоил принцип конструктивного анализа формы, не уловил пропорции и характер формы натуры, и у него не получается последовательное построение изображения. Он еще не приучился самостоятельно наблюдать и анализировать натуру. Педа­гог задает ему вопросы, относящиеся к строению предмета, иногда подсказывая ответ. Например, надо рисовать кувшин. Ученик уже наметил рисунок, но допустил грубые ошибки: предмет не стоит на плоскости, нарушены пропорции, не передан характер формы. Педа­гог стремится помочь ученику самому исправить рисунок. Для этого он встает позади рисующего и говорит, что, где и как надо исправить. Он обращается к ученику с вопросом: "Посмотри, как на твоем ри­сунке стоит кувшин, — не падает ли он? Опусти вспомогательные прямые линии от горлышка к донышку. Горлышко и донышко долж­ны находиться на одной вертикали, у тебя же донышко сместилось вправо, поэтому кувшин у тебя получился кривой, он плохо стоит... Теперь посмотри на горлышко кувшина. Что больше — высота его или ширина? У тебя высота меньше, а ширина больше, а в натуре это не так. Исправь" — и т. д.

В процессе такого обучения ученик совместно с руководителем анализирует натуру и выправляет рисунок.

Но несмотря на известные положительные моменты в таком мето­де обучения, все же для постоянной работы он непригоден. В основ­ном надо приучать детей к самостоятельному преодолению труднос­тей, к собственному верному решению задачи. Я. А. Коменский ука­зывал, что учить нужно таким образом, чтобы ум ученика развивался самостоятельно. Главной задачей учителя он считал пробуждение и укрепление "самодеятельности ученика". Если это не удается, если

151


ученик не чувствует любви к науке, то виноват в этом учитель, не су­мевший вызвать к жизни "самодеятельность ученика".

По мере приобщения детей к изобразительному искусству значе­ние принципа активности и сознательности должно постоянно воз­растать. В особенности за этим надо внимательно следить при рабо­те со старшеклассниками по программе факультативных курсов. Многие учителя школ не всегда на практике соблюдают этот дидак­тический принцип. Нередко они превращают факультативные заня­тия в художественную самодеятельность, где учащиеся не ощущают направляющей и руководящей роли педагога. В результате такого подхода кружки быстро распадаются.

Обязанность педагога — внимательно следить за работой мысли и развитием умений школьника, направляя его, поддерживая, подбад­ривая. Не следует думать за ученика или рисовать за него — пусть сам справляется, тренирует свои навыки. Но в тот момент, когда он не сможет преодолеть затруднения, нужно вовремя ему помочь наме­ком, наводящим вопросом, указанием направления работы, а иногда и исправлением рисунка.

Педагог должен уметь не только разъяснить и самому показать на примере образцы выполнения рисунка, но и добиться взаимо­понимания и заинтересованности учащихся в преодолении труд­ностей. Сочетание этих двух моментов представляет собой очень сложный процесс, требующий от учителя опыта, гибкости и твор­ческой инициативы.

Чтобы ученик хорошо усваивал материал, не следует давать его в большом объеме: небольшими порциями он лучше усваивается. Вме­сте с тем материал должен преподноситься в систематическом и по­следовательном порядке. Отсюда следует дидактический принцип систематичности и последовательности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 218 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2295 - | 2151 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.