Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Принцип систематичности и последовательности обучения




Педагогическая наука требует, чтобы каждое новое положение или новая задача основывались на знаниях и навыках, усвоенных ранее, чтобы нарастание трудностей было постепенным. Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между-последую-щими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройден­ным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет.

152


В связи с передачей уроков изобразительного искусства в началь­ных классах специалистам перед учителем рисования общеобразова­тельной школы сегодня встают новые задачи:

— соблюдение преемственности в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста;

— последовательное усложнение учебно-воспитательных задач, предусмотренных программой детских садов и программой по изоб­разительному искусству в начальных классах общеобразовательной школы;

— достижение единства методов всестороннего развития личности ребенка.

Некоторые учителя игнорируют опыт работы детей дошкольного возраста, в результате нарушается принцип систематичности и по­следовательности не только в навыках рисования, но и во всем духов­ном развитии ребенка. Они часто начинают свои занятия с таких слов: "Вы ничего не знаете и ничего не умеете. Только я смогу вас че­му-то научить". Такое начало всегда на учащихся оказывает сильное впечатление и, как правило, импонирует им. С этических и педагоги­ческих позиций так начинать работу недопустимо.

Учащиеся первого класса действительно очень мало знают и умеют, но считать, что они абсолютно ничего не знают и ничего не умеют — грубая ошибка. Согласно "Программе воспитания в дет­ском саду" ' дети младшей группы (2—4 года) учатся правильно держать карандаш и кисть и пользоваться ими, изображать формы округлых и прямоугольных предметов (мяч, флажок). В старшей группе (5—7 лет) дошкольники составляют несложные декоратив­ные композиции, учатся передавать в рисунке свои впечатления от реальной действительности (темы "Лес зимой", "Моя мама", "На­ша собака", "Сад летом", "Папа за работой" и т. п.).

В период обучения в институте студент художественно-графичес­кого факультета, готовя себя к педагогической деятельности, должен не только ознакомиться с характером деятельности ребенка в до­школьном возрасте, но и понять, в чем заключается преемственность в обучении. Здесь можно рекомендовать следующие пособия:

Е. И. И г н а т ь е в. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961; Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1972; Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников. / Под ред. В. С. Кузина. М., 1974; В. Б. К о с ь м и н с-к а я и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1977; С. Д. Л е в и н. Ваш ребенок рисует. М., 1979.

1 Программа воспитания в детском саду. М., 1978.

153


При организации учебно-воспитательной работы во втором и тре­тьем классах следует следить за соблюдением принципа систематич­ности и последовательности в усложнении учебных задач. Очень ча­сто мы не делаем особых различий в методике преподавания изобра­зительного искусства в первом и во втором классах. Во втором клас­се методика преподавания та же, что и в третьем. Обычно все это объ­единяется одним понятием — методика преподавания в начальных классах. Между тем для каждого класса характерны свои специфиче­ские особенности. Все это следует учитывать педагогу.

Для соблюдения принципа систематичности и последовательнос­ти большую помощь учителю оказывают рабочие и тематические планы, методические разработки, иллюстрированные годовые пла­ны, позволяющие наглядно проследить за системой последователь­ного усложнения учебных задач.

Принцип систематичности в обучении рисунку требует строгого правила — не переходить к новому учебному материалу, пока не усво­ен и не закреплен предыдущий. Школьник должен последовательно закреплять отдельные разделы учебного рисунка, так как каждый предыдущий раздел входит составной частью в последующий.

Иногда из-за бедности натюрмортного фонда учитель пользуется одними и теми же предметами для различных постановок, ставит их и в разных классах, и в одном и том же по нескольку раз. Дети это за­мечают и теряют интерес к заданиям. Натурные постановки не долж­ны быть случайными. Ученикам надо дать почувствовать, что труд­ность учебной задачи от постановки к постановке возрастает. На каждом уроке учитель должен ставить перед классом новые задачи.

Серьезный момент в педагогической работе — связь между отдель­ными уроками, которая дает возможность построить из этих уроков единую систему. Занятия оказываются плодотворными только в том случае, если педагог в процессе проведения уроков сознательно и си­стематически связывает каждый урок с комплексом занятий по изо­бразительному искусству. Преподавателя должно интересовать не проведение эпизодических уроков, а систематические занятия, вхо­дящие в состав всего курса обучения.

В практике школьной работы отдельные виды занятий часто про­водятся изолированно друг от друга и имеют как бы самостоятельные программы: по декоративному рисованию, по беседам об искусстве, по тематическому рисованию. Связь между ними не всегда соблюда­ется. Между тем декоративное и тематическое рисование должно быть связано с рисованием с натуры, беседы об искусстве — со всеми остальными видами занятий. Один вид занятий должен дополнять другой, все они должны помогать учащимся получать полное и ши­рокое представление об искусстве.

154


72. Пример стилизации цветка в орнаменте.

Например, на уроках декоративного рисования мы знакомим де­тей с тем, как художник использует природные формы растений в своих декоративных композициях, как перерабатывается рисунок с натуры в декоративно-прикладной, какие методы стилизации воз­можны. Лучше всего это показывать на примерах образцов декора­тивно-прикладного искусства (рис. 72).

Конечно, сразу овладеть методом обобщения и упрощения живой формы природы дети не смогут, их надо к этому подвести через сис­тему специальных упражнений, начиная с натурных зарисовок.

В художественных учебных заведениях, где готовятся художники-прикладники, студенты учатся, рисуя с натуры, сразу вводить эле­менты стилизации. На рисунках 73, 74 показаны примеры подобной стилизации. Таким методом обучения может воспользоваться и учи­тель общеобразовательной школы.

В то же время надо следить, чтобы сведения по отдельным видам изобразительного искусства излагались в определенной системе и последовательности. Для этого весь учебный процесс следует разбить на отдельные звенья-уроки, где четко предусмотреть объем знаний и навыков, который учащиеся должны усвоить.

Этот принцип деления темы на звенья нужно сохранить и на заня­тиях кружков. Такая система заставляет учащихся работать по строго намеченному плану, воспитывает у них умение работать размеренно и организованно.

Особое внимание должно быть уделено принципу систематичнос­ти и последовательности при обучении основам живописи и компо­зиции. В практике принцип систематичности и последовательности по этим дисциплинам соблюдается формально: по живописи — в по­рядке перечисления и усложнения натюрмортных постановок, по композиции — в порядке усложнения тематики. Какова последова­тельность изложения научно-теоретического материала, какой объем знаний и навыков должен быть предусмотрен в каждом классе, — за этим мало следят. Мало кто задумывается над систематичностью и последовательностью усложнения научно-теоретического материала.

155



 


73. Пример стилизации.



Строя систему изложения учеб­ного материала, педагог не только разбивает теоретический курс по классам, исходя из учебной про­граммы, но и продумывает методику изложения этого материала. Одни и те же законы (цветоведения, компо­зиции) требуют разного по объему и содержанию изложения. Например, об основах композиции приходится говорить и в начальных классах, и в средних — говорить, по сути дела, об одном и том же, но в начальных классах в более элементарной фор­ме, чем в пятых-шестых. Эта неиз­бежная повторяемость учебного ма­териала иногда приводит к тому, что учитель начинает нарушать систему последовательного усложнения на­учно-теоретического материала.


74. К.Хокусай. Животные.


156


 


Чтобы избежать этого, педагогу следует наметить для себя, что ново­го он будет давать детям в каждом классе.

Например, из области цветоведения педагог наметил: в первом классе ознакомить детей с основными и составными цветами спект­ра — красным, синим, желтым и оранжевым, зеленым, фиолетовым; а также с правилами смешения цветов — красного с синим для полу­чения фиолетового, синего с желтым для получения зеленого и крас­ного с желтым для получения оранжевого.

Во втором классе — ознакомить детей с названиями художествен­ных красок: лимонно-желтая, крон желтый, охра светлая, охра золо­тистая, сиена натуральная, сепия, кадмий оранжевый, краплак крас­ный, краплак фиолетовый, ультрамарин синий, кобальт синий, изу­мрудная зелень, кобальт зеленый; научить школьников различать эти цвета.

В третьем классе знакомим детей с законами дополнительных цве­тов. Третьеклассники должны знать, что смешивать синюю краску с оранжевой не нужно — получится грязь; то же самое — если мы будем смешивать красную краску с зеленой или желтую с фиолетовой.

В четвертом классе детей надо познакомить с законами цветового контраста: на темном фоне светлое поле кажется еще светлее, а на светлом, наоборот, темное поле в окружении светлого фона кажется темнее. Здесь же можно объяснить, что цветовой контраст имеет много общего с дополнительными цветами, однако это относится только к синему и оранжевому, желтому и фиолетовому. Остальная часть спектра цветов уже не имеет одновременного закона контраста. Так, например, к желто-зеленому цвету контрастным является оран­жевый, но к тому же оранжевому цвету контрастным будет уже не желто-зеленый, а сине-голубой.

В пятом классе знакомим учащихся с более широкой палитрой ху­дожественных красок и учим их различать эти цвета.

Желтые краски

Стронциановая желтая — лимонно-желтого оттенка; крон желтый — ярко-желтая; кадмий желтый — светлый и темный, светлый имеет цвет спелого лимона, темный — с оранжевым оттенком; охра — жел­тая с коричневатым оттенком, бывает светлая, золотистая, красная (коричневато-красного оттенка); бакан — яркая, коричневато-зеле­ного оттенка; индийская желтая — краска изумительной красоты, теплого, золотистого цвета; гуммигут — лимонно-желтого цвета с ко­ричневатым оттенком.

157


Коричневые краски

Сиена натуральная — светло-коричневого оттенка, близкая к охре; сиена жженая — красно-коричневого оттенка; сепия — светло-ко­ричневая с зеленоватым оттенком; умбра — светлая с коричневато-зеленоватым оттенком и жженая красновато-коричневого оттенка; ' марс — красновато-коричневая краска; Ван-Дик коричневый — тем­ная коричневая краска с красивым глубоким оттенком.

Красные краски

Киноварь — яркая оранжево-красная краска; кадмий красный — красивого красного цвета, близкого к киновари; сурик — огненно-красного цвета; кармин — краска поразительной красоты малиново­го цвета; краплак — светлый напоминает кармин и темный — глубо­кого красного цвета; краплак фиолетовый — краска темно-красного цвета с лиловым оттенком.

Синие краски

Церулеум — краска небесно-голубого цвета; кобальт синий — светлый напоминает синее небо в марте и темный имеет светло-си­ний цвет теплого оттенка; ультрамарин — краска красивого синего цвета; берлинская лазурь — темно-синяя, холодноватого тона; инди­го — темно-синяя, теплого тона.

Зеленые краски

Перманент зеленый — яркого светло-зеленого цвета; изумрудная зелень — яркая краска темно-зеленого цвета; кобальт зеленый бывает светлого и темного оттенка, светлый напоминает зелень декоратив­ной ели, незрелого овса, темный — морскую волну; зеленая земля — мутно-зеленого цвета; окись хрома — зеленая с тепловатым оттенком; волконскоит — темно-зеленая краска с мутноватым оттенком.

В шестом классе учащихся надо ознакомить с законами тоновых и цветовых отношений, с законами колорита и правилами использова­ния этих законов на практике. Например, при работе с натуры в по­мещении освещенные поверхности предметов всегда будут иметь хо­лодный оттенок, а теневые — теплый. На пленэре, наоборот, осве­щенные поверхности, в особенности освещенные лучами солнца, бу­дут иметь теплый оттенок, а теневые — холодный. Тени, падающие

158


от предметов, также подчиняются этому закону: в помещении они кажутся теплого тона, на пленэре — холодного (синие тени от дере­вьев на снегу).

В области теории композиции можно составить следующую после­довательность изложения материала:

Первый класс. Элементарное понятие о композиции — рациональ­ное размещение изображения на плоскости в пределах заданного формата.

Ритм в композиции (повторяемость элементов изображения) — на примерах декоративного искусства (узоры, орнаменты).

Второй класс. Симметрия в композиции. Закон равновесия — сим­метричное расположение объектов изображения в заданном форма­те, с учетом рисунка и тона.

Третий класс. Симметрия и асимметрия в композиции. Компози­ционный центр. Эскиз композиции и его развитие при решении ком­позиционного замысла.

Четвертый класс. Статика и динамика в композиции. Главное и второстепенное в композиции. Правила подчинения второстепенно­го главному.

Пятый класс. Идейное содержание композиции. Сюжет и тема, раскрытие этих понятий. Перспектива в композиции — высокий и низкий горизонт и их влияние на выразительность композиции.

Шестой класс. Форма и содержание — раскрытие этих понятий. Единство формы и содержания. Композиционное единство графиче­ских, тоновых и цветовых отношений.

Здесь дано условное разграничение последовательности усложне­ния учебного материала. Объем и содержание того или иного матери­ала для каждого класса определяются преподавателем в зависимости от состава учащихся, их подготовленности.

Однако, разрабатывая систему последовательности усложнения учебных задач и определяя объем учебного материала для каждого класса, надо помнить о принципе доступности и посильности обуче­ния. Этот принцип в средней общеобразовательной школе имеет особое значение.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 331 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2313 - | 2106 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.