Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Учет успеваемости школьников




Большое значение в правильной постановке преподавания изоб­разительного искусства в школе имеют хорошо налаженный учет знаний и оценка достигнутых учащимися навыков. Систематичес­кий учет и оценка знаний повышают дисциплину и успеваемость, способствуют серьезному отношению к рисованию.

Повседневный текущий учет дает учителю возможность своевре­менно выявить слабых, отстающих учеников, изучить причины их отставания и организовать им помощь.

Как правило, урок должен начинаться с повторения пройденного материала, который необходим для понимания новой задачи. Учи­тель совершает большую методическую ошибку, если он сам будет каждый раз напоминать классу изученный материал. Перед началом объяснения нового материала педагогу следует поставить перед клас­сом ряд вопросов, относящихся к пройденному, вызвать двух-трех учеников для ответа и таким образом во вводной части урока устано­вить логическую связь предыдущего урока с настоящим, проверив таким образом знания некоторых учеников. Все это поможет учени­кам правильно понять новую задачу и успешно ее решить.

Некоторые преподаватели рисования не ведут текущего учета. Школьник закончил классную работу и, естественно, желает знать, как оценит ее учитель. А учитель даже не собрал рисунки для провер­ки в конце урока. Конечно, в дальнейшем он не может рассчитывать на внимательное отношение учащихся к занятиям. В результате та­кие учителя жалуются, что дети несерьезно относятся к урокам, не любят рисовать, небрежно выполняют задания.

Подчеркиваем, что каждый рисунок должен быть оценен, каждый ученик должен получить оценку за любую свою работу. Необходимо всемерно поддерживать любовь к рисованию, а этому в немалой сте­пени содействует своевременная оценка работы. При нормальной постановке учебно-воспитательной работы все дети охотно и с любо­вью рисуют. Отношение их к урокам рисования зависит в первую очередь от учителя. Небрежность со стороны учителя сразу оказыва­ет свое отрицательное воздействие на дальнейший ход занятий.

Например, в конце октября учитель дал задание по декоративному рисованию в пятом классе: составить эскиз стенгазеты к празднику Великого Октября. Работу начали вместе с педагогом, но закончить ее дети должны были дома, в праздничные дни. После каникул пре­подаватель снова встретился с детьми и даже не вспомнил о заданной на дом работе. Тема нового задания — рисование с натуры. Урок про-

207


ходит плохо. Дети слушают невнимательно, многие начинают откры­вать свои альбомы и рассматривать выполненные ими эскизы стен­газеты. Ребятам не терпится узнать, как же они справились с работой, у кого лучше получилось. Они с нетерпением ждут, что скажет учи­тель. А учитель в это время безуспешно старается сосредоточить их внимание на новой теме.

В данном случае преподаватель должен был в начале урока быстро просмотреть законченные дома работы, отметить наиболее удачные из них и сказать, что оценки за эту работу он выставит после уроков, для чего соберет тетради, а сейчас начнет объяснять новую тему. Тог­да ребята знали бы, что учитель внимательно следит за их работой, и у них не появилось бы охлаждения к последующим урокам.

Оценка работ должна проводиться систематически и фиксировать­ся в классном журнале. Журнал состоит из двух частей: в первой запи­сываются данные о посещаемости и успеваемости учащихся (т. е. да­ется характеристика их работы); во второй части отмечается тема и со­держание урока и задание на дом (т. е. характеристика работы учите­ля). При сопоставлении записей в первой и второй частях журнала легко установить, за что ученик получил данную оценку, а также и то, какую тему он пропустил и, следовательно, не усвоил.

Как вы помните из курса педагогики, существуют четыре вида учета успеваемости: предварительный, текущий, периодический и итоговый.

Предварительный учет педагог обычно ведет при получении нового класса, когда надо выяснить, каковы уровень знаний и навыков, сте­пень подготовки по рисованию у каждого ученика. Например, к учи­телю четвертого класса пришли дети из начальной школы, где они три года занимались изобразительным искусством. Но по уровню их на­выков сразу видно, что задания по программе четвертого класса им не под силу. Необходимо выяснить, что дети знают из области наблюда­тельной перспективы, цветоведения, композиции и т. д. Такой пред­варительный учет даст возможность методически правильно строить учебный процесс, основываясь на реальном представлении о подго­товленности школьников.

Текущий учет проводится в процессе учебной работы. Возможны два вида текущего учета: непосредственно после выполнения зада­ния и во время изложения материала. Например: педагог объясняет методическую последовательность построения изображения на пло­скости. В процессе объяснения он задает вопрос: "Что называется линией горизонта?" Ученик дает четкий, обстоятельный ответ. Учи­тель говорит, что за ответ он ставит пятерку, и заносит эту оценку в классный журнал.

208


Другой пример. На занятиях декоративным рисованием препода­ватель отмечает работу ученика, которая хорошо скомпонована и ре­шена в цвете, но слаба по технике исполнения. Это естественно: уче­ник еще не приобрел опыта, и учитель не только демонстрирует дан­ную работу перед классом, но и отмечает успехи ученика в журнале оценкой "хорошо".

К сожалению, текущий учет не всегда и не во всех школах ведется с должным вниманием. Приходится встречать журналы, где у многих учеников в течение почти целой четверти не проставлено ни одной отметки по рисованию. Только в конце четверти появилась одна или, в лучшем случае, две отметки. Несомненно, что на основании одной или двух отметок нельзя правильно судить об успеваемости ученика.

Иногда в качестве поощрения можно несколько повысить отдель­ную отметку, учитывая трудолюбие и успехи ученика, конечно, по­ставив в известность об этом и его и весь класс; иногда, наоборот, по­низить, если заметны спад и небрежное отношение к работе.

Некоторые учителя этого не делают. Они считают, что выделять кого-то из учеников не следует, требовать от всех знания правил и за­конов реалистического искусства не надо, иначе у части учеников пропадет желание заниматься искусством. Они стараются свести уроки рисования к игре и таким путем привить любовь к изобрази­тельной деятельности. Это ложная точка зрения, свидетельствующая об одностороннем подходе к делу, ведущем к отрыву воспитания от образования. Заинтересовать детей искусством можно и серьезным подходом к делу. Например, на уроках рисования с натуры важно привить детям любовь к внимательному наблюдению закономернос­тей строения форм природы, научить их открывать для себя в увиден­ном новое, до сих пор неизвестное. Все это делает процесс рисования интересным и увлекательным для учащихся.

Навыки и знания, приобретенные учащимися в период обучения, не являются бессмысленными, механическими, а составляют единое целое в общей системе всестороннего образования и воспитания в школе. Об общеобразовательном значении рисования мы уже много писали. Следовательно, знания и навыки в изобразительной деятель­ности должны оцениваться так же, как и по другим учебным предме­там — физике, математике, химии и т. п.

Текущий учет знаний и навыков можно проводить и совместно с учениками, привлекая их к просмотру и оценке работ своих товари­щей. Здесь учитель должен стремиться привлекать к участию в разбо­ре рисунков возможно большее число учеников. Добиться этого можно путем постановки целого ряда вопросов, которые будут опре­деленным образом направлять внимание учащихся на те общие зада­чи, которые решал весь класс.

209


Оценивая качество работ учащихся по пятибалльной системе, на­до иметь в виду, что в первом классе в первой четверти работы уча­щихся не следует оценивать баллом 2, 3, 4 и 5, так как они только на­чинают учиться. Здесь лучше всего ограничиваться только беседой с учащимися.

При работе в начальной школе хорошей формой учета знаний яв­ляется вопросно-ответная форма, причем вопросы, направляющие внимание учащихся на анализ рисунка, ставятся в той же последова­тельности, в какой проводилась работа над изображением, а каждый этап требовал новых знаний.

Только правильно поставленный текущий учет дает возможность систематически следить за работой учащихся.

Периодический, или четвертной, учет — оценка успеваемости за данную четверть путем выведения общей оценки за выполненные в это время работы ученика.

Общая оценка выводится на основании всего комплекса работ уче­ника — не только учебных, но и внеклассных. К сожалению, это не всегда делается: оценка успеваемости часто проводится формально. При таком формальном отношении учитель выводит общую отметку на основании только тех отметок, которые имеются в журнале, забы­вая при этом, что несколько его учеников хорошо оформили стенга­зету, принимали участие в оформлении школьного помещения к пра­здникам, сделали большие успехи, занимаясь в изокружке. Для объ­ективно правильной оценки за четверть надо учитывать все это.

Как уже говорилось, педагогическая работа очень сложна и много­гранна, она приносит учителю много радостей, но иногда и большие огорчения. Периодический учет знаний и навыков учащихся часто бывает причиной таких горестных переживаний. В такие минуты учи­тель начинает корить себя и считать себя неспособным к педагогиче­ской деятельности. Однако в действительности этот учитель является прекрасным педагогом и все его действия правильны. Приведем при­мер. Ученик С. искренне полюбил уроки рисования, внимательно слушал учителя и дома упорно совершенствовался в приобретенных в школе знаниях и навыках. В классе же этот ученик особой активнос­ти не проявлял, держался очень скромно, своих способностей не рас­крывал, и его рисунки учитель всегда оценивал удовлетворительными отметками. Так продолжалось три четверти. В начале четвертой, на конкурсной выставке детских работ, ученик С. был удостоен первой премии и о нем заговорили как об очень талантливом мальчике с большим будущим. Учитель, которому ученик был всем обязан, стал укорять себя за то, что не сумел увидеть таланта своего ученика, и пришел к ложному выводу, будто бы он плохой учитель.

210


Подобных переживаний в жизни учителя бывает немало. Это не должно обескураживать начинающего педагога. Даже в период педа­гогической практики студент может столкнуться с таким явлением. Все это лишний раз доказывает, как важен периодический учет в пе­дагогической работе учителя.

Итоговый учет — это оценка работы школьника за год. Выводя го­довую оценку, преподаватель должен быть особенно внимательным. Здесь нельзя исходить из среднеарифметических данных. Иногда го­довая отметка может не сходиться со средними данными классного журнала. Например, в первой четверти ученик имел только плохие отметки, во второй стали появляться посредственные — ученик за­интересовался изобразительным искусством; начиная с третьей чет­верти он стал делать поразительные успехи, и в последней четверти у него были только пятерки. Без всякого сомнения, этому ученику можно смело ставить пятерку как годовую оценку.

Бывает наоборот. С первых дней ученик показал себя прилежным. Он внимательно слушал объяснения, старательно выполнял рисун­ки. Преподаватель все полугодие ставил ему пятерки. Во втором по­лугодии ученик по-прежнему был старателен, но особых успехов не делал. В журнале стали появляться четверки. К концу года учитель окончательно убедился, что у этого школьника нет способностей к рисованию. В таком случае, несмотря на трудолюбие и прилежание, отличная оценка не может быть поставлена, так как она дезориенти­рует остальных учащихся.

Необоснованное завышение оценок по рисованию недопустимо: этим роняется уважение не только к учителю, но и к самому предме­ту рисования, не менее важному для формирования личности учаще­гося, чем другие общеобразовательные предметы. Годовая отметка — это не только оценка за прилежание, но и характеристика всех успе­хов ученика.

Оценка каждой работы должна быть объективной. Мы часто оце­ниваем не успехи школьника, не то, как он усвоил правила и законы изобразительного искусства, а его способности. Сравнивая рисунки учеников, часто следим не за грамотностью, не за тем, как выполне­ны те требования, которые предъявлял к работе педагог, а только за выразительностью рисунка, за тем, насколько один рисунок эффект­нее другого. Конечно, полностью отбрасывать эти моменты нельзя, но нельзя их и класть в основу оценки работ учащихся.

Для объективной оценки, помимо частных требований учителя (специальных заданий на усвоение правил перспективы, конструк­тивного построения, композиции и т. д.), необходимо выработать определенный критерий и систему оценки. Такая система объектив-

211


ной оценки должна вытекать из самой структуры рисунка, из тех ос­новных требований, которые учитель предъявляет обычно к своим ученикам, и той методики построения изображения, которой при­держиваются и педагог, и его ученики. Сюда должны входить и гра­мотность, и выразительность детского рисунка '. Такая система мо­жет быть выражена в последовательных этапах оценки рисунка.

1. Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выра­жены общая идея и содержание.

2. Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности (если работа велась с натуры или на основе натурных зарисовок в тематической композиции) или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное (в стилизованном рисунке, в декоративных изображениях).

Сюда же можно подключить оценку передачи пропорций, так как характер формы тесно связан с пропорциями предмета, с пропорци­ональным отношением частей к целому. Здесь мы опять-таки прове­ряем качество передачи индивидуальных черт предмета.

3. Качество конструктивного построения: как выражена конструк­тивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой (как говорят художники, "не разваливается ли форма").

4. Перспектива: как усвоил ученик правила перспективы, как он ими пользуется при построении изображения, как переданы явления линейной и воздушной перспективы.

5. Передача объема: как использует ученик изобразительные средства рисунка, живописи для передачи объема предметов, как усвоены законы светотени, как переданы свет, тень, полутень, ре­флекс на предметах, какова объемно-пластическая выразитель­ность изображения.

6. Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова вы­разительность линии, штриха, мазка.

7. Общее впечатление от работы. Возможности (способности) уче­ника, его успехи, его вкус.

Из всех этих компонентов и складывается общая оценка работы школьника.

' О критериях оценки и отбора лучших детских работ хорошо сказано в статье Б. П. Юсова "Как создается выставка детского художественного творчества ", — см. сборник докладов Научно-методического совещания по изобразительному творчеству детей "Творчество юных"(М., 1973. С. 53—66).

212






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 271 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.