Сущность мира - важнейшая, “предельная” проблема человеческого познания, входящая в состав основного вопроса философии. В донаучной философии были предприняты несколько основных попыток ее решения: религиозная, субъективно-идеалистическая, объективно-идеалистическая, материалистическая. Согласно первой из них мир сотворен богом, бог - высшая сущность мира, творец мира, “форма форм”, “неподвижный перводвигатель”. Как уже показано ранее, все доказательства существования бога (онтологическое, космологическое, телеологическое, психологическое и др.), выработанные за тысячелетия существования религии, являются паралогизмами, основаны на ошибке “предвосхищения принципа”, т. е. заранее содержат предвзятую мысль о существовании бога, которую они должны были бы доказать. Особенно удивительным в этом отношении является так называемое онтологическое доказательство. Понятие бога возникает в глубокой древности на основе бессознательной антропоморфной, или фантастической, парадигмы (т.е. способа мышления). Оно появляется в результате переноса на предметный мир человеческих качеств - сознания, воли, действия, творчества, милосердия и т.д., которые к тому же чрезмерно преувеличиваются, гипертрофируются. Понятие бога - это, в сущности, понятие-фантом, несуществующее понятие, несостоявшаяся мысль. Всякое действительное понятие представляет собой логически связную мысль. Понятие бога, включая одновременно мысль о боге как перводвигателе всего сущего и мысль о неподвижности бога, т.е. его абсолютной полноте, совершенстве, законченности, представляет собой логическое противоречие, т. е. бессмыслицу, фактически не состоявшуюся мысль. Попытки преодолеть противоречие понятия бога не удались ни в религиозной, ни в философской мысли.
С позиций субъективного идеализма мир есть тоже своего рода фантом, хотя и в ином смысле; мир - это комплекс ощущений (“элементов”, “капель опыта”, “атомарных фактов” и т.п.). Субъективный идеализм находится в полном противоречии не только со здравым смыслом, но и с естественными и социальными науками, которые неопровержимо свидетельствуют о том, что природа существует до, вне и независимо от сознания. В основе субъективного идеализма лежит ряд софизмов, давно опровергнутых философской наукой. Важнейшим аргументом субъективного идеализма является ссылка на то, что человек якобы не имеет средств проверить, существует ли что-либо за ощущениями, ибо проверять ощущения он может только с помощью ощущений. Однако научная философия показала, что искомый способ проверки ощущений существует: это материальная человеческая деятельность, общественно-историческая практика. Открытие критерия практики полностью выбило почву из-под ног субъективно-идеалистической философии.
С точки зрения объективного идеализма мир есть объективное сознание, дух, мистическое или рациональное (логическое) мышление, которое порождает природу и человека. Мы уже видели, что высшая форма такой философии - система Гегеля, содержавшая весьма ценное “рациональное зерно”, оказалась в конечном счете несостоятельной: мир нельзя объяснить как некую объективную мысль. Гегелю не удалось доказать, что бесконечное развитие мира можно совместить с трактовкой мира как логической идеи. Идеалистическая философия Гегеля, вершина идеалистической философия вообще, явно “не выдерживала” идеи бесконечного развития мира, на которой Гегель совершенно справедливо настаивал.
Материализм с античных времен опирался на реалистическую парадигму, т.е. стремился объяснить мир из него самого, не перенося на мир чисто человеческих качеств. С этих позиций мир предстает как материя, которую материалисты античности либо отождествляли с какой-либо конкретной формой материи (водой, воздухом и т.п.), либо понимали как неделимые частицы (атомы), а материалисты Нового времени представляли как природу. Материализм прошлого в принципе шел в правильном направлении, однако, несмотря на здравый смысл такого подхода, не смог подняться до уровня научной философии, ибо, во-первых, не смог выработать предельно широкой абстракции материи, охватывающей бесконечное многообразие природы и общества, во-вторых, не сумел соединить материализм с диалектикой, идеей бесконечного развития. Вместе с тем материализм прошлого способствовал возникновению и развитию естественных наук и развивался сам на основе материалистического духа естествознания
Выше уже неоднократно отмечалось, что важнейшая трудность постижения сущности мира связана с его бесконечностью, которую человек должен обобщить, обладая всегда конечным опытом. Познание действительной сущности мира требует, поэтому выработки прин ципиально нового типа философского мышления, нового типа интеллекта, сложнейших форм научной абстракции, к которым философия прошлого только приближалась. Такой способ мышления был создан марксистской философией.
НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАТЕРИИ
Мы подошли к важнейшему понятию марксистской философии, одному из двух, наряду с сознанием, предельно широких понятий научной философии. Понятие материи несет в себе, в концентрированном и сокращенном виде, все важнейшее содержание научной философии. Оно лежит в основе всех ее теоретических положений. Диалектический материализм — это развернутое понятие материи, поскольку все существующее в мире, включая сознание, представляет собой моменты или проявления материи Сознание одно из свойств материи на высшей ступени ее развития
Понятие материи — сложнейшая философская абстракция, которая раскрывается, с максимально возможной полнотой, только всей системой понятий философии. Уяснить содержание и значение категории материи — значит, пройти весьма серьезное испытание абстракцией.
Созданное марксизмом определение материи, кратко выражающее суть этой центральной философской категории, первоначально представляется достаточно простым и очевидным. Кажущаяся на первый взгляд простой и даже само-собой-разумеющейся (ибо кто из нормальных людей сомневается в том, что вещи существуют вне человеческой головы?), категория материи в полной мере обнаруживает упоминавшуюся уже “хитрость понятия”, когда за внешней его простотой скрывается огромная сложность абстракции. Поэтому перед тем как обратиться к разбору содержания понятия материи, необходимо хорошо поставить проблему материи.
Для этого следует ответить на две группы вопросов: во-первых, с какой целью создается понятие материи, какую проблему разрешает это понятие, каким потребностям оно отвечает; во-вторых, каковы пути или способы формулировки абстракции материи.
Понятие материи — ответ на вопрос о глубинной сущности мира, его “первоначале” или первооснове. Мир, с позиций научного материализма, — это материя в ее бесконечных проявлениях
Понятие материи возникает в силу двух фундаментальных потребностей познания и практической деятельности: обобщенной по требности познания и практической деятельности в “последнем объяснительном понятии науки”, т.е. понятии, объясняющем, на что в конечном счете направлены человеческое познание и практическая деятельность. Познавая вещи и явления, мы должны знать, существуют они объективно, как элементы бесконечного материального мира, или они суть фантомы нашего собственного сознания, наших ощущений. Практическая деятельность человека может быть успешной, если он уверен в том, что она направлена на преобразование объективно существующих вещей, подчиняющихся объективным, не зависящим от сознания и человеческого произвола законам
Не имея научного объяснительного понятия о сущности мира, человек не способен решить вопрос и о своей собственной сущности, месте в мире, сущности и смысле своего существования. Познание и практическая деятельность человека неминуемо ставят его перед вопросом о “первооснове” мира
Каким путем мы можем прийти к научной абстракции материи? Каждое понятие создается в конечном счете путем обобщения фактов. Создать абстракцию материи, действительно отображающую сущность мира, — значит найти такой общий признак, который присущ всем вещам и всем их свойствам, т е признак универсальный, всеобщий, абсолютный. Но поскольку мир бесконечен, чтобы получить искомое понятие, необходимо обобщить бесконечное число вещей и их свойств, что для человека, имеющего всегда конечный опыт, связанный с освоенной конечной частью мира, оказывается невозможным. Иными словами, в силу бесконечности мира и конечности человека последний, по-видимому, способен познать сущность освоенной им части мира, но не способен когда-либо постичь сущность бесконечного мира в целом. С этих позиций необходимо, очевидно, признать научное мировоззрение в собственном смысле этого слова невозможным; человек в лучшем случае способен создавать своего рода “местное”, “провинциальное мировоззрение”, в то время как сущность бесконечного мира остается для него вечным неизвестным, кантовской неуловимой вещью-в-себе.
Домарксистский материализм оказался не способным найти тот путь, по которому должна пойти научная абстракция в поисках неуловимой сущности бесконечного мира. Античный материализм возводил в ранг материи какую-либо ее конкретную форму — воду, огонь, “четыре стихии” или атом. Самое большее, до чего смог подняться домарксовский материализм XVII—XIX вв., включая материализм Фейербаха, — это представление о материи как природе, или бесконечной совокупности вещей. Признак “природности”, помимо того, что он не имел достаточно ясного и богатого содержания, заведомо не мог быть отнесен к наиболее сложной реальности — социальному бытию, человеку. Философия должна была найти такое универсальное свойство или признак, который включал бы в себя бесконечное многообразие материи, в том числе и человеческую природу
Однако так ли непреодолимо “проклятие”, наложенное Кантом на действительное, не априорное, мировоззрение?
Понятие
Бесконечности