Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 4. Предмет, структура и функции научной философии




ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Каждая наука имеет свой предмет, содержание, структуру и метод (методы). Предмет науки — та область действительности, ко­торая изучается данной наукой. Предметом науки может быть какая-либо область объективной действительности (например, физическая, химическая, биологическая, социальная реальности) или субъектив­ной, духовной реальности (например, психические процессы, духов­ная культура общества). От предмета науки нередко отличают ее объ­ ект — сложную реальность, каждая сторона которой служит предме­том какой-либо отдельной науки. Так, человек является объектом ис­следования для целой системы наук о человеке — философии, психо­логии, логики, педагогики, медицины и др.

Предмет науки отражается в ее содержании, которое определя­ет структуру науки и методы, используемые данной наукой.

Вопрос о том, что изучает данная наука, — первый ключевой вопрос всякой науки.

В ходе развития философии ее предмет претерпел сложный процесс изменения, прежде чем возникла научная философия, опреде­лившая — в основных и принципиальных чертах—свой предмет ис­следования. Выявление подлинного предмета исследования позволило определить и ту действительную роль, которую должна играть научная философия в современном обществе, в системе наук, в духовной куль­туре вообще.

В истории философии наметились две полярные точки зрения, или две крайности, в понимании предмета философии и, следователь­но, ее функций или роли в обществе. Исторически первая точка зре­ния заключалась в весьма широком понимании предмета философии, к которому были отнесены существенные части предметов будущих частных наук. Она возникла в античной философии, которая в умозри­тельной форме, опираясь на первичные наблюдения природных и об­щественных явлений, стремилась решать вопросы об их сущности, ко­торые могли быть окончательно решены только с появлением экспери­ментальных наук — физики, химии, биологии и др.

Ошибочно было бы думать, что умозрительный подход к реше­нию таких вопросов (например, строения вещей) не дал никаких серь­езных результатов: в русле этого философского подхода возникла, на­пример, идея атомизма, которая позднее становится одной из важнейших идей физики и химии. Античный материализм сыграл неоцени­мую роль в подготовке будущего систематического конкретно-научно­го исследования

С началом все более интенсивного развития естественных наук от философии “отпочковывались” один вопрос за другим, одна от­расль знания за другой. Так, к физике и химии отходит проблема стро­ения вещества. В последней трети XIX в от философии отпочковыва­ется экспериментальная психология (1878-1879 гг.) Поэтому в среде естествоиспытателей возникает реакция на попытки идеалистической и особенно религиозной философии сохранить чрезмерно расширите­льное — по меркам нового, естественнонаучного, мышления толкова­ние предмета и функций философии. Если материализм XVII-XVIII вв., как уже отмечалось выше, позитивно воспринимал дух естествен­нонаучного исследования и оказал сильнейшее содействие развитию частных наук, расчищал дорогу для развития науки, исследовал и обо­сновывал ее методы, защищал науку от религии и идеализма, то иде­ализм и религия первоначально оказались “закрытыми” для научного мышления и лишь позднее, особенно с конца XIX в, начали приспоса­ бливаться к данным естествознания, давая их извращенную интерпре­тацию. Этот процесс особенно широко развернулся в идеалистической и религиозной философии XX в

Последней крупной классической попыткой чрезмерно расши­рительного толкования предмета и функций философии послужила грандиозная философская система Гегеля, которая впервые для иде­алистической философии весьма широко использовала материал всех основных отраслей естествознания того времени, но пыталась цели­ком подчинить его целям обоснования и построения системы объекти­вного идеализма. Философия Гегеля выступала как “наука наук”, “ца­рица наук”, подчинявшая материал и логику частных наук идеалисти­ческим философским схемам. Так, следуя логике “отрицания отрица­ния”, действительной только в определенной сфере (забегая вперед, скажем — в сфере всеобщих сторон действительности), Гегель пытал­ся подогнать все конкретные частные процессы под схему “триад” Вся природа жестко укладывалась им в триаду механики, физики и ор­ганики. Весьма показательным для гегелевского понимания предмета и роли философии является объяснение им звука как “крика идеи, стесненной материей”

Крайней реакцией на чрезмерно расширительное, в условиях Нового времени, понимание предмета и роли философии явилась кон­цепция философского позитивизма, созданная в первой трети XIX в. О. Контом (1798-1857) и развивавшаяся далее Дж. С. Миллем (1806-1873), Спенсером (1820-1903) и другими. О. Конт утверждал, что философия как спекулятивная (умозрительная) наука не имеет права на существование, она целиком исключается системой частных, или положительных (позитивных), наук, не оставляющих места для какой-либо особой науки о мире как целом. По Конту, каждая наука “сама себе философия”. Родоначальник позитивизма утверждал, что право на существование имеют только те науки, проблемы которых могут быть выражены на языке эксперимента и доступны эксперимен­тальному решению Естественно поэтому, что все наиболее общие во­просы, прежде всего основной вопрос философии, оказывались, по Конту, “не имеющими смысла”, “псевдовопросами” и, соответствен­но, “упразднялось” деление философских взглядов на материализм и идеализм. Существование объективного мира за пределами человечес­кого сознания не может быть сформулировано на языке эксперимента, не может быть доказано какими-либо экспериментами Позитивизм объявил себя надпартийной философией, стоящей “выше” материали­зма и идеализма

Однако человеческое познание, в силу своей универсальной природы, неизбежно ставит основной вопрос философии, вопрос о сущности мира, человека, сущности и смысле человеческого сущес­твования. Поэтому, как глубоко подметил Энгельс, если ученый пыта­ется избавиться от философии, он неизбежно попадает в плен к наи­худшей философии “Естествоиспытатели воображают, — писал Эн­гельс,— что они освобождаются от философии, когда игнорируют или бранят ее. Но так как они без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышления же необходимы логические категории, то в итоге они все-таки оказываются в подчинении у философии, но, к сожалению, по большей части самой скверной, и те, кто больше всех ругает фило­софию, являются рабами как раз наихудших вульгаризированных остатков наихудших философских учений”[10]

Отказываясь даже от постановки вопроса о существовании объ­ективной реальности за пределами ощущений, Конт утверждал, что “последней реальностью” для нас, в существовании которой мы убеж­даемся из нашего опыта, являются ощущения. Таким образом, факти­чески Конт становился на позиции субъективного идеализма. Поско­льку философский “вакуум” требовал своего заполнения, Конт возво­дил в ранг философии наиболее развитую в то время науку — механи­ку (с соответствующими разделами математики) Субъективный иде­ализм и механицизм — две главные отличительные черты классичес­кого позитивизма.

С появлением позитивизма в буржуазной философии возникает феномен скрытой партийности, когда идеализм выступает под при­крытием якобы “нейтральных” по отношению к материализму и иде­ализму концепций.

Что остается в

 целом “за вычетом”

Частей?

Нетрудно выявить основной ход мыслей Конта, приводивший его к отрицанию фи­лософии как самостоятельной науки: по мнению позитивиста, система частных на­ук, отображающих мир по частям, дает исчерпывающее и всеохваты­вающее описание мира, не оставляющее места для философии. Будучи метафизиком и механицистом, Конт не понимал, что целое не сводит­ся к сумме частей: оно обладает такими целостными свойствами и за­кономерностями, которые “не схватываются” частными науками и со­ставляют предмет особой науки — философии.

Научная философия преодолевает обе крайние точки зрения на предмет и роль философии — чрезвычайно широкое и “нигилистичес­кое” истолкование последней. Однако если первая, античная концеп­ция философии, с позиций научной философии, содержала большой рациональный смысл — высокую оценку роли философии в человече­ском познании, то вторая, негативная, представляла интерес скорее как чрезмерная крайность, недопустимое упрощение.

В первом приближении, сравнивая философию с физикой, хи­мией, биологией, историей и другими частными науками, предмет фи­лософии можно определить как мир в целом и процесс его познания. Однако такая оценка философии содержит крупную неточность: мир как целое изучается системой наук, включая философию. Поэтому правильнее предмет философии определить как наиболее общие (все­ общие) стороны (свойства, законы и т. д.) мира в целом и его позна­ ния, или, иначе, как наиболее общая сущность мира и сущность со­знания, или сущность мира, сущность человека, место человека в ми­ре, смысл и сущность его существования.

Нетрудно понять, что изложенное ранее понимание двух важ­нейших вопросов философии содержит в себе совершенно определен­ную и прозрачную концепцию предмета философии. Проблематика философии выражает предмет философии как науки.

Изложенным выше представлениям о научной философии в наибольшей мере отвечает философия марксизма - диалектический материализм. Выше отмечалось, что серьезное научное содержание в определенных пределах имеется также в современной зарубежной фи­лософии. Однако нельзя не заметить, что все течения современной за­рубежной философии чрезмерно сужают предмет философии, сводят его, например, к логике и языку науки (неопозитивизм), особенностям научного знания и научных революций (постпозитивизм) и т.д. Преде­льная широта и универсальность диалектического материализма были справедливо отмечены Л. Грэхэмом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 184 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.