Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Может ли понятие материи устареть?




С момента возникновения научной фило­софии, введения понятия материи как объ­ективной реальности предметом исследо­вания для научной философии становится уже не общий факт объек­тивности мира, который отныне не подлежит сомнению, а внутреннее


содержание “свойства” объективно-реального существования мира. Это содержание бесконечно и неисчерпаемо. Отмечая данную корен­ную особенность научного понятия материи, Ленин писал: “...говорить о том, что такое понятие может “устареть”, есть “младенческий лепет”[52].

С каждым крупным открытием в области естественных, общес­твенных и технических наук марксистское понятие материи должно претерпевать существенное изменение, оставаясь тем не менее поня­тием объективной реальности. Смысл, который мы вкладываем в по­нятие объективности, является функцией от уровня понимания окружа­ющего нас мира, который определяется уровнем развития системы наук.

Понимание объективной реальности претерпело в XX в. сущес­твенные изменения в связи с появлением квантовой механики, теории относительности, развитием современной математики, с накоплением противоречивого опыта строительства социализма. Эти изменения за­ключаются в кардинальном усложнении смысла понятия объективно­сти. Как понять, например, объективно-реальное существование мик­рообъекта, если, с позиций квантовой механики, он в одной экспери­ментальной ситуации ведет себя как корпускула, обладающая опреде­ленной локализацией в пространстве, а в другой — как нечто совер­шенно противоположное, как волна, простирающаяся в бесконечность и не имеющая строгой пространственной локализации.

Весьма существенный вклад в понятие объективности внесла теория относительности с ее представлением об относительности про­странства и времени. Серьезный пересмотр смысла понятия объектив­но-реального существования связан с осмыслением отношения мате­матических абстракций к реальной действительности. Заметим, что в советской философской науке процесс обогащения понятия объектив­ной реальности на основе данных современной научно-технической революции далеко не завершен.

Еще более сложным, вопреки обыденному представлению, яв­ляется способ объективно-реального существования человека и об­щества Социальное материальное бытие настолько тесно переплетено с различными формами его осознания, настолько сложно облечено для нас в формы осознания и переживания, что абстрагировать его как та­ковое, в его собственном содержании, в отвлечении от субъективной формы человеческих переживаний и осознания, несравненно труднее, чем схватить способ объективного существования микрообъекта. Как мы пока­жем позднее, абстракция материального человеческого бытия была одной из величайших абстракций науки, одним из крупнейших открытий маркси­зма. Вместе с тем Маркс смог довести эту абстракцию до определенной границы, которая сейчас представляет для марксистской науки особый ин­терес и содержит в себе ключ к теории социализма.

Заметим также, что для абстрагирования социальной объектив­ной реальности от субъективных форм ее переживания и осознания необходимо предварительно пройти ряд ступеней абстракции, решить ряд философских вопросов, один из которых: красна ли роза, когда мы ее не воспринимаем.

Новый глубинный смысл понятия объективной реальности мо­жет быть открыт в результате осмысления противоречивого опыта строительства социализма, осмысления требований объективных зако­нов развития общества, которые в существенной мере игнорировались сталинской моделью социализма. Нерешенность коренных экономиче­ских проблем современного социализма означает, что само понятие объективной реальности, объективности, объективных законов, из ко­торого мы в настоящее время исходим, оказывается недостаточно глу­боким, во многом не соответствующим требованиям жизни. Понять “формулу объективности”, соответствующую современным реалиям жизни, — основная и трудноразрешимая задача современного научно­го материализма. Цель современной марксистской философии — под­нять уровень понимания объективности на “порядок” выше.

В связи со сказанным читатель может попытаться самостоятель­но разработать “формулу объективности” применительно к его отрас­ли науки или практической деятельности, формулу объективности во­обще. Естественно, что эта формула должна содержать общее, “инва­риантное” теоретическое ядро и специфические моменты, связанные с особенностями исторической, экономической, физической и т. д. реальностей.

Материалистический метод

Концепция материи с ее вечно услож­няющейся “формулой объективности”

является теоретической основой материалистического метода. Основ­ное требование этого метода, как уже отмечалось, есть требование объективно-реального подхода к оценке реальной действительности, деятельности общества, классов, партий, личностей. Рассматривая мир как бесконечно многообразный, марксизм ориентирует на непрестан­ный поиск новых форм и проявлений объективной реальности, новых форм бытия и, поэтому, новых идей. Требование беспощадной объек­тивности, правды — важнейшее требование марксизма, вытекающее из его классовой и общечеловеческой природы. “Наша сила,  писал Ленин,— в заявлении правды”[53].

История коммунистического движения — это накопление бога­тейшего опыта объективно-реального подхода к действительности, связанного с реальными достижениями и одновременно с крупными ошибками. Крупной ошибкой в оценке состояния общественного раз­вития была попытка построения “нетоварного” социализма, вызван­ная первоначальным переносом концепции социализма, разработан­ной Марксом и Энгельсом применительно к иным, более развитым условиям капитализма, в основном исчерпавшем свои внутренние по­тенции развития, на условия развития России. Эта ошибка была испра­влена по инициативе Ленина, разработавшего политику Нэпа, но вновь допущена в результате прихода к руководству партией и стра­ной группы Сталина.

Важнейшим уроком развития нашего общества был урок правды. Необходимой философско-теоретической основой новой модели социализма является выработка новой формулы объективности, свя­занной с требованиями объективных законов общественного развития.

Материя как субстанция

                                Признак “быть объективнойреальностью”, как уже неоднократно говорилось, это уни­версальный, интегральный признак, в котором обобщено бесконечное многообразие свойств вещей окружающего нас мира. Этот признак включает в себя все всеобщее, особенное и единичное. Материя — это не только всеобщая сущность мира, но и все ее проявления, все многообразие особенного и единичного. Прав­да, для нас пока еще остается неясным, каким образом понятие объективной реальности уже могло отобразить, в сокращенном и обобщенном виде, бесконечное многообразие мира, хотя это понятие создано на основе конечного человеческого опыта. Разгадка этой проблемы еще впереди.

Интегральное понятие объективной реальности, в котором как бы свернуто все основное содержание марксистской философской теории, развертывается в целостную систему понятий, т. е. целостную теорию философии диалектического и исторического материализма. Все дальнейшее изложение будет представлять собой логический про­цесс развертывания основных моментов понятия материи.

Поскольку материя — это и сущность мира и вся совокупность ее проявлений, логично ввести понятие о сущности, или природе, ма­терии и совокупности материальных и духовных явлений. Материя — это весь бесконечный мир, включая его сущность и бесконечные ее проявления. К числу последних надо отнести и явления психики, ду­ховные явления, принадлежащие высокоорганизованной материи. Эн­гельс в “Диалектике природы” ввел понятие о сущности, или природе, материи, которое, однако, не получило еще в философской науке до­статочной разработки.

Следующее крупное подразделение в рамках понятия материи как объективной реальности связано с понятиями субстрата, субс­ танции и ее атрибутов

Каждая вещь обладает специфическим субстратом и свойства­ми, принадлежащими этому субстрату. Так, можно различать живое вещество как субстрат всех жизненных свойств. В таком же смысле материя выступает как всеобщий субстрат, который является носите­ лем всех свойств материи Субстанция — это материальный суб­ страт в единстве с его свойствами. Материя как субстанция — “при­чина самой себя”. Всеобщие свойства материи называют ее атрибута­ми. Субстанция несет в себе свои атрибуты как свои внутренние свойства

Принято различать прежде всего три важнейших атрибута мате­рии, выступающие в качестве ее внутренних форм бытия (существо­вания)' пространство, время и движение — развитие. К атрибутам материи относятся также еще ряд ее свойств несколько иного рода, или круга: отражение, бесконечность, бесконечное качественное и количественное многообразие материи. Если пространство и время — формы бытия материи, то бесконечное качественное и количествен­ное многообразие характеризует содержание материи. Материя — бесконечно (качественно и количественно) многообразный мир, суще­ствующий в перечисленных выше формах бытия. Бесконечное качес­твенно-количественное многообразие содержания материи определяет бесконечное многообразие форм ее бытия.

Субстрат, субстанция, атрибуты, формы бытия и т д. — это “определения” материи, имплицитно содержащиеся в понятии объек­тивной реальности. Однако не будем забывать, что бес сомнения дале­ко не полностью изгнан нами, ибо все еще остается неясным, каким образом признак “быть объективной реальностью”, скрывающий в се­бе бесконечное многообразие вещей и их свойств, мог быть выявлен нами на основе конечного опыта.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 310 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.