Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Некоторые нерешенные проблемы теории пространства и времени




Проблема измерений. Новая концепция пространства и времени привела к заостренной постановке проблемы измерений. Может ли пространство иметь более чем три, а время — более чем одно измере­ние[56]? С общей теоретической точки зрения это можно допустить. В современной науке разработаны, например, представления о пяти-, во­сьми- и более мерном пространстве, о более, чем одномерном време­ни. Однако не существует никаких общих философских или естествен­нонаучных положений, которые позволяли бы однозначно решить эту проблему. Нет и никаких эмпирических данных для такого решения.

Проблема многообразия форм пространства и времени. В на­стоящее время существует большое многообразие подходов к изуче­нию пространства и времени, с которыми связаны существенно раз­личные трактовки форм пространства и времени. Так, различают мет­ рическое и неметрическое пространства. Пространство, описываемое евклидовой и неевклидовой геометриями, относится к первому, в ко­тором существенное значение имеет расстояние. В неметрическом, например топологическом, пространстве расстояние оказывается не­существенной, “не сохраняющейся” величиной. Применительно к то­пологическому пространству коренным образом меняется понятие бесконечности. В метрически конечном пространстве может, напри­мер, мыслиться топологически бесконечное пространство. Если ока­жется, что пространство реальной Вселенной является топологичес­ким, а не метрическим, это приведет к весьма серьезным пересмотрам материалистической концепции мира. Разумеется, решающую роль при выяснении природы окружающего нас пространства должны сы­грать эмпирические, частные науки, опирающиеся на методы наблю­дения. Однако в решении вопроса о природе реального пространства активную роль должна сыграть и научная философия. С философской точки зрения необходимо учесть прежде всего, что вопрос о соответс­твии той или иной мыслительной модели пространства и времени объ­ективной реальности решается далеко не просто. Возможность созда­ния самых разнообразных и “диковинных” абстракций пространства и времени вовсе не означает, что эти мыслимые формы пространства и времени существуют где-то реально. Не существует буквально, как та­ковое, так называемое четырехмерное пространство, поскольку чет­вертое измерение этого “пространства” является временным. Матема­тика и физика широко применяют понятие о многомерных пространствах, которые не имеют буквального смысла и являются математичес­кими фикциями или идеализациями, обозначающими многофазовые состояния физических систем, а не реальные пространственные изме­рения. Вполне вероятно, что топологическое пространство является только абстракцией каких-то существенных сторон реального метрического про­странства и не существует реально, как таковое, нигде в мире.

Мысль о зависимости пространства и времени от свойств мате­рии получила в современной науке широкое распространение. Были даже предприняты попытки различить формы пространства и времени в связи с различными формами материи — физической, химической, биологической и социальной. Однако при этом не было обнаружено каких-либо существенных специфических черт пространства и време­ни в химической, биологической, социальной формах материи, кото­рые позволили бы сделать вывод о реальности таких форм пространс­тва и времени. По-видимому, следует признать, что пространство и время находятся в существенной зависимости только от базовых форм материи (в нашей части Вселенной это физическая форма материи), которые характеризуются такими мощными факторами, как например, гравитация. Химические процессы, жизнь и социальная жизнь проте­кают, очевидно, в физическом пространстве.

Может ли время течь обратно''' Такое предположение выска­зывалось рядом ученых. Так, американский физик Р. Фейнман разра­ботал представление о позитроне как электроне, движущемся в обрат­ном направлении времени. Однако это представление не имело реаль­ного физического смысла. Принято, что физические процессы и, сле­довательно, время, являются необратимыми в двух смыслах: факту альном и помологическом. Фактуальный смысл необратимости состоит в том, что обращение процессов во времени никогда не происходит и запрещается по следующим соображениям: некоторые частные усло­вия де-факто (начальные или граничные), существующие во Вселен­ной независимо от какого-либо закона (или законов), совместно с со­ответствующим законом (или законами) делают обращение во време­ни де-факто невозможными, хотя никакой отдельный закон или ком­бинация разных законов сами по себе не запрещают такого обраще­ния. Необратимость в помологическом смысле означает, что, наобо­рот, обращение во времени запрещается каким-то законом или комби­нацией законов[57].

Фактуальное основание идеи необратимости времени включает три аспекта: энтропийный, электродинамический и космологический. Согласно второму началу термодинамики термодинамические процессы в замкнутых системах всегда приводят к возрастанию (или, в край­нем случае, к сохранению) энтропии — меры неупорядоченности про­цессов. С точки зрения термодинамики любая замкнутая физическая система стремится к уменьшению организованности, упорядоченно­сти, а не наоборот. Второе начало термодинамики, в его первоначаль­ной общей формулировке Клаузиуса и Томсона, рассматривалось как убедительное помологическое свидетельство в пользу идеи необрати­мости времени (впервые необратимость времени была связана со вто­рым началом термодинамики Больцманом). Однако статистическое, вероятностное истолкование второго начала Больцманом, заменившим динамическую интерпретацию этого закона, означало, что возраста­ние энтропии происходит только с большей вероятностью, чем убыва­ние, которое, таким образом, должно было быть понято как обрати­мость времени. С этой точки зрения казалось возможным так называ­емое “чудо Джинса”, когда вода, поставленная в горячую печь, замер­зает, а печь еще больше нагревается.

Более того, статистическое истолкование второго начала приве­ло к так называемому “парадоксу обратимости”, согласно которому переходы к низшим значениям энтропии происходят столь часто, сколь и переходы к высоким значениям[58]. Ю.Б. Молчанов считает, что в современной физической и философской литературе “не найдено сколько-нибудь убедительных доводов против возражения, основан­ного на “парадоксе обратимости”. Между тем фактуально, то есть эм­пирически, “обоснование направления времени с помощью энтропий­ных или статистических процессов является однозначным и неопрове­ржимым, ибо нам не известно ни одного факта самопроизвольного протекания процессов в порядке, обратном протеканию большинства процессов нашего окружения”[59].

Следующим фактуальным основанием идеи необратимости те­чения времени является рассеяние электромагнитного излучения, ко­торое распространяется в пространстве от любого источника света в виде сферической волны, никогда не возвращающейся обратно, к своему источнику. Обратимость процессов электромагнитных излуче­ний совершенно немыслима с точки зрения физики. Однако законы электродинамики не содержат никаких запретов для обратного движе­ния процессов, и поэтому современная электродинамика также не дает помологического обоснования идеи необратимости времени.

Космологическое обоснование идеи необратимости времени связано с наблюдаемым в известной части Вселенной явлением разбегания галактик, расширением наблюдаемой части Вселенной. Но со­временной астрономии и астрофизике не известно никакого принци­па, запрещающего обратный процесс сжатия материи в видимой части Вселенной. Более того, процесс сжатия, с точки зрения релятивистс­кой космологии, является весьма вероятным (заметим, однако, что с точки зрения термодинамики бесконечно пульсирующая от сжатия к сжатию Вселенная невозможна).

Таким образом, естественнонаучные обоснования идеи необратимо­сти времени в настоящее время имеют, по-видимому, только фактуальный характер и связаны, по Грюнбауму, с оценкой роли начальных или гранич­ных условий де-факто. Подчеркивая роль фактуального подхода, Молчанов отмечает. “Обращение времени означало бы неестественное протекание процессов: мертвецы вставали бы из могил и оживали из пепла и праха в процессах, обратных горению и разложению, которые “всасывали” бы теп­лоту и электромагнитное излучение из окружающей среды, в результате синтеза возникали бы новые вещи и т.д.”[60].

Молчанов высказал ряд философски перспективных соображений относительно роли начальных, или граничных, условий. “Представляется все же сомнительным, чтобы начальные, граничные условия были номологически случайными. Они оказываются более чем просто регулярными и приводят к слишком уж железной необходимости, которая обусловливает необратимость всех без исключения процессов. О какой же тогда “слу­чайности” граничных условий можно говорить? Это скорее более или менее разнообразные проявления некоего общего и динамического за­кона или свойства Вселенной, чем беспорядочное стечение независи­мых друг от друга условий и обстоятельств”.

 

Всеобщий закон Вселенной

 

Необратимость процессов имеет “необходимый, динамический характер и, видимо, ско­рее всего есть проявление или действие какого-то единого и всеобщего закона”[61].

Следует задуматься, не держит ли ключ к открытию такого зако­на, к пониманию необратимости времени философия?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 165 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.