Дорогой друг!
Приближается твое шестидесятилетие. Что подарить
тебе к нему? Прими вместо подарка это письмо - неболь-
шой разбор одного стихотворения. Что дарить филологу от
филолога, как не изделие своего цеха? Стихотворение
Пастернака "Дрозды":
На захолустном полустанке
Обеденная тишина.
Безжизненно поют овсянки
В кустарнике у полотна.
Бескрайний, жаркий, как желанье.
Прямой проселочный простор.
Лиловый лес на заднем плане,
Седого облака вихор.
Лесной дорогою деревья
Заигрывают с пристяжной.
По углубленьям на корчевье
Фиалки, снег и перегной.
Наверное, из этих впадин
И пьют дрозды, когда взамен
Раззванивают слухи за день
Огнем и льдом своих колен.
Вот долгий слог, а вот короткий.
Вот жаркий, вот холодный душ.
Вот, что выделывает глоткой,
Луженной лоском этих луж.
Статья опубликована в альманахе, посвященном
60-летию известного чешского филолога Мирослава Дрозды.
У них на кочках свои поселок,
Подглядыванье из-за штор,
Шушуканье в углах светелок
И целодневный таратор.
По их распахнутым покоям
Загадки в гласности снуют.
У них часы с дремучим боем,
Им ветви четверти поют.
Таков притон дроздов тенистый.
Они в неубранном бору
Живут, как жить должны артисты.
Я тоже с них пример беру.
Стихотворение относится к последним, написанным пе-
ред войной и завершает собой творчество "мирного" пери-
ода. В сборнике "На ранних поездах" включалось в раздел
"Переделкино", имевший подзаголовок: "Начало 1941 го-
да".
Смысловая структура стихотворения образуется наложе-
нием двух пространственных моделей. Первая образуется
столкновением начальной строфы со второй и третьей.
Противопоставление актуализирует образы:
сжатого пространства | распахнутого пространства (простора) |
образ остановки, захолустья: "захолустный полустанок", "обеденная тишина" | образ дороги: "бескрайний проселочный простор", "лиловый лес", "облако". |
Окраска "лиловый" лес и "седое" облако, одновременно
с упоминанием "заднего плана", создает впечатление зри-
тельной удаленности:
неподвижности --------------------- движения
сочетание "захолустности" с семантикой "перерыва" (обеденная тишина) передает значение вечного, непрерывного перерыва, перерыва в жизни, что поддерживается эпитетом "безжизненного". Возникает образ застоя, неподвижности | "деревья заигрывают с пристяжной" - строки создают образ движения, веток деревьев, цепляющихся на узкой лесной дороге за спину и голову лошади (скрытую семантику движения создает также образ стрелы, возникающей из характеристик дороги как "прямой" и ее узости): пристяжная, чуть с боку, уже цепляется за деревья! |
Далее пространственный образ расширяется, и в поня-
тие "дороги" начинает включаться как бы синонимичный ей
"лес". Лес объединен с дорогой причастностью к миру
жизни и движения. Он движется: во второй строфе он еле
виднелся на заднем плане, в третьей - он "заигрывает" с
едущими сквозь
Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1965.
С. 407-408. Первая публикация: На ранних поездах. М.,
1943.
него лошадьми. Способность "играть" для Пастернака -
один из основных признаков жизни (ср. "Вакханалию":
"Сколько надо отваги, / Чтоб играть на века, / Как иг-
рают овраги, / Как играет река..."; "Мейерхольдам":
"Так играл пред землей молодою / Одаренный один режис-
сер..." и др.).
Дорогу и лес поэт объединяет яркой выраженностью
температурного признака. Бестемпературность - контраст-
ность температурных характеристик в мире Пастернака
звучит как антитеза безэмоциональности и эмоций. Карти-
на полустанка нарисована так, что нельзя определить
времени года, погоды, температуры. Противостоящий мир -
"жаркий как желанье" и одновременно "по углубленьям на
корчевье <...> снег". Эта антитеза прямо ведет к дру-
гой:
"безжизненно поют овсянки" -- дрозды раззванивают
<...> огнем и льдом своих колен <...>
<...> вот жаркий, вот холодный душ".
Пространственный контраст преображается в контраст
безжизненного пения и пения, полного жизни (жизнь =
контрастам голосовых колен).
Следующая строфа вводит вторую пространственную мо-
дель: неожиданно возникает образ птичьего "поселка",
наделенного всеми признаками милой Пастернаку и единс-
твенно настоящей, с его точки зрения, простой жизни
"без помпы и парада": здесь
Подглядыванье из-за штор,
Шушуканье в углах светелок...
"Светелки", "часы с дремучем боем", отзванивающие
четверти, вызывают образы устоявшегося, провинциального
и, одновременно, как бы "бабушкиного" быта. Этот образ
применительно к птичьему миру совершенно неожидан.
Смысл его раскрывается местоимением "свой":
У них на кочках свой поселок...
Такое построение фразы подразумевает существование
какого-то другого поселка, противопоставленного певчему
жилью дроздов. Поселок этот назван в подзаголовке "Пе-
ределкино" (булгаковское "Перелыгино"). Это реальный
подмосковный писательский поселок, в котором Пастернак
жил начиная с 1936 г. Но то, что во втором пространс-
твенном противопоставлении "поселок дроздов - поселок
поэтов" второй член подразумевается, как бы уплотняет
его с первой пространственной антитезой и переносит на
него образную характеристику полустанка овсянок. Писа-
тельский поселок охарактеризован умолчанием. Образ его
возникает из сопоставления с овсянками и противопостав-
ления дроздам.
Заключительная строфа отождествляет "притон дроздов
тенистый" с нормой поэтического быта и с пространством
автора.
Одновременно стихотворение строится контрастным со-
отнесением автобиографических деталей (смена зрительных
впечатлений и мыслей поэта во время реального движения
со станции железной дороги в Переделкино) и известных
строк Гёте:
Ich singe, wie der Vogel singt,
Der in den Zweigen wohnet:
Das Lied, das aus dei Kehle dringt,
Ist Lohn, der reichlich lohnet.
Стихотворение это породило огромную традицию цитации
и неадекватных толкований. Пастернак возвращает нас к
подлинному и глубоко понятному смыслу стихов Гёте о
природе поэтического творчества. Однако хотелось бы от-
метить, что абстрактный образ гётевской птицы заменен у
Пастернака веселым и вольным Дроздом.
Ю. Лотман
PS. Итак, да здравствуют Drozd'ы "Я тоже с них при-
мер беру!"
1984
Между вещью и пустотой