Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Стихотворения Древность?




        

В 1933 г. в статье "Подпольная поэзия 1770-1800-х

годов" (Литературное наследство. М., 1933. Т. 9/10) Г.

А. Гуковский опубликовал неизвестное прежде стихотворе-

ние "Древность". В публикации, на основании места сти-

хотворения в рукописном сборнике, оно было датировано

1796-1797 гг.                                         

  

1 Напомним, что именно после этих стихов у Державина

идет: "Я царь, - я раб, - я червь, - я Бог!" (Державин

Г. Р. Стихотворения. Л., 1933. С. 107).               

2 Однако и традиционное истолкование стихов Пнина

как направленных против Державина интересно: оно отра-

жает давление на исследователей мировоззрения новейшей

эпохи, с точки зрения которого более заметно не отли-

чие, а сходство держа-винской и традиционно церковной

позиции. Так, Марина Цветаева не делала различия между

державинской и библейской трактовкой этого образа, от-

вергая их во имя богоборческой идеи - "человеческое вы-

ше божественного":                                    

  

 Бог - слишком Бог,                            

червь - слишком червь.                           

  

(Цветаева М. И. Избранное. М., 1961. С. 211)  

 

В качестве возможного автора был назван Радищев. Позже,

в 1941 г., во втором томе академического Полного собра-

ния сочинений, куда стихотворение было введено как

"приписываемое", Г. А. Гуковский повторил аргументы

первой публикации. Их можно свести к следующим:       

1. Политический радикализм стихотворения ("Именно

Радищеву была свойственна та независимость политической

мысли, которая видна в оде "Древность"...").         

2. Необычность языка и редкость поэтического разме-

ра: "Самый размер ее (шестистопный хорей) необычен для

оды конца XVIII в."2. Г. А. Гуковский считал, что "даже

своеобразие размера стиха оды может быть сопоставлено с

фактами теоретических и практических метрических иска-

ний Радищева, в частности с его тенденцией бороться с

засилием ямба в поэзии"3. При этом указывалось на силь-

ное влияние Оссиана и Клопштока на стиль оды.         

Легко заметить, что ни эти аргументы, ни указание на

сочувственное отношение автора "Древности" к Державину

и Рейналю еще не представляют сколь-либо убедительной

аргументации в пользу авторства Радищева. Наиболее ин-

дивидуально характеризует неизвестного автора следующее

наблюдение Г. А. Гуковского:                          

"...в строфе 2-ой оды есть слово "сопки"; это - си-

бирское слово, в XVIII в., по-видимому, неупотребитель-

ное в литературном русском языке. Естественно возникает

предположение, что это слово вывезено из Сибири челове-

ком, привыкшим к нему именно там; Радищев в 1797 г.

приехал из Сибири"4.                                  

Г. А. Гуковский отметил условность своей атрибуции:

"Не исключена, конечно, возможность, что ее написал че-

ловек, находившийся под сильным влиянием Радищева..."5

Таким образом, соглашаясь с Г. А. Гуковским, что

"Древность" - незаурядное произведение русской полити-

ческой лирики XVIII в. ("Это - не стиль любого среднего

поэта эпохи, это - стиль, отмеченный яркой печатью ин-

дивидуального мастерства определенного поэта")6, мы вы-

нуждены отметить, что вопрос об авторстве этого инте-

ресного текста остается открытым.                     

Однако, как нам представляется, на этот счет можно

высказать некоторые предположения.                    

Размер стихотворения - пятистопный хорей - действи-

тельно редок. Однако он, вопреки мнению Г. А. Гуковско-

го, не уникален в XVIII в. Прежде всего, и размер, и

структура строфы "Древности", крайне редкие в русской

поэзии, хорошо известны были в немецкой конца XVIII

столетия, в частности в творчестве молодого Шиллера

(строфы "Древности" AbAbCCdEEd представляют собой сое-

динение такта шестистопных хореев - строфы "Phantasie

an Laura" - AbAb - "Rousseau" - CCdEEd).              

 

 1 Радищев А. Н. Полн. собр. соч.: [В 3 т.] М.; Л"

1941. Т. 2. С. 421.                                   

2 Там же. Неточность: ода "Древность" написана пя-

тистопным, а не шестистопным хореем.                  

3 Там же.                                          

4 Там же. С. 422.                                  

5 Там же.                                          

6 Там же. С. 421.                              

 

Однако пятистопный хорей - размер редкий, но все же

встречающийся (им, в частности, написан лермонтовский

"Утес"). Вот что об этом пишет К. Тарановский: "Пятис-

топный хорей - весьма редкий размер в русской поэзии.

Впервые встречаем его у Тредиаковского в одном из пере-

водов Горация ("Строфы похвальные поселянскому житию").

Кроме как в песенниках XVIII века этот размер

нигде не встречается. Мы его находим у Сумарокова в

комбинации с шестистопным ("Песня CIV") или у Державина

в одном стихотворении 1796 года ("Доказательство твор-

ческого бытия") в комбинации с четырехстопным. Державин

обратился к этому размеру еще в 1812 году (в стих. "Жи-

лище богини Фригии")1. В поэзии современников Пуш-

кина этот размер встречается редко"2. Далее К. Тара-

новский указывает на выполненный Кюхельбекером перевод

"Амура-живописца" Гёте (1825), ряд стихотворений Шевы-

рёва (1825-1826) и один сонет Дельвига (1827).        

Таким образом, "Древность" написана почти уникальным

для русской поэзии XVIII в. размером, и если мы обнару-

жим такой же размер в творчестве какого-либо поэта

(Державина с основанием отвел Гуковский, Тредиаковский

отпадает), то это будет поводом присмотреться к нему

как к возможному автору.                          

В XVIII в. - и именно в 1796 г. - было стихотворе-

ние, написанное пятистопным хореем и выпавшее из внима-

ния специалистов. Это "Дополнение к вечернему разгово-

ру" П. А. Словцова - его стихотворное письмо к сотова-

рищу по семинарии молодому М. М. Сперанскому.         

Стихотворение было списано П. И. Саввантовым в 1842

г. "у одного из учеников М. М. Сперанского" и опублико-

вано в "Русской старине"3. Процитируем начало этого

текста:                                           

  

Полно, друг, с фортуною считаться             

И казать ей философский взор;                  

Время с рассуждением расстаться,              

Если счастие катит на двор.                   

Лучше с светом в вихрь тебе пуститься         

И крутиться по степям честей,                 

Чем в пустыню с Прологом забиться             

И посохнуть с горя без людей...                

  

Наблюдение над ритмикой стихотворения П. А. Словцова

позволяет сделать некоторые выводы. К. Тарановский,

проанализировав процент ритмических ударений в сильных

метрических положениях, получил следующие данные:     

 

 1 Весьма интересно отношение Державина к этому сти-

ху. В одном из писем к графу П. Г. Головину от 7 февра-

ля 1812 г. он признает, что стихотворение написано "не-

обычным и тяжелым" размером. (Примеч. К. Тарановского.)

2 Тарановский К. Руски двоеделни ритмови. Београд,

1953. С. 273; Тарановский К. О взаимоотношении стихот-

ворного ритма и тематики // American Contributions to

the fifth International Congress of Slavists. Sofia,

1963. В этой работе с большой подробностью рассмотрены

русские пятистопные хореи. Однако интересующие нас

тексты остались автором незамеченными.                

3 См.: Русская старина. 1872. Янв. С. 80-81. Уточ-

ненная публикация: Там же. Март. С. 469-470.          

4 Там же. Март. С. 469.                            

слоги 1 3 5 7 9
Тредиаковский 65,7 91,7 84,4 56,3 100
Державин (1812) 65 80 80 60 100
Кюхельбекер (1825-1830) 63,6 91,5 77,6 62,4 100

Соответствующие подсчеты по стихотворению Словцова

дают цифры, существенно отличающиеся от довольно равно-

мерной картины от Тредиаковского до Кюхельбекера. Осо-

бенно показательны первый и седьмой слоги.            

  

  1 3 5 7 9
Словцов 45 80 82,5 35 100

               

Если мы рассмотрим соответствующие цифры по "Древ-

ности", то обнаружим, что они существенно отличаются от

приводимых К. Тарановским данных, ближе всего соответс-

твуя показателям "Дополнения к вчерашнему разговору": 

  

  1 3 5 7 9
"Древность" 55,9 75,9 83,5 47,6 100

     

Эти цифры представляют интерес: хотя пятистопный хо-

рей - крайне редкий размер - сам уже показателен при

определении авторства, но еще более важна его индивиду-

альная трактовка.                                     

Все, что мы знаем о мировоззрении Словцова - челове-

ка радикальных настроений, вполне соответствует той ха-

рактеристике, которую дал Г. А. Гуковский автору "Древ-

ности". Дошедшее до нас наследие Словцова слишком не-

велико, чтобы на основании его идейного анализа делать

какие-либо категорические заключения, но оно делает

предположение об авторстве Словцова не лишенным большой

доли вероятности. "Древность" - не произведение теоре-

тика-революционера радищевского типа. Скорее оно напо-

минает нам о людях из того лагеря, к которому принадле-

жали, например, С. Бобров или, по всей вероятности, мо-

лодой Сперанский. Это были люди глубоко демократических

симпатий, поповичи и семинаристы, поклонявшиеся Ньютону

и Ломоносову в науке, Гельвецию и Руссо - в философии.

Их волновали картины космических и социальных катаст-

роф. Традиционные церковные представления о бренности

"земных" отличий вельможи от бедняка они воспринимали

как проповедь равенства. В поэзии они были противниками

легкости и изящества. Их интерес к затрудненной форме

резче всего проявился в "странных" и гениальных поисках

"темного" С. Боброва. Черты эти присущи поэзии Словцова

- они свойственны и "Древности".                      

  

 О П. А. Словцове см.: Степанов Н. П. А. Словцов: У

истоков сибирского областничества. Л., 1935; Светлое Л.

Радищев и политические процессы конца XVIII века // Из

истории русской философии XVIII-XIX веков. М., 1952.  

 

В стихотворении "Древность" есть еще одна - отмеченная

Г. А. Гуковским - деталь: употребление сибирского слова

"сопки". Кроме Радищева и явно не могущего быть автором

"Древности" П. Сумарокова, среди поэтов-сибиряков Слов-

цов должен быть назван в первую очередь: П. А. Словцов

родился на Урале, с 1779 по 1788 г. учился в тобольской

семинарии, в 1772 г., по окончании Александро-Невской

семинарии, снова был послан в Тобольск. С Сибирью была

связана и дальнейшая его жизнь. Словцов любил вставлять

в свои стихотворения местные речения. Так, например, в

ярком стихотворении "Материя" (сб. "Муза И. И. Мартыно-

ва") он употребляет слово "калан", поясняя: "по-камча-

дальски "бобер"".                                 

Поэтическое наследие П. А. Словцова до нас дошло,

видимо, очень неполно и никогда не было предметом спе-

циального изучения. Когда подобная работа будет произ-

ведена, возможно, и авторство "Древности", определяемое

пока лишь гипотетически, прояснится в значительно боль-

шей мере1.                                            

  

1968                                          

 

О соотношении

Поэтической лексики

Русского романтизма





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 259 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2514 - | 2318 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.