Команда _ EXTRUDE (Выдави) служит для создания тел из замкнутых сложных объектов (профилей). Для выдавливания можно использовать замкнутые полилинии на плоскости, окружности, эллипсы, замкнутые сплайновые кривые, кольца и области.
При выдавливании профиля по умолчании боковые грани формируются перпендикулярно плоскости исходного объекта (рис.8.6. поз.1). Однако можно и сужать область по мере выдавливания. Если при выдавливании угол положителен, то объект сужается (поз.2), если отрицателен – расширяется.
· Угол конусности. Угол конуса в диапазоне от -90 до +90 градусов.
· Задайте две точки. Задание угла конуса на основе двух указанных точек.
Можно выдавливать объект вдоль некоторой направляющей (поз.3). Направляющая может быть задана отрезком, дугой, окружностью.
Команда _ EXTRUDE (Выдави)
1. Создайте контур для выдавливания.
2. Select object – выберите объекты для выдавливания.
3. Specify height of extrusion or [ Path ] –Задайте высоту выдавливания или [Траектория]. Укажите высоту выдавливания или воспользуйтесь опцией Path и укажите линию траектории, созданную заранее.
1 2 3
Рис.8.6. Получение тел выдавливанием
Траектория не должна принадлежать той же плоскости, что и объект, и не должна иметь участков большой кривизны.
Выдавливание начинается от плоскости объекта и сохраняет его ориентацию относительно траектории.
Если в траектории имеется излом, программа выполняет выдавливание объекта в направлении каждого сегмента, а затем выполняет в месте соединения скос в плоскости, делящей пополам угол между сегментами. Если траектория замкнута, объект должен лежать в плоскости скашивания. Только в этом случае начальное и конечное сечения тела будут совпадать. Если объект не лежит в плоскости скашивания, он будет поворачиваться до тех пор, пока не окажется в плоскости скашивания.
Объекты с несколькими замкнутыми контурами выдавливаются таким образом, что в конечном сечении выдавленного тела все контуры оказываются лежащими в одной плоскости.
Построение тел вращения
Создание 3D тела или поверхности путем вращения объекта вокруг оси.
С помощью команды _ REVOLVE (Вращать)можно создать тела вращения, но из замкнутого контура. Если активная вкладка "Тело", команда _ REVOLVE (Вращать) создает тело. И наоборот, если активна вкладка "Поверхность", команда создает поверхность (процедурную или NURBS в зависимости от значения системной переменной SURFACEMODELINGMODE).
В качестве образующей кривой для создания тела вращения используются замкнутые плоские полилинии, окружности, эллипсы, замкнутые сплайновые кривые. Можно вращать только один объект. Системная переменная DELOBJ определяет, будет ли удален исходный объект. Если DELOBJ = 1, объект удаляется, при DELOBJ = 0 – не удаляются. На рис.8.7.показано тело, созданное вращением прямоугольника.
Рис.8.7. Тело, созданное вращением прямоугольника
Создание тел при помощи команды _SWEEP (Сдвиг)
Создание 3D тела или поверхности путем сдвига 2D или 3D объекта либо подобъекта вдоль некоторой траектории.
Создание тела или поверхности путем сдвига разомкнутой или замкнутой, плоской или неплоской кривой (профиля) вдоль разомкнутой или замкнутой траектории. Разомкнутые кривые создают поверхности, а замкнутые кривые позволяют создавать тела или поверхности, в зависимости от заданного режима.
При создании тела или поверхности можно использовать следующие объекты и траектории:
Объекты для сдвига: 2D и 3D сплайны, двумерные полилинии, 2D фигуры, дуги, отрезки, окружности, эллипсы.
Объекты, используемые в качестве траектории сдвига: 2D и 3D сплайны, 2D и 3D полилинии, спирали, дуги, круги, эллипсы, отрезки.
Отображаются следующие запросы.
Объекты для сдвига
Объект, который следует использовать в качестве профиля сдвига «1».
Траектория сдвига
Траектория сдвига, основанная на выбранном объекте «2».
Режим
Управление типом объекта, создаваемого в результате операции сдвига (тело или поверхность). Поверхности сдвига создаются как NURBS-поверхности либо как процедурные поверхности, в зависимости от значения системной переменной SURFACEMODELINGMODE.
Выравнивание
Признак выравнивания профиля по нормали к касательной к траектории сдвига.
Примечание: Если профиль не перпендикулярен (не расположен по нормали) к касательной в начальной точке траектории, то профиль выравнивается автоматически. Введите "Нет" в ответ на запрос о выравнивании, чтобы предотвратить такое действие.
Базовая точка
Базовая точка для объектов, подлежащих сдвигу.
Масштаб
Задание масштабного коэффициента для операции сдвига. Сдвигаемые из начальной в конечную точку траектории объекты масштабируются как единый объект.
Опорный отрезок.
Масштабирование выбранных объектов на основе длины, заданной указанием точек или вводом значений.
Вращать
Задание угла закручивания для объектов, подлежащих сдвигу. Угол закручивания определяет вращение вдоль всей длины траектории сдвига.
Перекос
Признак наличия естественного перекоса (поворота) сдвигаемых кривых вдоль 3D траектории (3D полилинии, сплайна или спирали).
Создание сложных тел
Модели реальных объектов обычно формируются комбинацией типовых тел, описанных выше. Сложные тела создаются из простых с помощью операций объединения, вычитания и пересечения.
Объединение тел
Можно объединить два или более 3D тел, поверхностей или 2D областей для создания составного 3D тела, поверхности или области. Для объединения следует выбирать объекты одного и того же типа.
Команда _ UNION (Объедини). Чтобы вызвать команду, следует или набрать ее имя с клавиатуры или выбрать в меню РЕДАКТИРОВАТЬ - РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕЛА -ОБЪЕДИНЕНИЕ.
Команда _ UNION (Объедини)
1. Select objects: (Выберите объекты) -выберите объекты для объединения.
После создания нового объединенного тела исходные объекты не сохраняются.
В наборе объектов могут находиться объекты, расположенные в любых плоскостях. В случае смешанных типов объектов наборы объектов разделяются на поднаборы, объединяемые по отдельности. В первый поднабор группируются тела. Во второй поднабор группируются первая выбранная область и все компланарные ей области, и т.д.
Тела до «ОБЪЕДИНЕНИЕ» Тело после «ОБЪЕДИНЕНИЕ»
Результирующее составное тело представляет собой объем, включающий все выбранные тела. Каждая результирующая составная область представляет собой совокупность всех областей поднабора.
Области до «ОБЪЕДИНЕНИЕ» Область после «ОБЪЕДИНЕНИЕ»
Вычитание тел
Для вычитания одного тела из другого применяется команда _ SUBTRACT (Вычитание). Эта команда наиболее часто используется для создания отверстий.
1 2 3 4
Рис.8. 8. Пример вычитания тел
На рис.8.8. для получения втулки с отверстием 4 два цилиндра 1 и 2 совмещаются и получается фигура (позиция 3). Затем, используя команду _ SUBTRACT (Вычитание), из цилиндра 1 вычитается цилиндр 2.
Чтобы вызвать команду, следует или набрать ее имя с клавиатуры или выбрать в меню РЕДАКТИРОВАТЬ-РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕЛА - ВЫЧИТАНИЕ.
Команда _ SUBTRACT (Вычитание)
1. Select solids and regions to subtract from …. Выберите объекты и области, из которых следует вычесть
Select objects: Выберите объекты:
2.После выбора тел, из которых производится вычитание, следует щелкнуть по полю чертежа правой клавишей мыши или нажать на клавиатуре «ENTER». Это действие вызовет запрос на выделение объектов для вычитания
Select solids and regions to subtract …. Выберите объекты и области, которые следует вычесть
Select objects: Выберите объекты:
После выделения объектов щелкнуть правой клавишей на поле чертежа или нажать на клавиатуре «ENTER». Произойдет вычитание, и команда завершит работу.