Что такое позитивизм? — Какую цель должна преследовать, по мнению Конта, философия? — Какие три стадии проходит человеческое познание в своем развитии? — Изложите основные черты каждой из этих стадий. — От чего зависит умственная анархия современного общества?—В чем заключается цель Контовской классификации наук? — Какие признаки кладет Конт в основу своей классификации? — В каком порядке изложены науки
532
у Конта? — «В каком порядке следует изучать науки? — Почему следует сначала изучать точные науки? — На какие две части делит Конт социологию? — Какое различие существует между первым и вторым периодом философской деятельности Конта? — Что должно быть, по мнению Конта, предметом религия? — Что кладет Конт в основу своей моральной теории? — В чем заключаются заслуги Конта перед философией и наукой? — В чем заключается главный недостаток системы Конта?
Гл. XV. Агностицизм (Герберт Спенсер).
Какое отношение существует, по мнению Спенсера, между философией и религией? — В чем они сходятся? — Как относится Спенсер к учениям о происхождении мира? — Как смотрит Спенсер на вопрос о первой причине мира? — Как доказывает Спенсер непостижимость основных понятий (пространства, времени, материи, души)? — Что, по Спенсеру, лежит в основе мира? — Как доказывает Спенсер непознаваемость абсолюта? — Как Спенсер доказывает существование абсолюта? — На чем основывается религия? — Что составляет предмет философия и науки? — Как определяет Спенсер философию? — На какие две части делится предмет философии? — Какому закону подчиняются, по мнению Спенсера, все явления мировой жизни? — В каком отношении к развитию стоит интеграция? — Приведите определение эволюции у Спенсера. — Почему Спенсера нельзя считать позитивистом в собственном смысле слова? — Почему Спенсер называется агностиком? — К какому типу метафизических построений следует отнести систему Спенсера?
Гл. XVI. Неокантианство (Ф. А. Ланге).
К каким выводам пришел Кант относительно возможности метафизики? — Как смотрит Риль на задачу философии? — Каким образом приводит Ланге учение Канта в связь с современными физиологическими учениями?—Что представляет собою, по мнению Ланге, вещь в себе? — Какие положительные стороны видит Ланге в материализме?— В каком смысле Ланге признает материализм? — Как опровергает Ланге то утверждение материализма, согласно которому все существующее состоит из материальных атомов? — Почему Ланге считает материализм незаконченным мировоззрением? — На какой путь при построении «системы мира» указывает Ланге? — Что называет Ланге творческим синтезом? — Какое отношение устанавливает Ланге между теоретическим познанием и эстетическим построением? — Что такое метафизика, по мнению Ланге? — Какое значение имеют ее идеалы? — Изложите взгляды Ланге на пессимизм и оптимизм. — Как обосновывает Ланге этику? — Какое значение имеет, по мнению Ланге, религия? — Что составляет основу всякой религии? — Какое значение имеют религиозные догмы? — Какое значение имеет философия Ланге в истории современной мысли?
Гл. XVII. Метафизика (Эд. Гартман).
Как относится Гартман при построении своей философии к научным данным? — Почему Гартман не считал возможным признать разум основным принципом мировой жизни? — Почему он не мог признать таким принципом волю? — Что лежит, по Гартману, в основе мира? — Что представляет собою, по Гартману, наш субъективный мир? — Что представляет собою атом? — В чем заключается общая черта всех явлений мировой жизни? — Как объясняет Гартман инстинктивные действия животвых? — Как объясняет Гартман целесообразность процессов, совершающихся в организме? — Какой характер носит, по Гартману, творчество мыслителя? — Какое творчество художника? — Что обнаруживает в чувстве любви? — Как созидается язык? — Чем обусловли-
533
вается история народов? — Как понять, что все процессы, происходящие в мире, имеют своею причиной бессознательное? — Как объясняет Гартман творение мира? — Как объясняет Гартман причину несовершенства мира? — Почему Гартман думает, что нужно отдать предпочтение небытию пред бытием? — Каким образом можно привести мир в состояние небытия? — Какие стадии пережило человечество в своем стремлении к счастью? Каким образом может быть достигнуто уничтожение воли к жизни?—В каком смысле можно считать Гартмана пессимистом? — Какие три стадии проходит, по мнению Гартмана, абсолют? — Каким образом может быть достигнута третья стадия?
Гл. XVII. Индуктивная метафизика (В. Вундт).
На что должна опираться, по мнению Вундта, научная философия при построении «системы мира»? — В чем заключается, по мнению Вѵпдта. задача философии?— Что лежит, по Вундту, в основе мира?— Какое различие существует между Вундтом и Шопепгауэром? — О каких двух сторон представляется нам реальная действительность? — В каком отношении к духовной жизни стоит материальный атом? — Какие затруднения устраняются при условии признания, что атомы обладают психической жизнью? — Что представляет собою человеческое сознание? — Что представляют собою конечные элементы сознания? — В чем видит Вундт сущность души? — Почему Вундт относится отрицательно к признанию духовной субстанции? — По какому типу следует мыслить психические процессы? — Что составляет сущностьнашей духовной жизни? — Что такое мир, по мнению Вундта? — Как следует понять утверждение Вундта, что природа есть самораскрытие духа? — Какой характер носит, но мнению Вундта, развитие природы? — Какое различие устанавливает Вундт между отдельными волевыми единицами? — Как смотрит Вундт на коллективную душу? — Как доказывает он реальность коллективной души? — В чем видит Вундт цель жизни? — Что является, но мнению Вундта, благом? — В чем заключается нравственная жизнь? — Какое значение имеет созидание высших духовных благ для мировой жизни? — Какую основу мира считает необходимым допустить Вундт? — К какому типу следует отнести учение Вундта об отношении Бога к миру? — Как следует смотреть на реальность идеи Бога? Как относится Вундт к идее бессмертия? — Какое место должны занять в нашем миросозерцании идеи Бога и бессмертия? — В чем заключается заслуга Вундта пред философией?
Отдел V. Этика.
Гл. XIX. Задача этики.
Какие вопросы рассматривает практическая этика? — В чем заключается задача теоретической этики? — Что такое высшее благо? — Что такое критерий нравственной деятельности? — Что следует понимать под выражением: санкция моральных принципов? — Что такое этический скептицизм (аморализм) и кто его главные представители? — Почему этический скептизм неправ? — В чем заключается сущность этики как науки? — Какое различие существует между науками объяснительными и науками нормативными? — Каким образом созидаются этические идеалы? — Какие два метода существуют в науке? — Каким методом пользуется этика?—В каком отношении стоит моральная философия к инстинктивной этической деятельности? — Какой путь ведет, по мнению Вундта, к построению моральной системы? — Какие возражения могут быть сделаны против эмпирической этики? — Какое практическое значение имеет научная этика? — Почему нельзя заменить этические нормы юридическими? — Как должны быть обоснованы социальные идеалы? — В чем заключается метафизическое обоснование этики? — Как обосновывает этику Гартман? — Как обосновывает этику Гюйо?
534
Гл. XX. Утилитаризм.
Что такое утилитаризм? — Изложите взгляды Аристиппа, Анникерида, Эпикура. — Какой принцип кладет Бентам в основание своей моральной системы? — Что должны мы принимать во внимание при оценке наших действий? — Что понимает Бентам по и принципом полезности? — Каким образом считает возможным Бентам измерять удовольствия и страдания? — Какие семь признаков удовольствия и страдания устанавливает Бентам? — Как объясняет Бентам действия в интересах других? — Как смотрит Бейтам на самопожертвование? — Как определяет утилитаризм Милль? — Изложите взгляды Милля на самопожертвование. — Какой критерий утилитарной морали устанавливает Милль? — Как объясняет Милль тот Факт, что добродетель может быть желаема совершенно бескорыстно? — Как объясняет Милль возможность перехода от личного к общему? — В чем Милль расходится и в чем он согласен с Бентамом?
Гл. XXI. Критика утилитаризма.
Почему нельзя согласиться с Бентамом, что удовольствия и страдания могут быть более пли менее точно рассчитаны? — Можно ли утверждать, что, выбирая между тем или другим действием, мы измеряем удовольствия и страдания?—Почему нельзя вычислять количества удовольствий? — Почему нельзя утверждать, будто правильное распределение количества удовольствий возможно на основании простого вычисления? — Изложите тот аргумент, посредством которого утилитаристы пытаются вывести стремление к общему счастью из стремления к личному счастью.—В чем заключается недостаточность этого аргумента? — Имеют ли право утилитаристы доказывать абсолютную ценность счастья тем, что люди фактически так оценивают его? — Что ставят живые существа целью своей деятельности? — Что составляет характерную черту волевого действия? — Что называется мотивом? — Какие моменты различаются в волевом действии? — Почему неправильно положение утилитаристов, что целью всякого действия является удовольствие? — Приведите примеры. — В каком отношении находятся чувства людей к удовлетворению их влечений? — Какая связь существует между представлением действия, долженствующего совершиться, я представлением удовольствия? — Почему нельзя утверждать что принцип утилитаризма всегда применяется нами в жизни? — Руководствуемся ли мы в нашей оценке действий количеством удовольствий, которые они приносят, или чем-нибудь другим? — Какую роль играют страдания в нашей душевной жизни?
Гл. XXII. Эволюционная этика.
Какую роль отводит Г. Спенсер в своей системе этике? — В чем видит Г. Спенсер отличие своей этики от этики утилитаристов? — Что составляет предмет моральной философии, по Спенсеру? — В чем заключается задача моралиста? — Как определяет Спенсер жизнь? — Что называет Спенсер поведением? — Какое поведение Спенсер называет хорошим, какое дурным? — Какие признаки дает Спенсер для определения степени развития организма? - Какое различие существует между психической деятельностью первобытного человека и человека культурного?— Что называет Спенсер суммой жизни? — В чем заключается объективный критерий для определения лучшей жизни? — Какое различие существует между физической жизнью и моральной? — Когда, по мнению Спенсера, осуществляется высшая нравственность? — На какие три группы делит Спенсер наши чувства? — Какие условия способствуют развитию альтруистического чувства? — Какое отличие существует между культурным состоянием общества и степенью развития эгоистических и альтруистиче-
536
ских чувств? —В каком направлении идет развитие человеческой жизни? — В чем основное отличие эволюционной этики от этики утилитаристов? — В чем заключается главный недостаток этики Спенсера? — В чем заключаются заслуги Спенсера в этике? — Почему нельзя при знать основательным ни чистый эгоизм, ни чистый альтруизм?
Гл. XXIII. Мораль долга (Кант).
Какое отношение устанавливает Кант между познанием и волею? — Проанализируйте понятие причинности и выясните содержание понятий: всеобщность и необходимость. — Каким образом создается, по Канту, закономерность в области волевой деятельности? — Какой характер должен носить, по мнению Канта, критерий нравственности? — Как формулирует Кант свой основной закон? — Как он его называет? — Что такое гипотетический императив и в чем он отличается от категорического?— Каково происхождение категорического императива?—В чем заключается, по Канту, конечная цель нашей жизни?—Что такое добрая воля?—В каком случае поступок может считаться истинно нравственным?—Что называет Кант уважением к нравственному закону?—Чему подчиняется воля, действующая нравственно?—Что называет Кант причинностью из свободы?—Как примиряет Кант свободу воли с законом причинности?—Что понимает Кант под выражениями человек-ноумен и человек-феномен?—Какие два характера предполагает Кант в человеке и в каком отношении находятся они, по с го мнению, друг к другу?— Почему наличность нравственного закона возвышает человека?—Какое различие устанавливает Кант между вещами и лицами?—Что значит, что человеческая личность есть абсолютная самоцель?—Каким образом расширил Кант свою формулу нравственного закона?—Как доказывает Кант равенство всех разумных существ?—В чем отличие Кантовского доказательства свободы воли от прежних доказательств? На что опирается Кантовское признание свободы воли?—Что называет Кант высшим благом или блаженством?—Как выводить Кант постулат бессмертия?—Как доказывает Кант существование Бога?—Почему нельзя сказать, что между признанием сверхчувственного мира у Канта и утверждением невозможности его теоретического познания есть противоречие?— В чем заключается главная заслуга Кантовской этики пред современной философией?—Резюмируйте, каким образом Кант примиряет веру с званием?—В каком отношении находится Кант к интеллектуализму XVIII века?
Гл. XXIV. Идеалистическая этика.
В чем заключается основная черта идеалистической этики? — Как смотрит на целесообразность Паульсен?—Что такое телеологический энергизм?—В чем заключается задача человеческой жизни, но мнению Паульсена?—Как решает этот вопрос Аристотель?—В чем видели задачу жизни стоики?—К чему должен стремиться, по мнению Паульсена, человек в своей личной, индивидуальной жизни?—К чему в жизни социальной?—Какое значение имеют социальные добродетели?—Какое различие существует между взглядами Паульсена и взглядами утилитаристов?—На чем основывается историческая ценность индивидуума?—В каком отношении стоит народ к человечеству, а это последнее к мировой жизни?—Каким образом должна быть обоснована, по мнению, Паульсена, этика?—Как называет Вундт свою этическую систему?— В каком отношении находится у Вундта система этики к его метафизике?—Что считает Вундт целью жизни?—В чем заключается, по Вундту, нравственная жизнь?—В каком отношении к благу находится удовольствие?—Какое значение· имеет, по мнению Вундта, волеобщение человечества?—Каким образом превращается у Вундту этическая про-
536
блема в религиозную?—Как обосновывает Вундт неуничтожимость последних этических целей?—Изложите основные положения этического априоризма и этического эмпиризма?—В каком отношении к этим учениям находится учение Вундта?—Почему Вундт считает веру необходимым элементом философии?—Какие условия должны быть соблюдены, чтобы возможно было найти обоснование этики?
Гл. XXV. О ценности жизни.
Какие существуют виды пессимизма?—В чем заключается основное положение философского пессимизма?—Каким образом Шопенгауэр доказывает ту мысль, что сущность воли такова, чти она необходимо порождает страдания?—Какое отношение устанавливает Шопенгауэр между умственным развитием и страданием?—Какой характер имеет, по мнению пессимистов, страдание?—Как объяснял существование зла и страдания Лейбниц?—В каком количественном отношении находится удовольствие к страданию? - Изложите попытки Шопенгауэра апостериорным путем доказать преобладание в мире зла.—Какое средство избавления от страданий предлагает Шопенгауэр?— Изложите основные положения метафизики Гартмана.—Почему Гартман считает веру в возможность счастья иллюзией?—Изложите аргументы Гартмана в пользу преобладания в мире зла над добром.—Как смотрит Гартман на нравственный прогресс человечества?
Гл. XXVI. О ценности жизни.
Какие виды воли различает современная психология?—Опишите каждый из этих видов.—Рассмотрите, в каком отношении каждый из них находится к чувствам удовольствия и страдания.—В чем заключается основная ошибка Шопенгауэра?—Что можно возразить на утверждение пессимистов, что удовольствие имеет отрицательный характер?— Приведите примеры, опровергающие то положение, что удовольствию всегда предшествует страдание?—-Почему неправы пессимисты, утверждающие, что страдания никогда не могут уравновеситься удовольствиями?—Почему количественное сравнение удовольствий н страданий невозможно?—Почему нельзя считать научно-обоснованным утверждение пессимистов о физическом вырождении человечества?—Можно ли согласиться с тем, что с развитием культуры падает и нравственность?—Можно ли согласиться с тем, что чем выше духовное развитие, тем больше связанное с ним страдание?
Гл. XXVII. О свободе воли.
В чем неудовлетворительность обычной постановки вопроса о свободе воли?—Чем определяются человеческие действия по представлению древних греков?—Ответственны ли люди за свои действия?—Как относился к этому вопросу Аристотель?—Как решал его Эпикур?—Как смотрел он на роль случая в мире?—В каком смысле человек может действовать свободно, по мнению Эпикура?—Изложите взгляды стоиков на свободу воли.—Изложите взгляды Александра Афродизийского.—Как решал Блаженный Августин проблему происхождения греха и как смотрел он на свободу воли?—Как согласовал Августин свободу воли с Божеским предведением?—Как смотрел на свободу воли Лютер?—Каким образом пыталась философы доказать беспричинность воли?—Каким образом доказывает свободу воли Рид?—В чем заключается сущность психологического доказательства свободы воли?—В чем заключается метафизическое иди психологическое доказательство свободы воли?—Каким
537
образом пытались доказать свободу воли некоторые французские математики?—В чем заключается моральное доказательство свободы воли?— Изложите взгляды Канта на свободу воли.—Почему психологическое доказательство свободы воли несостоятельно?—Какие возражения приводит Лейбниц против свободы безразличия?—Может ли воля действовать независимо от мотивов?—Может ли воля действовать на тело, нарушая закон причинности? Чему учит так называемая моральная статистика?
Гл. XXVIII. О свободе воли.
Почему данные моральной статистики недостаточны для решения вопроса о свободе воли?—Что такое личный фактор?—Какое различие существует между физической причиной и психической?—Что можно привести против того положения, что воля может действовать беспричинно?— Может ли быть защищаема свобода воли с точки зрения моральной?— Почему нельзя противополагать понятия свободы и необходимости друг другу?—Какая зависимость существует между человеческими действиями, характером человека и внешними причинами?—Какая связь существует между понятиями нравственной свободы и ответственности?—Какие возражения приводит Милль против того мнения, согласно которому теория необходимости приводит к фатализму?—Что называет Милль чувством нравственной свободы?—В каком смысле признает Милль свободу воли?—Почему признание этической свободы необходимо связано с признанием причинности человеческих действий?—В каком отношении находится сознание нашего «я» к сознанию свободы?—Почему животные невменяемы?—Как определяет свободу води Паульсен?—Какой человек может быть признан вполне свободным?
Отдел VI. Философия и религия.
Гл. XXIX. Понятие о Боге.
Изложите онтологическое доказательство бытия Бога,—Каким образом Кант доказывал несостоятельность этого аргумента?—Какое логическое отношение существует между предметом реальным и мыслимым?—В.чем заключается космологическое доказательство бытия Бога?—Какие возражения против этого доказательства приводил Кант?—Изложите физико-телеологическое доказательство бытия Бога.—Как относился к этому доказательству Кант?—В чем заключается сущность морального аргумента в пользу бытия Бога?—Как обосновывал Кант необходимость постулировать бытие Бога?—Какое отношение между Богом и нравственным порядком существует, по мнению Фихте?—Какие существуют три точки зрения на отношение Бога к миру?—Изложите учение Спинозы.— Что такое субстанция, атрибут, модус?—Какое отношение существует между ними?—Что донимает Спиноза под термином causa sui?—В каком отношении находится, по учению Спинозы, Бог к природе?— Изложите взгляды Шеллинга.—Изложите взгляды Гегеля.—Что представляет собою абсолют по учению Гегеля?—Какие три стадии переживает абсолютный дух в своем развитии?—Каким образом осуществляется, до учению Гегеля, божественное самосознание?—Какой характер носит учение Паульсена?—Какой характер имеет система Вундта?—Какое различие существует между пантеизмом и теизмом?—Какое различие видит Паульсен между религиозным и философским достижением мира?—Какие существуют теоретические основания для допущения личности Бога?—Изложите основные положения деизма.—В чем отличается теизм от деизма?—Как объяснял Декарт происхождение идеи Бога?— Как объясняет познание Бога теория так называемого мистического восприятия?—Изложите взгляды Вл. Соловьева на происхождение идеи Бога. - Как определяет идею Бога Шлейермахер?
538
Гл. XXX. Знание и вера.
Как можно представлять себе отношение между верой и знанием?— Как смотрит Кант на отношение между верой и знанием?—Как решают этот вопрос Вундт и Паульсен?—Как смотрят на отношение между верой и знанием Джемс, Зигварт, Виндельбанд, Риккерт?— Каким образом пытаются примирить веру и знание современные русские богословы?
К стр. 397. Какое различие существует между коллективизмом и индивидуализмом? В каком отношении к государству должен стоять индивидуум, по учению Платона? Изложите основные положения учении Штирнера и Ницше.
539