Для оплодотворения маток достаточны значительно меньшие объемы спермы, чем те, которые выделяют большинство хряков. Оплодотворение маток удавалось получать при их осеменении спермой в объеме 10 и 20 мл. Однако исследованиями А. В. Квасницкого (1961) показано, что для достижения высокой оплодотворяемости и многоплодия необходим объем дозы не менее 50 мл для взрослых и 40 мл для молодых свиноматок, так как из-за асимметричности сокращения рогов матки при меньшем объеме в один из них может попасть недостаточное количество спермы.
Опытными исследованиями установлено: при осеменении свиноматок спермой в объеме 50, 125 и 150 мл в верхушки рогов матки и яйцепроводы попадает примерно одинаковое количество спермиев. С другой стороны, было выяснено, что с повышением объема спермы (от 100 мл) увеличивается ее количество, вытекаемое из половых органов после осеменения свиноматок.
Уменьшение объема дозы спермы для осеменения свиноматок имеет важное практическое значение. Так, с одной стороны, снижается количество среды, необходимое для разбавления спермы, с другой — сокращается время, затрачиваемое на осеменение свиноматок. Однако при этом следует очень тщательно проводить осеменение во избежание потерь спермы.
За рубежом для осеменения свиноматок применяют в основном объем спермы 75—80 мл, в нашей стране рекомендуемая доза — 100 мл.
224
Помимо объема спермы решающее значение для достижения высокой оплодотворяемости и многоплодия свиноматок имеет количество спермиев в дозе. Установлено, что для получения хороших результатов при осеменении достаточно значительно меньшее число спермиев, чем их имеется в подавляющем большинстве эякулятов хряков. Это позволяет использовать один эякулят для осеменения нескольких маток.
В настоящее время в дозе спермы для осеменения свиноматок должно содержаться не менее 3 млрд. подвижных спермиев. Большее число спермиев не оказывает отрицательного влияния, но и не повышает результативность осеменения, при меньшем — могут снизиться оплодотво-ряемость и многоплодие свиноматок.
БИОТЕХНИКА РАЗМНОЖЕНИЯ
Значительный прогресс в изучении физиологических механизмов регуляции половой функции животных обусловил возможность эффективного регулирования отдельных этапов процесса воспроизводства. В настоящее время это приобретает особое значение в связи с содержаниями свиней на промышленных комплексах, которые оказывают отрицательное влияние на их воспроизводительную функцию. Вначале под выражением «биотехника размножения» понимали только регулирование половой функции у большой группы свиней с помощью гормонов. В настоящее время под этим термином подразумеваются все приемы воздействия на половую функцию, в том числе и зоотехнические, применяемые в хозяйствах в широком масштабе.
Индукция полового созревания. Этот метод используют в тех случаях, когда часть свинок не приходит в охоту по достижении ими возраста осеменения или если необходимо ускорить созревание свинок с целью их раннего осеменения, или для того, чтобы до момента осеменения в обычные сроки у них проявились один-два половых цикла. Лучшие результаты получены при инъекции неполовозрелым свинкам 500 ИЕ СЖК и 250 ИЕ ХГ. Сроки овуляции у свинок при этом значительно различаются, поэтому осеменение следует проводить 3 раза — через 72, 96 и 120 ч после инъекции. В охоту при этом приходит только около 45 % свинок, но овуляция отмечается у 94 % животных. Осеменяют всех свинок без выявления у них охоты. Опло-дотворяемость составляет 66 %, иногда 79 %.
8-232 225
Синхронизация половой охоты. Под синхронизацией половой охоты понимается синхронный (одновременный) приход в охоту маток определенной группы. Ежедневный приход в охоту определенного количества маток — необходимое условие для нормальной работы хозяйств с поточным производством поросят (комплексы, некоторые крупные репродукторные хозяйства) и всех остальных хозяйств. В большинстве случаев достаточный уровень синхронизации половой охоты у маток достигается за счет использования физиологических особенностей проявления у них половой функции. Так, на 3—8-й день после отъема поросят в охоту приходит 90 % и более свиноматок. При ежедневном отъеме поросят от равных групп маток (на комплексах) в среднем в день приходит в охоту около 11 % из общего количества маток, содержащихся после отъема поросят. У ремонтных свинок половой цикл продолжается в среднем около 20 дней, поэтому ежедневно в группе молодых половозрелых свинок должно приходить в охоту около 5 % и от их первоначального числа.
Фактически количество приходящих в охоту свинок несколько меньше расчетного, так как среди них всегда имеются животные (до 20 %) с нарушенной половой функцией. Если в группу ремонтных свинок постоянно вводят вместо пришедших в охоту новых животных, то обычно ежедневно охота выявляется у 7 % свинок от их общего числа. Если в группу предназначенных для осеменения свинок включают неполовозрелых животных, то большая их часть приходит в охоту через 4—10 дней, так как перевод в новое помещение ускоряет их половое созревание.
Ряд исследователей считают более целесообразным синхронизировать половую охоту у свиней за счет стимуляции их половой функции гормональными методами. Взрослым свиноматкам вводят для этого в день отъема поросят или через 24 ч после него 1—2 тыс. ИЕ, или 1,5—2 тыс. МЕ СЖК. Отъем поросят приводит к выделению из гипофиза гонадотропных гормонов. При введении в этот период экзогенных гормонов содержание их в организме повышается, что приводит к более равномерному и быстрому росту фолликулов в яичниках у разных маток. В результате большая их часть приходит в охоту на 3—5-й день после отъема поросят. Однако и при этом не достигается 100 %-ный приход в охоту маток на 3—8-й день. У ремонтных свинок синхронизация охоты осложняется, так как все они находятся на разных стадиях полового
226
цикла. Применение СЖК в лютеальный период цикла неэффективно, поэтому ее нельзя использовать для синхронизации половой охоты у свинок.
Для поддержания свинок определенной группы на одной стадии полового цикла испытывались два различных способа. При первом свинкам применяли прогестерон, при втором — простагландины. Прогестерон не тормозит развитие и регрессию желтого тела, развитие фолликулов, но препятствует созреванию фолликулов. В результате его применения в течение 20 дней свинкам определенной группы все они оказывались на стадии полового цикла с законченной регрессией желтого тела и развитыми до определенной стадии фолликулами. После окончания применения препарата у подавляющего большинства животных на 5—7-й день наступала охота. Недостаток этого метода заключается в том, что от начала применения препарата до наступления охоты проходит около месяца, препарат стоит дорого и его необходимо применять многократно. В связи с этим усилия многих ученых были направлены на использование для синхронизации половой охоты у свинок простагландинов. Преследовалась цель вызвать регрессию желтого тела у животных, находящихся в лютеальной фазе цикла. Теоретически после введения простагландинов все свинки должны прийти в охоту через несколько дней. У других видов животных простагландины с успехом применяются для синхронизации. половой охоты у молодых самок, однако их испытание в свиноводстве не дало удовлетворительных результатов, так как простагландины не вызывают у свиней лютеолиза желтого тела до 11—12-го дня цикла. Многочисленные синтетические гестагены, применяемые для синхронизации половой охоты у коров и овец, непригодны для использования в свиноводстве ввиду образования при этом кист яичников и задержавшихся желтых тел. Только после того, как было установлено, что сходным с прогестероном действием обладает химическое нестероидное соединение металлибур (аймаке), начались широкие исследования по синхронизации охоты у свиноматок. Препарат в оптимальных дозах (1 мг на 1 кг массы животного) хорошо предотвращал появление охоты у маток, а на 5—7-й день после окончания его применения у подавляющего большинства свинок (около 90 %) проявлялась половая охота. Кисты яичников при этом встречались редко. Положительные результаты, полученные в многочисленных опытах с металлибуром в разных странах, привели к
8*« 227
его широкому использованию в производстве.
Широкое применение металлибура позволило выявить у него и недостатки. Металлибур тормозит выделение из гипофиза помимо гонадотропных гормонов также оксито-цина, тиреотропного и соматотропного гормонов. Это оказывает отрицательное влияние на молочную продуктивность, аппетит и приросты массы животных. В период применения препарата у свиней отмечаются вялость и сонное состояние, повышается жажда и появляются пятнистые покраснения на коже. Ошибочное скармливание кормов с металлибуром свиноматкам приводит к тяжелым последствиям. Применение его в период первых 22 дней супоросности вызывает прерывание беременности. Скармливание препарата на 25—50-й день супоросности приводит к характерным уродствам черепа и конечностей у поросят. Из-за тератогенного действия металлибура его производство во многих странах запрещено.
На некоторых крупных комплексах ГДР охота синхронизируется поголовно у всех свинок. Для этой цели применяют препарат суисинхрон. Он содержит 2 г цинк-металлибура в 200 г талька. Препарат скармливают свинкам в смеси с концентратами в течение 20 дней в дозе 5 г в день на животное. Через 24 ч после последней дачи препарата свинкам вводят СЖК по 750—1 000 ИЕ. В последние годы появились сообщения о том, что сроки применения препарата можно сократить до 15 дней. Несмотря на широкую рекламу метода синхронизации половой охоты у свиноматок за рубежом, он не нашел применения в нашей стране.
В настоящее время сообщается о положительных результатах при использовании нового синтетического заменителя прогестерона ригумата (тренболон).
СИНХРОНИЗАЦИЯ ОВУЛЯЦИИ
В последние годы уделяется большое внимание биотехническому методу, обеспечивающему осеменение маток без выявления у них половой охоты. Применение метода позволяет обходиться без хряков-пробников и получать высокую оплодотворяемость и многоплодие свиноматок. До-.стигается это тем, что маткам без функционирующего желтого тела в яичниках вводят СЖК, которая вызывает рост фолликулов, а затем ХГ, что приводит к их созреванию и овуляции. Метод применяли на трех различных группах свиноматок. Взрослым маткам в день отъема поросят или
228
через 24 ч вводили СЖК в дозе 1—2 тыс. ИЕ (чем короче подсосный период, тем выше доза), а через 72 ч — 500 ИЕ ХГ. Лучшие результаты получили при осеменении через 12 и 26 ч после введения ХГ. Оплодотворяемость при этом достигала 83,5 %.
Положительные результаты получены в том случае, когда вместо ХГ применяли внутримышечно 650—700 мкг пироглютаминовой кислоты, растворенной в 2—3 мл дистиллированной воды. Осеменение проводили через 24 и 40 ч после инъекции кислоты. Оплодотворяемость маток равнялась 84,6 %, в помете — 12,1 поросенка.
У ремонтных свинок вначале синхронизировали охоту металлибуром. При этом оказалось достаточным применять препарат в течение 15 дней. На следующий день после окончания дачи препарата свинкам вводили по 1 тыс. ИЕ СЖК, а через 3 дня — по 500 ИЕ ХГ. Лучшие результаты получены в том случае, когда вместо одной СЖК инъецировали одновременно дополнительно 200 или 300 ИЕ ХГ. Осеменение проводили через 23 и 40 ч после введения ХГ.
У неполовозрелых свинок вначале индуцировали половую охоту смесью СЖК в дозе 500 ИЕ и ХГ в дозе 250 ИЕ. Через 72 ч вводили по 500 ИЕ ХГ. Несмотря на то, что при синхронизации овуляции в отдельных случаях достигнуты высокие результаты, они еще не являются достаточно стабильными. Это объясняется значительными индивидуальными особенностями животных. Даже у свинок, находящихся в одинаковых условиях кормления и содержания, одни и те же дозы гормонов приводили к различным результатам. Так, при убое свинок через 48 ч после введения ХГ у 6,3 % из них овуляция еще не началась, у 43,8 % наблюдалась частичная овуляция, а у 50 % свинок она завершилась. Через 72 ч овуляция закончилась у 62,5 % и не завершилась у остальных животных. В разных хозяйствах сроки овуляции у свиноматок при использовании одинаковых доз гормонов отличаются еще значительнее. В результате даже при двукратном осеменении Оплодотворяемость маток при синхронизации овуляции не всегда оказывается достаточно высокой и отличается в разных хозяйствах. Из-за различий в сроках наступления овуляции у большинства свинок в отдельных хозяйствах неодинаковыми для них оказываются и оптимальные сроки осеменения. Широкое внедрение в производство метода привело к снижению результативности осеменения свиноматок в ГДР.
229
СИНХРОНИЗАЦИЯ ОПОРОСОВ
Под синхронизацией опоросов понимается одновременный опорос маток определенной группы. В обычных условиях этого достигнуть невозможно, так как длительность супоросности у разных маток имеет значительные колебания, и матки, осемененные в один день, могут пороситься в течение 30 дней. Это значительно затрудняет работу во всех хозяйствах, но особенно в промышленных комплексах. По технологии матки должны переводиться на участок опороса за 3 дня до предполагаемых родов. Фактически их необходимо переводить минимум за 7 дней, но и при этом около 0,7 % маток поросятся в групповых станках, в результате чего теряется до 1 тыс. поросят в год.
Для более раннего перевода маток требуется увеличить емкость участка опороса (по сравнению с расчетной) на 14—16 %. Помимо ранних отрицательно сказываются на поточности производства и запоздалые опоросы. С целью предотвращения ранних опоросов свиноматкам применяют гестагены со 109-го дня супоросности. Иногда их продолжают использовать и позже 115-го дня для повышения массы новорожденных поросят и предотвращения опоросов в выходные и праздничные дни'. Однако при введении позже 117-го дня повышается мертворожденность.
При использовании простагландинов роды начинаются через 1—2 дня. Введение простагландинов раньше 112-го дня супоросности нежелательно, так как при этом рождается больше слабых поросят. При инъекции отдельных препаратов на 112—113-й день супоросности в течение 2 суток поросятся до 85 % маток. При введении простагландина Р2а в дозе 7,5 мг на 112-й день роды наступают через 15—40 ч у 95 % животных.
Для синхронизации опоросов используют также кортикостероиды. При использовании дексамета-зона в дозе 75 мг на 109-й, 110-й и 111-й дни супоросности роды наступали в среднем на 115-й день с колебаниями от 113 до 115 дней. У молодых свинок они начинались через 76, а у взрослых — через 68 ч после последнего введения препарата. При однократном введении дексаметазона в дозе 100 мг на 112-й день все животные поросятся до 115-го дня.
Известно, что окситоцин не оказывает влияния на сократимость матки в дородовой период, но его применение совместно с СЖК позволило получить положительные результаты. При этом СЖК в дозе 1,8—2 тыс. МЕ на 100 кг
230
живой массы вводили маткам на 112-й день супоросности. Тем свиньям, у которых опорос не наступал, инъецировали на 114-й день по 70—80 ед. питуитрина или окситоцина. Как правило, опоросы наступали при этом через 1,5—6 ч. Только 19 % маток опоросились на 115-й день.
Учитывая высокую стоимость обработок, в последнее время исследователи считают целесообразным проводить стимуляцию опоросов на 114—116-й день супоросности у не опоросившихся до этого времени свиноматок. При этом приходится обрабатывать только примерно 70, 50 и 25 % от общего поголовья супоросных маток. При введении зстрофана (чешский аналог простагландина) в дозе 175 мкг на 115-й день супоросности в течение 36 ч опоросились более 95 % свиноматок. У обработанных свиноматок значительно реже встречается в послеродовой период заболевание, называемое «метрит-мастит-агалактия».