Философия права – научная дисциплина, а также философское учение, исследующие проблемы права в его онтологическом, познавательном и аксиологическом измерениях. Философско-правовые исследования имеют глубинную традицию, восходя к учению древнегреческих софистов V-IV вв. до н.э. о естественном праве (праве по природе) как подлинном и справедливом праве, в отличие от искусственного (позитивного) права полиса (права по человеческому установлению). Все последующие философско-правовые учения основывались на этом подходе. Многие исследователи, начиная с древности (Сократ, Платон, Аристотель, стоики, Цицерон и т.д.), средневековья (Фома Аквинский, Р. Луллий и др.), рационально-философских интерпретаций И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля и заканчивая философско-правовой мыслью XXв., по существу придерживались различных трактовок и вариантов понимания естественного права и его соотношения с позитивным правом.
В находящихся под влиянием естественно-правовых представлений философско-правовых концепциях отсутствует принципиальное отграничение права от морали и нравственности.
Вторая разновидность в философии права представлена формально-юридической концепцией права, согласно которой право (в его отличии от закона) – это принцип формального равенства, а не естественное право. Здесь представлено понятие права как более развитая форма юридического правопонимания, преодолевающая понятие естественного права с его смешением права с моралью, нравственностью, религией, игнорированием различий между формальным и фактическим.
Философия права рассматривает право в его различении и соотношении с законом. Предмет философии права, охватывает весь мир права во всех его проявлениях и определениях. Это понимание распространяется не только на закон, но и на основной компонент общественно-политической жизни – государство, которое трактуется как определенный политический институт. Предметное поле философии права при этом включает, помимо правовых характеристик государства, его законодательной, законозащитной и иной деятельности, и такие философско-правовые вопросы, как право и государство, человек-общество-государство, правовые формы организации государства, методы и приемы юридической аргументации, природа юридического доказательства, соотношение прав и обязанностей, договор, правоотношение, проблемы преступности, смертной казни и т.д.
В философии права, в исторической реконструкции этапов развития философии права на протяжении всей истории развития, начиная с древности, присутствуют две тенденции понимания сущности права:
- исследование идеи права как априорно данной и выражающей идеально организованное общество;
- исследование действующего или исторически существующего права.
В первом случае речь идет о праве как «праве» или «справедливости», и существующее право рассматривается с точки зрения его соответствия вечному и неизменному идеалу. Во втором случае право лишается своего сверхидеального бытия и понимается как исторически возникшее и, следовательно, имеющее относительное содержание.
В C редние века на смену уже утвердившемуся делению права на естественное и позитивное приходит более сложное представление об источниках права: «вечный закон» (божественный замысел, ведомый только самому богу и святым), «естественный закон» (непосредственное проявление права в отношении человека), «человеческий закон» (положительное право, которое в отличие от двух предыдущих, обладает принудительной силой, т.е. устанавливается и охраняется государством) и «божественный закон» (принципы человеческого общежития, изложенные в Библии).
В Новое время философия права объединяет возврат к античному (введенному Аристотелем) делению права на естественное и положительное. Причем, акценты меняются: естественное право понимается как вполне самостоятельное, независимое не только от воли законодателя, но также и от божественной воли (Г.Гроций, ФЫ.Бэкон, Т.Гоббс).
В эпоху Просвещения философия права представлена главным образом в трудах Ш. Монтексье и Ж.-Ж. Руссо.
Новый этап в развитии западноевропейской философии права знаменует разработанные И. Кантом «Метафизические начала учения о праве». Право впервые рассматривается как область метафизики – с точки зрения его нормативности и априорности. Вопрос о соотношении права и морали получает не только ясный ответ, но и подробное философское обоснование. Право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Верховенство закона (наряду с народным суверенитетом) является единственной основой государства.
У Гегеля также наука о праве есть часть философии, а предметом философии права выступает идея права. Идея права есть свобода, понимание которой достигается через познание понятия права и его осуществление.
В XIX в. наиболее влиятельными течениями были историческая школа права, видящая в праве органический продукт «народного духа» или «национального сознания» и считающая, что право складывается на основе обычаев, является неприкосновенным, не зависящим ни от воли законодателя, ни от воли правительства (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта) и пришедший ей на смену юридический позитивизм.
Во второй половине XIX - начале XX вв. отмечается расцвет русской юридической мысли и русской философии права, где основное развитие получили теория естественного права и юридический позитивизм (Н.М. Коркунов, А.Ф. Шершеневич, А.Д. Градовский, Д.И. Кавелин и др.).
Возрождение естественного права на рубеже веков проходило в различных направлениях: на основании идей неокантианства (П.И. Новгородцев, Е.Н. и С.Н. Трубецкие и др.) с опорой на достижения психологии (Л.И. Петражицкий), социологии (С.А.Муромцев); на юридический позитивизм. (К. Кельзен, Г.Л.А. Харт).
В то же время формируются разнообразные философско-правовые учения и школы: феноменологическая философия права (А. Райнах), экзистенциальная философия права (В. Майхофер, Э. Фехнер, Г. Кон), социологическая философия права (М. Вебер, Р. Паунд), юридический реализм (М. Радэн, Ф.С. Коген),философия права неотомизма (Ж.. Маритен, Дж. Финнис), концепция естественного права (Г. Райнер, Г. Раймен), критические юридические исследования (Р. Унгер, А. Кац).
Основным институтом политической системы и политической организации общества, создаваемым для организации жизнедеятельности общества в целом, обеспечения правовых форм организации политической власти и возведения общезначимого права в общеобязательный закон является государство.
Основные черты правового государства. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, эффективный социальный контроль политики и власти.
Отличительными признаками правового государства являются:
1. Верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами.
2. Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его же само нарушать.
3. Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин или отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.
4. Разделение властей. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между различными ветвями власти, чтобы избежать деспотизма.
5. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства.
6. Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления.
Для становления гражданского общества и правового государства важно гармоничное взаимоотношение политики, морали и права, хорошо развитая система политической культуры.
Методологические основы правовых наук. Становление методологии правовых наук осуществлялось в конце XIX в., когда происходило дисциплинарное оформление естествознания, дифференциация наук о природе и о духе, возникали различные дискуссии в лоне уже отдельных становящихся наук.
Методология правовых наук – рефлексивно-рациональная область исследования, направленная на изучение принципов, методов и системы ценностей правового сознания, выявление его специфики, природы юридического доказательства, приемов, юридической аргументации взаимоотношений с государством, политикой, экономикой, моралью, с иными областями социальной жизни.
Философско-методологический анализ правовой науки предполагает погружение категории права в соответствующую категорийную матрицу с целью выявления специфики сущности права. В этом плане в философии и методологии права можно выделить два подхода, по-разному раскрывающих сущность права.
Согласно первому, сущность содержания права раскрывается через такую категориальную матрицу, в которой основными понятиями выступают: «справедливость», «свобода», «разум» и др.
Согласно второму, сущность права определяется, исходя из действующего или положительного права. Здесьцентральными понятиями выступают «норма», «принуждение», «авторитет», «обычай» и др.
К первым относятся сторонники естественного права, в рамках которого определенные ценности и права признаются изначально соответствующими природе человека и поэтому незыблемыми (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж-Ж. Руссо, Ж. Маритен, Дж. Финнис). Ко вторым, в зависимости от утверждения или отрицания роли традиции – представители исторической школы права (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта).
Функциональный подход к пониманию сущности права базируется на понимании права как конкретной деятельности судов и судей, выполняющих «функцию судебных решений» (Дж.Ч. Грей, О.У. Холмс, Ф. Коген, М. Радэн,
Дж. Франк и др.). Решающими мотивами для принятия конкретного судебного решения здесь признаются человеческие склонности, ценности, социальная и политическая значимость, а не логика рассуждения, способ вывода, юридически обоснованный выбор соответствующего нормативного акта или прецедента.
В постижении сущности права в начале XX в. широкое распространение получило понимание права, в основе которого лежали достижения психологической науки. Право определялось как совокупность психических переживаний долга и обязанности, которые обладают императивно-повелительным характером (Л.И. Перажицкий).
Начиная с 70-х годов XX в. широкое распространение в анализе сущности права приобретает интегративный подход, объединяющий в себе и аналитический (семиотический) подход, который ограничивается анализом правовой действительности с точки зрения присущих ей внутренних закономерностей, с исследованиями политического, идеологического и экономического характера, соотносящими право с иными областями социальной жизни. Такой ракурс раскрытия сущности права характерен для критических юридических исследований – направление американской философии и методологии права второй половины XX в., которое рассматривает в качестве основного источника свойственной праву логики и структуры властные отношения, существующие в обществе (Р.М. Унгер,Р.Р. Гордон, М.Дж. Горвиц, Д. Кенни и др.).
Право, как считают представители критических юридических исследований, не может быть нейтральным и всегда тесно переплетено с политикой. Философской основой данного направления послужила как философия марксизма и Франкфуртской школы, так и философия структурализма (М. Фуко, Ж. Дерида).
Большое влияние среди правовых концепций оказал американский юридический реализм. Используя, в частности, метод деконструкции, представители критических юридических исследований видят во всесторонней критике существующих правовых доктрин и действующего законодательства с целью реформирования положительного права.
В методологии правовой науки особый статус занимают такие понятия, как правовой закон, правовые нормы, правовое регулирование, правовой принцип.
Правовой закон – адекватное выражение права в его официальной признанности, общеобязанности, определенности и конкретности, которые необходимы для действия позитивного права. Правовому закону противоречит как правовой идеализм, так и правовой нигилизм.
Правовой идеализм заключается в переоценке права, исходящей из юридического невежества, неразвитости и деформированности правосознания и недостатка политико-правовой культуры.
Суть правового нигилизма состоит в недооценке права, негативном, неуважительном отношении к праву, законам, связанным с правовой невоспитанностью и необразованностью основной массы населения.
Под правовыми нормами понимают общеобязательное правило социального поведения, установленное и закрепленное государством (письменно или иным другим доступным образом). Фактически, правовые нормы представляют собой комплекс правил, включающих разрешения, ограничения, запреты. Это своего рода социальные предписания, регулирующие поведение человека в обществе. Правовые нормы носят формальный характер, поэтому они требуют письменной (документальной) формы, которая позволяет исполнителям рассматриваемых норм четко и точно представлять содержание, пределы действия и другие необходимые сведения о праве.
Правовые принципы включают в себя исходные положения или ведущие начала процесса их формирования, развития и функционирования. Правовые принципы отражены в нормах права и являются основой всей правовой жизни общества и государства. Они определяют сущность и содержание права, его внутреннее строение и процесс правоприменения, т.е. принципы права применяются и теоретически и практически.
В правовых науках используются методы, традиционно применяемые в философии права и в самом праве, а также методы, разработанные в рамках той или иной конкретной правовой дисциплины. Несомненно, что такие методы и процедуры, как выявление, наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ и дедукция, формирование юридического факта, проведение следственного эксперимента, исторический и логический методы и др., в каждой из конкретных правовых дисциплин приобретают свою специфику, наполняясь конкретным содержанием, и требуют от субъекта особых конкретно-научных знаний.
В методологии юридической науки особую значимость имеют такие концептуальные структуры, как юридические источники, юридические документы, юридические факты, юридическая практика и техника.
Юридические документы (права) – официальные формы выражения и закрепления (а также изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве. В современных государствах основными источниками или формами выражения и закрепления норм позитивного внутригосударственного права могут быть: нормативные документы, документы, содержащие решения индивидуального характера, документы, фиксирующие юридические факты и т.д.
Юридический факт описывает конкретные социальные обязательства, вызывающие наступление определенных правовых последствий и обладает такими правовыми признаками, как: конкретность, информация о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, зафиксированную в установленной законодательством процедурно-процессуальную форму. Юридические факты подразделяются на юридические действия и события. Со своей стороны юридические действия бывают правомерными и противоправны ми, а правомерные действия в свою очередь – юридическими поступками и юридическими актами. Для установления юридического факта необходимо, чтобы юридические доказательные факты и доказательства ни отождествлялись, ни разрывались, а имели статус тождественных элементов процесса правового познания.
Юридическая техника включает в себя совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления, систематизации и учета юридических документов. Она подразделяется на законодательную (правотворческую) технику, технику систематизации и учета нормативных актов. Юридическая техника нацелена на рационализацию юридической деятельности, достижение ясности, простоты, краткости, определенной стандартности, единообразия юридических документов. Она включает в себя совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки, составления и оформления нормативных актов.
Юридическая практика – деятельность по изданию (толкованию, реализации и т.п.) юридических предписаний, учитывающая накопленный социально-правовой опыт. Она характеризуется следующими признаками:
- является разновидностью социально-исторической практики, важнейшим компонентом правовой системы общества;
- образует существенную часть культуры общества;
- проявляет общественную, коллективную природу, предполагает соответствующие формы сотрудничества между ее субъектами и участниками, обмен информацией и результатами, а также несет в себе совокупный продукт совместной деятельности, накопленный посредством социально-правового опыта;
- способствует целенаправленному изменению общественной жизни благодаря изданию новых или изменению уже существующих нормативно-правовых предписаний, их толкования и конкретизации, использования и применения.
Вывод. особенностью современного развития научного знания ориентация на межпредметных взаимодействий рамках естественных и технических, а также их связей гуманитарным знанием. познание неразрывно постоянно связано ценностями, с компонентами. Ценности важными регулятивами людей, исследовательской ученых, стремлений и т.. – и всегда конкретно-исторический. Изучение - методологических основ необходима специалисту практической деятельности, обретения знаний навыков по правоотношений, для умения формировать, для выявления и факторов правовой действительности.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные принципы методологии естественнонаучного знания.
2. В чем состоит специфика объекта и предмета естественнонаучного исследования?
3. Назовите и охарактеризуйте основанные этапы развития технического знания.
4. Каковы основные методологии технических?
5. Охарактеризуйте исследовательские программы социогуманитарного знания.
6. Какую роль играет теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса для исследования современного научного знания?
7. Охарактеризуйте методологические основы правовых наук.
8. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук?
9. Обоснуйте роль прагматического подхода в исследовании социогуманитарных явлений.
10. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания?
Заключение
В время наука глубже проникает тайны природы общественной жизни, сложнейшие связи закономерности. Но глубже проникает в сущность и духовной, тем сложнее многограннее становится научного исследования, более сложный совершенный аппарат познания. Бурное науки неизбежно столь же развитие логики методологии научного как мощного, инструмента научного.
Современная наука – многодисциплинарное объединение; научная дисциплина на своей, – совокупности онтологических,, мировоззренческих, ценностных, определяющих сущность направление конкретных, выбор методов научных знаний критерии их. Современная наука – процесс становления корректировки постнеклассической картины мира, далекий от. Проверку временем принципы целостности глобального эволюционизма, положения синергетического к миру, взаимоотношение гуманитарного естественнонаучного знания., что одной мировоззренческих установок XXI века синергетика, ориентирующая возможность нового человека с, где самоорганизующееся должно диктовать перед искусственными, и конструкционистскими. Синергетика перестраивает мировосприятие, и частности нацеливает принципиальную открытость плюрализм (вспомним: пусть все вместе до).
В современном наука усиливает статус как института. Гораздо, нежели ранее, участвует в мировоззрения людей общества, а нормативные структуры, доказательства и знания выступают основа принятия в самых областях деятельности.
в учебном проблемы относятся философским и проблемам науки. наглядно свидетельствуют том, что научных исследований – развивающаяся область, что здесь не только, проверенные практикой, но и вопросы, требующие исследования. Однако не столько, сколько положительное в развитии, ибо в, как известно, истина, а противоположностей в является движущей ее поступательного.
В настоящем, предназначенном для всех специальностей -Кавказского федерального, в обобщенном проанализированы общетеоретические методологические основы исследования, рассмотрены этапы философии, дана характеристика науки и научного знания.
материала лекций магистрам научиться философско-методологические научные тексты использовать их понимания современного развития науки.
системой знаний историческом развитии и методологии, а также самостоятельного обоснования проблемы и ее решения способствовать формированию и общепрофессиональных магистра для научных исследований различных сферах деятельности.
Список литературы
Основная:
1. Ацюковский, В.А. Философия и методология современного естествознания: цикл лекций / В.А. Ацюковский. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 161 с. - ISBN 978-5-4458-7928-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232177 (24.02.2017).
2. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 283 с. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02783-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450759
3. Лебедев, С.А. Методология научного познания: монография / С.А. Лебедев. - М.: Проспект, 2016. - 256 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-392-20132-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443540 (24.02.2017).
4. Мельникова, Л.Л. Философия и методология науки: учебное пособие / Л.Л. Мельникова; под ред. Ч.С. Кирвеля. - Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 640 с. - ISBN 978-985-06-2119-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144599 (24.02.2017).
5. Пивоев, В.М. Методология гуманитарного знания: монография / В.М. Пивоев. - 2-е изд. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 523 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-7155-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434687 (24.02.2017).
6. Рузавин, Г.И. Методология научного познания: учебное пособие / Г.И. Рузавин. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 287 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-00920-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115020 (24.02.2017).
7. Рузавин, Г.И. Философия науки: учебное пособие / Г.И. Рузавин. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 182 с. - (Экзамен). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01458-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114561 (24.02.2017).
8. Тяпин, И.Н. Философские проблемы технических наук: учебное пособие / И.Н. Тяпин. - М.: Логос, 2014. - 215 с. - ISBN 978-5-98704-665-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234008 (24.02.2017).
9. Чечеткина, И.И. Философия науки Нового времени: учебное пособие / И.И. Чечеткина; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань: Издательство КНИТУ, 2013. - 185 с.: ил. - Библиогр.: с. 103-105. - ISBN 978-5-7882-1417-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258362 (24.02.2017).
10. Шуталева, А.В. Философские проблемы естествознания: учебное пособие / А.В. Шуталева. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2012. - 164 с. - ISBN 978-5-7996-0683-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240436 (24.02.2017).
Дополнительная:
1. Ацюковский, В.А. Материализм и релятивизм: Критика методологии современной теоретической физики: пособие / В.А. Ацюковский. - 3-е изд. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 343 с. - ISBN 978-5-4458-7927-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232180 (24.02.2017).
2. Бариев, Р.Х. История и философия науки: (общие проблемы философии науки): учебное пособие (краткий курс) / Р.Х. Бариев, Г.М. Левин, Ю.В. Манько; под ред. Ю.В. Манько. - СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2009. - 112 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9676-0217-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255794 (24.02.2017).
3. Батурин, В.К. Философия науки: учебное пособие / В.К. Батурин. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 304 с. - ISBN 978-5-238-02215-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117897 (24.02.2017).
4. Билалов, М.И. Истина. Знание. Убеждение / М.И. Билалов; под ред. А.Л. Никифорова. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 128 с. - ISBN 978-5-4458-1913-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=130036 (24.02.2017).
5. Знание и вера в философском дискурсе: Традиции и современность / под ред. И.С. Выхристюк-Андреевой; сост. Л.А. Боброва. - М.: РАН ИНИОН, 2010. - 193 с. - (Проблемы философии). - ISBN 978-5-248-00527-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=132286 (24.02.2017).
6. Кузнецова, Н.В. Философия науки: история, современное состояние: электронное учебное пособие / Н.В. Кузнецова; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 111 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8353-1686-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437475 (24.02.2017).
7. Курлов, А.Б. Методология социального познания: монография / А.Б. Курлов. - М.: Проспект, 2016. - 232 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-392-18847-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443539 (24.02.2017).
8. Липкин, А.И. Социокультурные и политические факторы в развитии российского естествознания (XVIII–XX вв.): учебное пособие / А.И. Липкин. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 175 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-7035-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434740 (24.02.2017).
9. Общие проблемы философии науки: учебное пособие / Институт экономики, управления и права (г. Казань); под общ. ред. Л.Ф. Гайнуллиной. - Казань: Познание, 2008. - 100 с. - ISBN 978-5-8399-0262-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257911 (24.02.2017).
10. Ракитов, А.И. Анатомия научного знания. Популярное введение в логику и методологию науки / А.И. Ракитов. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 174 с. - ISBN 978-5-4458-0228-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210486 (24.02.2017).
11. Соколков, Е.А. Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании / Е.А. Соколков, А.П. Кондратенко, Н.Е. Буланкина. - М.: Университетская книга, 2008. - 191 с. - ISBN 978-5-98699-088-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84779 (24.02.2017).
12. Титаренко, И.Н. Аксиологические проблемы современной науки: учебное пособие / И.Н. Титаренко, Е.В. Папченко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет", Технологический институт в г. Таганроге. - Таганрог: Издательство Технологического института Южного федерального университета, 2011. - 236 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241172 (24.02.2017).
13. Философские проблемы социально-гуманитарных наук: учебное пособие / Институт экономики, управления и права (г. Казань); под общ. ред. Л.Ф. Гайнуллиной. - 2-е изд. - Казань: Познание, 2012. - 196 с. - ISBN 978-5-8399-0439-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258023 (24.02.2017).
14. Черняева, А.С. История и философия науки. Структура научного знания: учебное пособие для аспирантов и соискателей / А.С. Черняева; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет». - Красноярск: СибГТУ, 2013. - 61 с.: табл., схем. - Библиогр. в кн..; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428847 (24.02.2017).
15. Юрикова, С.А. Философские проблемы техники и информационного общества: учебное пособие / С.А. Юрикова; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный институт искусств и культуры». - Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012. - 106 с. - ISBN 978-5-904977-31-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276212 (24.02.2017).
16. Язык, знание, социум: Проблемы социальной эпистемологии / под ред. И.Т. Касавина. - М.: ИФ РАН, 2007. - 184 с. - ISBN 978-5-9540-0076-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=45227 (24.02.2017).
Интернет-ресурсы:
1. http://www.edu.ru/- Федеральный портал «Российское образование»
2. http://biblioclub.ru/-Университетская библиотека online
3. http://iphras.ru/elib.htm - Электронная библиотека Института философии РАН
4. http://filosof.historic.ru/- Цифровая библиотека по философии
5. http://philosophy.ru/ - Электронная библиотека на философском портале
6. http://www.rsl.ru/- Российская государственная библиотека
7. http://ihtik.lib.ru/- Электронная полнотекстовая библиотека Ихтика
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
высказывание – высказывание, значения которого посредством определения, не из.
Априори (лат. priori – из) – независимо от, до опыта.
предложения – предложения, помощью которых «атомарные факты» (Б. Рассела). приписывают две характеристики: 1) каждое предложение является истинным, либо; 2) атомарные предложения друг от.
Бихевиоризм (от. behavior – поведение) – направление в психологии XX., сводящее психику различным формам.
Вербализация (от. verbalis – устный,) – отражение опыта языке, речи.
(от лат. – доказать истину) – из исходных логического позитивизма, которому истинность утверждения о должна быть в его с чувственными.
Верификационная теория – концепция логического (позитивизма), согласно смыслом обладают те предложения, сводимы к предложениям.
Гипотеза (греч. hipo –, thesis – тезис) – или система, представляющих собой о существовании, связи или явлений.
Гипотеза hoc – гипотеза, не имеет новых следствий сравнению с гипотезой, или одно из следствий не, эксперимент не быть проведён даёт негативный, или она из предшествующей путём её.
Гипотетико-дедуктивный – система методологических, состоящая в гипотез и этих гипотез вывода из следствий и их с.
Демаркация – разграничение, разграничения научного и ненаучного, наук и, логики, метафизики.
теория – исходный логического анализа науки, согласно. Расселу.
Джастификационизм (англ. justification –) – позиция в науки, которая в том, научное знание обосновать, сведя к базисным, которые представляют базисные фактуальные и аксиомы. противоположен фальсификационизму, утверждает гипотетичность знания, невозможность конечного обоснования.
матрица – понятие, Т. Куном уточнения понятия «». «Дисциплинарная матрица» исследования включает себя: 1) обобщения, характер физических, допускаемых «дисциплинарной», и предписаний, из этих; 2) метафизическую часть, которая представлена моделью мира; 3) установки учёных; 4) решения конкретных, усваиваемые учёными путём, через стандартных задач, инструментов и техники.
Индукция (лат. inductio –) – процесс логического, основанного на от частных эмпирического характера,. е. выводимых опыта или к чувственным (ощущениям, восприятиям), общим заключениям.
умозаключение – умозаключение, вероятностный характер, котором связь и заключения не на законы, а фактическое или основание.
Интроспекция – самонаблюдения.
Конвенция (лат. conventio –) в философии под конвенцией соглашение между по выбору, принятое не основании истинности, а по полезности теории,, удобства в.
Корреспондентная теория – «классическая» теория как соответствия действительности.
Кумулятивизм (лат. cumulatio –, скопление) – методологическая философии науки, которой развитие происходит путём и непрерывного новых знаний накопленной сумме, при этом процесс сопровождается эмпирического содержания, а новые касаются исключительно, которые ранее были известны.
знание – термин, М. Полани, обозначения такого знания, которое на операциональном, в процесс практики, приобретения, сноровки и: сюда же ценности, которыми руководствуется в познания, к, простота теории, математическая красота, не может из эмпирического науки, а с личностным учёного.
Логический – первая неопозитивистская () программа философии, сформулированная Б. в его «Наше познание мира» (1914), «Философия атомизма» (1918) и. В соответствии логическим атомизмом мир представляет совокупность не друг с атомарных фактов. его формирование воздействие оказала модель знания мире, изложенная «Логико-философском» Л. Витгенштейна, которой всякое понимается как «атомарных» предложений, логическими операциями, структура мира по аналогии логическим строением.
Логический эмпиризм () – вторая неопозитивистская () программа философии, разработанная Венским в 1920–1930 гг. в. Логический: 1) обосновывает в основного метода методологический анализ; 2) для подтверждения эмпирические процедуры, верификации.
Логическое – грамматически правильное, взятое вместе выраженным им.
Метафизика – философское о предельных, принципах и бытия, знания культуры.
Методология (греч. metodos – к чему-) – 1) совокупность познавательных, методов, приёмов, в науке; 2) о методе; проблем, изучаемых, выделяются анализ научного исследования, научного языка, области применения методов исследования, исследовательских подходов концепций.
«Миф музее» – мысленный У. Куайна, помощью которого критиковал концепцию «каркасов» Р.. Языковые каркасы с мифологическим, в котором – значения слов, вывески – сами.
Научное сообщество – исследователей со и сходной подготовкой, объединённых целей научного.
Научно-исследовательская – термин в науки И., под которым понимает совокупность, связанных между общностью принципов.
Онтологической относительности – выдвинутый У. тезис, согласно наше знание объектах, описываемых языке одной, следует рассматривать на языке теории, в очередь, «второй» рассматривается с языка следующей, и так до бесконечности.
высказывания – утверждения существовании объектов.
«критерий» У. («существовать – значит значением квантифицируемой») – инверсия семантического, поскольку связывает со способом описания и подобную связь каузального детерминизма.
Парадигма (греч. paradeigma –, образец) термин философии науки. Куна, под он понимает знание, связанную этим знанием, а также установки, принятые сообществом и возможным существование традиции.
Перцептивный (лат. perceptio –) – имеющий отношение чувственному восприятию (органы чувств).
логика – классическая высказываний. При логических форм современного языка этой теории абстрагирование от простых высказываний, их внутренней, а учитывается то, с каких союзов в каком простые высказывания в сложные.
«предложения» – эмпирический науки в методологической концепции эмпиризма (позитивизма). их помощью эмпирическое обоснование знания, путём теоретических предложений, эмпирическим.
Реализм –, используемый в смыслах: в случае реализм номинализму в соотношения общего единичного и существование общего виде «реалий»; другом случае, противоположен инструментализму феноменологизму и позицию, согласно научные теории с объективной.
Релятивизм (от. relativus – относительный) – широком смысле – принцип относительности; узком смысле – относительность, условность ситуативность научного, которое во зависит от и социокультурного, вплоть до -психологических особенностей.
Синтетическое высказывание –, истинность значения определяется посредством опыта.
Солипсизм (лат. solus –, ipse – сам) – позиция, согласно, несомненно, данным только собственный опыт, данные сознания.
Тавтология –, которая не никакого содержательного о мире.
– логическая операция, результате которой одного или принятых утверждений () получается новое (заключение).
Фальсификация (лат. falsus –, facio – делаю) – процедура, позволяющая ложность гипотезы теории на несовпадения теоретических с результатами или несовместимости фундаментальными научными.
Фаллибилизм (от. fallible – подверженный, погрешимый) – направление, согласно которому научное знание не является, а есть промежуточная интерпретация, подразумевающая последующую лучшей интерпретацией.
– представление, согласно верификация возможна в составе концептуальной системы (атомизма-партикуляризма).
(от греч. – открываю, отыскиваю) –, используемое в науки И., для обозначения новых решений в условиях проблемных ситуаций. примеру, «положительная» у И. включает предположения, ограниченные варианты вспомогательных гипотез целью расширения применения научно- программ.
Эмпирический –.
Эпистемология (греч. – знание) – теория. Термин употребляется англо-американской.
«Языковой каркас» – языковая система, определённым правилам, рамках которой говорить об сущностях определенного (понятие Р.). Задать языковый – значит задать выражения, подчиняющиеся правилам.
Языковых теория – «карнаповская», показывающая правомерность об абстрактных в современной, несмотря на, что они принципу эмпирической и не быть сведены протокольным предложениям, данные непосредственного.
ПЕРСОНАЛИИ
Бахтин Михайлович (1895-1975) – известный в области познания, эстетики,, литературоведения. Его широко известны рубежом, переведены европейскиеязыки.
Бернал Джон (1901-1971) – английский физик, науки, один основателей науковедения, деятель.
Бунге (род. 1919) – аргентинский и философ, в Канаде. философские вопросы и методологические естествознания, известен о причинности интуиции в.
Борн Макс (1882-1970) – ученый, один классиков естествознания века, лауреат премии 1954 года. область его интересов – квантовая релятивистская физика.
Нильс (1885-1962) – выдающийся ученый, награжден 1922 году Нобелевской по физике. решающий вклад копенгагентскую интерпретацию механики, сформулировал фундаментальных принципа, развития квантовой: принцип соответствия принцип дополнительности.
Мартин (1878-1965) – еврейский философ, разрабатыал диалога, «диалогическую».
Вебер Макс (1864-1920) – немецкий социолог,, экономист, разрабатывал общей социологии позиций «понимающей», методологию социального, социологию права,, политики, теорию капитализма.
Вернадский.В. (1863-1945) – русский, создатель новых в науке,, биогеохимии, радиологии биосферологии. Им основные законы и саморегуляции, показана незаменимая видового многообразия для поддержания свойств.
Витгенштейн (1889-1951) – известный австрийский, долгие годы профессором Кембриджского (Великобритания), автор «-философского трактата» (1921) – из самых сочинений ХХ. Известен своими идеями, пониманием как «лингвистической», теорией «языковых».
Гадамер Ганс- (1900-2000) – немецкий философ, философской герменевтики, философии понимания, как способ познающего, действующего оценивающего человека.
Пиама Павловна (. 1934) – специалист по науки и, истории западноевропейской русской философии,.-кор. РАН.
Вернер (1901-1976) – выдающийся физик, один творцов квантовой и особого «» стиля мышления физике.
Гемпель Густав (1905-1997) – немецко- философ науки, известны его по логике методологии объяснения.
Жиль (1925-1995) – французский, представитель постмодернизма.
Жак (род. 1930) – философ, крупнейший постструктурализма, исходит того, что классической философии, необходимо подвергнуть западноевропейскую метафизику, новые формы и видения, он и в своих.
Карнап Рудольф (1891-1970) – философ и, разработал модель знания, где основе знания достоверные «протокольные», функция философии – язык науки бессмысленных предложений.
Эрнст (1874-1945) – немецкий, один из представителей неокантианства, философию «символических».
Кедров Бонифатий (1903-1985) – известный философ, и методолог и естествознания целом, разработал наук, концепцию в науке.
Александр (Койранский Владимирович) (1882-1964) – французский и историк русского происхождения, интернализма, для внутренние факторы науки являются.
Копнин Павел (1922-1971) – известный философ, проблемы логики исследования, методологические современной науки.
Сэмюэл Томас (1922-1996) – физик и науки, один представителей исторической в методологии философии науки. революцию рассматривал смену парадигм.
Имре (1922-1974) – известный философ и науки, один ярких представителей «критического» рационализма. Поппера. Разрабатывал научно-исследовательских, рассматривал процесс науки как концептуальных систем.
Конрад (1903-1989) – австрийский и философ, из основателей эпистемологии.
Мамардашвили Константинович (1930-1990) – крупнейший мыслитель, специалист философии сознания познания, истории.
Мамчур Елена – современный специалист философии науки – соизмеримости теорий, факторам развития.
Манхейм (Мангейм) (1893-1947) – немецкий социолог философ, один родоначальников социологии, имеющую своим социальную обусловленность форм знания мышления.
Мотрошилова Васильевна (род. 1934) – в области классической философии (. Кант, Г.), феноменологии (Э.), русской философии, также философии и социально- обусловленности познания.
Александр Павлович (. 1936) – специалист по и истории, теории познания, дисциплинарную структуру и междисциплинарные.
Поппер Карл (1902-1994) – британский философ, специалист в философии и науки, один родоначальников эволюционной. Предложил фундаментальную открытого общества.
Илья Романович (1917-2003) – ученый русского в области химии, автор по философско- проблемам науки. Нобелевской премии химии (1977).
Пуанкаре (1854-1912) – французский математик философ науки, проблемы ценности, особенностей метода, гипотезы, а психологии научного.
Рассел Бертран (1872-1970) – английский философ,, математик, общественный, в значительной определил облик ХХ века, из основоположников философии.
Рикёр (род. 1913) – французский, ведущий теоретик герменевтики, рассматривает не только учение о и интерпретации, и как бытия.
Риккерт (1863-1936) – немецкий философ, из виднейших неокантианства. Исследовал понятий наук природе и о культуре, ценностей и жизни.
Рорти (род. 1931) – ведущий философ, представитель в его форме. Не эпистемологию и науки, концепцию, обращается к (повествованию) вместо (философской онтологии), проблемы либерального общества.
Степин Семенович (род. 1934) – специалист в философии и науки, философской и социальной, академик РАН. фундаментальную концепцию и генезиса теории.
Тулмин Эделстон (1922-1997) – известный философ науки, концепцию науки сложной эволюционирующей в единстве истории, познавательных социально-организационных. Автор работ логике, этике, философии, эволюционной, космологии.
Фейерабенд Карл (1924-1994) – американский и методолог, отстаивал позиции и методологического, относительность критериев в познании деятельности.
Фоллмер () Герхард (род. 1943) – естествоиспытатель и, один из эволюционной теории (эпистемологии).
Фуко (1926-1984) – известный французский, историк культуры, «археологию знания» способов построения познания и практики.
Хайдеггер (1889-1976) – немецкий философ, в ХХ мощное влияние философию и науки. Главное – «Бытие и» (1927), где разработана смысла бытия человека, вопрошающего смысле своего. Лауреат Нобелевской по литературе (1968).
Герман (род. 1927) – немецкий ученый, из основателей, исследующий процессы в физических, и биологических.
Холтон Джеральд (. 1922) – американский историк философ науки, концепции «тематического науки» - способа истории науки, стандартный анализ структуры научного.
Швырев Владимир (род. 1934) – российский, специалист по познания, методологии, проблемам природы знания, концепции.
Штофф Виктор (1915-1984) – известный специалист теории познания, науки и проблемам естествознания.
Эрик Григорьевич (1930-1976) – по методологии и системным. Один из стал разрабатывать «подход» как принцип, сочетая и системность.
Карл (1883-1969) – немецкий, психолог и, исследовал, в, соотношение науки философии, социокультурные научно-технического для судьбы.
[1] Кохановский В.П. Философия и методология науки.– Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,1999.– С. 6-11 (576с.)
[2]Кузнецова Н. И.Презентизм и антикваризм – две картины прошлого // Arbormundi. – 2009. Вып. 15. – С. 164-196.
[3]Визгин В.П. Научный текст и его интерпретация // Методологические проблемы историко-научных исследований. – М.: Наука, 1982. – С. 320-335.
[4]Сергодеева Е.А. Культурологический и социологический «повороты» в современных историко-научных исследованиях // Научные проблемы гуманитарных исследований. –2011. – Вып. 10. –С. 275-282.
[5]Мамчур Е.А. В поисках механизмов эволюции научного знания // Эпистемология & философия науки=Epistemology&Philosophyofscience. – 2015. – № 4. – С. 144-163.
[6]Огурцов А.П. Социальная история науки: стратегии, направления, проблемы // Принципы историографии естествознания: ХХ век. – Спб.:Алетейя, 2001. – С. 34-68.
[7] Маркова Л.А. Трансформация оснований историографии науки // Принципы историографии естествознания: ХХ век. – Спб.:Алетейя, 2001. – С. 69-124.
[8] Кузнецова Н. Возможна ли дисциплинарная история науки // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 99-113.
[9]Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М.: Агар, 1996. – С. 24-72.
[10] Концепции современного естествознания: учебник /Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – С. 56-168.
[11]Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. – М. Книжный дом «Либроком», 2011; Степин В.С. История и философия науки. – М.: Академический проспект, 2011.
[12]Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Гардарики, 1996. – Гл. 4.
[13]Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Гардарики, 1996. – Гл. 10.
[14] Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. – 1989. – № 10. – С. 3-18.
[15] Пригожин М., Николис Г. Познание сложного. – М.: Мир, 1990. – С. 42.
[16]Рузавин Г.И. Глобальный эволюционизм // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2008. – № 1. – С. 16-24.
[17]Бряник Н.В. Философский смысл картины мира постнеклассической науки // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2014. – Т. 14. – Вып. 4. – С. 5-21.
[18] Мирская Е.З. Р. К. Мертон и этос классической науки // Философия науки и техники. – 2005. – № 1. – Т. 11. – С. 11-28.
[19] Киященко Л.П. Этоспостнеклассической науки // Этос науки. – М.:Academia, 2008. – С.205-234.
[20]Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. – М.– Ростов-на-Дону: «МарТ», 2006. – С. 262-282.
[21]Огурцов А.П. Философия науки: двадцатый век: Концепции и проблемы: в 3-х частях. Часть третья: философия науки и историография. – СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2011. – С. 120-125.
[22]Пружинин Б.И. Псевдонаука сегодня // Вестник РАН. – 2005. – Т. 75. – № 2. – С. 117-125.
[23]История и философия науки: учебное пособие для вузов / Под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – М: Академический проспект: Альма Матер, 2007. – С. 157–169.
[24] Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М.: Наука, 1991.– С. 81.
[25]Там же.– С. 209.
[26] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста – М., 1988. – С. 197.
[27] Каширина О.В. Культура времени в современной картине жизни. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007.
[28] Микешина Л.А. Философия науки: Общие проблемы. – М.:Прогресс-Традиция, 2005.
[29]См.: Ушаков Е.В. Указ. соч. – С. 111.
[30] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988. С. 132.
[31] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988. С. 134.
[32] Каширин В.И. Гуманитарная кризисология: истоки и специфика // Гуманитарий Юга России. Научно-образовательный журнал. –Ростов-на-Дону, 2014. № 2, с. 34-46; № 3, с. 90-96.
[33] Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии.– М.:Прогресс,1990.– С.235.
[34]Оруджев З.М. Природа человека и смысл истории / Предисл. В.А. Лекторского. – М., 2009.
[35] См.: Микешина Л.А. Указ. соч. С. 334.
[36]Черникова В.Е., Волова Л.А. Межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве: основные черты и особенности.– Пятигорск:ПГЛУ,2005.– С.29.