Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философские проблемы космологии




С развитием современной физики неразрывно связано и развитие космологии, изучающей процессы в мегамире. Космология, наряду с физикой, относится к классу наук, играющих особую роль в формировании современной картины мира, в этом плане ее выводы имеют значимое философское значение. Развитию космологии способствовало значительное развитие экспериментальной базы: полеты в космос, появление новых приборов, благодаря которым космология стала всеволновой. В рамках современной космологии появился ряд новых концепций, например инфляционного раздувания Вселенной, расширяющейся Вселенной, эволюции звезд, галактик и метагалактик. Возник ряд концептов, нуждающихся в объяснении, таких как черные дыры, квазары, темная материя, энергия, антропный принцип и другие. Среди философских проблем космологии можно выделить круг вопросов, относящихся к формированию научной картины мира в космологии и круг эпистемологических вопросов, связанных со спецификой космологического знания, методологические проблемы, связанные с о структурой космологического знания, и применяемых здесь средств познания.

Прежде всего, следует отметить, что в современной космологии пересматривается ряд фундаментальных концептов, формирующих космологическую картину мира. Так, на смену ключевому понятию Универсума приходит понятие Мультиверса (множественности вселенных). Представление об инфляционном раздувании пространства Вселенной на самых ранних этапах ее эволюции порождает вывод о многократности подобного события и возможности актуального существования множественности миров за пределами известной нам Вселенной. Идея множественности вселенных, возникающих из первичного высокоэнергетического физического вакуума, возникает в 1980-х гг. и становится важной частью современной космологической картины мира. С развитием этой неклассической идеи пересматриваются представления о сингулярности, состоянии Большого взрыва, существенном для классической космологии. Описание Мультиверса требует новых физических концептов, относящихся к описанию микромира, в частности, теорию струн, т.к. квантовая механика не может в полной мере выполнить эту задачу. Возникает проблема, связанная с соотношением теорий микромира и мегамира, проблема редукции многомерной физической реальности к четырехмерному пространству времени и другие. Возникновение концепта Мультиверса предполагает изменение представлений об однородности и изотропии пространства Вселенной, релятивистская космология показала нетождественность понятий Вселенной и наблюдаемой Вселенной. Современный концепт Вселенной носит внечувственный, теоретический характер, сформированный при помощи концептов темной энергии, скрытой массы, постоянной Хаббла, микроволнового излучения, инфляционного расширения и других. С увеличением числа значений переменных «концепт Вселенная в целом» стал функцией многих таких переменных. Также и философский, по сути, концепт «Мир в целом» также постепенно утратил связь с эмпирическими представлениями.

Следует также отметить философскую значимость антропного принципа и его соотношения с концепцией Мультиверса. В различных толкований антропного принципа (различают сильный и слабый принципы) можно выделить следующее положение: Вселенная такова, как она есть, т.к. если бы она была иной, то в ней не было бы наблюдателя, то есть человека. То есть антропный принцип предполагает многовариантность развития мира и, следовательно, Мультиверсум, а не Универсум в качестве основного концепта. Более того, космологи исходят из реальности Мультиверса, и, исходя из вероятностной интерпретации антропного принципа, допускают как множественность разумов, так и то, что разум в нашей Вселенной, возможно, не достигает возможного максимума развития разумного начала в Мультиверсе.

Эти и другие проблемы, рассматриваемые современной космологией, имеют огромное мировоззренческое значение. Наряду с ними космология ставит перед философией и наукой проблемы онтологического и эпистемологического характера. Так, внимание исследователей привлекают проблема физической реальности в современной космологии и связь ее методологических оснований с философским материализмом, проблема существования объектов космологии, проблема соотношения теории и факта в современной космологии. Ряд зарубежных исследователей (А.Эддингтон, Дж.Джинс, Р.Пенроуз) исходят из условности ряда концептов современной космологии, другие занимают реалистическую позицию, исходя из признания реальности познаваемого мира. Специфика космологии как науки во многом состоит том, что изучаемая ею реальность, совокупность космологических и физических объектов, выходят за пределы привычного нам опыта макромира и не вполне доступны эмпирической проверке. Проблема реальности, существования – одна из наиболее важных для космологии как особой отрасли физического знания. Для космологии очень важно отличать свои концепты, например Вселенная, Мир как целое, физический мир, от философского понятия материального мира, от философских и религиозных космологических представлений.

Специфика космологического знания, его сложные отношения с реальностью, использование при построении картины реальности наряду с фактами внеэмпирических критериев и допущений позволили некоторым исследователям (Дж.Хорган) охарактеризовать космологию как «ироническую науку», которая якобы допускает отход от базовых принципов фундаментальной науки. Однако на самом деле современная космология глубоко фундирована в современном физическом знании, в частности, одним из важнейших ее оснований является теория суперструн. Тем не менее эпистемологическая специфика космологии позволяет некоторым исследователям науки увидеть в ней истоки новой научной рациональности – рациональности науки постмодерна, для которой ключевой является идея незавершенности как принципиальной незавершаемости бытия.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2521 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.