Исторически, "человеческий капитал" всегда (кроме последних 2-3 столетий) рассматривался, как важнейший объект собственности человека, принадлежавший ему "от Бога", т.е. по "естественным основаниям". Правда, и сословные привилегии, которыми обладала феодальная знать, рассматривались так же. В эпоху буржуазных революций понятие "человеческий капитал" вместе с сословными привилегиями было выброшено на "свалку истории", что было, конечно, ошибкой, хотя исторические последствия этого шага только ещё начинают осознаваться. Исторически существование социальной элиты оправдано, и весь вопрос в том, чтобы основными отличиями элиты от других членов общества были дополнительные более высокие обязанности, связанные с риском для жизни. Именно такими обязанностями и обладало русское дворянство. К такой же "элите" вполне уместно отнести и членов ВКП (б). И пока почти единственной их привилегией была возможность отдать свою жизнь за Родину, они такой элите, в основном, соответствовали.
"Свято место не бывает пусто" – и место, объективно и по праву принадлежавшее человеческому капиталу, занял имущественный, денежный капитал с массой негативных последствий, явившихся результатом допущенной ошибки. Причём, историческая "элита" – это члены общества, на которых были возложены очень высокие общественные обязанности, в том числе, и моральные. Современная российская элита возложила на себя ничем не обоснованные привилегии, которые активно использует для собственного обогащения.
Два-три века использования человечеством ложных ценностей не прошли даром. Многие люди приспособились к новым ценностям, которыми стали "деньги", и материально заинтересованы в сохранении статус-кво. В России, например, несмотря на неоднократные призывы российских Президентов к повышению роли человеческого капитала, "воз и ныне там".
Определённое влияние на формирование человеческого капитала школа, конечно, оказывает, хотя могла бы оказывать и большее. Решение проблемы формирования человеческого капитала нам представляется в форме постепенного перехода к системе сочетания "образования" и "наставничества". Современное общество к этому не готово. И никогда не будет готово, если не поставить задачу на перспективу и не начать последовательно её решать. Отсутствие средств – не аргумент. Средств может "не хватать" даже на еду. Но на формирование человеческого капитала, т.е. на создание возможностей "завтрашнего дня", средств всегда должно быть "по потребности".
Но от существующей системы образования, уже не соответствующей новым реалиям, но для своего времени неплохой, мы всё равно никуда не уйдём. Значит, думая о будущем, нужно совершенствовать действующую систему. И в этом отношении сделать можно очень много. Выскажем некоторые соображения:
О цели. Задачей должно стать не получение минимума информации, а тем более, документа о таком получении в виде аттестата, а овладение максимально возможным человеческим капиталом, безграничным по своей природе. Его следует признать главным человеческим достоянием, постоянно пропагандируя эту идею всеми доступными средствами.
О единстве цели и практики. Лицемерие погубит человечество. Невозможно убедить ученика в важности получения образования, если школы нищенствуют, а преподавательский труд является самым низкооплачиваемым видом работы. Финансирование школ должно быть "по потребности". Учитель (наставник) – привилегированная категория общества, и оплата труда учителей – самая высокая (предмет труда – человек). В финансировании школ и ВУЗов должно участвовать и государство, так как получение человеческого капитала нельзя превращать в источник получения прибыли. Но обучение должно быть дорогим и платным, хотя и доступным каждому члену общества, благодаря использованию долгосрочных ссуд.
О педагогической деятельности. Это – самая важная форма человеческой деятельности. Педагогические институты, не имеющие, как правило, должного статуса де-факто, должны представлять собой лишь "первую ступень", чтобы и сам человек., и окружающие могли убедиться в правильном выборе профессии. Только обязательный 2-3 летний курс подготовки в университете и вероятно приобретение учёной степени, даёт право заниматься педагогической (а, в дальнейшем, и наставнической деятельностью).
Отбор в педагогические институты должен быть самым строгим. Сегодня лишь меньшинство поступает в эти институты "по велению сердца", а большинство "от некуда деться", не пройдя по конкурсу в другие ВУЗы. Многие "педагоги от Бога" выбирают другие профессии только потому, что не хотят обрекать себя на полунищенское существование.
О процессе обучения. За десятилетний период получения информации, который существует в школах, её можно получить в 2-3 раза больше, если добиться, чтобы каждый школьник получил максимум того, что он способен усвоить. Из равноправия членов общества не следует, что "все ученики одинаковы". Наоборот, объективно, все различны. Но зачем из Эмиля Гилельса делать Антона Макаренко, или наоборот? С детского возраста подрастающий член общества должен регулярно подвергаться медицинским обследованиям и психологическому анализу. Общество заинтересовано в том, чтобы "пироги пёк пирожник, а сапоги тачал сапожник". И каждый отдельный член общества тоже заинтересован в том, чтобы знать, к какому виду деятельности он имеет и генетическую предрасположенность. Кроме того, научная или практическая работа, в том числе и на коммерческой основе, должна стать "нормой" школьной деятельности.
О стоимости обучения. Образование и в школе, и в ВУЗе должно быть платным. А стоимость образования – очень дорогой, чтобы повысить ответственность и педагогов, и учеников. Благодаря социальным долгосрочным ссудам проблема оплаты становится доступной всем.
Трудоустройство. Ожидаемые потребности общества в тех или иных профессиях тоже должны изучаться и публиковаться. Сегодня подобные исследования рассматриваются, как "нарушения прав личности", что существенно снижает эффективность деятельности члена общества, вынуждая его прибегать к формам неэкономического обогащения, когда его личные способности часто не имеют никакого значения.
Состав групп. Все учились в школах и знают, что уровень обучения объективно ориентирован на наиболее слабых учеников. Отсутствие интереса и постоянной умственной нагрузки подталкивает наиболее способную часть учеников к тому, чтобы "балбесничать" и, практически, освобождает их от того, чтобы прилагать максимум усилий для наиболее эффективного процесса получения образования. Формирование учебных групп должно учитывать необходимость оптимального состава групп, для чего численность каждой группы должна существенно уменьшиться. Кстати, в этом состоит и первый шаг к наставничеству, за которым – будущее.
Об "отсеве" человеческого капитала. Это деликатный вопрос, решение его объективно необходимо, но современное человечество дружно и лицемерно обходит его молчанием. Ошибочное понимание человека, как некоего носителя "абсолютного права жизни", приводит к тому, что "право личности", в том числе даже ещё не существующей, как личность, или личности, приносящей обществу большой вред, ставится выше прав миллионов остальных личностей, составляющих основу человечества, как вида.
Из-за того, что лицемерие для многих стало "нормой" не решается давно назревший вопрос о безболезненном уходе из жизни любого члена общества, желающего это сделать и об отсеве такого капитала, который заведомо не сможет стать полноценным человеческим капиталом. В отличие от многих других вопросов, где за лицемерием скрывается присутствие явной материальной заинтересованности, в данном случае такая заинтересованность просматривается не всегда. Но ущерб и материальный, и моральный весьма ощутим:
Во-первых, нужно уважать естественное право человека на жизнь, что означает возможность свободного выбора между жизнью и смертью.
Во-вторых, избавление человека от излишних страданий, если это можно сделать безболезненно, всегда будет актом гуманизма.
В-третьих, общество избавляется от излишних затрат, тем более, что они часто используются на продление человеческих мучений.
В-четвёртых, в вопросе об "отсеве" неполноценного капитала первичным являются интересы всех членов человеческого сообщества, а не мифические "права человека", которые механически распространяются сегодня на любого подонка.
Такой же лицемерный подход имеет место и в вопросе о сохранении смертной казни, которая придумана совсем не для наказания преступника, а для устрашения окружающих, и в таком качестве, конечно, не нужна. Но замена смертной казни пожизненным заключением – это ложная гуманность. Если бы существовала система безболезненного ухода из жизни, то, вернее всего, большинство лиц, приговорённых к пожизненному заключению, воспользовались бы этой системой, если бы у них появилась такая возможность. Ради чего этих людей лишают такой естественной и гуманной возможности?
Существование (как это уже сделано в некоторых европейских государствах) юридической системы безболезненного ухода из жизни (технических проблем тут не существует) – это фактор, способный оказать существенное влияние на общее оздоровление существующего человеческого капитала и на сокращение бессмысленных общественных затрат.
Концепция образования человеческого капитала
1. Затраты по формированию человеческого капитала общество осуществляет "по потребности".
2. Педагогический труд в различных его формах оплачивается, в среднем, выше любых других форм человеческой деятельности.
3. Обучение в школах и ВУЗах всегда платное. Величина оплаты может зависеть от особенностей учебного заведения, но одинакова для каждого обучающегося в нём.
4. Все члены общества имеют равные права в получении образования, для чего общество предоставляет долговременные (10-15 лет) льготные ссуды родителям школьников и самим обучающимся в ВУЗах.
5. Процесс школьного обучения дополняется трёх-пятилетним процессом наставничества, происходящего одновременно с учёбой в старших классах.
6. Формы наставничества требуют практической отработки, но, как один из возможных вариантов, могут представлять собой следующий процесс:
− наставниками становятся все высшие административные и хозяйственные руководители данного региона, прошедшие для этой цели специальный курс подготовки и занимающиеся наставничеством один-два дня в неделю;
− в форме наставничества наиболее удобно изучать и осваивать, в частности, "экономику" и "обществоведение";
− группа, с которой должен работать наставник, не должна превышать 5-7 человек;
− наставническая деятельность должна рассматриваться, как общественная обязанность, так как она будет полезна и для самого наставника. Руководитель, не способный осуществлять наставническую деятельность, не может считаться способным эффективно руководить людьми.
− на завершающей стадии (десятый класс школы) процесс наставничества должен выражаться и в виде стажировки, наиболее эффективные формы которой определяет сам наставник.
7. В обществе создаётся система заинтересованности каждого члена общества и в образовании человеческого капитала на достаточно высоком уровне и в наиболее эффективном его использовании, в частности, путём осуществления следующих мер:
− введение понятия РОА (рейтинг общественной активности), как сумма полученного дохода или уплаченных налогов по отношению к средней по обществу величине дохода или налога.
− снижение величины оплаты процентов по долгосрочным социальным ссудам с увеличением роста величины РОА;
− установление для каждого региона минимальной величины РОА, ниже которой член общества лишается "права" быть выдвинутым в число кандидатов в депутаты или на определённые руководящие должности;
− введение градации числа голосов, которыми может быть наделён член общества для участия в выборах, в зависимости от величины РОА, который он имеет.
Управление обществом путём создания новой социальной элиты
Ниже мы рассматривали, в основном, только ошибки, допущенные человечеством в своём развитии, которые сделали вполне реальной очередную гибель нашей цивилизации. Остаётся надеяться, что она не стала ещё объективно неизбежной. Существование такой надежды подкрепляется очень важными историческими открытиями, сделанными человечеством на протяжении последних двух-трёх тысячелетий, после того, когда оно осознало себя, как единственный вид органической материи, обладающей сознанием:
− создание движущих сил экономического развития, позволившее объединить возможности человеческого разума с природной энергией и создать систему производительных сил, потенциально способную полностью обеспечить научно обоснованные потребности человеческого общества;
− образование системы натурального хозяйства, при которой ещё очень низкий уровень развития производительных сил в значительной мере компенсировался почти "идеальной" системой социальных отношений;
− образование системы товарного производства, предусматривавшей работу всего данного человеческого сообщества на "общий котёл" и создавшее условия для постоянного роста производительности труда;
− открытие новой формы человеческих отношений, "юридическое лицо", образовавшей совокупный человеческий капитал, основанный на профессионализме, и создание организационно-правовой формы взаимодействия экономических партнёров – участников юридического лица, не связанных семейными отношениями, как это было в недавнем прошлом;
− постоянное увеличение численности человеческих сообществ ("видов"), открывшее безграничные возможности совокупного человеческого капитала, неизбежно ограниченные у каждой отдельной особи и у вида, ограниченного размерами семьи или племени;
− открытие понятия "право", позволяющее при правильном его понимании и применении, создать преграду для проявления антиобщественных интересов, которые, как показывает практика, не имеют естественных преград в сознании отдельного человека.
− формирование понятия "демократия", позволяющее (в сочетании с профессионализмом) в максимальной степени использовать человеческий капитал каждого члена общества;.
− использование роли общественной элиты, как единственно возможной практической формы управления многомиллионными сообществами особей;
− открытие роли человеческого сознания Человеческое сознание – это необыкновенная способность, которой в разной степени обладают лишь представители одного вида органической материи, хотя процесс эффективного использования человеком этой способности пока ещё не изучен.
Обладание сознанием, как это показывает сравнительно небольшой опыт существования земной цивилизации, ещё не гарантирует её естественного поступательного развития. Отсутствие общественного сознания и наличие психологических факторов, воздействующих на каждую отдельную личность, не зависимо от сознания, способно привести к тупиковому развитию цивилизации.
Достижения человеческого разума бесспорны. Но отсутствие чего-либо подобного человеческому разуму у человеческого сообщества, как данного человеческого вида и несовершенство отдельной человеческой особи, в которой рассудок часто не способен противостоять психологическому воздействию собственных потребностей и желаний, могло привести и чаще всего приводило к действиям, учитывающим только интересы данной личности и противоречащим интересам всего человечества.
Так произошло и с 9-ю вышеперечисленными открытиями, вполне заслуживающими эпитета "величайшие", как, впрочем, и со многими другими. Ошибкой всего человечества стало создание мощной политической, экономической, законодательной и морально-правовой основы, призванной подтвердить первичность интересов личности. Эта ошибка лежала и лежит в основе почти всех преступных деяний, которыми так богата человеческая история.
Остановимся на проблеме, связанной с образованием общественной элиты. Классовая психология, которую тоже правомерно отнести к числу величайших ошибок человечества, помешала (и продолжает мешать) объективному восприятию роли этой формы в развитии человечества. А роль элиты значительно выше, чем роль формальных управляющих органов, царей, королей, парламентов и правительств.
Пример тому – наша собственная история. Пятьсот лет существования на Руси дворянского сословия (примерно, XIV-XIX века) – это был период, в основном, уверенного поступательного развития российского общества. Кроме того, это был единственный период, когда участник экономической деятельности, в данном случае, крестьянин, в том числе и крепостной, признавался и формально собственником созданной им продукции. Дворянская "элита" образовалась из защитников отечества. Но создание дворянской элиты – это не царская прихоть, а веление времени. И создавалась она из военных-профессионалов, служивших пожизненно и нередко передававших свои обязанности своим детям, в которых они воспитывали соответствующие моральные принципы (т.е. формировали соответствующий человеческий капитал, становясь "наставниками" и неся за этот процесс моральную ответственность). Первоначально такой задачей была защита отечества, к чему они и готовились. Но поскольку благодаря созданию дворянства удалось создать категорию людей, обладавших достаточно высоким человеческим капиталом, именно дворянам стали поручать решение наиболее сложных задач. Опыт многовекового существования российского дворянства имеет и светлые и тёмные стороны. Светлых неизмеримо больше. Но существование элит – это и мировой опыт. И он позволяет сделать вывод, "проверенный веками":
Для решения сложной и важной системы задач, которые существуют веками, требующей от человека, решающего эти задачи, особых способностей и знаний, а так же для осознания самих задач и определения их приоритетности, требуется создание специальной системы подготовки тех членов общества, которым доведётся осуществлять выработку и решение задач, связанных с развитием человеческих сообществ в государственном и мировом масштабах.
В данном случае речь идёт об управлении человеческим сообществом. Эта задача не проста уже сама по себе. Пока остаётся "висящим в воздухе" важнейший вопрос о правовых отношениях личности и общества и приоритете их интересов в частности, в экономике. В таком же положении находится и вопрос о расчистке "авгиевых конюшен" современного общества от колоссальных нагромождений интеллектуального мусора, который накопился в нём, в основном, за последние 300 лет. Самое большое, что может сделать современное человечество для будущего – это предоставить будущей элите возможность осуществлять свою деятельность в экономике и политике, условно говоря, "с чистого листа".
Как можно представить себе образование этой будущей элиты? Начинать комплектование и подготовку этого будущего контингента, наверное, нужно ещё с потенциальных членов общества, т.е. с тех, кто сегодня ещё ходит в школу. Хотя среди потенциальной элиты должны быть люди разных возрастов, уже обладающие жизненным опытом. Предварительный отбор по различным параметрам, последующий отсев в процессе испытаний, практика, опыт – всего на это потребуется лет 15-20. А, фактически, человек, на подготовку которого тратится столько усилий и времени, должен посвятить этому процессу всю свою жизнь. И это не "выбор специальности", выбор образа жизни, превращающейся в одну сплошную обязанность. Уместно ли применять к такому человеку термин "свободен"? Если ты показал способности умелого руководителя или наставника, то забудь о "своих интересах" и отдай этому делу всю свою жизнь, даже если в тебе гибнет потенциальный пианист. Ведь "свобода - это осознанная объективная необходимость" (т.е. необходимость с точки зрения всего человечества). И первейший долг каждого представителя элиты применять к самому себе всё то, что ты считаешь разумным и правильным для других лиц. Уверены, что настоящей элитой только такой подход и может восприниматься, как "свободный". Ещё одна особенность нашего понимания роли новой элиты. Это должны быть незаурядные личности, понимающие свою роль и обладающие высокоразвитым чувством долга. За время своей длительной подготовки они должны полностью осознать естественные законы развития органической материи, научиться увязывать их с развитием думающей материи, какой является человечество, осознать естественные пороки человеческой личности и действующего законодательства, осознать свою роль в будущем человеческом обществе. Роль в качестве лиц, определяющих и постановку задач, и осуществляющих их документальную разработку, и принимающих законы и обеспечивающих их выполнение. Это разные задачи, но в жизни им придётся заниматься многим. Впрочем, чем заниматься, и как заниматься – это их прерогатива.
Все руководители государств, всегда обладающие таким опытом, которого не имеют другие, должны постоянно участвовать в подготовке этого контингента в различном качестве, а все будущие представители элиты должны практически участвовать во всех видах деятельности, которую относят к "государственной".
Возможно кого-то "коробит" сама задача "создания элиты". Создаём новую элиту? Да, создаём. Но, как показывает исторический опыт, она всё равно образуется стихийно и существует в любом крупном человеческом сообществе. Причём, иногда в состав элиты попадают лица только благодаря своему материальному положению. И это много хуже той сословной элиты, которая существовала в эпоху феодализма. Но в данном случае мы создаём её целенаправленно и с применением любых методов оценки потенциального человеческого капитала, которым обладает данный член общества. Возможно, это и не гарантирует общество от коррупции, но уменьшает такую возможность. Кроме того, элита должна находиться на государственном обеспечении, высокий уровень которого делает не нужным какое-либо "самообеспечение" данного члена общества. А, поскольку, "ненужным", то и "недопустимым".
Создаём "с запасом", так как приобретённые человеком знания и способности всегда найдут себе применение. Но мы отбираем не царя-батюшку или президента, а несколько десятков тысяч будущих руководителей. Возможно, ещё несколько сотен тысяч (для начала) наставников, если система наставничества приживётся. Именно из такой элиты должны избираться и участники Федерального Собрания, и назначаться члены Правительства и участники тех органов, которые будут готовить всевозможные законодательные акты, начиная с Конституции и Прав и обязанностей члена общества.
Преимущества этой элиты – только в знаниях и способностях, которыми обладают её представители. Их жизнь обеспечивает общество. Возможно через 100-200 лет по тем же критериям можно будет осуществить подготовку человеческого капитала всех или большинства членов общества, но современному обществу это ещё недоступно. Предлагаемые меры по развитию человеческого капитала – это "объективная необходимость". Так воспользуемся этой "свободой" и будем этой объективной необходимостью руководствоваться.
Человеческий ум неисчерпаем. Но только как человеческий ум всего сообщества. А человеческий ум одного человека, даже самого гениального в определённой сфере, неизбежно ограничен. Современный компьютер частично решает эту задачу. Хотя уже сегодня можно видеть, что рассматривать "свободу информации", как безусловное "благо" уже неуместно, хотя, возможно 100 лет тому назад ещё было именно так. Информация – это особая сфера деятельности, в которой человечество тоже подошло к определённому рубежу, за которым многие вопросы требуют иного подхода и иных решений.
Концепция создания общественной элиты
1. Каждый член общества обладает различным уровнем способностей, и различными склонностями к конкретным видам деятельности. Общество должно учитывать эти особенности человеческой личности, чтобы деятельность, осуществляемая человеком, происходила с максимальной общественной пользой.
2. Переход к товарному производству сопровождался появлением новой организационно-правовой формы совокупного человеческого капитала в форме юридического лица, которая уже является основной формой осуществления человеком общественно полезной экономической деятельности. По мере освоения и осознания эта форма превратится в ещё более эффективную форму человеческой деятельности по руководству всем сообществом. Самым сложным видом человеческой деятельности является осуществление руководства человеческим капиталом, и без такого руководства развитие человечества, достигшего семи миллиардов человек, неосуществимо.
4. Существует единственный метод, с помощью которого человечество имеет возможность сосредоточить управление обществом в руках тех, кто имеет для этого максимальные способности и знания: специально и целенаправленно готовить соответствующий контингент членов общества. Хотя формы и методы такой подготовки тоже нуждаются в длительной отработке и совершенствовании:
− осуществить ещё в школьные годы первичный отбор на генетическом уровне лиц, в наибольшей степени способных осуществлять руководство людьми (предрасположены к этому);
− осуществить их специальную подготовку, стажировку и деловую проверку в специальных университетских группах;
− осуществить пяти-семи летнюю практику в сфере производственной деятельности, сопровождаемую и отсевом, и дополнительным совершенствованием.
5. По мере того, как число лиц отобранных и обученных "управлять людьми" будет увеличиваться, из их числа будут комплектоваться руководители различных уровней, избираемые и назначаемые.
6. Общество тратит на подготовку такого специалиста значительные средства. Поэтому данный специалист не свободен в своём выборе. В определённом смысле он является "крепостным" у общества, каким долгое время было на Руси и дворянское сословие.
7. Общество, принимает "элиту" полностью на своё обеспечение, избавив её от необходимости заниматься "самообеспечением"("нецелевой расход времени").
8. Члены семьи общественной элиты имеют такое же право стать членами общественной элиты, какое имеют и все остальные члены общества.
9. Общество заинтересовано в том, чтобы численность элиты была максимальной.
10. Члены элиты перед судом и законом имеют такие же права, как и все остальные члены общества. Но обязанности члены элиты могут быть значительно выше, чем у других членов общества.
О методах и проблемах управления
Процесс исправления допущенных ошибок и выработки новых форм управления всем человеческим сообществом будет происходить неизбежно, и на его осознание и осуществление потребуется не одно десятилетие. Но нужно спешить. Нельзя считать, что человечеству "отпущено" неограниченное время для его развития. Это время полностью зависит от усилий и современного поколения и тех поколений, которые придут ему на смену. Тем более, что за последние три века было допущено такое количество ошибок и сознательных извращений, которого вполне достаточно, чтобы цивилизация оказалась "в подвешенном состоянии", допускающем любой возможный исход. Сколько потребуется таких поколений, зависит, прежде всего, от того, насколько быстро современное человечество поймёт масштабы и значение проблем, возникших, благодаря усилиям наших предшественников, к которым наше поколение тоже добавило "свою лепту". Не зависимо от создания новой элиты, следует как можно скорее осуществить ряд мер, ставших уже достаточно очевидными, и отказаться от некоторых лжедемократических принципов, на которых мы считаем необходимым остановиться особо.
"Демократия" – это "власть народа", которая не может быть основана на нарушении "естественных прав" личности, связанных с обеспечением физиологических потребностей человека. Но в вопросе "общественных прав", а именно эту сторону и призвана регламентировать "демократия", она полностью основана на первичности интересов и прав "демоса", т.е. общества перед интересами и правами отдельной личности.
"Право избирать и быть избранным". Такого права не может существовать, так как это два принципиально различных права.
"Право избирать" касается только личности. Такое "право" могут иметь все члены общества. Но существующее "равноправие" труженика и бездельника ничего общего ни с равноправием, ни с демократией, ни со здравым смыслом не имеет. "Право избирать в меру участия в общественно полезной деятельности" – примерно так должно выглядеть это право.
"Право быть избранным" касается интересов всех членов общества, если речь идёт о выборах депутата Государственной Думы или части членов общества, если речь идёт об органах регионального управления. К выборам руководителей юридических лиц это тоже имеет отношение. И суть его составляет совсем не обеспечение "права личности стать руководителем". Такого "естественного права" никогда не существовало и не существует. Такое право может возникнуть у члена общества, не благодаря естественному праву или предвыборной агитации, а только в результате его общественно полезной деятельности. Речь идёт не об обеспечении прав и интересов отдельного члена общества, а о правах и интересах всех избирателей. Они стремятся выразить своё доверие наиболее толковому и компетентному, как они считают, члену общества, чтобы получить наиболее способного руководителя. И избирательная система должна быть построена так, чтобы "обеспечение прав и интересов всех избирателей" имело место при любом раскладе голосов избирателей. Таким образом, наиболее ответственной частью всей избирательной системы является не процесс голосования, неизбежно случайный, а отбор кандидатов, в котором не исключается и применение демократических методов, и последующая или предшествующая подготовка кандидатов.