Верите или нет, но ДП на самом деле является очень интересным состоянием! Деперсонализация широко распространена: третий по распространенности психиатрический симптом (всегда помните, что вы не одиноки! Есть люди, которых уже посещали эти неприятные, нелогичные мысли, которые ДП направляет в ваш мозг).
Практически каждый испытывает деперсонализацию разной силы в какой-то момент жизни. Причин этому множество: в большинстве случаев деперсонализации предшествует травмирующая ситуация: авария, смерть любимого человека, злоупотребление наркотиками, даже паническая атака.
Обычно ДП уходит по завершении травмирующей ситуации или чуть позже, но для некоторых людей, включая меня, длится гораздо дольше. Почему это случается с одними и не случается с другими?
Как я уже отмечал, ДП «поражает» почти всех людей, переживающих травмирующую ситуацию. Но делает это с благой целью – чтобы эмоционально «переместить» человека от непосредственной опасности (авария, пожар и пр.), позволяя ему игнорировать чувства страха и др., которые, в обычном состоянии, подавили бы человека, и действовать рационально: выбраться из горящего дома, разбившейся машины и пр.
Для большинства людей, ДП растворяется, когда заканчивается травмирующая ситуация – но так случается не всегда. Подобно тому, как некоторые люди имеют предрасположенность к депрессии или тревоге, кажется, то же можно сказать и о ДП.
Такие люди могут осознать ощущение «нахождения вне себя», которое вызывает ДП и сказать себе: «Эй, подожди-ка, почему я чувствую себя подобным образом?». Это беспокойство только усиливает тревогу и страх, которые и так присутствуют из-за ощущения ДП. В результате, ДП не может исчезнуть, как в большинстве случаев: ощущение ДП и страха усиливается подобно кругам на воде (страх и ДП усиливают друг друга) – что приводит к стереотипу мышления, характерному для данного состояния.
Подобным образом на ДП могут реагировать и люди, страдающие паническими атаками.
Поскольку вокруг нет «видимой» опасности, им кажется, что ощущение «нереальности» присутствовать не должно, как в случае с реальной опасностью. Действительно, нечего опасаться! Естественно, они могут бояться этих ощущений и даже думать, что сходят с ума – когда на самом деле ничего подобного не происходит.
Причин ДП может быть множество, но что объединяет их все, так это «сосредоточенность» на ДП и стремление понять, что происходит. Это ухудшает ДП подобно тому, как это делает любая «крутящаяся в голове» мысль (даже «заразная» песенка). Мысль не уходит из головы потому, что человек просто не позволяет ей сделать это: травмирующая ситуация, объясняющая ощущение, давно позади, вот и возникает вопрос: «А когда все это закончится?». А правда заключается в том, что такие вопросы и мысли только продляют ДП (ДП продолжается). Это ощущение, которое на самом деле, предположительно длится максимум несколько минут, может, если на нем сфокусироваться, может перейти в «мысль-привычку» (стереотип мышления), которая будет длиться часы, дни, месяцы, и т.д., без всякого ослабления.
Интересно, что исследований данного состояния было проведено не так уж и много. Это является следствием того, что на протяжении достаточно долгого времени было очень сложно определить что же это такое и также потому, что в большинстве случаев, ДП является вторичным симптомом, вызванным какой-либо другой болезнью. И поскольку причина болезни была устранена каким-либо средствами, то ДП обычно сама растворялась.
Что продляет ДП за рамки естественной реакции организма на стрессовую ситуацию, это то, что она переходит в привычку мыслить определенным образом, которая может сохраняться на долгое время или возникать периодически в голове со временем. Это происходит, потому что при исходном возникновении ДП, все окружающее начинает казаться более пугающим. Хотя и видимой опасности нет, это то, как вы воспринимаете вещи, которые создают стресс.
ДП может быстро возникать от этой негативной «мысли-привычки». Мозжечок –часть мозга которая регистрирует («записывает») страх, говорит, что человек находится в большой опасности. Вы смотрите вокруг и не видите никакой опасности –ни медведей, ни пауков и т.д. Но вы остаетесь испуганным и тревожным. Таким образом, мозжечок, должен зарегистрировать вашу обычную среду (обстановку) как опасную. Вы можете сказать, что страху некуда деться, не на чем сфокусироваться; нет ничего такого о чем можно волноваться, поэтому страх проецируется на что-либо, а точнее на все. Неожиданно, ваша кухня или спальня могут показаться ужасающими. Глубоко внутри вы понимаете, что здесь нечего опасаться, но сам страх не примет такой постановки вопроса.
Это очень запутанное и пугающее ощущение, и для меня это было чем-то, что я никогда раньше не чувствовал. Люди в таких случаях часто начинают думать что они сходят с ума. Это потому, что люди не понимают, почему еще этот разрушающий страх, по сути, страх ничего, приходит им в голову? Конечно они не сходят с ума, тело просто определенным образом реагирует на то, что оно воспринимает как опасность. Это также делает страх само-сохраняющимся (само -подпитывающимся); нет никакой опасности, поэтому вы начинаете думать, что сходите с ума. Это в свою очередь вызывает еще больший страх, с также, отсутствующей реальной угрозой вокруг. Это начинает закручиваться в замкнутый круг вплоть то возникновения ПА (не говоря о том, что формируется ДП «мысль-привычка»).
Это один из негативных аспектов ДП: страху некуда деться и не на чем сфокусироваться. Это приводит к тому, что страх только увеличивается, что приводит даже к тому, что у человека в голове появляются мысли философского плана типа «почему я здесь?» или «кто я?»и т.д. Страх не может найти что-либо в окружающей среде, на чем сфокусироваться, поэтому в конечно счете, он фокусируется назад на человека, и вызывает мысли, которые другим людям кажутся забавными или неоправданно пугающими.
Все это способствует тому, что человек, страдающий ДП попадает в замкнутый круг самонаблюдения и анализа. Любое небольшое болезненное проявление –судорога, зуд, и т.д. становятся пугающими. Человек начинает изучать свое тело и мозг, анализировать свои ощущения и движения, что абсолютно не свойственно при нормальной обычной жизни. Эти аналитические мысли могут становиться настолько сильными, что человек начинает чувствовать «барьер» между мозгом и телом; это доходит до того, что человеку начинает казаться что его тело или его части больше не принадлежат ему.
Сейчас я знаю, и вы тоже знаете, что жить так каждый день невыносимо трудно. Это вас изматывает, интеллектуально и физически. И естественно находясь в слабом физическом и психологическом состоянии, ослабляет вашу защиту все больше, все сильнее формируя негативную «мысль-привычку». Все это приводит к формированию плохой (негативной) картины размышлений, которая быстро становится частью вашей ежедневной рутины.
Борьба с ощущением ДП
Некоторые люди реагируют на первоначальное ощущение ДП пытаясь противостоять ей. Но если вы думаете о ДП, то идея бороться с собственными естественными защитными механизмами выглядит бессмысленно.
Пытаясь бороться с ней, вы усиливаете свою тревогу, продляя тем самым свою ДП, которая на самом деле в свою очередь пытается убрать вашу излишнюю тревогу (Это кажется невероятным? Но ДП исходно появилась чтобы защитить вас!). Это приводит к тому, что интенсивность вышеупомянутых аналитических мыслей возрастает, и барьер между здравым умом и физическим восприятием продолжает существовать. Это и есть тот разрыв, который в последующем становиться длительной ДП. Это разрыв (барьер) часто ощущается физически, или, часто описывается как «слой стекла», между человеком, страдающим ДП и реальностью.
Поскольку люди, страдающие ДП чувствуют этот барьер между собой и реальностью, между ощущениями и наблюдениями, они обнаруживают, что все их мысли, становятся направленными назад, на них самих же. Они завязают в негативной «мысли-привычке» постоянно наблюдать и контролировать себя. Но не волнуйтесь, не важно насколько глубоко укоренилась эта привычка, она, как и все другие привычки – обратима!
Другие причины ДП
Помните, что ДП может быть вызвана периодами депрессии, мозг использует ее как механизм борьбы. Но привычка мыслить, которую вызывает ДП может остаться, поэтому ДП может оставаться и длительное время после депрессии. ДП может возникать и при других психических расстройствах, таких как тревожные расстройства.
Хотя некоторые люди, не испытывали никакой травмирующей ситуации, не принимали какие-либо вещества (лекарства), т.е. не испытывали ничего такого, что обычно вызывает ДП. Однажды они просто прогуливались по улице, как внезапно это состояние пришло к ним. Тот факт, что кажется вроде бы не было никакой причины, может сделать этот состояние еще более пугающим, как-будто что-то произошло с мозгом человека безо всякой на то причины.
Но не всегда бывает так, что то что кажется это и есть правда. Есть большое количество небольших причин, которые, если их соединить вместе могут привести к возникновению эпизода ДП. Например, на работе вы испытываете стресс, выпили некоторое количество кофеина и безалкогольных напитков и т.д. Вы не спите так хорошо, как нужно, у вас есть небольшие проблемы во взаимоотношениях. Вы страдаете таким распространенным заболеванием как послеродовая депрессия, кризис среднего возраста, стресс при сдаче экзаменов и т.д. И кажется, что с этими вещами можно постепенно справляться. Но эти стрессы накапливаются со временем, и могут вызывать странную реакцию мозга и тела.
Для некоторых людей такими реакциями может быть ПА, для других – общая депрессия или сильная головная боль, для третьих – просто начало ДП. Как я уже сказал, это должно быть естественное, молниеносное ощущение, но тот факт, что у человека появляется возможность интенсивно на этом сфокусироваться (и никак не реагировать на какую-либо другую со-существующую опасность) – это то, что продляет мысли и ощущения ДП, формирует «мысль-привычку», которая приводит к дальнейшему развитию состояния.
Для некоторых людей ДП может проявляться очень медленно, с ощущениями нереальности, постепенно приходящими в их повседневную жизнь. Несмотря на такое менее пугающее начало ДП, ее продолжение становится таким же как и в других случаях.