Экономическая система. В российской литературе отмечалось, что "китайский вариант социалистического тоталитаризма продемонстрировал больший потенциал трансформируемости, чем его советский вариант"*. Особенно наглядно это видно на примере экономической системы и ее конституционной регламентации. В Конституции КНР содержатся многие традиционные для социалистического государства нормы, и тем не менее конституционная модель экономики социалистического государства в КНР имеет модернизированный характер.
* Оникиенко Л. Ф. Экономика впереди политики // Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 1996. С. 205.
Конституции социалистических стран, как правило, содержали характеристику социалистической системы хозяйства, или социалистической экономической системы. Эта характеристика (в зависимости от оценки соответствующей коммунистической партией этапа, на котором находилась страна) давалась в двух вариантах: в первом варианте о социалистической экономике говорилось как о свершившемся факте, тогда как второй вариант конституционной характеристики экономической системы отражал переход к социалистической экономике. Формулировки Конституции КНР сочетают оба подхода.
С одной стороны, часть первая ст. 6 Конституции гласит: "Основа социалистической экономической системы Китайской Народной Республики — социалистическая общественная собственность на средства производства, то есть общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся масс". Из этого положения можно сделать вывод, что социалистическая экономическая система уже сложилась. Однако новая, третья, часть этой же статьи, перекликается с содержащимся во введении положением о длительном нахождении страны на начальной стадии социализма и устанавливает: "На начальной стадии социализма государство поддерживает экономическую систему, при которой общественная собственность доминирует и другие формы собственности развиваются параллельно, придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения". В противоречивости этих положений получает отражение курс КПК на отход от традиционного для социалистических стран форсирования развития социалистических отношений к известной их консервации на достигнутом уровне в течение неопределенного времени в сочетании с развитием рыночных отношений.
Поскольку в Китае предпринимаются усилия по формированию рыночной сферы функционирования государственных предприятий и других субъектов хозяйствования, на конституционном уровне нашел отражение вопрос о соотношении плана и рынка. До марта 1993 г. ст. 15 Конституции КНР гласила: "Государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство. С помощью всесторонне сбалансированных экономических планов и вспомогательной роли рыночного регулирования государство гарантирует пропорциональное, гармоничное развитие народного хозяйства". До XIV съезда КПК (1992 г.) рыночный социализм типа югославской модели объявлялся неприемлемым для Китая, но начиная с XIV съезда в партийных документах говорится уже о социалистической рыночной экономике. По мнению китайского автора Цзо Чанцина, основные особенности новой системы социалистической рыночной экономики сводятся к следующему:
— распределение ресурсов при использовании рыночного механизма;
— самостоятельность хозяйственных предприятий;
— четкое определение прав собственности;
— создание рынка факторов производства;
— косвенный макроэкономический контроль правительства;
— разработка законодательства, регламентирующего хозяйственную деятельность*.
* См.: Цзо Чанцин. Создание новой системы социалистической рыночной экономики // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 2. С. 77—78.
Социалистический характер экономики Китая проявляется, по мнению китайских экономистов, прежде всего в доминировании государственной собственности в народном хозяйстве страны и ведущей роли принципа распределения по труду. Вместе с тем формулировка Конституции делает возможным и акцент на рыночном характере преобразований, "допускает различные толкования, ее трактовка может меняться в зависимости от задач экономической политики китайского руководства и практических потребностей реформы"*.
* К итогам XIV съезда КПК. Круглый стол ИДВ // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 1. С. 41.
Политическая установка КПК на создание социалистической рыночной экономики получила конституционное оформление. Статья 15 Конституции в редакции 1993 г. гласит:
"Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство. Государство усиливает законодательную деятельность в области экономики, совершенствует макрорегулирование.
Государство в соответствии с законом запрещает любым организациям или отдельным лицам нарушать экономический строй общества".
Следует отметить, что положения о социалистической рыночной экономике появились несколько раньше в Конституции другой социалистической страны — в Конституции СРВ 1992 г.*
* Статья 15 вьетнамской Конституции гласит: "Государство управляет многоукладной экономикой товарного производства и развивает ее на основе рыночного механизма и социалистической ориентации. Многоукладная экономика с разными ее формами организации производства и предпринимательства основывается на общенародной, коллективной, частной собственности, среди которых общенародная и коллективная собственность являются основными".
Особенность Конституции КНР заключается и в том, что она регулирует такой, казалось бы, частный институт хозяйства, как семейный подряд. Часть первая ст. 8 Конституции в редакции 1999 г. устанавливает: "Сельские коллективные хозяйственные организации осуществляют двухуровневую систему хозяйствования, основой которой является семейный подряд. В деревне различные формы кооперативного хозяйства в виде производственной, снабженческо-сбытовой, кредитной, потребительской и других форм кооперации представляют собой социалистический сектор экономики, основанный на системе коллективной собственности трудящихся масс".
Выше мы уже отметили и другую особенность Конституции — допуск иностранного капитала.
Собственность. Стремление социалистического государства возможно детальнее регулировать и контролировать общественные отношения особенно ярко проявляется в подходе к регулированию собственности. Для конституций социалистических стран характерно перечисление и подробная характеристика форм собственности.
Многообразие форм собственности в Китае прямо связывается с особенностями переходного периода. Конституционное регулирование отражает разрешительный подход к формам собственности: упор делается на закрепление правового статуса отдельных форм собственности, далеко не равноправных. Так, наряду с вышеприведенной характеристикой общественной собственности на средства производства как основы экономической системы в ст. 7 Конституции установлено, что государственный сектор экономики — "руководящая сила в народном хозяйстве", а различные формы кооперативной собственности (несельскохозяйственной) рассматриваются как социалистический сектор хозяйства (часть вторая ст. 8). О конституционной характеристике необщественного сектора (индивидуального и частного) выше также говорилось. Она означает официальное признание эффективности частного предпринимательства, что само по себе ново для государства, идущего по социалистическому пути.
Что касается собственности граждан, об охране которой сказано в части первой ст. 13 Конституции, то здесь, судя по перечислению объектов, имеется в виду так называемая личная, т. е. потребительская, собственность, хотя во второй части этой статьи сказано о праве наследования частной собственности, которая, по марксистской терминологии, охватывает прежде всего средства производства.
В Конституции КНР сохранились довольно детальные нормы об объектах собственности, что также в целом характерно для социалистических конституций, но само регулирование статуса отдельных категорий этих объектов обладает спецификой.
Объекты государственной собственности определены в ст. 9 Конституции, согласно которой "недра, воды, леса, горы, степи, целинные земли, отмели и другие природные ресурсы являются государственной, то есть общенародной, собственностью". Правда, здесь же предусмотрена возможность нахождения лесов, гор, степей, целинных земель и отмелей в собственности коллективной.
Своеобразно регулирование китайской Конституцией такого объекта собственности, как земля. В Китае, как известно, крайне мало сельскохозяйственных земель, так как значительная часть территории страны занята горами и непригодна для ведения сельского хозяйства. Земля может находиться только в государственной или коллективной собственности. Согласно частям первой-четвертой ст. 10 Конституции земля в городах принадлежит государству, а в деревнях и пригородах (за исключением участков, принадлежащих по закону государству), а также земля под жилыми постройками, приусадебные земельные и горные участки являются коллективной собственностью. Любым организациям или отдельным лицам запрещены присвоение, купля-продажа, аренда или незаконная передача земли в другой форме. Государство же может в соответствии с законом реквизировать земли на общественные нужды. Право землепользования может передаваться в соответствии с законом.
К объектам собственности граждан относятся законные доходы, сбережения, жилище. Этот перечень открытый.
Кроме того, в части первой ст. 8 специально указывается, что трудящиеся, участвующие в сельских коллективных хозяйственных организациях, могут "разводить собственный скот".
Экономическая политика. В соответствии с социалистической традицией в Конституции КНР большое внимание уделено регулированию экономической политики и хозяйственно-организаторской деятельности государства. В Конституции предусмотрены или из нее вытекают такие цели экономической политики государства, как:
— совершенствование макрорегулирования (ст. 15);
— усиление законодательной деятельности в области экономики (ст. 15);
— обеспечение целостности экономического строя общества (запрещение его нарушения — ст. 15);
— охрана различных форм собственности (ст. 11, 12, 13);
— рациональное распределение средств накопления и потребления (ст. 14);
— совершенствование систем управления экономикой и управления предприятиями (ст. 14);
— повышение производительности и улучшение организации труда (ст. 14).
Кроме того, в Конституции нашла отражение экономическая стратегия государства по использованию достижений науки и техники, созданию условий для их развития (ст. 14).
Конституция КНР устанавливает также основы компетенции государственных органов в сфере экономики.