Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные законы диалектики (по Гегелю).




Название закона На какой вопрос отвечает Сущность закона
Закон единства и борьбы противоположностей Почему происходит развитие? Основным источником развития любого предмета, явления служат его внутренние противоречия (т.е. взаимодействие противоположных элементов, свойств, связей). Любое сущее представляет собой единство противоположных начал. Например, основное противоречие жизни: ассимиляция и диссимиляция; нервная система: процессы возбуждения и торможения; мышцы: сгибатели и разгибатели и т.д.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные Как совершается развитие? Количественные изменения любого предмета, явления рано или поздно нарушают его меру (т.е. устойчивое единство его количественных и качественных характеристик) и вызывают переход на новое качественное состояние. В новом качестве предмет продолжает развиваться, накапливая количественные изменения и т.д. Например, при t 00С вода из твердого агрегатного состояния начинает переходить в жидкость, а при t 1000С - превращается в газообразное состояние.
Закон отрицания отрицания (двойного отрицания) Каков итог развития?     Отрицание – это замена старого новым, возникающим на основе старого. Процесс развития можно представить в виде раскручивающейся восходящей спирали. Она содержит в себе элементы одноплоскостного развития, движения по восходящей (прогресс) и нисходящей (регресс) линиям, возвращения к пройденным этапам, но на более высоком качественном уровне. Спиралеобразный характер развития говорит о его цикличности: тезис – антитезис – синтез. Например, вырастая из зерна (тезис), росток отрицает его (антитезис), но, развиваясь дальше в колос, даёт новые зерна (синтез).

 

 

Пространственно-временная организация бытия

Пространственная организация сущего означает, что любой материальный объект занимает определенное положение (место) по отношению кдругим объектам и обладает какими-то размерами – длиной, шириной, высотой. Эти характеристики материальных объектов и отражаются в понятии пространство.

Пространство – свойство материальных объектов иметь определенные границы и располагаться относительно других материальных объектов, иметь определенное местоположение.

Время – длительность существования материальных объектов и последовательность событий происходящих с ними, их смена, ритм или темп.

Бытие человека в мире

Человек и Вселенная

Человечество всегда являлось (и будет являться – если не погибнет) гражданином Космоса, Вселенной. Осознание этого факта пришло в философию давно: уже древние греки рассматривали человека как элемент Космоса, неразрывно связанный с ним и испытывающий на себе его влияние. Эти идеи продолжали развиваться во все времена и выступили в своей совокупности как философия космизма. Представители русского космизма (Федоров, Умов, Циолковский, Чижевский и др.) считали человека продуктом не только биологической, но и космической эволюции, рассматривали его как органическую часть Космоса, обладающую особым статусом устроителя и организатора Вселенной. Смысл бытия человека, по их мнению, заключается в преображении Космоса, в установлении гармонии с ним.

В XX в. многие из этих идей получили научное обоснование. Оказалось, что между существованием человека как сложной системы и космического существа и строением Вселенной есть тесная взаимосвязь. Смысл этой взаимосвязи выражается с помощью антропного космологическогопринципа, предложенного в 1973г. Б.Картером – специалистом по теории гравитации. Антропный (от греч. anthropos - человек) принцип гласит: Вселенная по своим физическим характеристикам должна быть такой,чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существованиечеловека. Иными словами, наш мир оказался устроенным так удачно, что в нем сложились физические условия, при которых человек смог возникнуть во Вселенной. Это, прежде всего, фундаментальные физические постоянные: скорость света, массы электрона и протона и др. Теоретические расчеты показывают, что если бы, например, изначальная масса протона оказалась меньше ее реального значения на 30% (при тех же физических законах и неизменных иных фундаментальных постоянных), то во Вселенной не могли бы существовать атомы, более сложные, чем атом водорода. Понятно, что тогда не могли бы образоваться какие-либо физические и химические системы, и жизнь стала бы невозможной. Антропный принцип допускает как религиозную, так и научную интерпретацию. Согласно первой, он подтверждает существование Творца, который спроектировал мир так, чтобы в точности удовлетворить нашим требованиям. Научная версия предполагает возможное наличие множества миров (Вселенных), в которых реализуются различные комбинации физических законов и констант. При этом в одних мирах складываются лишь простые физические объекты, в других возможно формирование сложных систем – в том числе и жизни в ее различных формах. Но в нашем мире человек уже есть, и поэтому стоит думать о том, чтобы его космическая активность (пока еще небольшая) не привела когда-нибудь к такой перестройке Космоса, которая была бы чревата гибелью Земли или даже Солнечной системы…

3.2. Человек и природа

Термин «природа» используется в разных смыслах. В широкомсмысле «природа» совпадает с понятием бытие, сущее, материя, Универсум - это все, что существует во Вселенной. В узком смысле «природа» - совокупность естественных условий существования человека и общества. Отношение человека к природе – одно из ведущих в сложной системе взаимоотношений человека и мира. И это отношение было различным в разные исторические эпохи.

Древний мир (VII в. до н.э. – ок. 600 г. н.э.). Природа (Космос) понимались как бытие упорядоченное, организованное и конечное (в противовес Хаосу). Космос подчиняется неким законам или богам, он совершенен. Человек должен учиться у природы и стремиться к своему совершенству. Человек считал себя подчиненным природе: он признавал ее господство над собой, довольствовался в своей жизни в основном естественными благами, стремился найти гармонию в отношениях с природой, чтобы наилучшим образом приспособиться к ней. Особенно ярко это проявлялось в культуре Востока: так, древний китаец в своей практической деятельности исходил из принципа «не-деяния» («у-вэй»), который требовал от человека ограничения его активности, предписывал ему как можно меньше вмешиваться в природные процессы. Да и в Древней Греции природа была для человека преимущественно объектом изучения и подражания, а не практического преобразования.

Средние века (V-XV вв.). Природа – сотворена Богом (креационизм).

Истинное бытие – только Бог. Природа – отражение божественного мира, причем далеко не совершенное. Это неистинное бытие. Все природное, материальное – греховно, тленно. Человек должен стремиться вырваться из природного мира в мир божественный.

Возрождение (Х IV – Х VI вв.). Складывается пантеистическая картина мира: отрицается божественное творение, Бог отождествляется сприродой, он со-вечен миру, сливается с законом естественной необходимости. Природа = Бог. Природа наделяется божественными свойствами.Человек – творец, он уподобляется Богу.

Новое время (конец XVI – XIX в.). Новое время – это эпоха промышленного производства и небывалого роста человеческих желаний и потребностей. Складывается практическое, утилитарное отношение к природе. Она воспринимается новым активным человеком как безмерная кладовая ресурсов. Природный мир – творение Бога, но существует по своим

собственным естественным законам (деизм). Природа познаваема. Цель человека познать ее объективные законы с тем, чтобы преобразовать природу уже по своему, а не по Божественному образу и подобию. Человек – господин природы, природа его служанка. Эта деятельность человека привела его ко многим успехам в науке, технике производстве, дала ему новый, достаточно комфортный житейский мир, но она же породила и многие проблемы. Последовательное осуществление утилитаристского отношения к природе привело во второй половине XX века к экологическому кризису. Экологический кризис – последствие негативного влияния деятельности человека на окружающую природную среду. Выход отсюда в изменении мировоззрения людей: отказе от покорения и разграбления природы; разумное, гуманное сосуществование с ней.

Поэтому в XXI веке все большее влияние на человека начинает оказывать идея равенства человека и природы во всех отношениях между ними, принцип своеобразного диалога между этими равными партнерами.

Такой диалог должен происходить в двух формах: теоретической – научного познания природы с целью все более глубокого овладения ее законами, и практической – деятельности по использованию природы и одновременно

ее сохранению и развитию. Для обозначения наиболее общей стратегии оптимального взаимодействия человека, общества, природы в современной науке используется понятие «коэволюция» (со – приставка, обозначающая совместность, согласованность; от лат. evolutio – развертывание, развитие).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 415 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2395 - | 2203 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.