Ар-Рагыб аль-Асфахани сказал: «Это постепенное взращивание до достижения полноценности».
Аль-Байдави1 сказал: «Это постепенное доведение чего-либо до совершенства». Это означает, что в воспитании необходима постепенность.
Аль-Манави сказал: «Это постепенное, поэтапное доведение чего-либо до совершенства, полноценности».
1 'Абдуллах ибн 'Умар аль-Байдави (ум. 685 г. х.). Мусульманский учёный, один из самых известных толкователей Корана. Родился в иранском селении Байда близ Шираза. Автор многих трудов по разным исламским наукам, в том числе и широко известного таф-сира. — Здесь и далее примечания переводчика.
12 Введение
Ибн Хаджар2 сказал: «Воспитание предполагает заботу и улучшение». В этом понятие воспитания перекликается с определениями слова «политика».
Ибн 'Ашур сказал: «Воспитание — это обеспечение ребёнка и управление его делами».
Воспитание в Коране
Соответствующий глагол и его производные упоминаются в нескольких аятах Корана.
Так, Всевышний Аллах сказал о родителях: «Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: "Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком"» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 24).
В тафсире ат-Табари3 говорится: «То есть они любили меня и заботились обо мне, когда я был маленьким, и проявля-
2 Абу аль-Фадль Ахмад ибн Али Ибн Хаджар аль-Кинани аль-Аскаляни (773-852 гг. х.). Известный исламский учёный-богослов и историк. Родился в Египте. Автор более ста трудов по всем исламским наукам. Эти труды получили признание и известность ещё при жизни автора. Среди его трудов — многотомный комментарий к «Сахиху» аль-Бухари.
3 Абу Джа'фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (ок. 225 г. х., про- винция Табаристан на побережье Каспийского моря (Персия) — 310 г. х., Багдад)— знаменитый мусульманский учёный, перс по рождению, авторитетный знаток и толкователь Корана, историк и учёный, плодотворно работавший во многих областях знания (мусульманское право, лексикография, грамматика, поэзия, этика, математика, медицина). Родился в Персии, жил в Египте, Сирии, Ираке. Большую часть жизни провёл в Багдаде, где и умер. Автор тафсира и монументальной «Истории», а также множества трудов, многие из которых не сохранились.
Воспитание в Коране 13
ли милосердие, растили меня и воспитывали, пока я не научился жить самостоятельно и не достиг возраста, когда уже более не нуждался в них». То есть, согласно его толкованию, глагол раббайани в данном случае имеет значение 'растили'.
Аль-Куртуби4 сказал о том же аяте: «Эти слова призваны напомнить рабу Аллаха о жалости и милосердии родителей к нему и о том, каких усилий потребовало от них его воспитание. Это напоминание имеет целью увеличить нежность и сострадание человека к своим родителям. Речь в данном случае идёт о верующих родителях, поскольку Коран запретил просить прощения для умерших неверующих, даже родственников». Отсюда ясно, что воспитание требует усилий и преодоления препятствий и сопряжено с трудностями.
Всевышний Аллах, рассказывая историю Мусы, приводит вопрос фараона: «Разве мы не воспитывали тебя среди нас с младенческих лет?» (сура 26 «Поэты», аят 18).
Ибн Касир5 сказал: «То есть: разве не ты жил и воспитывался нами и среди нас и спал на нашей постели, разве не о тебе мы заботились, разве не тебе мы делали добро в течение многих лет?»
Ту же смысловую нагрузку несут и Слова Всевышнего: «Напротив, будьте духовными наставниками» (сура 3
4 Абу 'Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад ибн Абу Бакр ибн Фарх аль-Куртуби (ум. 671 г. х.). Известный мусульманский учёный, знаток хадисов и толкователь Корана. Родился в Кордове. Автор тафсира и многих других трудов.
5 Абу аль-Фида' Исма'иль ибн Умар ибн Касир аль-Бусрави (701 — 774 гг. х.). Один из самых выдающихся мусульманских учёных в области истории, фикха, толкования Корана и хадисов. Родился в селении Мадждаль возле города Буера в Сирии. Автор тафсира и многих других трудов.
14 Введение
«Семейство 'Имрана», аят 79). Подразумеваются люди, которые воспитывают людей, давая им небольшие знания прежде объёмных и важных.
Ат-Табари говорит: «Раббани — это духовный наставник, тот, кто ведёт к знанию и пониманию, знающий толк в управлении и направлении, способный позаботиться о пастве и знающий, что приносит ей пользу в делах мирских и религиозных». Это мудрые, учёные люди, богобоязненные, дальновидные, глубоко понимающие религию и хорошо знающие жизнь. Это слово встречается в Коране три раза.
То, что к значениям разбираемого нами глагола и его производных относится 'увеличение', 'рост', подтверждают слова Всевышнего: «Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования» (сура 2 «Корова», аят 276). Это подтверждают и слова Посланника Аллаха : «У того, кто подаст в качестве милостыни что-нибудь наподобие финика из своего благоприобретённого имущества (а Аллах не принимает ничего, кроме благого1.), Аллах примет её Своей правой рукой и станет выращивать эту милостыню для подавшего её подобно тому, как любой из вас растит своего жеребёнка, пока не станет она размером с гору» [аль-Бухари; Муслим].
А то, что к значениям слова тарбийа относится 'взращивание, выращивание', подтверждают Слова Всевышнего: «...ту, которую растят в нарядах...» (сура 43 «Украшения», аят 18).
Аль-Куртуби сказал: «То есть выращивают до взрослого состояния. Растить — значит воспитывать. Говорят: "Я воспитывался в таком-то племени", то есть: "Я вырос среди представителей этого племени"».
Все эти аяты, хадисы и толкования подтверждают приведённые выше значения арабских глаголов, от которых образовано слово «воспитание».
Между обучением и воспитанием 15