Возникновение ненормативного семейного кризиса возможно на любой стадии жизненного цикла семьи. Ненормативный семейный кризис связан с переживанием негативных событий жизни, определяемых в психологии как кризисные. К ним относится широкий спектр ситуаций: развод, супружеская измена, смерть одного из членов семьи, тяжелая болезнь одного из членов семьи и т.д.
Рассматривая специфику возникновения ненормативных кризисов, Р. Хилл выделил три группы факторов, способствующих их возникновению (Р. Хилл, 1972):
1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.).
2. Неожиданные события, стрессы (когда семья или один из ее членов становится участником катастрофы, теракта и др.).
3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена, развод и др.).
Кроме объективных факторов возникновения кризиса выделяются субъективные — такие как исчезновение чувства любви, безразличие в отношениях супругов, личностные характеристики супругов, которые могут создать специфическую ситуацию ненормативного кризиса.
О.И. Карабанова отмечает, что все ненормативные кризисы имеют свою специфику протекания, учет которой необходим при планировании консультационного воздействия. (О.И. Карабанова, 2005).
Также необходимо учитывать силу работающего стрессора. Сверхсильные стрессоры (смерть одного из супругов или ребенка; супружеская измена; изменение социального статуса семьи (банкротство); хроническое заболевание кого-то из членов семьи), несмотря на силу воздействия и болезненность переживания, могут не только не разрушить семью, но и работать на ее сплочение при наличии активной и вовремя оказанной психологической поддержки. Хронические стрессоры, действующие на протяжении длительного времени, часто скрыты и вызывают внутреннее недовольство всей ситуацией. Также стрессоры приводят к истощению ресурсов семьи, что заканчивается разрушением центробежных сил семьи, ее распаду. К хроническим стрессам В.С. Ковалев (С.В. Ковалев, 1998) относит: неблагоприятные бытовые и финансовые условия; хронические и сверхсильные нагрузки в профессиональной деятельности, приводящие к эмоциональному выгоранию и депривации личности; конфликты в супружеской паре и т.д.
Достаточно часто при наличии таких факторов возникновение кризисного события начинается по методу «последней капли», приводя к окончательному дисбалансу семейной системы. От семьи в данной ситуации требуется отказ от ранее выстроенного идеала семьи и замена его новым, максимально близким к реальности. В случае, если внутренние ресурсы такой семьи истощены, данная ситуация завершается разрушением семьи.
Рассмотрим максимально часто возникающие ненормативные кризисы семьи.
Кризис повторного брака
На наш взгляд, повторный брак может и должен рассматриваться как ненормативный семейный кризис, поскольку является необязательным для семьи. Семья, вступающая в повторный брак, по сути, начинает новый жизненный цикл, имея в анамнезе предыдущие отношения. В процессе выстраивания отношений в повторном браке могут возникать несколько сложностей, связанных как с нормативными процессами, так и с проблемами, которые супруги привносят из предыдущих браков. Н.И. Олиферович выделяет несколько типов повторных браков, распределяя их по четырем основаниям: характеру прекращения прежних брачных отношений (смерть супруга, развод); наличие или отсутствия опыта брачных отношений; наличие и количество детей в предыдущих браках; возрастная разница партнеров (Н.И. Олиферович, 2006). По мнению автора, в зависимости от типа брака каждая семья столкнется со своим специфическим комплексом трудностей, кроме так называемых общих сложностей повторного брака. К данным сложностям мы можем отнести: дифференциацию супружеской и родительской подсистемы; необходимость переструктурирования семейных систем; сложности ролевого определения; возникающие конфликты между членами расширенной семьи и т.д. Кроме того, ситуация повторного брака может осложняться большим количеством мифов, существующих в обществе о повторном браке. Среди максимально опасных мифов для организации взаимоотношений в повторном браке необходимо отметить следующие:
• новый партнер заменит моим детям отца/мать (на самом деле, это невозможно);
• если мой партнер меня любит, то будет любить моих детей как своих собственных (необязательно любовь к супругу должна сопровождаться любовью к его детям);
• новый партнер никогда не будет любить моих детей (существуют ситуации, когда отношения ребенка с приемным родителем более комфортные, чем с родным);
• мой ребенок всегда будет страдать от присутствия в семье чужого человека (утверждение не подтверждено фактами);
• новый партнер должен взять на себя ответственность (ни за что не вмешиваться) за воспитание моего ребенка (ни одно, ни второе невозможно);
• повторный брак всегда лучше/хуже предыдущего.
Данные мифы опасны формированием неадекватных ожиданий в браке, что может привести к дополнительным конфликтам и претензиям.
Наиболее частыми признаками прохождения кризиса могут быть: конфликты между брачными партнерами, основанные на претензиях из прошлых семей; конфликты из-за неоправданных ожиданий по отношению к партнеру; проблемы в детско-родительских отношениях, связанные с неподчинением ребенка, его протестным поведением, ревностью со стороны ребенка или со стороны кровного родителя.
Для диагностики различных аспектов кризиса могут применяться следующие тестовые методики:
• для выявления нарушений в детско-родительских отношениях: тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003), тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), тест «Родительско-детские отношения» (РАКШ1) (авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет), тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захаров) и т.д.;
• выявление уровня сплоченности семьи: тест Геринга (FAST);
• для выявления ролевой структуры семьи: методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (автор А.Н. Волкова), опросник «Семейные роли» (модификация А.В. Ченникова); тест-опросник «Распределение ролей в семье» (авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубровская, 1987) и т.д.;
• определение эмоционального фона семьи: опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ), тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье».
Психологическая помощь в ситуации повторного брака должна строиться исходя из возникающих сложностей и направлена на максимально эффективную адаптацию семьи к новым условиям. Как максимально часто возникающие темы для психологического консультирования выступают:
1. Трудности ролевого определения между супругами. В этой ситуации необходимо оказать помощь в рамках супружеского консультирования и супружеской терапии. Позволить супругам адекватно построить взаимоотношения, отчистив их от нереалистических ожиданий и претензий, смещенных с прошлых супружеских отношений.
2. Трудности в распределении функциональных ролей в семье, связанные с неразберихой по поводу ролевой ответственности за воспитание ребенка и специфики взаимоотношений с бывшими супругами. В этой ситуации необходимо помочь четко выявить супружескую пару и родительскую, учитывая, что необходимо новому супругу принимать определенные родительские функции по отношению к детям, распределяя полномочия и зоны влияния с биологическими родителями.
3. Возникновение коалиций между биологическим родителем, не проживающего совместно, и ребенком с целью противодействия отношениям в новой семье. В этом случае консультирование должно включать в себя работу со всей расширенной семьей для развития нормальных отношений и снижения напряжения.
4. Трудности принятия новой семьи расширенной семьей. С этой точки зрения, идеальным вариантом работы является консультирование расширенной семьи по поводу появления страхов и напряжений, возникающих у бабушек и дедушек в ситуации повторного брака.