В начале нэпа возобновилось участие российских ученых в международных конференциях и заграничных научных экспедициях. В 1925 г. состоялся первый в СССР после революции международный научный форум специалистов в области изучения пресных вод — III лимнологический конгресс. На празднование двухсотлетия Российской академии наук в том же году прибыли свыше 130 ученых из 25 стран. В приветствии Советского правительства по этому случаю отмечалась большая роль Академии в обеспечении научной работы в масштабах страны, в распространении научных знаний среди трудящихся и приобщении к науке десятков национальностей, которые впервые в условиях Советского государства получили возможность широкого культурного и хозяйственного развития.
Писатели и другие творческие работники с переходом страны к нэпу также стремились реализовать свои возможности в переустройстве действительности. Переломная эпоха оказалась очень бурной для литературно-художественной жизни страны. Руководство страной на первых порах сдерживало стремление к диктату в тонкой сфере художественного творчества, ограничиваясь лишь политической цензурой и полагая, что писатели, художники, композиторы, театральные ятели сами выработают оптимальные формы социалистического кусства. В конце 1920 г. ЦК партии направил на места письмо «О п леткультах». Оно свидетельствовало об озабоченности претензия возникшего еще до революции и просуществовавшего до 1932 г. С юза пролетарских культурно-просветительных и литературно-худо ственных организаций на выработку и утверждение в обществе ос бой пролетарской вместо всей культуры прошлого. В письме разъясн
186
лись ленинские оценки Пролеткульта как движения «теоретически Неверного и практически вредного». Вред усматривался в том, что под Видом «пролетарской культуры» обществу прививаются нелепые, извращенные вкусы, а вместо помощи молодежи серьезно учиться нанизывались полубуржуазные философские системы и выдумки.
Однако пролеткультовские идеи оказались живучими и обнаруживались в программах многих творческих объединений, возникавших в 20-х годах и включавших в свои ряды талантливую, прошедшую Гражданскую войну молодежь. Только с 1920 по 1926 г. впервые выступили и печати более 150 таких писателей, среди них Н, Асеев, А. Жаров, В. Каверин, Л. Леонов, Л. Сейфуллина, Н. Тихонов, А. Фадеев, М. Шолохов.
Пролеткультовские идеи давали о себе знать в творчестве писателей объединения Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП, 1920)', литературной группы «Кузница» (1920)2 и в ряде но-1)ых объединений, литературных групп, возникших в основном в 1922-1923 гг. (только в Москве насчитывалось более 30 литературных течений). Заметный след в литературной жизни оставили Петроградская литературная группа «Серапионовы братья» (1921)3, группа пролетарских писателей «Октябрь» (1922)4, литературная группа «Молодая гвардия» (1922)5, «Левый фронт искусств» (1922)6, Московская ассоциа-
Оформилась на 1 Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве (18-21 октября 1920). В состав правления избраны члены группы «Кузница» В. Александровский, П. Арский, М. Герасимов, М. Волков и др. Центральным органом стал журнал «Кузница» (1921).
2 Создана поэтами (В. Александровский. М. Герасимов, В. Казин, С. Обрадо-
Иич, С. Родов и др.), вышедшими в 1920 г. из Пролеткульта. В 1931 г. влилась в
Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП).
3 Основана 1 февраля 1921 г. в Петрограде. В нее входили И. Груздев, М. Зощен
ко. Вс. Иванов, В. Каверин, Л. Лунц, Н. Никитин, Е. Полонская, М. Слонимс
кий, Н. Тихонов, К. Федин. Названа по наименованию кружка друзей в одноимен
ном романе Э. Гофмана. Существовала до 1929 г.
4 Существовала в 1922—1925 гг. Ядро группы составляли писатели, вышедшие
Ю «Кузницы»: А. Малышкин, А, Дорогойченко, С. Родов. Участвовали также
Ю. Либединский, А. Тарасов-Родионов; позже — Ф. Березовский, Д. Фурманов.
В 1923 г. вместе с группами «Молодая гвардия» и «Рабочая весна» влилась в МАПП.
Члены группы вошли в руководство журнала «Октябрь».
5 Возникла в конце 1922 г. Весной 1923 г. влилась в МАПП. Участники:
A. Безыменский, А. Жаров, М. Светлов, М. Голодный, И. Молчанов, М. Колосков,
B. Герасимова, А. Исбах и др. В группе начинал литературную деятельность М. Шо
лохов.
ь Объединение создано в Москве в конце 1922 г. во главе с В. Маяковским. И его составе были поэты Н. Асеев. В. Каменский, С. Кирсанов, Б. Пастернак (до 1927), художники М. Родченко, В. Татлин, теоретики искусства Б. Арватов, О. Брик,
C. Третьяков, Н. Чужак, В. Шкловский и др. Издавался журнал «ЛЕФ» (1923—
1925), «Новый ЛЕФ» (1927-1928). В 1929 г. ЛЕФ преобразован в РЕФ (Революци
онный фронт искусств).
187
ция пролетарских писателей (1923)7, Литературный центр конструктивистов (1923)8, литературная группа «Перевал» (1923)9, Всесоюзная и Всероссийская ассоциации пролетарских писателей (1925)'", Всесоюзное объединение крестьянских писателей (1926), Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей с головным отрядом — Российской ассоциацией пролетарских писателей (1928)".
До 1924 г. существовала возникшая в 1919 г. литературная группа «Имажинисты»12, представители которой декларировали фатальную неизбежность антагонизма искусства и государства. Особую позицию в группе занимал С. Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка.
В литературе этого периода выделяются два основных течения. Одно, так называемый левый фланг искусства, искало новые формы. Другое
7 Оформилась на 1-й Московской конференции пролетарских писателей (15-16 марта 1923). Объединяла группы «Октябрь», «Молодая гвардия», «Рабочая весна», «Вагранка». Возглавлялась правлением (А. Безыменский, А. Дорогойченко, В. Плетнев — председатель Пролеткульта, С. Ролов, А. Соколов). Печатным органом МАПП стал литературно-критический журнал «На посту». С июня 1924 г. выходил литературно-художественный и общественно-политический журнал МАПП «Октябрь» (отв. ред. С. Родов), ставший с 1925 г. органом ВАПП (гл. ред. и 1926-1929 — А. Серафимович).
к ЛЦК как поэтическое течение был провозглашен в 1923 г. К. Зелинским, И. Сельвинским и А. Чичериным. Центр оформился в 1924 г., распушен в 1930-м. В него входили Б.Агапов, Н.Адуев, Э. Багрицкий, Е. Габрилович, В. Инбер, В. Луганской, Н. Ушаков и др.
9 Возникла в конце 1923 г. при журнале «Красная новь» (ред. А. Воронский),
Участвовали А. Веселый, М. Светлов, М. Голодный, А. Ясный; позднее — И. Ката
ев, Э. Багрицкий, Н. Огнев, М. Пришвин, А. Малышкин, А. Караваева, Дж. Алтау-
зен и др. Выступала против сектантства, левачества и администрирования «напое -
товцев» и рапповцев, рационализма и формализма лефовцев и конструктивистон,
за сохранение преемственной связи советской литературы с лучшими традициями
русской и мировой.
10 Создана в Москве на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писате
лей с участием представителей других городов (6—11 января 1925). В правление
ассоциации избраны Д. Бедный, И. Вардин, Г. Лелевич, С. Родов и др. После выхо
да резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литера
туры» (18 июня 1925), поддержавшей идею о свободном соревновании различных
художественных направлений, в руководстве ВАПП произошел раскол. Грушт
И. Вардина, Г. Лелевича, С. Родова осталась на левосектантских позициях. Боль
шинство во главе с Л. Авербахом, Б. Волиным, В. Киршопом, Ю. Либединским,
Д. Фурмановым приняли установки резолюции ЦК. Вскоре к ним присоединились
А. Фадеев, А. Сел ивановский, В. Ермилов, В. Сутырин и др. Новый критический
журнал ВАПП «На литературном посту» отмежевался от «напостовского» нигили
стического отношения к культурному наследию.
" ВОАПП и РАПП образованы на 1-й Всесоюзном съезде пролетарских писателей в Москве (30 апреля — 8 мая 1928). Они объединяли все национальные отрялы пролетарских писателей. Распущены в 1932 г.
12 «Имажинистами» (от англ. image — образ) именовались С. Есенин, И. Грузи-нов, Р. Ивнев, А. Кусиков, А. Мариенгоф, В. Шершеневич и др.
188
пело поиски в русле традиционного реалистического искусства. Активными борцами за литературу, создаваемую силами писателей-пролетариев, были ассоциации ВАПП, МАПП, РАПП и журналы «На посту» (1923—1925), «На литературном посту» (1926—1932). Литературно-художественные силы тех лет делились в журнале на три лагеря: пролетарские, крестьянские писатели и «попутчики». «Напостовцы» считали свое объединение орудием диктатуры партии в области лите-рптуры, выступали от лица рабочего класса, подвергали разгромной критике «попутчиков», к которым относили, например, В. Маяковского, М. Горького, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова.
Противоположную позицию занимал журнал «Красная новь», в котором публиковались наиболее яркие, вне зависимости от политических убеждений и социального происхождения авторов, произведения. Главный редактор журнала А. Воронский выступал за приоритет эстетических критериев над политическими, считая, что пролетарское течение равноправно другим и не должно пользоваться Привилегиями.
Резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (от 18 июня 1925) осуждала крайности «напо-стовской» линии, призывала бережно относиться к «попутчикам», но 1) целом высказывала поддержку пролетарским литературно-художественным силам. Видимо, поэтому коренных изменений в позиции •неистовых ревнителей» пролетарской чистоты в литературе не произошло. В 1927 г. сторонники РАПП добились отстранения Воронского от руководства «Красной новью» за отстаивание реализма и классических традиций, а позднее обрушились на школу профессора В. Пе-реверзева за некое вульгарно-социологическое истолкование литературных явлений. Весной 1928 г. состоялся Первый съезд писателей страны, на котором создано Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей — ВОАПП во главе с Л. Авербахом, П. Керженцевым, А. Фадеевым и др. Рапповцы расширили свое влияние.
В результате относительно свободного соревнования различных течений и группировок в 20-е годы созданы произведения, вошедшие I) золотой фонд отечественной культуры. В 1922 г. посмертно опублико-наны мемуары В. Короленко «История моего современника»; А. Толстой написал романы «Сестры» (1922) и «Восемнадцатый год» (1928); М. Вересаев — «В тупике» (1922), «Пушкин в жизни» (1927). С. Есенин создал такие поэтические шедевры, как «Анна Онегина», «Черный человек» (1925). А. Горький, проведший большую часть 20-х годов за границей, написал «Мои университеты» (1923), «Дело Артамоновых» (1925). Эпоха Гражданской войны ярко отражена в романах Д. Фурманова «Чапаев» (1923) и «Мятеж» (1925); А. Серафимовича «Железный поток» (1924); И. Бабеля «Конармия» (1926); М. Булгакова «Белая гвар-ния» (1927); М. Шолохова «Тихий Дон» {1-я часть, 1928). Одним из
189
первых романов на тему восстановления промышленности стал «Цемент» (1925) Ф. Гладкова, о деревенской жизни — «Виринея» (1924) Л. Сейфуллиной. Широкое признание получили «Города и годы» (1924) К. Федина; «Кюхля» (1925) и «Смерть Вазир-Мухтара* (1928) Ю. Тынянова; «Одеты камнем» (1925) О. Форш.
Критическое отношение писателей к советской действительности выражено в антиутопии «Мы» (1924) Е. Замятина, в сборниках рассказов «Роковые яйца», «Дьяволиада» (1925) М. Булгакова, в «Повести непогашенной луны» (1927) Б. Пильняка.
Бесценным даром современникам и потомкам стало поэтическое творчество С. Есенина и В. Маяковского. В полный голос заявили о себе в 20-е годы поэты Н. Асеев, Э. Багрицкий, О. Мандельштам, Б. Пастернак, Н. Тихонов, М. Светлов, А. Сурков. Родоначальниками советской детской литературы стали Б. Житков, С. Маршак, К. Чуковский.
Русская деревня в 20-е годы также приобрела новых оригинальных художников. Наряду с такими талантами, как С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков, П. Карлов, А. Ширяевец, еще в 1914—1915 гг. составившими группу «Новокрестьянские поэты», стали певцами деревни (расширительно — всей крестьянской России) и выразителями ее проблем П. Васильев, А. Ганин, И. Грузинов, Г. Деев-ХомяковскиЙ, И. Дорошин, П. Дружинин, А. Жаров, М. Исаковский, И. Молчанов, В. Наседкин, П. Орешин, А. Прокофьев, П. Родимов. Отличительной особенностью крестьянской поэзии была ее сдержанность к историческому пафосу современности.
Изобразительное, как и другие виды, искусство развивалось в 20-е годы в условиях противостояния и взаимодействия различных объединений и группировок. Основной тон задавала Ассоциация художников революционной России (АХРР)13. Активно проявляли себя художники, составлявшие «Общество станковистов»м и общество «Четыре искусства»15.
Традиции «Мира искусства» (художественное течение «Серебряного века») продолжали художники общества «Жар-цвет» (1923~
'-' Художники АХРР (1922-1932, с 1928 — Ассоциация художников революции) И. Бродский, А. Герасимов, М. Греков, Б. Иогансон, Е. Кайман, Г. Рижский развивали традиции передвижников в новых условиях.
14 ОСТ (1925-1932), основанное Д. Штернбергом, объединяло до 30 художни
ков, в основном выпускников ВХУТЕМАСа (Ю. Анненков, П. Вильяме, А. Гонча
ров, А. Дейнека, И. Клюн, Н. Куприянов, А. Дабос, С. Дучишкин, Ю. Пименои,
А, Тышлер и др.), которые стремились к отражению типических явлений совре
менной действительности, к лаконизму и динамике формы.
15 Общество живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов в М ос кис
(1924-1931) включало главным образом бывших членов «Мира искусства» и «Го
лубой розы» (И. Жолтовский, А. Кравченко, П. Кузнецов, А. Матвеев, В. Мухина.
М. Сарьян, А. Щусев), решительно выступавших против авангардизма.
190
ll)29)16, традиций «Бубнового валета»17 — художники объединений «Маковец»18, «Бытие» и «НОЖ» (Новое общество живописцев)19. В 1925 г. «буб но валетов цы» создали объединение «Московские живописцы»20. I) 1926 г. это объединение в полном составе вошло в АХРР, однако в 1927 г. большая его часть вышла из ассоциации и учредила в 1928 г. Общество московских художников (ОМХ)21.
К. Малевич, основоположник одного из видов абстрактного искусства «супрематизма» (комбинирование на плоскости простейших геометрических фигур, окрашенных в контрастные цвета) и лидер витебского объединения «Утвердители нового искусства»22, в 1924 г. стал директором Государственного института художественной культуры в Ленинграде. Московский институт художественной культуры находился под влиянием абстракциониста В. Кандинского. Борьба за Советскую власть, восстановление народного хозяйства стали темами картин И. Бродского, Л. Дейнеки, К. Петрова-Водкина, Ю. Пименова, П. Соколова-Скаля. М. Греков начал создавать советскую батальную живопись.
В 1926 г. в Москве образовалось Общество русских скульпторов, в которое вошли мастера различных художественных школ и ориентации23. Москва была украшена известной скульптурой «Булыжник —
16 Художники М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, К. Богаевский,
М. Волошин и др.
17 Объединение московских художников (1910—1916), в которое входили
М. Ларионов (автор названия), П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, И. Маш
ков. Р. Фальк, Н. Гончарова и др., творившие в духе творчества П. Сезанна, фо-
иизма и кубизма, а также приемов русской иконописи и лубка, народной игруш
ки. Отвергало академизм и реализм.
18 Объединение художников и поэтов (1921-1925), ставивших задачей роман
тическое осмысление действительности. Члены: С. Герасимов, Л. Жегин, В. Чекры-
гин, Н. Чернышев и др. (более 20 человек). Сотрудничали Н. Асеев, Б. Пастернак,
В. Хлебников и др,
19 Общество объединяло художников, тяготевших к живописи примитивизма,
существовало в 1921—1924 гг. Входили: С. Адливанкин, А. Глузкин, А. Нюренберг,
И. Попов, Г. Ряжский.
2а Объединение (1924—1926) представляли И. Грабарь, А. Куприн, П. Конча-иовский, Б. Королев, А. Лентулов, П. Машкин, А. Осьмеркии и др. Они ставили целью создать «действительный синтез современного содержания и современной реальной формы».
11 ОМХ объединяло около 70 бывших «бубновалетовцев», представителей Московских живописцев», «Бытия», «маковцев» и молодых мастеров (С. Герасимов, И. Грабарь, Н. Григорьев, А. Древин, А.Лентулов, П. Кончаловский, Б. Короле», Н. Крылов, А. Куприн, И. Машков, А. Осьмеркии, В. Рындин, Н. Удальцова, I*. Фальк, А. Фонвизин, Н. Чернышев, А. Шевченко и др.). После распада ОМХ некоторые его члены перешли в АХР.
22 В объединение УНОВИС (1919—1922) входили художники В. Ермолаева, М. Добужинский, А. Лепорская, Л. Лисицкий, К. Малевич, В. Стерлигов, Р. Фальк, М. Шагал, Л. Юдин и др.
33 В Общество русских скульпторов (1926—1932) входили А. Голубкина, А. Мат-иесв, Н. Андреев, И. Шадр, В. Мухина, С. Лебедева, И. Чайков, В. Ватагин, И. Домогацкий, И. Ефимов и др.
191
орудие пролетариата» (1927) И. Шадра. Н. Андреев стал автором памятников А. И. Герцену и Н. П. Огареву у старого здания Московского университета (1922), А. Н. Островскому у Малого театра (1929). С. Мер-куров изваял скульптуру К. А. Тимирязева у Никитских ворот (1923).
В архитектуре наибольшее признание в 20-е годы получил и кон-г структивизм, развиваемый Обществом современных архитекторой (1925)24, и рационализм, проявившийся втворчестве архитекторов Ассоциации новых архитекторов (1923)25. Идеи конструктивизма проповедовали В. Татлин, Л. Лисицкий, И. Леонидов. Братья Леонид, Виктор и Александр Веснины в 1923 г. разработали проект Дворца труда в Москве, который не был осуществлен, однако способствовал утверждению конструктивистского направления в архитектуре. По проектам Весниных воздвигнуты редакционное здание газеты «Ленинградская правда» (1924), Дом акционерного общества «Аркос» (1924). По проектам К. Мельникова сооружены павильон и торговый сектор СССР на международной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже (1925), клубы завода «Каучук» (1927), имени И. В. Русакова, собственный дом архитектора в Кривоарбатском переулке Москвы (1927-1929).
В 1928—1930 гг. по проекту конструктивиста М. Гинзбурга в Москве построен экспериментальный «коммунальный» дом {Новинский бульвар, 25) для сотрудников Наркомфина, завершавший эпоху длительных поисков кардинальной перестройки в сфере социально-бытового уклада молодой Советской республики. Индивидуальные квартиры сочетаются здесь с помещениями, предназначенными для коллективного обслуживания обитателей. Здание стало прообразом многих домов нового быта, в том числе возведенного в 1969 г. Дома аспиранта и стажера МГУ. В целом, однако, проекты новых жилых комплексов, предлагавших утопические идеи и, как правило, осуществлявшиеся со значительными отклонениями от первоначальных замыслов, успеха не имели. В 20-е годы разрабатывались также планы реконструкции Москвы (руководители А. Щусев, И. Жолтовский) и Ленинграда (И. Фомин). Приумножение культурного достояния в эти годы сочеталось с варварским уничтожением ценнейших историко-архитектур-ных памятников.
24 Члены объединения, существовавшего до 1931 г. (братья Веснины, А. Буров,
М. Гинзбург, И. Голосов, И. Леонидов, А. Никольский, Г. Орлов и др.), выступали
под лозунгами конструктивизма и функционализма, пропагандировали использо
вание новейших конструкций и материалов, типизацию и индустриализацию стро
ительства.
25 Основана преподавателями ВХУТЕМАСа (Н. Ладовский, К. Мельников, А.
Рухдядев, А. Родченко), выдвинувшими идею создания архитектуры на базе син
теза пластических искусств (включение в архитектуру революционной эмблемати
ки и лозунгов, выполненных средствами скульптуры, живописи и декоратииного
искусства). В 1930 г. АСНОВА вошла в Московское отделение Всесоюзного архи
тектурного научного общества.
192
В 20-е годы одну из первых ролей в просвещении и воспитании масс стал играть кинематограф. Вслед за первым полнометражным документальным фильмом о Гражданской войне, снятом в 1920 г., появились и художественные картины: о народовольцах — «Дворец и крепость» (1923; режиссер А. Ивановский), С. Эйзенштейна о революционной борьбе: «Стачка» и «Броненосец "Потемкин"» (1925); В. Пудовкина — «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана» (1928). На экраны вышли приключенческий и фантастический фильмы «Красные дьяволята» (1923) И. Перестиани и «Аэлита» (1924) Я. Протазанова; кинокомедия «Папиросница от Мос-сельпрома» (1924) Ю. Желябужского. Становление и развитие кинодокументалистики связано с именем Д. Вертова, создателя киножурнала «Кино-правда» (1922—1925), фильма «Шестая часть мира» (1926), и творчеством других режиссеров группы «Кино-глаз» — «киноки» (М. Кауфман, Е. Свилова, И. Беляков и др.).
Большим успехом у зрителей пользовались такие театральные постановки, как «Любовь Яровая» К. Тренева и «Дни Турбиных» М. Булгакова в Малом театре (1926); «Шторм» В. Билль-Белоцерковского в Театре имени МГСПС (1926); «Разлом» Б. Лавренева в Театре имени Вахтангова (1927); «Броненосец 14—69» Be. Иванова во МХАТе (1927). Прочное место в репертуаре занимала классика (пьесы А. Островского, Н. Гоголя и др.). Наряду с признанными мастерами театра К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко широкую известность приобрели Е. Вахтангов, Вс. Мейерхольд, А. Таиров. На сцене блистали артисты В. Качалов, В. Пашенная, Н. Хмелев, Б. Щукин; молодые актеры Н. Баталов, Е. Гоголева, Б.Ливанов, А. Тарасова, М. Яншин и др.
Крупные симфонические произведения создали в 20-е годы композиторы Н. Мясковский, Ю. Шапорин, Д. Шостакович. В различных музыкальных жанрах проявили себя И. Дунаевский, Д. Кабалевский, братья Дмитрий и Даниил Покрас, В. Шебалин. Пианист Л. Оборин занял первое место на Международном конкурсе имени Шопена (1927). Среди вокалистов выделялись В. Барсова, С.Лемешев, И. Козловский, М. Максакова.
Определенный вклад в отечественную культуру вносили представители культуры российского зарубежья. Высокого уровня культурными ценностями стали: проза, поэзия и публицистика нобелевского лауреата И. Бунина, И. Шмелева, Д. Мережковского, С. Черного, I. Гиппиус, М. Цветаевой, В. Ходасевича, Г. Иванова; музыка и исполнительское искусство С. Рахманинова, И. Стравинского, А. Глазунова, А. Гречанинова, Ф. Шаляпина, Н. Плевиикой; театр М. Чехова и балет М. Фокина, В. Нижинского, С. Лифаря; живопись К. Коровина, В. Кандинского, Н. и С. Рерихов, М. Ларионова, Ф. Малявина, 3. Серебряковой; философия И. Ильина, Н. Бердяева, Л. Карсавина, Н. Лосского, С. Франка, Б. Вышеславцева; правоведение Н. Алексеева, П. Новгород-цева, П. Тройского; богословие митрополита Антония (А. Храповиц-
/ - 5578
193
кого), В. Ильина; исторические труды академика Н. Кондакова, Г. Вернадского, М. Ростовцева, П. Бицилли, П. Милюкова, С. Мель-гунова, А. Лампе; лингвистика Н. Трубецкого, Р. Якобсона; социология П. Сорокина; геополитика и геоэкономика П. Савицкого; экономическая теория В. Леонтьева, изобретения В. Зворыкина, И. Сикор-ского, С. Тимошенко и многих других — важнейшие источники обогащения культуры постсоветской России.
Внешняя политика
Главным направлением внешней политики РСФСР, а затем СССР в 20-е годы была борьба за прорыв дипломатической блокады и укрепление позиций на международной арене. Центром принятия основных решений внешнеполитического характера в это время, как и на протяжении всех лет Советской власти, оставалось Политбюро ЦК. В. И. Ленин, неоднократно заявлявший о том, что большевики пошли на захват власти в России «исключительно в расчете на мировую революцию», после прихода к ней выстраивал внешнюю политику на основе крайнего прагматизма. С одной стороны, провозглашалась готовность к мирному сосуществованию, сотрудничеству с несоветскими государствами в области экономики, с другой — оказывалась всяческая помощь коминтерновским организациям, призванным «двигать вперед мировую пролетарскую революцию».
Ленин полагал, что правительства зарубежных стран в стремлении завоевать советский рынок «откроют кредиты, которые послужат нам для поддержки коммунистической партии в их странах и, снабжая нас недостающими у нас материалами и техниками, восстановят нашу военную промышленность, необходимую для наших будущих победоносных атак против наших поставщиков. Иначе говоря, они будут трудиться по подготовке их собственного самоубийства». Миролюбие советской внешней политики не обещало быть долгим. Выступая на собрании ячеек Московской организации РКП(б) 26 ноября 1920 г., Ленин заверил слушателей: «Как только мы будем сильны настолько, чтобы сразить весь капитализм, мы немедленно схватим его за шиворот».
Руководители капиталистических стран не обманывались в истинных целях советской внешней политики. Они также выстраивали свои отношения с позиции силы, глубокого недоверия, поддержки всего противостоящего руководству внутри Советской страны и за ее пределами; настраивали российскую белую эмиграцию на военные авантюры против нее. Большие надежды при этом возлагались на возможное внутреннее перерождение правящего режима (что, в конце концов, и произошло в 80-е годы). Наиболее действенным побудительным
194
мотивом к налаживанию «добрососедских» отношений была потребность в дешевом сырье, которым в избытке располагала наша страна.
Проводниками советской внешней политики стали наркоматы иностранных дел и внешней торговли, иностранный отдел ГПУ (с 1923 г. — ОГПУ), а также Исполком Коминтерна. Успехи политики во многом были связаны с деятельностью Г. В. Чичерина. С марта 1918 до июля 1930 г. он возглавлял НКИД, действовавший в силу разделения функций с другими ведомствами не «революционными», а только дипломатическими методами.
Заключив к 1921 г. мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией и Финляндией, Советское государство положило начало длительному процессу своего дипломатического признания. 26 февраля 1921 г. был подписан договор между Советской Россией и Ираном, по которому эта страна освобождалась от долгов царской России. Ирану передавались все русские концессии, шоссейные дороги, железнодорожные и телеграфные линии, построенные Россией на его территории. Согласно 6-й статье договора Советская республика получала право вводить туда свои войска в случае попыток других стран использовать иранскую территорию для нападения на РСФСР или ее союзные государства. (Именно это позволило ввести войска СССР на территорию Ирана в 1941 г.)
28 февраля 1921 г. Советская Россия заключила договор о дружбе с Афганистаном, первой из всех держав признав его суверенитет. Заключенный в Москве договор надолго стал основой развития дружественных отношений между двумя соседними странами.
14 марта 1921 г. в Риге был подписан мирный договор с Польшей (предварительный был заключен 12 октября 1920). Согласно Рижскому договору, обе стороны обязывались установить дипломатические отношения друг с другом, признавали независимость Украины и Белоруссии. Однако при поддержке Антанты Польша добилась от Советской Украины и Советской Белоруссии присоединения их западных областей, где, поданным на 1919 г., проживало более 16 млн человек. Советско-польская граница устанавливалась значительно восточнее «линии Керзона», которая в 1919 г. предлагалась Верховным военным советом Антанты в качестве восточной границы Польши. Стороны обязывались предоставить русским, белорусам, украинцам в Польше и полякам в РСФСР и УССР права, обеспечивающие свободное развитие их культуры, языка, выполнение религиозных обрядов.
5 ноября 1921 г. были установлены дружественные отношения с Монголией, в которой в июле этого года победила народная революция.
Нормализации отношений Советской России с зарубежьем способствовали торговые договоры, заключенные в 1921 г. с Германией, Италией, Норвегией, Австрией. 16 марта 1921 г. было подписано советско-английское соглашение, предусматривавшее установление тор-
г
195
говых связей между двумя странами; при этом стороны обязывались не предпринимать враждебных актов по отношению друг к другу. Это означало, что Британия фактически признала Советскую республику.
В октябре 1921 г. Советское правительство выразило готовность вести переговоры со странами Антанты об уплате довоенных долгов царского и Временного правительств при условии дипломатического признания Советской России, предоставления ей кредитов и возмещения ущерба, причиненного интервенцией. Предложение заинтересовало руководителей западных стран. 6 января 1922 г. тот же Совет Антанты решил созвать международную конференцию по экономическим и финансовым вопросам с участием всех европейских стран, включая Советскую Россию. 7 января итальянское правительство направило Советской республике официальное приглашение на конференцию в Генуе, открытие которой намечалось на 10 апреля 1922 г.
Долги царского и Временного правительств, которые требовали вернуть западные страны, составляли около 18,5 млрд золотых рублей. По подсчетам советской стороны, убытки, причиненные народному хозяйству России за годы империалистической интервенции 1917— 1922 гг., равнялись 39 млрд золотых рублей. Эта цифра, названная 15 апреля на конференции руководителем советской делегации Г. В. Чичериным, привела западных делегатов в состояние шока. Несмотря на это Чичерин заявил о готовности Советского правительства признать довоенные долги и преимущественное право за большинством собственников получить в концессию или аренду принадлежавшее им ранее имущество при условии признания Советского государства де-юре, оказания ему финансовой помощи, аннулирования военных долгов и процентов по ним. Предлагалась программа широкого сотрудничества между капиталистическими и социалистическими государствами в экономической, политической, культурной областях; невмешательства во внутренние дела; признания принципов ненападения; полного равноправия и взаимной выгоды; разрешения всех конфликтов мирными средствами. Советская делегация внесла также предложение о всеобщем сокращении вооружений.