Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Образование и разбитие СССР 6 страница




В ВСНХ под руководством В. В. Куйбышева разрабатывался только оптимальный вариант. В его основе лежали «Контрольные цифры пя­тилетнего плана промышленности ВСНХ СССР». В этом плане индус-триализация трактовалась как ускоренное развитие собственной (не

164


импортируемой) промышленности, прежде всего продукции маши­ностроения, энергетики, химической промышленности, металлургии. Ж ИХ намечал обеспечить ежегодный прирост промышленной про­дукции на 19—20%. Старые буржуазные специалисты (В. А. Базаров, В. Г. I роман, И. А. Калинников и др.), ссылаясь на мировой опыт, счита­ли реальным вдвое меньший темп индустриального развития по срав­нению с намеченным в отправном варианте плана. Против высоких темпов возражали представители «правой» оппозиции (Бухарин, Ры­ков, Томский).

Вариант контрольных цифр пятилетнего плана, предусматривав­ший рост всей промышленности на 167% (тяжелой — на 221, лег­кой — на 130), ВСНХ подготовил в середине декабря 1928 г. В нем Пыли учтены решения ноябрьского (1928) пленума ЦК о необходи­мости и возможности «догнать и перегнать в технико-экономическом отношении капиталистические страны только при напряженном тем­пе развития индустрии и индустриализации страны».

23 апреля 1929 г. оптимальный вариант пятилетнего плана был принят правительством, несмотря на возражения Кржижановского. В том же месяце он одобрен XVI партийной конференцией и в мае утвержден V Всесоюзным съездом Советов. План был рассчитан на период с 1 октября 1928 г. до 1 октября 1933 г. (После Гражданской войны хозяйственный год был приспособлен к циклу сельскохозяй­ственного производства, а с индустриализацией страны и укреплени­ем плановых основ в сентябре 1930-го его начало решили перенести с 1 октября на 1 января, ведя отсчет с 1931 г.)

План предусматривал увеличение за пятилетие выпуска промыш­ленной продукции в 2,8 раза (тяжелой — в 3,3) и сельскохозяйствен­ной — в 1,55; повышение реальной зарплаты в промышленности на 71% и доходов крестьян — на 67. Намечалось охватить общественным сектором в сельском хозяйстве к концу пятилетки 4—5 млн крестьян­ских хозяйств (18—20% их числа) и 17,5% общей посевной площади. И области культуры было намечено ввести всеобщее обязательное на­чальное образование, ликвидировать неграмотность населения в воз­расте до 40 лет, подготовить квалифицированные кадры для всех от­раслей народного хозяйства. Однако многие наметки пятилетнего плана уже вскоре изменились. Летом 1929 г. ЦК принял постановления о форсированном развитии ряда отраслей промышленности.

§ 5. Изменения в составе СССР,

эволюция национальной политики

Принятие Конституции завершило первый этап создания и ук­репления единого союзного государства. В дальнейшем СССР попол­нялся новыми членами. В октябре 1923 г. Хорезмская, а в сентябре

165


1924 г. Бухарская народные республики провозгласили себя социалис­тическими. Осенью того же года на территории этих республик и Тур­кестанской АССР в результате национально-территориального разме­жевания образованы две новые союзные республики (Узбекская и Туркменская), одна автономия (Таджикская АССР в составе Узбеки­стана), две российские автономные области — Кара-Киргизская (в 1925 г. переименована в Киргизскую АО, а в 1926-м преобразована в Киргизскую АССР) и Кара-Калпакская АО в составе Казахской АССР. В январе 1925-го в состав Таджикистана вошла территория Па­мира (Горно-Бадахшанская автономная область), а в мае III съезд Советов СССР включил в состав Союза на правах союзных республик Узбекистан и Туркменистан. В 1929 г. в союзную республику была пре­образована Таджикская АССР. Национальное размежевание в Сред­ней Азии охватило территорию с населением более 17 млн человек, что позволило на долгое время обрести спокойствие и устойчивость развития всему региону.

Появились новые национальные образования в составе Азербайд­жана (Нагорно-Карабахская автономная область, 1923) и Украины (Молдавская АССР, 1924). Созданный в 1923 г. Нахичеванский авто­номный край в составе Азербайджанской ССР в 1924 г. преобразован в Нахичеванскую АССР. Тогда же на основе союзного договора были оформлены отношения Грузии и Абхазской ССР, которая в 1931 г. включена в состав Грузии на правах АССР.

В 1924 и 1926 гг. к Белоруссии присоединены смежные территории РСФСР (части Витебской, Гомельской и Смоленской губерний) с преобладанием белорусского населения и развитой промышленностью. В результате территория БССР увеличилась в 2,5 раза, ее население — более чем в 3 раза, значительно вырос экономический потенциал республики.

В составе РСФСР Бурят-Монгольская и Монголо-Бурятская авто­номные области в 1923 г. образовали единую Бурят-Монгольскую АССР. В автономные республики преобразованы Карельская трудовая ком­муна (1923), Автономная трудовая коммуна немцев Поволжья (1924),Чувашская автономная область (1925).

В июле 1924 г. упразднена Горская АССР, изначально включавшая Балкарский, Владикавказский, Кабардинский, Карачаевский, Назра-новский и Чеченский округа. Начавшееся вскоре после образования этой республики ее национальное размежевание закончилось появле­нием в 1924 г. Ингушской и Северо-Осетинской автономных областей. Созданы отдельная Карачаевская (1926) и Черкесская (1928) авто­номные области. Существовавшая с 1922 г. в Краснодарском крае Ады­гейская (Черкесская) АО в 1928 г. преобразована в Адыгейскую авто­номную область. При национальном размежевании на Северном Кав­казе земли с преобладанием славянского населения выведены из подчинения автономий. В Кабардино-Балкарии, Осетии, Чечне созда-

166


вались казачьи автономные округа. Владикавказ и Грозный с пригоро­дами были отдельными округами за пределами Северной Осетии и Чечни. В начале первой пятилетки эти округа вопреки интересам сла-нянского населения снова присоединены к Чечне и Северной Осетии. Грозный стад столицей Чечни, а Владикавказ (с 1931 — Орджони­кидзе) был до 1934 г. столицей и Северной Осетии и Ингушетии.

Во время проводившегося в 20-е годы районирования СССР ста­рое административное деление (губерния, уезд, волость), не учиты­вавшее экономических и национальных особенностей регионов, к концу 1929 г. было заменено в РСФСР трехзвенной системой: район, округ, область (край), а в других союзных республиках — двухзвенной (район, округ). Районирование несколько изменяло положение авто­номных образований. Автономные области включались в состав краев и областей. В постановлении ВЦИК РСФСР от 28 июня 1928 г. «Об условиях вхождения автономных советских социалистических респуб­лик в состав районированных краевых (областных) объединений» под­черкивалось, что автономные республики, входя на основе добро-нольности в краевые объединения, полностью сохраняют конститу­ционные права. Местные органы власти в автономиях получили возможность решать многие вопросы без согласования с Центром.

При районировании национально-государственное строительство доходило до самых мелких административных единиц. В республиках выделялись округа, уезды и районы, волости и сельсоветы, компакт­но населенные народами, отличающимися от основного населения республики. При этом численная норма, необходимая для создания соответствующей национальной административной единицы, снижа­лась в среднем в 2,5 раза. Так в стране появились национальные окру­гл, уезды, районы, волости и сельсоветы. Работа по их созданию по­лучила значительное ускорение после III съезда Советов Союза ССР, установившего 20 мая 1925 г., что «должен быть принят ряд дополни­тельных мероприятий, обеспечивающих и защищающих интересы национ&тьных меньшинство. Постановление предусматривало, в част­ности, «в случаях значительной численности национальных мень­шинств образование отдельных Советов с употреблением языков этих меньшинств, организацию школ и судов на родном языке». В том же году образовался Коми-Пермяцкий национальный округ в Пермской, и в 1928 г, — Саранский (переименованный тогда же в Мордовский) в Средне-Волжской области (в январе 1930 на его базе создана Мордов­ская автономная область). Помимо этого, как отмечал М. И. Калинин на Совещании уполномоченных по работе среди национальных мень­шинств при ЦИК автономных республик, областных, краевых и гу-Оернских исполнительных комитетах (май 1928), созданы 33 нацио­нальных района, 110 национальных волостей, 2930 национальных сель­советов. Такие же миниатюрные автономии появились в других союзных республиках. Это обеспечивало наиболее полное выявление возмож-

167


ностей экономического, политического и культурного развития каж­дой национальности, наиболее благоприятные условия для подготов­ки национальных кадров.

Большую роль в советизации народов Севера и Дальнего Востока, находившихся к 20-м годам на стадии патриархально-общинных от­ношений, сыграл Комитет содействия народностям северных окраин (Комитет Севера), работавший при ВЦИК с июня 1924 г. Поначалу в этих районах создавались «родовые Советы» и «туземные исполко­мы», которые соответствовали сельсоветам и райсоветам, развивалась промысловая кооперация.

Национальная политика СССР середины и второй половины 20-х годов за пределами русских областей была сравнительно умерен­ной и взвешенной. В среднеазиатских республиках сохранялись вакуф-ные владения (земли мусульманского духовенства), старые мусуль­манский суд (суд казиев) и учебные заведения (медресе). В государ­ственный аппарат привлекались «именитые и влиятельные люди» из состоятельных слоев общества. Для вовлечения в новую жизнь патри­архального крестьянства Востока создавались массовые организации бедноты и середняков — «Кошчи» и «Жарлы», не имевшие аналогов в других республиках. В отношении ислама не велось широкой антире­лигиозной пропаганды. У народов Северного Кавказа действовали суды адата и шариата, производившие разбирательства спорных дел по нор­мам местных обычаев и религиозного права. Вместе с тем причину трудностей в проведении масштабных преобразований (национальное размежевание, земельная реформа) Центр нередко усматривал в дея­тельности национал-уклонистов. В 1925 г. под огонь критики попал председатель Совнаркома Узбекистана Ф. Ходжаев, обвинявшийся в противодействии земельно-водной реформе и покровительстве баям-землевладельцам. В конце 1928-го возобновились репрессии против султан-галиевцев.

Углубление во второй половине 20-х годов курса на ограничение и вытеснение капиталистических элементов, особенно переход к кол­лективизации, сопровождалось сужением прав национальных респуб­лик и автономных образований. Самостоятельность, свободу нацио­нального развития и «расцвет» наций центральное руководство пыта­лось все более ограничивать одной культурно-национальной сферой. Однако и это не гарантировало от разного рода «уклонов» и национа­листических проявлений. Например, на Украине серьезной пробле­мой стали «хвылевизм», «волобуевщина» и «шумскизм», получившие свое название по именам видных представителей национальной элиты.

Нарком просвещения УССР А. Я. Шумский упрекал партийную организацию республики в том, что она недостаточно активно ведет борьбу с великодержавным шовинизмом, предлагал форсировать темпы украинизации партийного и государственного аппарата, учреждений культуры. Нарком сочувствовал писателю Н. Хвылевому, который ори-

168


ентировался в своих произведениях на буржуазный Запад и выступил с русофобским призывом «Прочь от Москвы». Экономист М. Волобу, отрицая необходимость единого социалистического хозяйства СССР, проповедовал идею экономической самост. Укра­ины — практически ее изоляции от СССР. Большое внимание крити­ке таких националистических взглядов уделили июньские (1926 и 1927) пленумы ЦК КП(б)У и X съезд КП(б) Украины в ноябре 1927 г.

Издержки национальной политики на Украине пытались отнести также и на счет Сталина. Зиновьев на заседании Президиума ЦКК в июне 1927 г. назвал его политику в национальном вопросе «архибес­принципной» и утверждал, что «такая» украинизация «помогает пет­люровщине»-, а настоящему шовинизму отпора не дает. Сталин в ответ обвинял в великодержавных настроениях и извращении ленинизма оппозицию. Основания для этого имелись. Например, в теоретической работе «О национальной культуре» (1927) троцкист В. А. Ваганян пи­сал, что «под национальной культурой следует понимать только гос­подствующую классовую культуру буржуазии». Он утверждал также, что «борьба за коммунизм немыслима без самой решительной борьбы с национальной культурой», «лишь... через уничтожение националь­ной культуры может быть достигнута подлинная общность культуры для всего общества», «при социализме совершается процесс, кото­рый... приведет... к постепенному уничтожению национальных язы­ков, слиянию их в один или несколько могучих интернациональных изыков». Русский язык изображался им, с одной стороны, как «язык нсесоюзной коммунистической культуры, которую мы вырабатываем все вместе», с другой — как «межнациональный язык нашего Союза», «без такого межнационального языка Союз не может существовать — jto совершенно очевидно».

Критикуя подобные воззрения (особенно выводы для практичес­кой политики, к которым подводила теория), Сталин говорил на объе­диненном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) 5 августа 1927 г., что Ленин призывал к развитию национальной культуры в национальных облас-vnx и республиках на основе Советов, а Зиновьев «думает теперь пере-нернуть все это, объявляя войну национальной культуре. И эта коло­низаторская болтовня по национальному вопросу называется у него ленинизмом!». А для пущей важности добавлял: «То, что здесь набол­ит Зиновьев о национальной культуре, следовало бы увековечить иди того, чтобы партия знала, что Зиновьев является противником развития национальной культуры народов СССР на советской осно-не, что он является на деле сторонником колонизаторства».

Особенность национальной политики 20-х годов заключалась в том, чк) она была полностью свободна от всего, что хотя бы отдаленно напоминало о политике, направленной на создание условий свободы развития и «расцвета» русской национальной культуры, о защите на­циональных интересов русского народа. Да и трудно было ожидать

169


такой политики от руководства страной, в котором после смерти Ле­нина среди четырех первых лиц (Троцкий, Зиновьев, Каменев, Ста­лин) не было ни одного русского.

Адепты мировой республики неустанно раздавали обещания о помощи всем «угнетенным» народам. Начиналось это до революции. «Когда будем правительством, — писал Ленин в 1916 г., — мы все усилия приложим, чтобы с монголами, персами, индийцами, егип­тянами сблизиться и слиться, мы считаем своим долгом и своим инте­ресом сделать это, ибо иначе социализм в Европе будет непрочен. Мы постараемся оказать этим отсталым и угнетенным, более чем мы, на­родам "бескорыстную культурную помощь"... помочь им перейти к употреблению машин, к облегчению труда, к демократии, к социа-   лизму». В 1921 г. при конкретизации таких обещаний применительно к России было сформулировано одно из центральных положений всей послеоктябрьской советской национальной политики: «Суть нацио­нального вопроса в РСФСР состоит в том, чтобы уничтожить ту фак-  тическую отсталость (хозяйственную, политическую и культурную) некоторых наций, которую они унаследовали от прошлого, чтобы дать возможность отсталым народам догнать центральную Россию и в государственном, и в культурном, и в хозяйственном отношениях».

Но каким образом отставший народ может догнать ушедший впе­ред? Для этого, по смыслу выработанной на X съезде РКП(б) резо­люции, отставшим народам надо было полностью использовать право на свободное национальное развитие. Иначе говоря, развиваться быс­трее ушедших вперед за счет большего напряжения усилий и более эффективного использования всех внутренних ресурсов националь­ного развития, опираясь при этом на опыт передовых народов.

Партия обязывалась помочь трудовым массам невеликорусских  народов догнать ушедшую вперед центральную Россию, помочь им:   «а) развить и укрепить у себя советскую государственность в формах, соответствующих национально-бытовым условиям этих народов;   

б) развить и укрепить у себя действующие на родном языке суд, ад­
министрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из
людей местных, знающих быт и психологию местного населения;

в) развить у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще куль­
турно-просветительные учреждения на родном языке; г) поставить и
развить широкую сеть курсов и школ как общеобразовательного, так
и профессионально-технического характера на родном языке для ус­
коренной подготовки туземных кадров квалифицированных рабочих
и советско-партийных работников по всем областям управления и
прежде всего в области просвещения».

Однако советами и организацией ударной работы «отсталых наро­дов» партия не ограничилась. На всеобщее понимание и доброволь­ность в таком деле (уничтожение фактического неравенства народов)  рассчитывать было трудно. Приходилось не только призывать, но и

170


приказывать. В докладе на X съезде РКЛ(б) об очередных задачах партии и национальном вопросе прямо говорилось, что только «одна нация, именно великорусская, оказалась более развитой... Отсюда фактичес­кое неравенство... которое должно быть изжито путем оказания хозяй­ственной, политической и культурной помощи отсталым нациям и народностям». Не проявлявшие должным образом готовности помо-i ить представители более развитой нации рисковали быть обвиненны­ми в великорусском национализме или в уклоне к нему. Не желавшие перестраиваться на социалистический лад с помощью партии и цен­тральной России попадали в разряд местных националистов. Особен­но наглядно такая перспектива обнаружилась в конце 1922 г.

Великорусский шовинизм усматривался во многом: в постановке вопроса о возможности «строительства социализма в одной стране», в «непонимании» необходимости всякого рода уступок «националам» и возмещения им исторической несправедливости со стороны велико­россов, в несогласии видеть в дореволюционной отечественной исто­рии одни только «великие погромы, ряды виселиц, застенки, вели­кие голодовки и великое раболепие перед попами, царями и капита­листами». Огромная роль в формировании такого отношения к русскому народу принадлежит Ленину. Благодаря личному авторитету и значи­мости его высказываний, приобретавших для партии характер руко­водящих указаний, положено начало целенаправленной политике иг­норирования национальных интересов русского народа.

Союзный центр с момента образования СССР опасался, что в случае появления полноправных органов власти в РСФСР он не смо­жет сохранить полноту власти в своих руках, использовать республику как полигон для различных социальных и национальных эксперимен­тов. Именно для подавления недовольства неравноправным положе­нием Российской Федерации в Советском Союзе был выдвинут ло­зунг «борьбы с великодержавным русским шовинизмом». Неравно­правие русского народа в системе межнациональных отношений приходилось в дальнейшем (в 30-е и последующие годы) по необхо­димости исправлять и компенсировать разного рода уступками наци­ональному чувству и различными приемами национальной лести.

Таким образом, с первых лет Советской власти политика своди­лась к использованию ресурсов русского народа и России в целом для провоцирования мировой революции в других странах мира — везде, где усматривалась малейшая возможность для этого. Безуспешность попыток раздуть мировой пожар заставила большевиков сосредото­читься на строительстве социализма в своей стране, с тем чтобы, опираясь на ее мощь, помочь мировому пролетариату осуществить в будущем предначертанную марксистской теорией миссию.

Осенью 1924 г. «романтик революции» Л. Д. Троцкий все еще пы­тался воодушевить массы перспективой открытой Гражданской вой­ны в переходную эпоху к социализму в предстоящие 20-50 лет и раз-

171


решением национального вопроса возможностью «ничем не стеснен­ного приобщения к мировой культуре — на том языке, который дан­ная нация считает своим родным языком». 17 декабря того же года Сталин, опираясь на «закон о неравномерности экономического и политического развития капитализма», предложил положить в осно­ву дальнейшей политики концепцию строительства социализма в од­ной стране. В ожесточенной борьбе за выбор политического курса по­беду одержали сталинцы. Троцкисты не преминули обвинить их в на­ционал-большевизме — националистическом ограничении социализма рамками одной страны. Борьба заняла довольно длительное время, ее открытая фаза завершилась лишь с оттеснением Троцкого от власти (конец 1927) и изгнанием его из страны в 1929 г. По сути дела к этому времени в СССР сформировались основы своеобразного националь­ного большевизма, под которым некоторые историки имеют в виду «воплощение русской государственной идеи в новой советской или большевистской форме» (В. А. Шишкин).

Между тем официальная идеология вплоть до конца 20-х годов исходила из тотального осуждения дореволюционной истории страны. Русскому народу навязывалась мьюль, что до революции у него не было и не могло быть своего отечества: Россия именовалась не иначе, как тюрьмой народов, русские — эксплуататорами, колонизаторами и тюремщиками, нещадно угнетавшими другие российские народы. Патриотизм как таковой приравнивался к национализму — свойству эксплуататоров и мелкой буржуазии. В национализме усматривалась угроза пролетарской солидарности и социалистической перестройке общества. Руководство страны призывало искоренить национализм в любой его ипостаси. Главная опасность виделась в великодержавном (великорусском) национализме, местный национализм до некоторой степени оправдывался. Осознание явной «непрактичности» подобных теорий, по сути исключавших достижение единства идеологов и на­рода, ускорялось возникновением и нарастанием угрозы Советскому Союзу как с Запада, так и с Востока.

С утверждением у власти Сталина как единоличного политическо­го лидера его представления о процессах в национальной сфере жиз­ни общества и способах регулирования этих процессов приобретали все большее значение. С его именем связывалось классическое опреде­ление нации, представления о новых, советских нациях, развиваю­щихся на базе старых буржуазных, после свержения капитализма в России. Общечеловеческая культура, к которой идет социализм, изоб­ражалась им как пролетарская по содержанию и национальная по форме. Переход к общечеловеческой культуре мыслился происходящим и порядке одновременного развития у национальностей СССР культу­ры национальной (по форме) и общечеловеческой (по содержанию). Сталин внес успокоение в национальную среду дискредитацией тео­ретического положения о том, что уже за период социалистического

172


строительства в нашей стране и до победы социализма в других стра­нах в СССР исчезнут нации. (Такие взгляды действительно были в большей мере характерны для поверженных политических противни­ков.) Особенно воодушевляющей для «националов» стала установка, согласно которой период победы социализма в одной стране будет зтапом роста и расцвета ранее угнетенных наций, их культур и язы­ков; утверждения равноправия наций; ликвидации взаимного нацио­нального недоверия; налаживания и укрепления интернациональных связей между нациями.

Некоторым диссонансом с такими безоблачными перспективами звучало сталинское замечание о том, что процесс усиления и разви­тия целого ряда «живых и развивающихся наций» не исключает про­тивоположного процесса — ассимиляции национальностей. Настора­живать могло еще и то, что в отдаленной перспективе («на втором >тапе периода всемирной диктатуры пролетариата») предусматривалось появление неких зональных групп наций со своими национальными и общим межнациональным языком, которые впоследствии должны были объединиться в единую общность с одним для всех наций языком. Од­нако свои, наиболее детализированные, прогнозы (в частности статью «Национальный вопрос и ленинизм», написанную в марте 1929) Ста­лин долгое время не предавал огласке (статья впервые опубликована в 1949). Видимо, он полагал, что некоторые положения этой статьи (осо­бенно в отношении межнационального языка) могут быть актуализи­рованы в СССР не в столь отдаленном будущем.

В наиболее общем виде диалектика национального вопроса пред­ставлена Сталиным 27 июня 1930 г. в политическом отчете ЦК XVI съезду партии: «Надо дать национальным культурам развиться и развернуться, выявив все свои потенции, чтобы создать условия для слияния их в одну общую культуру с одним общим языком в период победы социализма во всем мире. Расцвет национальных по форме и социалистических по содержанию культур в условиях диктатуры про­летариата в одной стране для слияния их в одну общую социалисти­ческую (и по форме и по содержанию) культуру с одним общим язы­ком, когда пролетариат победит во всем мире и социализм войдет в быт, — в этом именно и состоит диалектичность ленинской поста­новки вопроса о национальной культуре». Таким образом, выходило, что в обозримой исторической перспективе национальным культурам не угрожало ничего, кроме «расцвета». Всю совокупность сталинских теоретических новшеств, как и национальную политику второй поло­вины 20-х годов, можно расценить как очередную и серьезную уступ­ку «националам».

Обретение народами бывшей Российской империи государствен­ности и автономии вело к пробуждению чувств национальной общ­ности, росту национальных и националистических настроений. Поли­гика коренизации (вовлечение представителей всех национальностей"

173


в состав руководящего аппарата, интеллигенции, рабочего класса) вела не только к позитивным сдвигам в структуре коренного населе­ния, но и к оформлению местных элит с присущей им национальной спецификой, попытками обретения бесконтрольной самостоятельно­сти, уклонами к местному национализму и сепаратизму.

Государство уделяло много внимания помощи отсталым в прошлом народам, но в то же время превентивными ударами пыталось обезопа­сить себя от национал-уклонизма и сепаратизма. Результатом стали рас­тущие потери народов от необоснованных репрессий. Однако это не означает, что национальная политика в СССР представляла собой воз­врат к политике великорусского национализма и восстановлению быв­шей империи. С этим не согласуется отсутствие у русских в СССР своего внутрисоюзного образования — метрополии, каких-либо привилегий, признаков господства над «порабощенными» народами. Эксплуатация русскими объединенных с ними народов была напрочь исключена. Рус­ские области РСФСР начиная с 1917 г. вынуждены были постоянно больше отдавать, чем получать от других народов, имевших свои на­циональные образования. Русский народ, как и до революции, оста­вался главной опорой, государствообразующей нацией и во многом обеспечивал выживание и модернизацию всех советских республик.

§ 6. Преобразование культуры

Составной частью плана перехода от капитализма к социализму была так называемая «культурная революция», под которой подразу­мевались переворот в духовной жизни общества, преобразование об­щественного сознания на основе марксистско-ленинской идеологии, формирование у советских людей некоторого стандартного, одинако­вого для всех, способа понимания окружающих явлений бытия, их жизни. Предстояла грандиозная работа по перевоспитанию старшего и воспитанию подрастающих поколений в духе коммунистической идейности и нравственности, интернационализма и патриотизма, коллективистской психологии. Революция не мыслилась без подавле­ния всякого рода носителей антисоветского и антикоммунистическо­го сознания. Она нацеливалась на создание культуры принципиально нового типа — социалистической по содержанию, интернациональ­ной по природе (состоящей из лучших элементов всех национальных культур), национальной по форме. Придавая громадное значение пред­стоящему перевороту в культурной сфере, Ленин в своем «Завеща­нии» подчеркивал: «Для нас достаточно теперь этой культурной рево­люции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной».

Важнейшее место в государственном управлении культурой зани­мал Народный комиссариат просвещения РСФСР, призванный ру­ководить не только просвещением, но и внешкольным образовани-

174


ем, литературой, театрами, изобразительным искусством, музыкой. Для этого в Наркомпросе был создан Отдел просвещения нацио­нальных меньшинств. Местные Советы имели отделы народного обра­зования, которым подчинялись все (и общественные, и частные) уч­реждения культуры. Партийное руководство культурой осуществлял созданный в 1920 г. Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б). Помимо него при ЦК работали постоянные комиссии практически по всем отраслям культуры: антирелигиозная, по самообразованию, библиотечная, клубная, школьная, художественная, радиокомиссия, кинокомиссия. В 1922 г. в составе Наркомпроса созданы Главное уп­равление по делам литературы и издательств, на которое возлагались функции цензуры, и Главный репертуарный комитет, ведавший цен­зурой театрально-кониертной деятельности. Координация руководства культурой во всесоюзном масштабе осуществлялась Совещанием нар­комов просвещения республик.

Переход к мирному строительству после Гражданской войны вы­явил огромный недостаток в образованных кадрах для создания госу­дарственного аппарата, управления народным хозяйством, армией, собственно культурой. Провозглашена была политика привлечения интеллигенции к сотрудничеству с Советской властью с последую­щим ее перевоспитанием в советском духе или заменой новыми кад­рами специалистов.

Значительная часть старой интеллигенции, руководствуясь идеей служения своему народу, пошла на сотрудничество с новой властью, часть заняла выжидательную позицию. Переход к нэпу был воспринят ею как начало эволюции Советской власти в направлении демокра­тии и породил такое яапение, как «сменовеховство». Название про­изошло от сборника «Смена вех», изданного в Праге в 1921 г. Стремясь расширить в условиях нэпа социальную опору в непролетарских массах, Советская власть разрешила издание в стране ряда журналов различных направлений, в том числе сменовеховских. Наиболее яркими выразите­лями сменовеховских идей были в зарубежье Ю. В. Ключников и Н. В. Устрялов {возвратившиеся в Россию соответственно в 1922 и 1935 и погибшие в условиях необоснованных репрессий 1937—1938), в СССР — литератор И. Г. Лежнев, редактировавший в 1922—1926 гг. сменовеховский журнал «Новая Россия».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 330 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2200 - | 2141 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.