В настоящее время все больший интерес в связи с проблемами раскрытия тайн внутреннего космоса человека, процессами космизации и экологизации всех сфер человеческой деятельности, с движением человечества к единому планетарному разуму приобретает вопрос о том, является ли человек вершиной развития бесконечного мира (Сверхвселенной или, по меньшей мере, Вселенной), либо он представляет собой определенный этап в этом развитии? Выше рассматривались различные гипотезы о происхождении человека, согласно которым человек возник вследствие событий далекого прошлого — инверсия полюсов геомагнитного поля, изменение уровня радиоактивного излучения, вспышка Сверхновой звезды, в результате чего резко повысился фон космических излучений, тепловой стресс, приведший к увеличению мозга человека,— у них есть общее: человек появился в силу мутации. Возможно (и об этом свидетельствуют эти гипотезы), что в масштабах Вселенной человек представляет собой только определенный этап космической эволюции. Однако до сих пор широко распространено мнение, что человек — венец развития мира, что обусловлено как глубоко укоренившим в сознании людей антропоцентризмом, так и отсутствием данных о существовании разумной жизни и жизни вообще в космосе, на других планетах. Не исключено, что человек и есть предельный случай усложнения материи, что невозможно существование постсоциальной формы движения материи.
С возникновением философского сознания возникают взаимоисключающие представления о феномене человека и его статусе в мире. Так, согласно идеям древнеиндийской философии, сформулированным в Айтарее-Упанишаде, все космические силы, созданные Атманом (абсолютным сознанием) и благодаря ему вошедшие в человека и образовавшие его телесную и духовную субстанцию, являются силами самого Атмана. Следовательно, сам Атман вошел в человека, сделав его в своей основе тождественным себе, а потому и избранным, высшим существом. Но в Майтре-Упанишаде человек в круговороте бытия уподобляется «лягушке в высохшем колодце», т. е. человек ничем не отличается от других живых существ, его существование оказывается незначительным. Понятно, что эти противоположные суждения о статусе человека в мире не случайны: так они выражают противоречивость самого индивида; с другой стороны, он возвышается над всем в мире, с другой — ничем не лучше остальных биосистем. Это связано с двойственностью природы человека, сочетающей в себе телесное, земное, греховное и духовное, божественное, чистое начала, такое понимание индивида проходит через всю историю религии и философии и приобрело особое звучание в конце XX столетия.
Сейчас в связи с появлением ряда глобальных проблем — проблема войны и мира, экологическая проблема, проблемы ресурсов, наркомании, СПИДа, продовольствия — современная мысль обогатилась целым спектром альтернатив человеческого существования, оценки которых варьируются от крайнего пессимизма до безоглядного оптимизма. Одна тенденция в воззрениях человека и его положения в мире носит пессимистический характер. Достаточно привести некоторые формулировки представителей такого рода представлений, в которых человек уподобляется «червяку в плоде», «моли в клубке шерсти», вызгрызающему себе местопребывание в природном мире (Ж. Дорст); человек и жизнь рассматриваются как «болезнь, которой начинает страдать материя на старости лет» (Д. Джине); эволюция жизни и человека квалифицируется как тупик (И.С. Шкловский) и пр. Другая тенденция, связанная с именами К. Циолковского, В.И. Вернадского, Тейяра де Шардена, рассматривает человека как результат космогенеза, считает, что развитие человечества идет в направлении к образованию единого планетарного образования и экспансии в просторы Вселенной. Неслучайно, в науке обсуждаются различные аспекты проблемы существования внеземных форм жизни и разума, причем современная научная и философская мысль приходит к идее антропокосмизма. Здесь вырисовываются контуры новых исследований, исходящих из понимания человека как космопланетарного существа, а именно: человек — микровселенная, неразрывно связанная с бесконечной «нитью жизни» во Вселенной, которая подобно множеству всевозможных целостных вселенных входит в Сверхвселенную, что предполагает вечность существования жизни и разума.






