Человек — историческое существо, которое преобразует природу, общество и самого себя в ходе творческой деятельности и развивает свои физические и духовные потенции. Не следует забывать, что творческая, преобразующая деятельность человека показывает его как систему высшей сложности, как многомерную систему, состоящую из биологических, социальных и психических структур — результата космической эволюции в конечном счете. Многомерность человека проявляется в том, что его действия обусловлены разнородными и разнообразными материальными и духовными мотивами, что его деятельность осуществляется на сознательном и бессознательном уровнях, что достаточно эффективно функционируют встроенные познательные, эмоциональные и волевые системы, что он живет одновременно во внешнем и внутреннем мирах, что он является уникальной личностью. Ведь в отличие от животных, чья деятельность и поведение обусловлены определенными шаблонами или стереотипами, человек стал человеком, как отмечалось выше, благодаря прорыву рефлекторного автоматизма организма, что привело к неопределенности его положения в мире, к неопределенности знания, к неопределенности его возможностей. Резкое снижение значимости автоматических инстинктов приспособления к окружающей среде, внутренняя неопределенность поведения, вследствие которой человек познает действительность не только на уровне индивидуального, но и коллективного опыта, приводят к альтернативному характеру его деятельности, к инновациям.
Альтернативный и инновационный характер деятельности человека четко просматривается в концепции финского ученого и мыслителя П. Кууси о человеке как биосоциальном «синтезе»: «Эволюция открывает человеку возможность выбора новых, альтернативных форм поведения, но они целиком и полностью обусловлены всей суммой накопленной информации» (73а, 78). Чeлoвeк здесь рассматривается и как биологический вид, и как носитель культуры, он — носитель «управляемой эволюции»; и хотя в силу законов передачи информации от поколения к поколению происходит ускорение общественного развития, человек как биологическое существо имеет жизненные потребности — добывание пищи, самозащита и размножение. Эволюция и воспроизводство информации, а также эти основные функции биологического существа лежат в основе следующих видоспецифических особенностей поведения человека: общественный строй и экономика, язык и коммуникация, склонность к общественному образу жизни и любовь, война, власть и соперничество, наука и знание, техника и трудовые навыки, религия и мифы, искусство и красота. Данные видоспецифические особенности поведения человека позволяют ему в ходе социокультурной эволюции не просто поддерживать свое существование, но и совершать открытия и изобретения, способствующие его выживанию и совершенствованию.
Действительно, потребность в пище в ходе биосоциокультурной эволюции привела к возникновению способа производства материальных благ. А так как последний лежит в основе общественного устройства, то изменения в сфере экономики вызывают перемены в социальном строе; понятно, что общественный строй, который регулирует все аспекты поведения человека, должен изменяться с эволюцией человечества. Инновации в этой сфере в конечном счете ведут к тому, чтобы человек научился управлять ходом эволюции биосферы и ноосферы. Решающую роль в адаптации человека к природной среде именно как вида сыграло накопление и применение знаний, которые благодаря универсальности языка, выступающего средством коммуникации, стали первейшим и неисчерпаемым источником выживания и развития общества. Выше мы уже видели, как с начала человеческой истории до наших дней возникли и функционировали три основных структурных ключа социального кодирования — лично-именной, профессионально-именной и универсально-понятийный социокоды. Здесь перед нами инновация, а именно: лично-именной и профессионально-именной социокоды фрагментируют корпус социально-необходимого знания в соответствии с «вместимостью» человека, тогда как универсально-понятийный социокод не «привязан» к возможностям индивида и позволяет возникнуть и развиваться знанию естественнонаучного и прикладного типа. По мнению П. Кууси, «извлечение знаний из опыта и социальное общение вызвано потребностью в защитных формах поведения, в результате использование эмпирического знания превратилось в стратегию поведения, которая стимулирует общее эволюционное развитие человека» (73а, 78). Такого рода информационное развитие коренится в генетической и социокультурной эволюции — в социальной практике человек открывал путем проб и ошибок закономерности окружающего мира, эти знания не передаются генетическим путем, однако способности к выявлению закономерностей передавались в виде мутаций.
Глубокие корни в нашем генетическом и социокультурном наследии имеет склонность человека к общественному образу жизни и половая любовь. Подобно процессам дыхания, пищеварения и пр. сексуальность представляет собой врожденную потребность и функцию человеческого организма: «Человек рождается с определенным физиологическим сексуальным потенциалом, который формируется уже в рамках жизненного опыта; в целом же сексуальность обусловлена интегрированным взаимодействием биологических, психических и социокультурных факторов» (57, 34). Сексуальность — недифференцированная сила, форма которой зависит от психосоциальных и культурных факторов, она накладывает отпечаток на многие виды поведения человека. С психосоматической точки зрения сексуальность выражает увлеченность, привязанность, доверие, безопасность и удовлетворение. В коммуникативном плане сексуальность развивает межчеловеческие контакты, способствует упрочению социальных взаимосвязей между людьми, что повышает шансы на выживание каждого отдельного индивида. Склонность человека к общественному образу жизни своим истоком имеет нуклеарную (парную) семью, но в связи с рядом инноваций она получила дальнейшее развитие в сложной семье, племени, селении и прочих социальных образованиях.
В социокультурной эволюции мотором является извечная неопределенность возможностей каждого индивида и поведения других индивидов. А если еще учесть тот факт, что в генетическом и культурном планах каждый индивид представляет собой уникальное, неповторимое образование, то это служит основой для постоянного самоутверждения и соперничества. Человек все время сравнивает свои достижения и неудачи в самых различных областях деятельности (достижение высокого статуса, победа в спортивных соревнованиях, авторитет в науке и искусстве и пр.) с результатами других. Вполне понятно, что соперничество выступало существенным фактором в поведении и межчеловеческих отношениях уже на заре человеческой истории.
Жажда власти, имеющая самые разнообразные формы, борьба за власть привели к появлению не имеющих аналогов в природе форм поведения человека — к войне, ибо только человек способен уничтожать физически себе подобных. В мире животных проблемы иерархии в сообществах решаются, как правило, путем ритуальных боев и демонстрационного поведения (убийство представителей своего вида происходит из-за перенаселенности) — ведь одним из законов биологической эволюции является принцип: «не убивай тех, кто несет ту же информацию, что и ты». Однако этот принцип нарушен в человеческом обществе, так как в силу социокультурной эволюции представители различных групп являются носителями неодинаковой информации. Вот почему человек — единственное среди животных существо — приобрел способность проводить войны в рамках своего вида. И нет ничего удивительного в том, что расцвет инноваций пришелся на военную технику — от примитивного ножа и дротика с кремневым наконечником до ядерного, химического и бактериологического оружия. Разумеется, эти инновации неразрывно связаны с развитием техники вообще, начиная с первобытных орудий до новейших компьютеров на биочипах и лазерной техники.
А сколько инноваций наблюдается в области религиозного творчества, мотивами которого является осознание человеком своей уникальности и неповторимости и страх перед смертью, ее неотвратимостью! Она дает человеку весьма простое объяснение смерти как перехода в вечную жизнь, дает психологическое чувство безопасности в перипетиях противоречий и изменчивой жизни, а также предлагает способы различения зла и добра, несправедливости и справедливости. И если на протяжении длительного времени сверхъестественные высшие силы, культивируемые той или иной религией либо мифологией, благословляли человека на убийство себе подобных — бог необходим, чтобы воевать,— то затем религия нацеливается на выработку кодекса хорошего поведения, она первая установила определенную систему правил поведения. Поскольку же наблюдается многообразие религий на протяжении всей истории человечества, то можно себе представить разнообразие инноваций.
И наконец, мотивами, движущими художественное творчество, являются стремления человека к наслаждению и красоте. Художественное творчество и эстетические переживания необходимы для существования человеческого общества и являются одной из важнейших форм человеческой активности, ибо они составляют квинтэссенцию тех самых функций, при помощи которых человек творчески синтезирует информацию об окружающем его мире. Хаос многообразия сигналов внешнего мира упорядочивается посредством эстетических форм, затем эта информация анализируется и используется человеком в повседневной деятельности. Искусство индивидуализирует жизнь человека, делает среду обитания прекрасной и приятной. На протяжении всей истории человечества зафиксирована масса стилей в искусстве, начиная с прекрасных наскальных рисунков первобытных людей и кончая шедеврами современного искусства. Несмотря на потрясающее число инноваций в искусстве (от первобытной орнаментики до сюрреализма и рок-музыки), искусство выполняет свою фундаментальную функцию, а именно: оно сплавляет в единое целое внешнюю реальность Вселенной и внутренний, психический мир человека. Искусство посредством метафор и символизма показывает каждому из нас тайну бытия и приобщает к ней, вписывая тем самым человека в космическую эволюцию. Искусство — это своеобразное эхо Вселенной, которое посредством прекрасного и безобразного позволяет человеку «схватить» противоречивость и тенденции развития нашего мира, вырабатывает у человека социально-психологические установки на преобразование этого мира.
В целом можно сказать, что человек не только удовлетворяет элементарные потребности (добывание пищи, самозащита, размножение, получение информации), но возникшие в ходе эволюции видоспецифические поведенческие характеристики заставляют его постоянно выходить за рамки своих достижений и свершений. Особенность природы человека состоит в том, что он стремится выйти за пределы самого себя и своего мира, пытается обойти законы природы и истории. Благодаря этим актам трансгрессии, благодаря этой устремленности вперед, благодаря своеобразной «жадности» к творчеству человек создает новые измерения бытия, творит новые материальные и духовные ценности, развивает технику, науку, искусство, моральные кодексы и социальные организации и институты (175). Выход за существующие границы индивида и общества представляет собой как бы очередной акт творения мира, поэтому социальный мир человека является системой трансгрессивного творчества ряда поколений. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что трансгрессивное творчество носит двоякий характер: оно и позитивно, так как расширяет сферу самореализации человека, и негативно, ибо разрушает зачастую уже созданное, проявляется в войнах, вооруженных конфликтах, в экспансионистской политике, в различного рода жестокостях и преступлениях против человечества и человечности. Стремление вождей, лидеров, правящих групп и массовых движений к достижению экспансионистских и эгоистических целей, к обеспечению партикулярных интересов увеличивает вероятность новых конфликтов и противоречий. Одновременно мотивация, исходящая из таких универсальных человеческих ценностей, как добро, достоинство, свобода и гармония и пр., противодействует деструктивной мотивации. В общем можно сказать, что в социальном мире человека переплетается и перекрещивается множество мотиваций (потребностей и интересов) самого различного рода и направленности.
Одной из важнейших мотиваций, стимулирующих деятельность человека и социальных групп, является так называемая губристическая потребность (упорное стремление к господству и избранности, желание обрести могущество в обществе) (175, Ч. 1). Эта губристическая потребность бесчисленное число раз описана в мифологии, художественной литературе, философских и психологических трудах. В исторической перспективе губристическая мотивация не имеет «ни места, ни даты», она проявляется и в Древней Греции, и в 'современном мире; во всяком случае она начала регулировать поведение человека гораздо раньше ее обнаружения. Именно анализ ее механизмов дает возможность объяснить трансгрессивную деятельность человека, в том числе территориальные экспансии, развитие искусства, науки и техники, а также разрушение общественного строя. Несомненно, без губристической мотивации множество выдающихся свершений в материальной и духовной сфере общества никогда не увидело бы света, наш социальный мир не был бы таким, каким он является в настоящее время.
В благоприятных социальных и культурных условиях индивидуальная губристическая мотивация может превратиться в коллективную потребность. Тогда социальные слои, коллективы, группы, классы и представляющие их организации и институты стремятся к возвышению собственной ценности, к достижению значимости и превосходства над аутсайдерами. Члены таких социальных образований переоценивают свои достижения, преуменьшают или игнорируют, а то и подавляют, успехи других индивидов и групп вплоть до целых народов. Таким образом рождается социальное чувство избранности, превосходства над иными индивидами и общностями, растет этноцентризм, о чем свидетельствует вся история человеческого общества.
Сильнее губристической мотивации является разве что стремление человека к власти, что четко отчеканено в афористическом выражении «жизнь — это игра, конечной целью которой является власть» О. Хемингуэй). Такое представление широко распространено на уровне обыденного сознания, причем мотивация власти (или кратическая мотивация) считается эгоистической, часто даже садистской силой, и достижение власти не может до конца удовлетворить индивида. Власть не отдают, ее теряют, как правило, в драматических обстоятельствах, о чем свидетельствуют многочисленные исторические примеры.
Представляет интерес технология власти, т. е. не кто и где осуществляет власть, а как и каким образом это делается, что весьма существенно в XX веке — веке сложных социальных организаций. В этом смысле привлекательна концепция современного французского ученого М. Фуко (26). Он рассматривает абсолютистско-деспотическую модель власти и модель власти в дисциплинарном (буржуазном) обществе и показывает их различие. Сущность первой модели выражается весьма лаконично: право над жизнью и смертью, т. е. власть отождествляет свою силу со смертью, с бесконечным насилием. Здесь предельным символом абсолютистского господства выступает казнь, ибо преступивший закон сразу же испытывает на собственном теле тотальный характер абсолютистского террора. В эпоху абсолютизма широко применялись технически изощренные телесные пытки, достаточно вспомнить пытки инквизиции: пытки водой, испанский башмак, растягивание конечностей, заточение в глубоком темном подземелье, чтобы добиться признания — истины преступления.
Фундаментальные изменения произошли в структурах производства, вызванные появлением буржуазного общества, которое представляет собой дисциплинарное общество. Весь процесс капиталистической индустриализации неразрывно связан с методами дисциплинарного характера, благодаря им индивид подчиняется жестким, но «невидимым» технологиям послушания, прекрасно сочетающимся с формальными свободами капиталистического предпринимательства. Множество человеческих индивидов подвергается рациональной организации, власть на крови и страхе сменяется невидимой властью, еще более «телесной». Ее эффективность многократно возросла в силу того, что она постоянно решает одну единственную стратегическую задачу: наиболее глубоко проникнуть в поры социального организма и при помощи дифференциации социального пространства управлять телом индивида. Власть в дисциплинарном обществе выполняет свои функции не путем пыток и телесных наказаний, в ее распоряжении системы контроля, норм, экзаменов, упражнений, нацеленные на то, чтобы индивид был послушным и производительным. Эти дисциплинарные методы дают невиданные прежде возможности для обучения, наказания и надзора, человек попадает в сеть методов, основанных на достижениях наук о духе. Власть в таком случае как бы не проявляет свою мощь, она становится совсем неощущаемой, однако она уже проникла во внутренний мир человека, осуществляется в микроскопии его повседневных жизненных стратегий, и потому неуязвима. В связи с этим понятно, что тот индивид может достигнуть высокого положения в иерархии власти и получать хорошие результаты использования властных функций, который обладает сильной кратической мотивацией и эффективным механизмом самоконтроля собственных реакций. Последняя характерологическая черта основана на зажатом в тисках эгоизме и на концентрации внимания на целях социальных институтов. Однако если сила кратической мотивации превзойдет определенный оптимальный порог, то происходит дезорганизация управленческой деятельности.
Одним из проявлений дезорганизации функций властного управления служит феномен эрозии власти, который состоит в эгоцентризме и коррупции (175). Его можно описать при помощи следующих двух развернутых утверждений: 1. С течением времени власть становится все более эгоцентричной, так как лидеры, руководители, менеджеры и чиновники все чаще начинают концентрировать свое внимание на вопросе «как сохранить власть и увеличить сферу своего влияния», чем на вопросе «как лучше достигнуть цели социальной группы или организации». И тогда они начинают строить оборонительную стену, способствующую сохранению их положения. 2. Чем выше уровень власти в иерархической системе, тем сильнее тенденции к «ухудшению» деятельности органов власти и коррупции. Исторические данные и анализ современности подтверждает это представление. Более того, тот или иной руководитель начинает опасаться потерять власть, и поэтому он создает миф о врагах со всеми вытекающими отсюда последствиями. Цена такого рода иллюзий может быть весьма огромной, о чем свидетельствует число жертв времен сталинской эпохи. И в конце следует подчеркнуть, что несмотря на множество научных исследований власти как ключевой сферы человеческой деятельности, драмы Шекспира содержат больше истины о функционировании власти со всеми ее реалиями и иллюзиями. Во всяком случае, несомненно одно: так как будущее определяет действия человека, то власть выступает как средство достижения будущего, овладения им. Власть позволяет выйти человеку из сферы целей и войти в сферу средств, она является условием порядка и силой на службе идеи для сохранения общества. В целом же можно сказать, что мотивации внутренне присущи природе человека, без них человек не кто, а что; с этими мотивациями неразрывно связаны ритмы человеческой деятельности, без которых невозможно осуществление социальных механизмов развития общества.