Слава, глас 6: Изгнан был Адам за вкушение плода из рая, / и потому, напротив него сидя, сетовал, / рыдая жалостным голосом, и возглашал: / «Увы мне, что́ я потерпел несчастный! / Одну заповедь Владыки преступил / и всевозможных благ лишился! / Рай прекраснейший, для меня насажденный, / и из-за Евы затворенный, / умоляй тебя Сотворившего и меня Создавшего, / чтобы мне красотою цветов твоих насытиться!» / Потому и Спаситель ответил ему: / «Не хочу, чтобы погибло Мое создание, / но желаю ему спастись и в познание истины придти, / ибо приходящего ко Мне не изгоню вон!»
И ныне, Богородичен: Творец и Искупитель мой, Всечистая, / Христос Господь, / произошел из чрева Твоего, / в меня, человека, облекшись / и Адама от древнего проклятия освободил. / Потому Тебе, Всечистая, / как Божией Матери и истинной Деве / «Радуйся» возглашаем с Ангелом не умолкая: / «Радуйся, Владычица, защита, и покров, / и спасение душ наших!»
НА УТРЕНИ
После шестопсалмия Бог Господь: на глас Октоиха, и дважды поем тропарь воскресный, и Богородичен один раз. Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха. После обычных двух полиелейных псалмов присоединяем третий:
Псалом 136
У рек Вавилонских там мы сели и заплакали, когда вспомнилось нам о Сионе. Аллилуия. На ивах посреди него повесили мы орга́ны наши. Аллилуия. Ибо там спросили нас пленившие нас о словах песен и уведшие нас – о пении. Аллилуия. «Пропойте нам из песен Сионских». Аллилуия. Как споём мы песнь Господню на земле чужой? Аллилуия. Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забыта будет десница моя! Аллилуия. Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не поставлю Иерусалима в са́мом начале веселья моего. Аллилуия. Вспомни, Господи, сынов Эдо́ма в день Иерусалима, говорящих: «Разоряйте, разоряйте до оснований его». Аллилуия. Дочь Вавилона злосчастная, блаже́н, кто воздаст тебе возмездие твоё, которым ты воздала́ нам. Аллилуия. Блаже́н, кто схватит и разобьёт младенцев твоих о камень. Аллилуия.
После Непорочных тропари: Ангельский сонм: Ипакои. Степенны и прокимен гласа. Все, что дышит: Евангелие воскресное рядовое. Воскресение Христово: Псалом 50. Затем Слава, глас 8: Покаяния врата отверзи мне: (см. утреню в Неделю о мытаре и фарисее).
Канон первый – Воскресный на 4, второй – Крестовоскресный на 2 и третий – Богородичен на 2, и Триоди на 6:
Канон, творение Христофора протасикрита, глас 6.
Песнь 1
Ирмос: Как по суше прошел Израиль:
Иди, душа моя жалкая, / оплачь тобою соделанное, / вспоминая в сей день древнее во Эдеме обнажение, / из-за чего ты изгнана была / из места наслаждения / и непрестанной радости.
По великому милосердию и состраданию / Ты, всего творения Создатель и Творец, / из праха оживотворив меня прежде, / заповедал мне воспевать Тебя / со Ангелами Твоими.
По богатству благости / Ты насаждаешь, Создатель и Господь, / усладу райскую во Эдеме, / повелевая мне наслаждаться / прекрасными, и приятными, / и не оскудевающими плодами.
Слава: Увы мне, душа моя злосчастная, / всем, что в Эдеме, наслаждаться / ты получила власть от Бога, / но не вкушать познания плод / тебе было приказано; / зачем же преступила ты закон Божий?
И ныне, Богородичен: Дева, Бога во чреве носившая! / Как дочь Адама по происхождению, / по благодати же – Христу Богу Родительница, / меня, изгнанного из Эдема, ныне в него обратно призови.
Вместо катавасии поем ирмосы канона: Как по суше прошел Израиль / по бездне стопами, / и взывал, гонителя фараона видя утопавшим: / «Богу победную песнь воспоем!»
Песнь 3
Ирмос: Нет святого:
Змей коварный некогда, / чести моей позавидовав, / нашептал ложь в уши Евы; / и ею в заблуждение введенный, / я изгнан был, увы мне, / из хора жизни.
Руку протянув дерзко, / я вкусил от древа познания, / к которому повелел мне Бог / не прикасаться совсем, / и от божественной славы / был отвергнут горестно.
Слава: Увы мне, жалкая моя душа! / Как не распознала ты коварства? / Как не ощутила ты обмана и зависти врага, / но помрачена была умом и преступила заповедь / Создателя твоего?
И ныне, Богородичен: Надежда и покров мой, Священная, / Одна покрывшая древнюю наготу падшего Адама, / рождением Христа от Тебя, Чистая! / В нетление снова меня облеки.
Катавасия: Нет святого, / как Ты, Господи Боже мой, / возвысивший достоинство верных Тебе, Благой, / и утвердивший нас на камне / исповедания Твоего.
Седален, глас 4
Изгнан был Адам из рая сладостного вкушением горьким, / по невоздержанию не сохранив заповеди Владыки, / и осужден был возделывать землю, от которой сам был взят / и со многим потом есть хлеб свой. / Потому давайте же возлюбим воздержание, / чтобы нам не возрыдать, как он, вне рая, / но войти в него.
Слава, иной, глас 4: Ныне время добродетелей явилось, / и при дверях Судия; / не будем же унывать, но давайте, постясь, / принесем слезы, сокрушение и милостыню, взывая: / «Грехов наших больше, чем песка морского, / но отпусти всем, всех Искупитель», – / дабы получить нам нетленный венец.
И ныне, Богородичен: Не прекратим никогда, мы, недостойные, / возвещать о могуществе Твоем, Богородица, / ибо если бы Ты не защищала нас Своими молитвами, / кто бы нас избавил от стольких бед, / кто бы сохранил нас доныне свободными? / Не отступим, Владычица, от Тебя, / ибо Ты всегда спасаешь рабов Твоих от всяких бедствий.
Песнь 4
Ирмос: Христос – моя сила:
Чести был удостоен я, злосчастный, / от Тебя, Владыки, во Эдеме; / увы мне, как я был обманут, / и, подвергшись зависти диавола, / отринут от лица Твоего!
Возрыдайте, Ангелов полки, / красо́ты рая и тамошних насаждений благолепие, / обо мне в заблуждение введенном злополучно / и от Бога отступившем.
Луг блаженный, / Богом насажденные растения, услада рая, / ныне слезы проливайте / с листьев, как из глаз, / обо мне, нагом и лишенном славы Божией.
Слава: Больше не увижу Тебя, / не наслажусь твоим сладчайшим и божественным сиянием, / драгоценнейший рай: / ибо нагим повержен я на землю, / прогневав Создателя.
И ныне, Богородичен: Святая Владычица, / открывшая всем верным райские врата, / которые некогда Адам затворил преступлением, / врата милости и мне отверзи.
Катавасия: «Христос – моя сила, / Бог и Господь», / – святая Церковь благоговейно поет, / возглашая от чистого разума, / в Господе торжествуя.
Песнь 5
Ирмос: Божественным светом Своим:
Позавидовав в древности человеконенавистник враг / моему счастливому в раю пребыванию, / в образе змея меня обманул, / и явил меня чуждым / славы вечной.
Сетую и терзаюсь душою, / и стараюсь очам прибавить множество слез, / когда посмотрю и познаю наготу мою, / которую я приобрел из-за преступления
Слава: Из земли был создан рукою Божией / и о возвращении снова в землю / услышал я, несчастный; / кто обо мне не восплачет, от Бога отринутом / и Эдем на ад променявшем?
И ныне, Богородичен: Чертогом славы таинственным / все мы, верные, Тебя провозглашаем, / Божия Родительница всенепорочная. / Потому молю Тебя, Чистая: / «Меня, падшего, / достойным чертога райского соделай!»
Катавасия: Божественным светом Своим, Благой, / души с рассвета к Тебе стремящихся / любовью озари, – молюсь я, – / чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, / от мрака грехов / к Себе призывающего.
Песнь 6
Ирмос: Житейское море видя:
Одеждою Богом сотканной / Ты облек меня, Спаситель, / во Эдеме, как милосердный; / я же презрел Твою заповедь, / поверив губителю, / и нагим явился, несчастный.
Душа злосчастнейшая моя, / удалилась ты от Бога, / по невниманию твоему / райского лишилась наслаждения, / с Ангелами разлучилась, ввержена в погибель. / О падение!
Слава: Помилуй, пожалей, Боже Вседержитель, / рук Твоих творение; / не пре́зри меня, молюсь, о Благой, / самого себя отлучившего / от сонма Ангелов Твоих.
И ныне, Богородичен: Мария, Богом призванная, / Госпожа всего, / как родившая Господа, / всех Царя и Искупителя, / меня, пребывающего в плену, вне райской славы, / снова к ней призови.
Катавасия: Житейское море видя / поднимающееся волнами искушений, / я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе: / «Возведи от гибели жизнь мою, / Многомилостивый!»
Кондак, глас 6
Премудрости наставник, разума Податель, / Учитель неразумных и нищих Защитник, / утверди, вразуми сердце мое, Владыка. / Ты дай мне слово, Отчее Слово, / — ибо вот, я устам моим не возбраню взывать Тебе: / «Милостивый, помилуй меня, падшего!»
Икос: Сел Адам тогда и заплакал / напротив рая сладостного, / руками ударяя себя по лицу, и возглашал: / «Милостивый, помилуй меня, падшего!»
Адам, увидев Ангела, его изгнавшего, / и затворившего божественного сада дверь, / восстенал громко и возглашал: / «Милостивый, помилуй меня, падшего!»
Сострадай, о рай, твоему владельцу обнищавшему, / и шумом твоих листьев умоли Создателя, / не затворять тебя: / «Милостивый, помилуй меня, падшего!»
Рай всесовершенный, всесвятой, всеблаженный, / ради Адама насажденный, и из-за Евы затворенный, / умоли Бога о падшем: / «Милостивый, помилуй меня, падшего!»
Песнь 7
Ирмос: Росоносною соделал печь:
Владычествующий над всеми веками Господи, / создавший меня по воле Своей! / Испытавшего некогда зависть дракона коварного / и Тебя, Спаситель, прогневавшего / не пре́зри Боже, / но вновь меня к Себе призови.
Постыдными облеченный одеждами, – увы мне, – / вместо одеяния светозарного, / я оплакиваю, Спаситель, свою погибель / и с верою взываю Тебе, благой: / «Не пре́зри меня, Боже, / но вновь к Себе призови!»
Слава: Изранил змей зловредный / всю душу мою из зависти, / и изгнанным из наслаждения райского меня делает; / но, о благосердный Спаситель, / не пре́зри меня, / но как Бог к Себе призови.
И ныне, Богородичен: Молебное мое прошение, Всенепорочная, / прими со свойственным Тебе сочувствием / и прощение согрешений подай мне, Чистая, / с рыданиями взывающему усердно: / «Не пре́зри, Благая, / но к спасению меня призови!»
Катавасия: Росоносною соделал печь / Ангел для благочестивых отроков, / а Божие веление, халдеев опалявшее, / мучителя убедило взывать: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
Песнь 8
Ирмос: Из пламени Ты для благочестивых росу источил:
Дарами многообразными в древности / почтил Ты рук Твоих творение, единый Человеколюбец; / дракон же страшный шипением своим / прельстил меня, – увы мне,– / бывших у меня благ лишив.
Для чего ты совета горького послушалась, / а божественного повеления сделалась ослушницей? / Увы мне, бедная душа, Бога оскорбившая, / Которого непрестанно прославлять / была ты поставлена со Ангелами!