обязательно должна иметь в качестве структурного элемента санкцию. Так, ст. 463 Гражданского кодекса РФ гласит: «Если продавец отказался передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от договора купли-продажи». Государственное принуждение здесь не предусмотрено. Последствия нарушения данной нормы предстают в виде права другого субъекта, которым он может и не воспользоваться.
Иначе можно посмотреть на структуру актуальной нормы права. Данная норма есть норма реального поведения субъектов как деятелей (акторов) и ничего кроме правила такого поведения представлять собой не может. Здесь не только смысл поведения, но и сами поведенческие акты играют конституирующую роль. Именно поэтому такая норма есть результат правовой коммуникации и ее составная часть и зависит не только от интерпретации первичной правовой текстуальной информации, но в конечном счете от коммуникативных поведенческих актов.
Как актуальная коммуникативная структура такая норма не может быть не чем иным, кроме как текстуально осмысленным правовым поведением. Это означает, что у такой правовой нормы не может быть ни гипотезы, ни санкции. Структура такой нормы будет состоять из субъективных прав и правовых обязанностей, реально принадлежащих субъектам правовой коммуникации, осмысленных в качестве нормативных (общезначимых и общеобязательных) и объединенных, если использовать традиционную терминологию, в понятии «диспозиция».
Поскольку условия самого поведения не могут трактоваться как поведение, то традиционная «гипотеза» остается лишь на когнитивном правовом уровне, определяя саму возможность правового поведения. То же самое можно сказать и о санкции. Любая правовая «санкция» представляет собой самостоятельное правило поведения, адресованное определенному кругу лиц (должностных лиц, если это государственная санкция), которые и должны исполнить то, что она определяет (подвергнуть преступника наказанию, отчислить неуспевающего студента из вуза и т. д.). Если рассматривать норму права как коммуникацию, в которой непосредственно участвуют и взаимодействуют те, кому адресуется норма, то понятно, что никакая «санкция» в такую коммуникацию не входит. Санкция возможна лишь как возникновение
Глава XIII. Нормы права
иной правовой коммуникации, имеющей иную конфигурацию и соответственно других деятелей. Правовая коммуникация как «санкция» возможна лишь при неудаче правовой коммуникации как «диспозиции». Поэтому то, что традиционно понимается под «санкцией» в качестве актуальной нормы права, есть лишь определенное поведение субъектов, имеющих взаимные права и обязанности, но воспринимаемое в глазах коммуникативного сообщества как следствие нарушения диспозиции когнитивной правовой нормы.
То, что на когнитивном, формально-логическом, виртуальном уровне воспринимается как трехэлементная структура единой правовой нормы, на актуальном коммуникативно-поведенческом уровне есть лишь последовательная связь самостоятельных поведенческих актов субъектов, реализующих свои права и обязанности, одни из которых логически воспринимаются как «гипотезы» (например, покупка недвижимости), другие — как «диспозиция» (обязанность платить налоги, право требовать уплаты налогов), третьи — как «санкции» (привлечение к правовой ответственности за неуплату налогов). Но и то, и другое, и третье есть лишь связанные между собой, но самостоятельные правовые коммуникации.
Еще раз подчеркнем, что норму права не следует отождествлять ни с правовым текстом как таковым, ни с его структурным подразделением, например со статьей нормативно-правового акта. Правовой текст всегда «шире», чем текст правовой нормы. В статье или ином структурном подразделении нормативно-правового акта может находиться различная правовая информация, например определяющая цели и задачи акта, содержащая различные дефиниции и т. д.; далеко не вся она используется как «материал» для выведения правила поведения, которое интерпретируется как побудительно-правовое. Чаще всего в статье правового акта фиксируется лишь часть правового правила: диспозиция, или даже часть диспозиции, гипотеза и т. д. Субъект, интерпретируя содержание всех необходимых статей нормативно-правового акта, воссоздает целостную когнитивную правовую норму, с которой начинается правовая коммуникация. Именно поэтому статьи нормативно-правовых актов отличаются своей спецификой.
Так, статьи или другие элементы нормативно-правовых актов (пункты, параграфы и т. д.) могут быть (в отличие от норм права) по способу изложения прямыми, ссылочными и бланкетными.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
Прямая статья — это статья, в которой прямо формулируется какой-либо элемент (элементы) нормы, но, возможно, не полностью.
Ссылочные статьи не формулируют содержание какого-либо элемента полностью, а отсылают к другим статьям нормативно-правовых актов. Например, ст. 18 Гражданско-процессуального кодекса РФ устанавливает: «...основания для отвода судьи, указанные в статье 16 настоящего Кодекса, распространяются также на прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика».
Бланкетные статьи являются разновидностью ссылочных. В отличие от последних, они отсылают не к конкретной статье какого-либо акта, а к правилам определенного вида, которые со временем могут изменяться. Например, ст. 5 Гражданско-процессуального кодекса РФ устанавливает, что «правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве».
Виды правовых норм
Правовые тексты конституируют права и обязанности субъектов общественных отношений и тем самым эти отношения регулируют, но делают это различными способами, и потому возникающие правовые нормы имеют различное устройство (структуру). В соответствии с этим выделяют различные их виды.
1. Наиболее общее деление норм права на виды — деление на нормы социального и государственно-организованного права (см. § 4 главы IV «Понятие права»). Напомним, что такое деление норм возможно только в рамках определенных вариантов правопонимания и отрицается, например, учеными этатистской ориентации.
2. В зависимости от способа текстуального выражения правовые нормы можно подразделить на обычные, гетерономные и автономные. Обычные нормы не устанавливаются кем-либо конкретно, а складываются постепенно, отражая формирующиеся общественные отношения, получающие социально признанный статус. Поддержанные (санкционированные) государством, они становятся нормами государственного права, имеющими, например, текстуальную форму правового обычая. Гетерономные нормы вытекают из гетерономных
Глава XIII. Нормы права
правовых текстов, устанавливаемых каким-либо авторитетным социальным, государственным органом в одностороннем порядке и властно предписывающих субъектам определенный вариант поведения. Таковы, например, нормы, выраженные в текстуальной форме государственных законов или указов. Автономные нормы вытекают из автономных правовых текстов, создаваемых самими субъектами права, и представляют собой результат согласования их интересов. Примером автономных норм являются многие нормы международно-правовых договоров.
3. По способу выражения правила поведения правовые нормы делятся на императивные и диспозитивные. Императивные нормы определяют лишь один возможный вариант поведения, например:
«приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается» (п. 4 ст. 19 ГКРФ). Данная норма не предусматривает каких-либо обстоятельств, при наличии которых лицо могло бы следовать иному правилу поведения. Диспозитивные нормы определяют обязательное правило поведения лишь на тот случай, если субъекты права не договорились о собственном варианте поведения, например:
«лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере» (п. 1 ст. 15 ГК РФ). Таким образом, стороны при заключении договора могли предусмотреть собственные правила возмещения убытков, которыми они и должны руководствоваться. Правило о полном возмещении убытков будет действовать только при отсутствии соглашения между сторонами.
4. По своим функциям когнитивные нормы делятся на устано-вительные и охранительные. Установительные (в учебной литературе их называют также регулятивными) нормы регулируют поведение субъектов права путем установления их прав и обязанностей. Структура таких норм включает гипотезу и диспозицию (иногда только диспозицию) и не имеет санкции.
В свою очередь установительные когнитивные нормы делятся на нормы управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы подчеркивают наличие у субъекта определенных правомочий. Такая норма может быть выявлена, например, в результате интерпретации ст. 43 Конституции РФ: «Каждый
23-1351 |
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
имеет право на образование». Обязывающие нормы возлагают на субъектов активные обязанности, например: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57 Конституции РФ). Запрещающие — устанавливают пассивные обязанности не совершать определенных действий, например: «Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения» (п. 12.7 Правил дорожного движения РФ).
Охранительные нормы предназначены для охраны установи-тельных (правообязывающих) норм и поэтому всегда содержат гипотезу (в уголовно-правовой терминологии — диспозицию) и санкцию, например: «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, — наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет» (ч. 1. ст. 105 УК РФ).
5. Нормы права подразделяются на виды и в зависимости от их отраслевой принадлежности. Выделяют, например, нормы уголовного, гражданского, административного, трудового, гражданско-процессуаль-ного, уголовно-процессуального права и т. д. Внутри отраслевых норм выделяют нормы материального и процессуального права.
Нормы материального права определяют первичные права и обязанности субъектов в сфере имущественных, управленческих, трудовых, семейных и иных отношений. Например, норма, вытекающая из ч. 1. ст. 35 Конституции РФ, гласит: «Право частной собственности охраняется законом». Нормы процессуального права определяют порядок действий заинтересованных субъектов при нарушении норм права, регламентируют процедурные и организационные вопросы. Например, согласно норме ст. ] 0 Арбитражного процессуального кодекса РФ «арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу».
6. Выделяют также нормы частного и публичного права (см. главу XIV «Система норм права»).
Во многих учебниках выделяют и так называемые специальные нормы. Специальные нормы призваны помочь реализации право-обязывающих и охранительных норм. К ним относятся нормы—принципы (декларативные нормы), дефинитивные, оперативные и коллизионные нормы. На наш взгляд, их вообще нельзя отнести к правовым нормам, поскольку они не определяют непосредственно права и обязанности субъектов. Их можно назвать когнитивными правилами законодательства, выполняющими функции правовых
Глава XIII. Нормы права
гипотез. Правовые нормы направлены на волю субъекта, давая ему основания для действий, и возникают как поведенческие нормы. Когнитивные правила имеют интеллектуальную направленность. Их необходимо принять к сведению для того, чтобы в дальнейшем ориентировать на них свои поведенческие акты. Таким образом, они являются тем означающим, которое, при наличии определенных жизненных обстоятельств, должен учитывать каждый субъект, определяющий круг своих полномочий и обязанностей. В то же время некоторые из них при соответствующей интерпретации могут получить непосредственно правовое значение.
Нормы-принципы — это правила, закрепляющие основные, исходные начала права. Как уже было отмечено, они не создают непосредственно прав и обязанностей, но указывают принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. Таковы многие конституционные нормы. Например, ст. 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью...»; ст. 19 Конституции РФ устанавливает равенство граждан перед законом и судом.
Дефинитивные «нормы» содержат определения каких-либо юридических понятий, например: «Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает» (п. 1 ст. 20 ГК РФ).
Оперативные «нормы» отменяют действующие нормативные положения или вводят новые, распространяют данные нормы на новый круг отношений и т. д. Например, ст. 1 Федерального закона «О введении в действие части первой ГК РФ» гласит: «Ввести в действие часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации... с 1 января 1995 года...».
Коллизионные «нормы» направлены на разрешение правовых коллизий, понимаемых в узком смысле слова. Они указывают, право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному правоотношению, сторонами которого являются субъекты разных государств. Например, норма, определяющая, что «гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по закону страны, гражданином которой он является», есть коллизионная норма
Определенное эвристическое значение сохраняет и старинное деление всех когнитивных норм по последствиям их нарушения, известное со времен римского права. Вот как дает эту классификацию Я. М. Магазинер.
23' |
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
1. Совершенные нормы (leges perfectae). Нарушение этих норм влечет за собой недействительность того акта, которым они нарушены. Например, норма запрещает вступление в брак с лицом душевнобольным; действие, которым эта норма нарушена, т. е. брак с душевнобольным, недействителен, точнее, ничтожен, т. е. считается, что он никогда не был совершен.
2. Более чем совершенные нормы (leges plus quam perfectae) — это нормы, нарушение которых влечет за собой не только недействительность нарушающего их действия, но еще и наказание за их нарушение.
3. Менее чем совершенные нормы (leges monus quam perfectae) —это нормы, нарушение которых влечет за собой только наказание, но само правонару-шительное деяние не считается недействительным. Например, если брак, совершенный до наступления брачного возраста, имел последствием рождение детей, то он сохраняет свою силу и недействительным признан быть не может, хотя вступивший в брак, виновный в сокрытии брачного возраста или в сообщении о нем ложных сведений, будет отвечать за это в уголовном порядке."
4. Несовершенные нормы (leges noil perfectae) — это нормы, нарушение которых никаких особых последствий за собой не влечет. Несовершенные законы, например, стремятся помешать известным действиям и запрещают их, но нарушение этого запрета не грозит нарушителю ничем, кроме общих последствий нарушения права. Например, в Германии лицо, ведущее метрические книги, не вправе регистрировать брак опекуна с опекаемой. Но если брак совершен, т. е. норма нарушена, то брак все же сохраняет полную силу.2"
Дополнительная литература
Антропов В. Г. Правовая логика: структура правовой нормы. Волгоград, 1999.
Гущина Н. А. Поощрительные нормы российского права: Теория и законодательная практика. СПб., 2003.
Кононов А. А., Честное И. Л. Системное исследование норм права: Учебное пособие. СПб., 2001.
Кудрявцев Ю. В. Нормы права как социальная информация. М., 1981.
Плохое В. Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории. М.,1985.
Разуваев Н. В. Норма права как явление правовой культуры: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. СПб., 2000.
Сенякин И. Н. Специализация и унификация российского законодательства:
Проблемы теории и практики. Саратов, 1993.
Черданцев А. Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993.
" Автором даются примеры из законодательства 1920-х годов. 20 Магазине? Я. М. Общая теория права на основе советского законодательства // Правоведение. 1998. № 3. С. 73-74.