В зависимости от различий в объекте и способе социального регулирования все социальные нормы можно подразделить на моральные, нравственные, правовые и целесообразные (утилитарные, технические) нормы (см. также главу V «Право и ценности»).
Моральная норма является правилом, регулирующим внутренний, интимный (лат. intimus — глубоко личный, внутренний, сокровенный), мир человека через самообязывание. Норма морали не может быть установлена каким-либо внешним авторитетом, например авторитетом государства или общественного мнения. Единственным авторитетным «органом», обязывающим человека следовать норме морали, является совесть. Моральная норма, предписывающая «не желать (выделено нами. — Авт.) дома ближнего своего», требует от субъекта прежде всего «чистоты» помыслов, а не устанавливает правового запрета на совершение кражи из «дома ближнего своего» (он содержится в другой норме: «не кради»). Аморальным (не соответствующим моральной норме) в данном случае будет уже само «желание» чужого имущества, которое могло быть и не реализовано во внешнем поведении лица. Моральная норма, обязывающая подавать милостыню нуждающимся, регулирует не столько внешние действия человека, сколько мотивы, по которым человек должен совершать милостыню: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры... чтобы прославляли их люди. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука... не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне» (Мф.: 6, 1-А}. Поэтому, например, демонстративная раздача милостыни не свидетельствует о моральности действий человека, если она обусловлена желанием общественного одобрения, а не искренним стремлением помочь нуждающемуся.
Глава XIII. Нормы права
Различия между требованиями морали и права могут быть проиллюстрированы словами Нагорной проповеди Христа: «Вы слышали, что сказано древним: "не убивай, кто же убьет, подлежит суду". А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф.: 5, 21-22). Таким образом, моральные нормы регулируют прежде всего внутренние мотивы поведения человека, в то время как нормы нравственности, права и целесообразности являются регуляторами преимущественно «внешних» поступков людей.
Нравственные нормы, или нормы нравов, представляют собой обязывающие правила поведения, сложившиеся в конкретном обществе, соблюдение которых поддерживается силой общественного мнения. Таковы, например, нормы этикета: правила поведения за столом, правила вежливости в общении, правила взаимоотношений между старшими и младшими и т. д. К нормам нравов относятся также некоторые обычаи, например обычай гостеприимства.
Нормы нравственности, права и целесообразности отличаются от норм морали тем, что они требуют соответствия нормам только внешнего поведения, внутренние же мотивы их реализации не имеют в данном случае определяющего значения. С точки зрения нравственности не важно, почему, например, младший по возрасту первым приветствует старшего: делает ли он это из чувства искреннего уважения или из-за желания получить какое-либо поощрение за свое поведение от родителей. Точно так же не важны внутренние мотивы, которыми руководствуется человек, соблюдая правила правописания, делая по утрам зарядку или дрессируя собаку, т. е. выполняя требования технических норм.
Вместе с тем моральные, нравственные и технические (не имеющие правового значения) нормы отличаются от правовых тем, что они налагают на человека определенные обязанности (делать или не делать что-либо), но никому не предоставляют права требовать их безусловного выполнения. Так, человек, подавая милостыню нуждающемуся, исполняет моральную обязанность. При этом моральная норма не наделяет нуждающегося правом требовать милостыню от подающего и в случае неисполнения им данной моральной обязанности — принуждать к ее исполнению. Нравственная норма, например норма этикета, обязывает всех взрослых людей, находящихся в обществе, использовать во время еды столовые приборы.
22-1351 |
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
Но данная норма никому не предоставляет права требовать исполнения этой обязанности от других. Поэтому ее неисполнение может вызвать отвращение, нежелание общаться с таким человеком или какие-либо иные аналогичные последствия, но не предполагает совершения принудительных действий, направленных на ее обеспечение. В отличие от норм морали, нравственности и целесообразности правовая норма всегда предоставляет субъекту право требовать от другого лица исполнения обязанностей. Таким образом, нормы морали, нравственности и целесообразности имеют односторонне обязывающий характер; правовые нормы имеют двусторонний, предо-ставительно-обязывающий характер. Однако характер обязывания различен: в моральных нормах имеет место внутреннее самообязы-вание, в нормах нравов — внешнее обязывание, в правилах целесообразности субъект возлагает на себя обязанность с целью достичь определенного практического результата.
Итак, в выделенных видах социальных норм вектор ценностного значения постепенно сдвигается от «внутреннего», ценностно-мотивированного поведения к поведению «внешнему» (формальному, легальному). Так, в моральных нормах значимо не столько «внешнее» поведение, сколько его внутренние мотивы. В нравственности значимо «внешнее» поведение, но при этом предполагается, что ему сопутствуют соответствующие внутренние мотивы. В праве значимо «внешнее» поведение, а внутренние мотивы интересуют постольку, поскольку могут прояснить «внешнее» поведение. Наконец, в правилах целесообразности внутренние мотивы практически не играют роли, а значимость поведения определяется достижением цели.
Обычно выделяемые корпоративные нормы, как и религиозные нормы, не представляют собой отдельной разновидности и могут быть и нормами морали («не желай дома ближнего своего»), и нормами нравов (норма, предписывающая лицам мужского пола снимать в церкви головной убор), и техническими нормами (правила совершения обряда), и правовыми нормами (нормы канонического права), точно так же как выделяемые обычно обычаи и традиции не являются самостоятельным видом социальных норм, а лишь указывают на способ формирования правила поведения.
Глава XIII. Нормы права