ГЛАВА XIII
НОРМЫ ПРАВА
Понятие социальной нормы
Как было показано в главе IV «Понятие права», правовые нормы, наряду со взаимообусловленными субъективными правами и правовыми обязанностями, являются системным элементом права и необходимым элементом механизма его действия. Они служат основанием наличия у субъектов принадлежащих им прав и обязанностей и в этом смысле являются источниками субъективных прав и обязанностей. Что в данном случае следует понимать под основанием?
Правовые нормы имеют не только логический смысл, но и ценностное значение. Как результат интерпретации правового текста они оказывают информационно-ценностное воздействие на субъекта, но только в случае их соответствия социально значимым ценностям получают значение основания субъективных прав и обязанностей. Только таким образом правовые действия субъекта получают обоснованность и оправданность, становятся нормальными. Правовые нормы заключают их в определенные границы — указывают на возможность совершения одних действий и на необходимость совершения других.
Для ответа на вопрос о природе правовой нормы необходимо обратиться к самому понятию нормы, активно обсуждаемому в науке. Можно отметить наличие нескольких смыслов употребления термина «норма». Так, в одном из вариантов норма понимается как среднестатистическое значение каких-либо случайных процессов (например, норма осадков). В более широком варианте — это
Глава XIII. Нормы права
сформулированное знание о «нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой».'
В среде правоведов материалистической ориентации имеет место тенденция рассматривать нормативность как свойство самой природы, всего мироздания. «В широком смысле нормативность есть свойство материи вообще и социальной материи в частности, — пишет В. Д. Перевалов, — полиструктурность и цикличность материального мира в какой-то степени предопределяют мерность, нормативность социальных связей и отношений, явлений и процессов, в том числе правовых».2 С таким пониманием нормативности как универсального свойства, одинаково присущего и природе, и обществу, был согласен и профессор Л. И. Спиридонов. «Норма — феномен, присущий не только обществу, но и природе, — писал ученый, — и потому обозначающее ее понятие входит не только в социальные науки, но и в естественные. Температуру 36,6° С называют нормальной для человеческого тела. Говорят, в январе 1993 г. в Санкт-Петербурге осадков выпало в два раза больше нормы. Гегель показал, что любая вещь, поскольку она обладает качеством, т. е. тем, что отличает ее от остального мира, существует лишь в определенных количественных пределах. Например, вода как жидкость сохраняет свои свойства только при температуре от 0 до 100° С, превращаясь вне этих границ либо в лед, либо в пар. Следовательно, каждая вещь, явление, есть единство качества и количества, т. е. имеет свою меру (норму). В этом смысле можно утверждать, что нормативность присуща миру в целом. Криминологи... заявляют, что в этом году самоубийств в стране было меньше нормы, а умышленных убийств — больше. Филологи говорят о правильном и неправильном произношении и правописании, искусствоведы — об эстетических нормах, машинисты паровозов — о нормальных границах давления пара в котле и т. д. и т. п. Во всех перечисленных случаях фиксируется или "нормативный факт" (существование воды как жидкости в температурных границах 0-100° С), или средняя величина статистического явления, типическое, повторяющееся в массовидном процессе. Эти признаки относятся и к социальным нормам.
' Перевалок В. Д. Нормы права // Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевало- ва. М.,1997. С.245.
2 Там же. С.274.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник
Поскольку общество — результат деятельности людей, интегрированный итог всей массы совершенных в истории человечества поступков, постольку, утверждают многие, действующие в нем социальные нормы — это "поведение, выражающее типичные социальные связи и отношения"».3
Из процитированных отрывков вытекает, что норма якобы представляет собой определенную меру — единство качества и количества, в пределах которого каждое явление и существует. Или, другими словами, норма в данной трактовке предстает как некая закономерность бытия какого-либо объекта, что характерно для классических представлений об обществе как об «объективной» реальности, противостоящей субъекту и, подобно природе, подчиняющейся действию причинно-следственных закономерностей. Такой вариант осмысления нормы, на наш взгляд, не затрагивает ее эйдетической сути.
Даже если признать, что норма возникает как отражение каких-то закономерностей социального бытия, из этого, как нам представляется, отнюдь не следует, что между законами природы и социальными нормами можно поставить знак равенства. В философии общепризнанно, что коренное отличие закона природа от социального правила заключается в том, что «закон» всегда выражает причинно-следственные, каузальные, связи между повторяющимися явлениями и процессами. Закон природы отличается постоянством и неизменностью. Его невозможно нарушить, так как он не адресуется субъекту. Совсем иную природу имеет правило. Оно текстуально формулируется для того, чтобы его выполняли. Иными словами, правило всегда рассчитано на субъекта, способного сознательно этому правилу следовать. При этом необходимо обратить внимание на этимологию слова «правило», которое является однокоренным с глаголами «править», «управлять», предполагающими наличие деятеля. Поэтому, например, нельзя утверждать, что существуют правила замерзания воды или правила выпадения осадков.
Таким образом, социальное правило всегда есть средство социальной коммуникации, средство, которое, будучи легитимированным как положительная социальная ценность, способно управлять
3 Спиридонов Л. И. Теория государства и права: Курс лекций. СПб., 1995. С. 88-89.
Глава XIII. Нормы права
поведением субъектов. «Объективная закономерность» такого правила выражается лишь в его психосоциокультурной обоснованности, т. е. в его соответствии основополагающим ценностям культуры, а следовательно, в «закономерности» его социальной легитимации. Отсюда вытекает и такой важный признак нормы, как принципиальная фактическая возможность ее нарушения — при эйдетическом требовании не совершать подобных действий. Иными словами, норма всегда выражает не просто какой-либо «факт» существования, а принципиально иной факт долженствования. В этом смысле норма есть функционирующее в рамках социума правило должного поведения.
Именно поэтому в вышеприведенных примерах Л. И. Спиридонова имеет место, на наш взгляд, смешение «законов» и «правил». В частности, правила произношения и правописания так же, как и эстетические правила, нормативны, являются нормами межсубъектной коммуникации. А границы давления пара в котле указывают на закономерность, нарушить которую нельзя. Это означает, что котел может нормально функционировать только в границах определенного давления пара и никак иначе! От этой технической закономерности следует отличать нормативное правило по обращению с котлом, запрещающее его эксплуатацию при давлении выше или ниже установленных границ. Данное правило адресуется всем субъектам, которые используют паровой котел по назначению, и так же, как любое правило должного поведения, может быть фактически нарушено, следствием чего будет выход котла из строя.
Долженствование является специфическим феноменом социального мира. Его нет в природе, вне человеческого общества. Должное существует в нормативной форме как адресуемое субъекту правило поведения, которое необходимо исполнить. Должное всегда осознается как обращение ко мне и к Другому. Поэтому должное имеет коммуникативную направленность, интеллектуальный и эмоционально-ценностный состав. Долженствование всегда есть положительная ценность, которая может восприниматься субъектом как автономная, т. е. свободно признаваемая, и как гетерономная, т. е. внешне обязывающая. В последнем случае должное предстает в сознании субъекта как объективная реальность. Но и здесь должное (социальные нормы) возникает только в результате деятельности социальных субъектов, которые и интерпретируют их в качестве
21-1351 |
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
объективно социально-значимых норм. Поэтому при своем объективном значении социальная норма не является неким объектом существующим независимо от субъекта, а представляет собой отношение субъекта к внешне обязывающей, гетерономной, норме должного как к норме, имеющей объективную положительную социальную ценность.
Итак, в феноменологическом ракурсе должное является результатом социальной объективации в текстах культуры ее основополагающих ценностей и их последующей интерпретации социальным субъектом, т. е. должное, нормативное есть одно из необходимых средств, поддерживающих социальную коммуникацию.
Таким образом, под социальными нормами, разновидностью которых являются правовые нормы, следует понимать все действующие в обществе правила должного поведения.
Нормы выступают как «аккумуляторы» непрерывного (рекурсивного) процесса социальной коммуникации, они отражают типичные и социально значимые образцы поведения и объективируются в самых различных текстах. Но как явления коммуникативные, становящиеся, нормы никогда не тождественны самим текстуальным правилам как знаковым комплексам. Нормы есть результат самоорганизации системы социальных коммуникаций, свидетельствующий о наличии обратной связи в такой системе, а именно — о наличии обратной связи между легитимированными социальными текстами и поведением субъектов: социальный текст — на «входе» в систему, социальная норма — на «выходе» из системы. Таким образом, социальные нормы являются результатом социально-коммуникативной деятельности человека и представляют собой целостные социальные явления, включающие в себя не только социально осмысленные и признанные правила поведения, но и социальные практики по их реализации. Следовательно, социальная норма как целостное социальное образование одновременно существует и как результат социальной интерпретации и легитимации текстов, и как социально осмысленный результат коммуникативного взаимодействия субъектов. Существующая в социальном сознании норма, представляющая собой результат интерпретации и легитимации соответствующих текстов культуры, информирующих субъектов о должном, может быть названа когнитивной (ментальной), или виртуальной,
Глава XIII. Нормы права
социальной нормой. Знание когнитивной социальной нормы является необходимой предпосылкой ее понимания как актуальной социальной нормы. Актуальная социальная норма представляет собой правило поведения, сложившееся как социально осмысленный результат коммуникации, которая опосредуется интерпретированными и социально признанными текстами и в процессе которой смысл когнитивной социальной нормы конкретизируется и уточняется. Таким образом, социальная норма как целостное социальное образование, как должный социальный факт — результат осуществления должного в наличном, реальном поведении взаимодействующих субъектов — может быть адекватно понята только в единстве двух аспектов своего бытия: когнитивного и деятельност-ного (актуального), также опосредуемого когнитивным.
В зависимости от способа текстуальной объективации социальные нормы могут восприниматься или как реификации, т. с. как правила, возникшие независимо от человека, например, как выражение божественной воли, или как исключительно человеческий институт (договорные нормы).
В любом случае социальные нормы существуют как интерсубъективные явления, не имеющие действительности помимо социального субъекта и получающие смысл в результате их социальной интерпретации и реализации в социальной практике. Как явления нематериальные социальные нормы существуют в общественном сознании, а материальные формы их выражения являются текстами культуры, интерпретация которых и «порождает» социальную норму как факт социального сознания. Любая социальная норма, получившая социоментальный статус должной нормы, прошла социальную легитимацию, т. е. «тестирование» на позитивную социальную значимость (ценность) и интернализацию, в ходе которой норма переводится в сознание социальных субъектов как «должное».
Социальная норма может возникать и как результат типизации и опривычивания отношений между двумя людьми, но может являться и результатом сложной многомесячной работы большого коллектива людей (например, парламента), получившим форму конституционного закона или кодекса, и «ожившим» в поведении членов общества (норма права).
Поскольку норма есть социально оправданное правило поведения, то соответственно любое социально осмысленное и социально
2Г |
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
оправданное (легитимное) поведение — нормативно. «Оправдать» значит соотнести с нормой. Этим, в частности, объясняется, почему нет субъективных прав и правовых обязанностей, т. е. социально оправданного поведения, без конституирующей их правовой нормы и почему нельзя говорить о существовании правовой нормы, т. е. социально оправданного правила поведения, если она не способна определять права и обязанности субъектов.
Социальные нормы, регулирующие отношения между людьми как деятелями, можно назвать межсубъектными нормами. Социальные нормы, представляющие собой правила поведения человека по отношению к объектам — естественным (природным) или искусственным, созданным человеком (техническим), можно назвать субъект-объектными, или техническими, нормами. Такие правила поведения не имеют прямой коммуникативной направленности, т. е. непосредственно не обращаются к Другому.
Не все ученые признают технические нормы видом социальных норм. С этой точки зрения правила, регулирующие отношения человека с окружающей средой (природой и техникой), исключаются из разряда социальных норм. Представляется, однако, что подобная узкая трактовка социальной нормы не оправдана. Дело в том, что субъектом нормы как правила должного может быть только социальный субъект, и регулировать норма может только его поведение, которое и выступает к качестве объекта социального регулирования. При этом поведение субъектов даже по отношению к природным или техническим объектам всегда опирается на социальный опыт. Другое дело, что такие нормы подчас не затрагивают непосредственно интересы других людей. Но ведь и моральные нормы как регуляторы внутреннего мира человека не затрагивают непосредственно интересов других людей. Тем не менее моральные нормы всегда признают нормами социальными.4
Технические нормы при определенных обстоятельствах могут преобразовываться в нормы правовые и выступать в таком качестве. В этом случае они получают предоставительно-обязывающее
4 Как заметил один современный ученый, «любая норма социальна... (выделено нами. — Авт.). Ее основанием является некоторая сложившаяся совокупность социальных потребностей» {Шрейдер В. Б. Коммуникация, нормативность, логика. Екатеринбург, 2002. С. 166).
Глава МП. Нормы права
значение и зачастую снабжаются санкцией на случай неисполнения обязанности. Например, соблюдение технических правил правописания не является правовым требованием для домашней хозяйки, но получает правовое значение для учительницы русского языка, обучающей школьников; нарушение данной нормы, например, вследствие незнания ею правил грамматики, может повлечь за собой расторжение трудового договора.
Объектом регулирования социальных норм являетсяповедениетех субъектов, которым они адресуются, т. е.общественные отношения.
Существенной характеристикой социальной нормы принято считать ее общий характер. При таком подходе социальной, в том числе правовой, нормой может быть признано только общее правило поведения, сложившееся в результате абстрагирования от всех индивидуальных особенностей конкретных жизненных ситуаций. Социальная норма, понятая как общее правило поведения, адресуется не какому-то конкретному субъекту (субъектам), а сразу многим, поименно не перечисленным (каждому, гражданам государства, несовершеннолетним, должностным лицам и т. д.). Следовательно, неперсонифицированность, т. е. отсутствие указания на конкретного адресата, является одним из признаков общей социальной нормы.
Кроме того, общая социальная норма предписывает одно и то же правило для всех одинаковых случаев. Это означает, что сколько бы раз ни возникали жизненные обстоятельства, предусмотренные общей социальной нормой, всем субъектам, которым она адресована, необходимо руководствоваться сформулированным в норме правилом. Таким образом, общая социальная норма рассчитана не на однократное действие (в отношении конкретного лица, действующего в конкретной ситуации), но предполагает многократное ее использование в качестве правила должного поведения для неопределенного круга субъектов и для неопределенного числа аналогичных ситуаций, описанных в норме.
Но реальное бытие социальных норм не исчерпывается общими нормами. Помимо норм общих можно выделить и нормы индивидуальные. Такие правила должного поведения носят не общий, а конкретный характер и непосредственно адресуются конкретному субъекту (субъектам). К индивидуальным социальным нормам можно
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
отнести, например, норму, в соответствии с которой спортсмен для поддержания формы каждый день тренируется по четыре часа; норму договора, предписывающую конкретному продавцу передать в собственность конкретному покупателю определенную вещь в технически исправном состоянии за конкретную плату; норму, содержащуюся в приговоре суда, в соответствии с которой осужденный приговаривается за совершение конкретного преступления к двум годам лишения свободы, и т. д. Вместе с тем косвенно все социальные нормы адресуются неопределенному кругу лиц, призванному исполнять свои обязанности по невмешательству в сферу социально оправданных действий других субъектов. Таким образом, индивидуальная норма имеет все признаки социальной нормы, — в частности, она также нуждается в социальной легитимации.
Индивидуальная социальная норма может быть адресована конкретному субъекту как для однократного регулирования его поведения, так и для многократного ее использования. Так, норма, предписывающая конкретному спортсмену ежедневные четырехчасовые тренировки, является индивидуальной нормой, предназначенной для многократного использования, а норма, обязывающая конкретного продавца передать определенную договором вещь в собственность, является примером индивидуальной нормы, которая может быть использована для регулирования поведения конкретных субъектов только однократно.
С возможностью выделения индивидуальных социальных, и в частности правовых, норм согласны не все ученые, и ряд из них не признает существования индивидуальных норм. На наш взгляд, серьезных оснований для этого нет. Трактовка социальной нормы как имеющей исключительно общий характер является выражением представлений классической науки о нормативности как универсальном свойстве бытия, как природного, так и социального. Нормативность бытия в классической трактовке — это массовидно повторяющиеся, а следовательно закономерные, явления, и именно регулярность их повторения позволяет считать их нормальными. Соответственно и нормативность социального бытия трактуется как повторяющееся поведение неопределенно многочисленного круга субъектов. Очевидно, что такая универсальная трактовка нормативности не раскрывает специфику социальных норм. Специфику нормативного
Глапа XIII. Нормы права
можно адекватно раскрыть только через категорию должного: именно должное приобретает характер нормы как для неопределенного круга субъектов (общая социальная норма), так и для индивидуализированных, конкретных, субъектов (индивидуальная социальная норма). Существование индивидуальных норм признается многими правоведами как прошлого (Л. И. Петражицким, Г. Кельзеном и др.), так и настоящего (Р. 3. Лившиц, И. И. Лукашук и др.).
Так, Г. Кельзен фактически понимал под нормой схему истолкования актов человеческого поведения с точки зрения должного. «Акты, смысл которых есть норма, могут выражаться по-разному. С помощью жеста: регулировщик одним движением руки приказывает пешеходам остановиться, другим движением — разрешает идти дальше. С помощью символов: красный свет означает приказ водителю остановиться, зеленый — ехать дальше. С помощью произнесенных или написанных слов приказ может выражаться в языковой форме повелительного наклонения, например: "Молчи!" или в форме констатации: "Я приказываю тебе молчать". В этой форме могут быть даны также разрешения и полномочия. Это высказывания об актах, смысл которых — приказ, разрешение, уполномочивание, причем смысл самих этих предложении — не суждение о фактическом бытии, но норма долженствования, т. е. приказ, разрешение, уполномочивание».5 Иными словами, Г. Кельзен допускал существование не только общих, но и индивидуальных норм, в том числе существование индивидуальных правовых норм. Такой же позиции в дореволюционном российском правоведении придерживался Л. И. Петражицкий. «Адресатами норм, — полагал ученый, — могут быть или определенные индивиды, конкретные субъекты, "я", "ты", "Иван", "Петр", монарх Георгий I, город Петербург, Россия... или классы, классовым образом определенные субъекты, например, дети, родители, квартирохозяева... Сообразно с этим нормы можно делить на: 1) индивидуальные, конкретные или сепаратные и 2) общие, абстрактные».' Индивидуальные нормы выделяет и немецкий правовед Л. Эннекцерус: «Большая часть правовых норм носит общий характер, — это абстрактные правила, т. е. они связывают правовые последствия с фактическим составом, определяемым только родовыми признаками, а не с отдельным случаем, с индивидуально определенными предпосылками. Но имеются также правовые нормы, относящиеся только к индивидуально определенному лицу, к определенной вещи, определенному правоотношению (или к множеству индивидуально определенных лиц, вещей или правоотношений). Такие нормы мы называем индивидуальными нормами или привилегиями».7
5 Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 1. М., 1987. С. 15.
6 Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 272.
7 Эннекцерус Л. Курс германского гражданского права. Т. 1, полутом 2. М., 1949. С. 163.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
Виды социальных норм
Социальные нормы могут быть классифицированы по различным основаниям. Например, по способам текстуального закрепления нормативного содержания различают нормы устные и письменные; по степени осознанности их субъектами — явные и латентные (скрытые);
по характеру (универсальности) действия — общие и индивидуальные;