Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные направления социалистической политико-правовой мысли во второй половине XIX В.




Эпоха. С развитием промышленного капитализма на Западе становится актуальной проблема интеграции про­летариата («рассеянной силы числа» — О. Конт) в суще­ствующую экономическую и политическую систему капи­талистического общества. Тем самым особое значение приобретает рабочий вопрос.

Ответом на этот вопрос на практике было создание партий и организаций, отстаивающих интересы рабочих на Западе: «Всеобщего германского рабочего союза» (1863), Социал-демократической рабочей партии Германии (наци­ональный уровень); I Интернационала («Международного Товариществ Рабочих» 1864); II Интернационала (1889), организованного социалистическими партиями (междуна­родный уровень).

Ответом на этот вопрос в теории были требования заме­ны капитализма на общественный строй без экономичес­кой эксплуатации и изменения политической системы.

В рамках социалистической политико-правовой теории на Западе сформировалось три направления:

1) «научный социализм» — Маркс, Энгельс (самоназва­
ние принадлежит Марксу);

2) анархизм (Прудон, Бакунин, Кропоткин);

3) социал-демократический социализм (Лассаль).

Эти теории противостояли другим теориям, появив­шимся также в XIX в., таким, как теория политического либерализма (Констан), теория социократии (Конт) и др.


300 Глава 20. Основные направления социалистической...

В России возникла еще одна социалистическая тео­рия — теория «русского социализма» (название принадле­жит А. Герцену). Приверженцем теории «русского социа­лизма» наряду с Герценом был Н.Г. Чернышевский.

20. 1. Политико-правовое учение марксизма

Марксизм представляет собой систему экономических, социальных, философских, политических и правовых взглядов. Особое место среди них занимает политико-пра­вовое учение.

Маркс Карл (1818-1883) — немецкий политический философ, экономист, идеолог мировой пролетарской рево­люции.

Биография. Родился в Трире (Рейнская Пруссия). Был вторым ребенком из девяти детей адвоката Генриха Марк­са (отец Маркса происходил из семьи раввинов, однако в 1816 г. он принял протестантизм). С 1835 по 1836 г. К. Маркс изучал право в Боннском университете; с 1836 по 1841 г. изучал право, историю и историю искусств в Берлинском университете. В 1841 г. получил докторскую степень на философском факультете Иенского университета. В 1842 г. Маркс был приглашен на работу в редакцию «Рейнской га­зеты». В этой газете он опубликовал различные статьи кри­тического направления. После запрещения прусским пра­вительством этой газеты Маркс переехал в Париж, где стал издавать журнал «Немецко-французский ежегодник».

В 1844 г. в Париже состоялась встреча К. Маркса с Ф. Энгельсом. Она привела к созданию совместных произ­ведений: «Святое семейство, или Критика критической критики» (1844), «Немецкая идеология» (1845-1846), «Нищета философии» (1847), «Манифест Коммунистичес­кой партии» (1847-1848).

С 1849 г. и до конца жизни Маркс почти постоянно жил в Лондоне. С этого времени он много писал и сотрудничал с различными западными газетами. С 1864 г. Маркс уча­ствовал в создании Международного товарищества рабо­чих (I Интернационал), написал Учредительный манифест и Устав этой организации. Маркс входил в состав Гене­рального совета международного товарищества рабочих и был автором различных резолюций и документов этой организации до ее роспуска в 1872 г. В последующие годы


 

 

20. 1. Политик о-правовое учение ма рксизма

Маркс продолжал анализировать развитие рабочего дви­жения на Западе. В 1883 г., спустя два года после смерти жены, Маркс умер.

Энгельс Фридрих (1820-1895) — немецкий мыслитель, сподвижник К. Маркса.

Биография. Родился в Бармене (Рейнская Пруссия) в семье текстильного фабриканта. Отец не дал сыну закон­чить гимназию: Ф. Энгельс стал рано работать в конторе торговой фирмы в Бремене. В 1841 г. жил в Берлине, отбы­вая воинскую повинность, и одновременно был вольным слушателем в Берлинском университете. В 1842-1844 гг. жил в Манчестере (Англия), работая в конторе бумагопря­дильной фабрики, совладельцем которой был его отец. В 1844 г. состоялась встреча Энгельса с Марксом в Париже, творческий союз которых продолжался многие годы.

Подготовил «Наброски к критике политической эконо­мии» (идея переходного характера капиталистической сис­темы). Участвовал вместе с Марксом в создании первой международной революционной рабочей организации «Союз коммунистов» (1847) и написании программы этой организации — «Манифеста Коммунистической партии». Как и Маркс, участвовал в работе I Интернационала. Пос­ле смерти Маркса Энгельс продолжал в своих работах раз­вивать материалистическое учение о праве и государстве и бороться с антимарксовскими течениями в рабочем движе­нии. В 1884 г. Энгельс опубликовал работу «Происхожде­ние семьи, частной собственности и государства», в основу которой легла рукопись Маркса.

Последнее десятилетие своей жизни Энгельс много сил отдал подготовке к выходу в свет второго (1885) и третьего (1893) томов «Капитала» К. Маркса. В 1895 г. Энгельс умер. Логическое основание политико-правового учения. Источниками марксистского учения являются идеи, содер­жащиеся в немецкой классической философии (Гегель, Людвиг Фейербах), английской политической экономии (Рикардо, Смит), французской и английской социалисти­ческой теории (Сен-Симон, Фурье, Оуэн), французской исторической науке и др.

Основные работы: «Манифест Коммунистической партии» (1847-1848, Маркс и Энгельс); «Нищета филосо­фии» (1847, Маркс); «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (1850, Маркс); «18 Брюмера Луи Бонапарта»


302 Глава 2 0. Осно вные направ ления социали стическ ой... (1852, Маркс); «К критике политической экономии. Пре­дисловие» (1859, Маркс); «Гражданская война во Фран­ции» (1871, Маркс); «Критика Готской программы» (1875, Маркс); «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884, Энгельс).

Содержание политико-правового учения. Марксист­ское политико-правовое учение обусловлено представле­ниями К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что капитализм нельзя усовершенствовать, необходимо революционное пе­реустройство капиталистического общества.

В «Манифесте Коммунистической партии» (1847-1848), опубликованном на многих европейских языках, со­держатся анализ состояния современного общества и про­грамма действий пролетариата в ходе революционного переустройства этого общества. «Манифест» был написан Марксом и Энгельсом как программа созданной ими в Лондоне международной рабочей организации «Союз ком­мунистов», лозунгом которой стал призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Первый перевод на русский язык «Манифеста Коммунис­тической партии» был сделан М.А. Бакуниным.

Современное буржуазное общество «все более и более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два больших, стоящих друг против друга, класса — буржуазию и пролетариат».

Капитализм разрушается через классовую борьбу: «Ис­тория всех до сих пор существовавших обществ была исто­рией борьбы классов». Эта борьба всегда заканчивалась «революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов». С разви­тием капитализма все больше средних, промежуточных слоев между капиталистами и пролетариями будет вли­ваться, рекрутироваться в ряды пролетариата: «Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она (буржуа­зия. — Авт.) превратила в своих платных наемных работ­ников».

С развитием капитализма будет проходить процесс все большего обнищания пролетариата. Благодаря машинно­му производству будет расти производительность труда, что вызовет рост резервной армии труда, которая будет влиять на рынок труда и препятствовать росту заработ­ной платы.


 

 

20. 1. Политико-правовое учение марксизма

Кроме того, с развитием капитализма будут нарастать противоречия:

между производительными силами и буржуазными
производственными отношениями;

• между общественным характером производства и час­
тнокапиталистическим характером присвоения: «Буржуаз­
ные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить со­
зданное ими богатство».

В такой ситуации пролетариату терять нечего: «У про­летариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность». Пролетарское дви­жение есть движение «огромного большинства в интересах огромного большинства».

Программа действий пролетариата. «...Пролетариат ос­новывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии», в ходе «открытой револю­ции», «коммунистической революции». Произойдет отож­дествление государства с «пролетариатом, организованным как господствующий класс», «завоевание пролетариатом политической власти».

Таким образом, была высказана идея диктатуры пролета­риата, хотя термина «диктатура пролетариата» в «Манифес­те Коммунистической партии» еще нет.

Задачи пролетариата как политически господствующе­го класса:

• «вырвать у буржуазии oiar за шагом весь капитал»;

• «централизовать все орудия производства в руках го­
сударства»;

• отменить право наследования;

• конфисковать имущество эмигрантов и мятежников;

• централизовать кредит в руках государства посред­
ством создания национального банка с государственным
капиталом;

сконцентрировать весь транспорт в руках государства;

увеличить число государственных фабрик;

ввести одинаковую обязательность труда для всех;

создать промышленные армии;

соединить земледелие с промышленностью, содей­ствовать постепенному устранению различия между горо­дом и деревней;

• обеспечить общественное и бесплатное воспитание
всех детей.


304 Глава 20. Основные направления социалистической..._____

В итоге «на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого являет­ся условием свободного развития всех».

«Манифест Коммунистической партии» — не только программа действий пролетариата в ходе совершения ком­мунистической революции, но и основа марксистской тео^ рии государства и права. В этой работе даны марксистские определения политической и государственной власти, пра­ва, закона.

1. «Политическая власть в собственном смысле слова —
это организованное насилие одного класса для подавления
другого». После ликвидации классов «публичная власть
потеряет свой политический характер».

2. «Современная государственная власть — это только
комитет, управляющий общими делами класса буржуазии».

3. «...Ваше право (буржуазное. — Авт.) есть лишь возве­
денная в закон воля вашего класса, воля, содержание кото­
рой определяется материальными условиями жизни ваше­
го класса».

4. «Законы, мораль, религия — все это для него (проле­
тариата. — Авт.) не более как буржуазные предрассудки, за
которыми скрываются буржуазные интересы».

В 1848-1849 гг. в Европе прокатилась волна буржуазно-демократических революций. В некоторых странах рево­люции сопровождались национально-освободительным движениям (Венгрия, Италия, Чехия). К. Маркс осмысли­вает эти события и в 1850 г. пишет работу «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (была опубликована в 1859 г. в Нью-Йорке). Впервые Маркс использует здесь термин «классовая диктатура пролетариата», в этой же ра­боте содержится характеристика задач пролетариата.

«Пролетариат все более объединяется вокруг революци­онного социализма, вокруг коммунизма, который сама бур­жуазии окрестила именем Бланки. Этот социализм есть объявление непрерывной революции, классовая диктату­ра пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отноше­ний, соответствующих этим производственным отношени­ям, к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих обще­ственных отношений».


20. 1. Политико-правовое учение ма рксизма_____ 305

I? 1852 г. К. Маркс отправил письмо своему другу Иоси­фу Вейдемейеру, в котором дал оценку своей теории обще­ственного развития. Маркс признавал, что до него буржуаз­ные экономисты уже описали экономическую анатомию классов, а буржуазные историки описали историческое раз-питие борьбы классов: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:

1) что существование классов связано лишь с опреде­
ленными историческими фазами развития производства,

2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре

пролетариата,

3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к
уничтожению всяких классов и к обществу без классов».

В работе Маркса «18 Брюмера Луи Бонапарта» на сме­ну идее отмирания государства, провозглашенной в «Ма­нифесте Коммунистической партии», приходит идея его

слома.

Маркс критикует французское государство — ужасный «организм-паразит» на теле общества: полмиллиона чинов­ников и полмиллиона военных. Он предлагает сломать ста­рую государственную машину: «Все перевороты усовер­шенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господ­ство, рассматривали захват этого огромного государствен­ного здания, как главную добычу при своей победе».

Это важное положение вошло в предисловие к немецкому изданию «Манифеста Коммунистической партии» 1872 г.: «В особенности Коммуна доказала, что рабочий класс не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить ее в ход для своих собственных целей».

В работе «К критике политической экономии. Предис­ловие», написанной в 1859 г., дается экономическая интер­претация истории и формируются концепции экономичес­кого базиса и политико-правовой надстройки.

Базис — совокупность производственных отношений. Это отношения, в которые вступают люди в процессе про­изводства: «определенные, необходимые, от их воли не за­висящие».

Надстройка — это совокупность таких явлений, как го­сударство, право, формы общественного сознания, возвы­шающихся над базисом, но зависящих от него. Маркс пола­гал, что базисные изменения определяют изменения в надстройке, а не наоборот: «На известной ступени своего


               
   
 
     
       
 
 
 

 

306 Г л ава 20. Основные напр авлени я социалистической...

развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производ­ственными отношениями... Из форм развития производи­тельных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тог­да наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происхо­дит переворот во всей громадной надстройке».

В 1871 г. была провозглашена Парижская коммуна. В Па­рижской коммуне Маркс увидел прямую противополож­ность буржуазному государственному аппарату, необходи­мость слома которого была им обоснована еще в 1852 г. Маркс пишет статью «Гражданская война во Франции» (1871), в которой восторгается достижениями Коммурш: «Коммуна сделала правдой лозунг всех буржуазных рево­люций, дешевое правительство, уничтожив две самые круп­ные статьи расходов: постоянную армию и чиновничество. Коммуна — это правительство рабочего класса». Маркс приветствует мероприятия Коммуны, направленные на уничтожение постоянного войска и замену его вооружен­ным народом, а также действия, связанные с лишением госу­дарственных чиновников привилегий несменяемости, невы­борности и высокой оплаты труда.

В работе «Критика Готской программы» (1875) Маркс вновь обратился к теме переходного периода и диктатуры пролетариата: «Между капиталистическим и коммунисти­ческим обществом лежит период революционного превра­щения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого пе­риода не может быть ничем иным, кроме как революцион­ной диктатурой пролетариата».

В этой же работе Маркс оценивал право, которое долж­но было существовать в течение всего переходного перио­да. Он полагал, что в переходный период от капитализма к коммунизму сохранится «узкий горизонт буржуазного пра­ва», ведь «право по своей природе может состоять лишь в применении равной меры» к неравным людям. Напротив, утверждал Маркс, при коммунизме «право, вместо того чтобы быть равным, должно бы быть неравным».

После смерти К. Маркса в 1883 г. Ф. Энгельс пишет ра­боту «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). В этой работе он анализирует эконо­мические предпосылки перехода людей из родовой органи­зации общества к государственной. К числу этих предпо-


20. 1. Полити ко-правовое уче ние марк сизма

сылок Энгельс относит три крупных общественных разде­ления труда. Под первым крупным общественным разделе­нием труда он понимал выделение пастушеских племен из массы варваров. Первое крупное общественное разделение труда, считал Энгельс, вызвало и первое социальное рас­слоение: «Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуати­руемых».

За первым общественным разделением труда последо­вало второе — отделение ремесла от земледелия, а затем и третье — появление в обществе класса купцов — класса «настоящих общественных тунеядцев». Эти три крупных общественных разделения труда вызвали рост обменных отношений в обществе, что привело в свою очередь к рас­колу общества на классы с противоположными экономи­ческими интересами: «Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием — рас­колом общества на классы. Он был заменен государ­ством».

Государство возникло для того, утверждал Энгельс, что­бы «классы с противоречивыми экономическими интереса­ми, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борь­бе». Энгельс, сравнив государство с родовой организацией жизни людей, выделил следующие признаки государства:

• территориальное деление подданных государства;

• наличие публичной власти, не совпадающей непосред­
ственно с населением;

• налоги и государственные долги;

• законы, которые искусственно поддерживают автори­
тет государственных чиновников.

Обобщив свои взгляды на происхождение государства, Энгельс сделал ряд выводов:

• «государство существует не извечно», так как люди
первоначально жили в родовом строе;

• государство появилось как объективная необходи­
мость, вызванная экономическим развитием человеческих
обществ, расколовшихся на классы;

• существование классов при современном уровне раз­
вития производства становится тормозом развития этого
производства, и потому они «исчезнут так же неизбежно,
как неизбежно они в прошлом возникли»;


308 Глава 20. Основные направления социалистической...

• если исчезнут классы, то «исчезнет неизбежно госу­дарство».

В результате такого рода объективного процесса вновь ус­тановится бесклассовое общество, но уже на более высоком уровне экономического развития: «Общество, которое по-но­вому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором».

Следует отметить тот факт, что Энгельс не всегда при­держивался такой трактовки происхождения государства. В более ранней работе «Анти-Дюринг» (1876) Энгельс до­пускал возникновение государства в обществе, в котором еще не произошел раскол на противоположные классы: «Общество разделяется на классы — привилегированные... а государство, к которому стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в результате своего развития при­шли только в целях удовлетворения своих общих интере­сов (например, на Востоке — орошение) и для защиты от внешних врагов, отныне получают в такой же мере и назна­чение — посредством насилия охранять условия существо­вания и господства правящего класса против класса угне­тенного».

Во введении к работе К. Маркса «Гражданская война во Франции» (1891) Энгельс дает определение государству и одновременно прогнозирует его отмирание: «В действи­тельности же государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим, — и в демократической республике ничуть не меньше, чем в монархии; в лучшем случае государство есть зло, которое по наследству переда­ется пролетариату, одержавшему победу в борьбе за клас­совое господство; победивший пролетариат по примеру Коммуны вынужден будет как можно скорее отсечь худ­шие стороны этого зла, пока поколение, выросшее в новых, свободных общественных условиях, не окажется в состоя­нии выкинуть вон весь этот хлам государственности».

Во введении к работе К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» Ф. Энгельс дал высокую оцен­ку всеобщего избирательного права как легального сред­ства борьбы рабочих за свои права: «И вышло так, что бур­жуазия и правительство стали гораздо больше бояться легальной деятельности рабочей партии, чем нелегальной, успехов на выборах, — чем успехов восстания».


______ 20. 1. Политико -прав овое учение маркс изма 309

Тем не менее Энгельс принципиально не отказывает­ся от признания за народом права на революцию: «Ведь право на революцию является единственным действи­тельно «историческим правом» — единственным, на ко­тором основаны все без исключения современные госу­дарства».

Некоторые научные положения К. Маркса и Ф. Энгель­са оспаривались при их жизни и после. В XX в. Положение Маркса о базисе и надстройке было подвергнуто критике французским социологом Раймоном Ароном. Он призна­вал научно приемлемым понятия базиса и надстройки, но при этом замечал: «Возражение вызывает только догмати­ческое толкование, согласно которому одно из них опре­деляет другое». Французский политический антрополог Жорж Лапьер признал подход Энгельса к рассмотрению происхождения государства с позиций экономического де­терминизма ограниченным: «Если ни одно человеческое общество не живет только экономикой средств существо­вания, если всякая человеческая жизнь требует "перерас­хода" излишка благ, чтобы установить коммуникацию, об­мен символами, значениями, то как не сделать из этого факта вывода о том, что производство и обмен знаками и символами, — является не менее "фундаментальным", чем производство простых "материальных" средств существо­вания».

Если оценивать политико-правовую идеологию марк­сизма, то следует признать, что ее широкому распростране­нию способствовало участие Маркса и Энгельса в работе Международного товарищества рабочих (Интернациона­ла). Через эту организацию они получили возможность оказывать влияние на развитие рабочего движения в За­падной Европе.

Марксистское политико-правовое учение построено на основе признания антагонизма между классами, который выступал для Маркса и Энгельса движущей силой истории. Призыв основателей марксизма к насильственной рево­люции скрывал цену этой революции — гражданскую войну. В отличие от основателей марксизма французский со­циолог Огюст Конт (современник Маркса и Энгельса), считал, что индустриальное общество — это не антагонис­тическое общество: необходимо лишь найти консенсус между буржуазией и пролетариатом.


310 Глав а 2 0. О с новн ые направл ения социалис тической...

20.2. Политико-правовое учение и программа социальной демократии. Фердинанд Лассаль

Фердинанд Лассаль (1825-1864) — немецкий публи­цист и политик, адвокат.

Эпоха. Объединение Германии шло сверху, и Бисмарку мешала буржуазная оппозиция в рейхстаге, поэтому он был согласен допустить туда рабочих, понимая, что в усло­виях Германии всеобщее избирательное право не приведет к общенародному государству. Ф. Лассаль поддерживал политику объединения Германии «сверху» — под гегемо­нией Пруссии.

Биография. Родился в семье мещан. Учился в Лейпциг-ской торговой школе, в Бреславском и Берлинском универ­ситетах, занимался филологией и философией.

В 1848-1849 гг. участвовал в демократическом движе­нии Рейнской провинции; в начале 1860-х гг. примкнул к рабочему движению и стал одним из основателей рабочей партии— Всеобщего германского рабочего союза (1863). Был избран президентом этой партии. Погиб на дуэли.

Логическое основание политико-правового учения. Ф. Энгельс называл Ф. Лассаля правоверным гегельянцем. Сам же Лассаль называл себя учеником К. Маркса: знал наизусть «Манифест Коммунистической партии» и эконо­мические труды Маркса, широко их пропагандировал в не­мецком рабочем движении.

Основные работы: «Система приобретенных прав» (1861); «Программа работников» (1862); «Наука и работ­ники» (1862); «О сущности конституции» (1862); «Глас­ный ответ» (1863).

Содержание политико-правового учения. Ф. Лассаль считал государство воплощением общественного интереса, только в государстве он видел путь спасения от всех соци­альных зол: «Государство — это учреждение, в котором должна воплотиться вся добродетель человечества, — цель государства дать возможность человечеству процветать и прогрессивно развиваться, другими словами, назначение человека — добиться насаждения культуры, на какую толь­ко человеческий род способен. И рабочее сословие, и вооб­ще низшие классы общества, благодаря беспомощности, в какой пребывало большинство их, обнаружили глубокий инстинкт, возлагая все свои надежды на государство».


 

 

20.2. Политико-правовое учение и программа...

Современное буржуазное государство основано на иму­щественном избирательном цензе и служит лишь «ночным сторожем», призванным охранять личную свободу индиви­да и его собственность: «Буржуазия определяет нравствен­ную цель государства так: она состоит исключительно в ох­ранении личной свободы и собственности индивидуума. Это идея ночного сторожа, господа, идея ночного сторожа потому, что государство представляется здесь только в об­разе караульщика, все назначение которого предупреждать разбои и грабежи». Государство будущего должно ставить перед собой еще и социальные задачи.

Программа перехода к социализму. Лассаль предлагал осуществить социализм на основе существующего государ­ства. Если ввести всеобщее избирательное право, полагал он, отменив имущественный ценз, то государство станет «на­родным» и будет служить всем и каждому: «При всеобщем и прямом избирательном праве невозможно, чтобы избранные представители не сделались, наконец, верным и точным от­ражением избравшего его народа». Тем самым будет реали­зована «государственная идея рабочего сословия».

Лассаль обращался к рабочим со следующими словами: «Всеобщее и прямое избирательное право — это не только ваш политический, но и ваш основной социальный прин­цип, основное условие всякого социального улучшения».

Когда 98 % неимущих пойдут голосовать, они будут спо­собны изменить политику государства. Социальный воп­рос будет решен через:

S государственные субсидии и государственный кредит;

S учреждение производительных товариществ как в промышленности, так и в земледелии в таком объеме, что­бы из них возникла социалистическая организация совокуп­ного труда, которая постепенно вытеснит капитализм. Ра­бочие в этих товариществах будут получать «полный трудовой доход».

Завоевание всеобщего избирательного права — вот путь к социализму. Был тайный договор Лассаля с канцлером О. Бисмарком: за поддержку рабочими его политики Бис­марк обещал ввести всеобщее избирательное право в Гер­мании.

Заметим кстати, что обе стороны выполнили свои обещания!

В отличие от политической программы Маркса, осно­ванной на концепции классовой борьбы и насильственной


312 Глава 20. Основные н а правления социалистической—____

революции для решения рабочего вопроса и построения социализма, Лассаль, как отмечалось, возлагал надежды на существующее государство: «Я приписываю государству высокую, великую задачу, — развить зародыши человечно­сти, что оно делало от начала истории и будет делать во веки веков, я требую, чтобы оно, как орган всех, устроило своей благодетельной рукой жизнь всех».

Лассаль выступал за мирный путь перехода к социализ­му (через легальную политическую борьбу за всеобщее из­бирательное право): «Поднятое мною знамя есть знамя демократии вообще. Я вызываю движение общее, демокра­тическое, народное, а не классовое только».

Под влиянием идей Лассаля еще одна рабочая партия, созданная в Германии, стала называться «социал-демокра­тической», включила в свою программу пункт о государ­ственной помощи производственным товариществам и на­звала свою газету «Народное государство».

Лассаля волновала не только конкретная проблема ре­шения рабочего вопроса, но и сугубо научные, теоретичес­кие проблемы конституционализма. В работе «О сущности конституции» он говорит о двух конституциях: действи­тельной и правовой.

Конституция действительная представляет собой фак­тическое соотношение сил в обществе: король — войско — дворянство — промышленники — банкиры — мелкая бур­жуазия — рабочие. Именно эта действительная конститу­ция определяет все законы и все правовые учреждения данного общества.

Конституция правовая представляет собой конститу­цию писаную: «Упомянутые нами действительные отноше­ния общественных сил записываются на бумагу, выража­ются письменно, будучи записанными, они перестают уже быть только фактическими соотношениями и становятся правом или правовыми учреждениями, неповиновение ко­торым наказывается». Стабильность писаной конституции зависит от ее соответствия конституции действительной: «Что бы ни было написано на листе бумаги, не будет иметь никакой цены, пока не отвечает действительному положе­нию вещей, реальному соотношению между общественны­ми силами».

В подтверждение своих слов Лассаль приводит такой пример: если у вас в саду растет яблоня, а вы на нее повеси­ли табличку с надписью «фиговое дерево», то неужели


 

 

20.3. Политико-правовая идеология...

ваша яблоня благодаря только этой надписи и в самом деле станет фиговым деревом? Действительная конституция пробивается через писаную конституцию с такой же необ­ходимостью, какая заключается в законе тяготения.

Разработанные Лассалем политические идеалы получили признание у некоторых представителей немецкой социал-де­мократии (Э. Бернштейн и др.). Лассальянство и марксизм — две противоположные друг другу доктрины, возникшие в XIX в. Интерес к ним политических исследователей не ослаб, и в XX в. австрийский юрист Г. Кельзен посвятил этим уче­ниям отдельную работу «Маркс или Лассаль».

20.3. Политико-правовая идеология «русского социализма». А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский

Эпоха. Восстание 14 декабря 1825 г., направленное на свержение самодержавия и отмену крепостного права, за­кончилось поражением: по форме правления Россия оста­лась абсолютной монархией, сохранился и институт крепо­стного права. Идеологию такого государства лаконично выразил министр просвещения граф С.С. Уваров: «само­державие, православие, народность».

Согласно программе де Местра (см. 14.1) в 1811 г., буду­чи попечителем Петербургского учебного округа, С.С. Ува­ров запретил преподавание философии, политической эко­номии, эстетики и основ коммерции.

Наряду с официальной идеологией государства сфор­мировалось либеральное направление политической и пра­вовой мысли. Представители этого направления обосновы­вали необходимость проведения реформ, направленных на признание за членами общества личных и политических свобод. Они выступали за отмену крепостного права, огра­ничение произвола государственной бюрократии. Предста­вители русского либерализма вырабатывали свои идеалы, сопоставляя исторические пути развития России и Запада. Следствием этого стала поляризация взглядов на прошлое, настоящее и будущее России. И в 1830-1840-е гг. либера­лы окончательно разделились на «западников» и «славяно­филов».


           
   
     
 
 
 
 
 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 881 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.